ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 254
Скачиваний: 2
.20 |
- # 1 |
/ — корпус |
насоса; |
2 — перепускной |
Рис . |
3-27. |
Топливный |
насос золотникового |
типа двигателя: |
3 — зубчатая |
рейка |
для |
измене |
|||||||||||||||
клапан |
(в |
сборе) |
для удаления из |
отсечного канала |
избыточного топлива; |
|||||||||||||||||||||
ния количества подаваемого |
топлива; |
4 — винт-ограничитель мощности; |
5 — центробежная |
муфта |
опережения |
впрыска |
топлива |
(в |
сборе); |
|||||||||||||||||
6 — крышка подшипника кулачкового |
вала |
насоса; |
7 — резиновое кольцо |
для уплотнения полости кулачкового вала; |
S — шарикоподшипник; |
|||||||||||||||||||||
9 — кулачковый вал |
насоса; |
(0 —нижняя |
|
крышка |
для закрытия |
снизу |
полости кулачкового |
вала; |
11 — корпус |
регулятора |
числа оборотов; 12 — |
|||||||||||||||
сапун |
с набивкой |
для вентиляции |
картерной полости |
насоса; |
13 — указатель уровня масла; |
14 — верхняя тарелка пружины |
толкателя; 15 — стяж |
|||||||||||||||||||
ной винт; |
16 — установочный |
винт |
втулки |
плунжера; |
17 — пробка |
для |
выпуска воздуха; 18 — штуцер |
для прохода |
топлива; |
19 — ограничитель |
||||||||||||||||
подъема клапана; |
20 — колпачковая |
гайка; |
21 — соединительный |
ниппель; |
22— пружина |
нагнетательного |
клапана; |
23 — нагнетательный |
клапан |
|||||||||||||||||
высокого давления; |
24 — седло |
нагнетательного |
клапана; 25 — втулка |
плунжера; 26 — зубчатый венец; 27 — фиксирующий |
винт; 28 — поворотная |
|||||||||||||||||||||
втулка |
с |
пазом; |
29 — плунжер |
насоса; |
30 — пружина |
толкателя; |
31 — нижняя тарелка |
пружины толкателя; 32 — регулировочный болт; 33 — тол |
||||||||||||||||||
катель |
плунжера; |
34—ролик толкателя; 35—стопорный |
винт для |
фиксирования промежуточной опоры |
от |
проворачивания и |
осевого |
перемещения |
водится в движение коленчатым валом двигателя. Топливный насос— шестиплунжерный (для шестицилиндрового двигателя), на кулачко вом валике имеются 6 кулачков. При помощи роликового толкателя и пружин 30 плунжер 29 при вращении валика 9 получает возвратнопоступательное движение. При движении плунжера вниз топливо заполняет полость насоса. При обратном движении плунжера вначале небольшое количество топлива вытесняется обратно, но, когда плун жер перекроет топливоподающие каналы, начинается нагнетание топ лива. Под действием давления топлива нагнетательный клапан 23 приподнимается, топливо проходит по трубопроводу в форсунку и далее впрыскивается в камеру сгорания. Плунжер 29 имеет на конце специальную косую выточку, которая позволяет при повороте его ре гулировать конец подачи топлива. Таким образом, при повороте плунжера вокруг своей оси изменяется момент конца подачи топлива, а следовательно, и количество впрыскиваемого топлива. Плунжер поворачивается вокруг своей оси при помощи зубчатой рейки 3, кото рая через венец 26, связанный с втулкой 25, поворачивает поворот ную втулку 28, а вместе с ней и плунжер 29.
Плунжерная пара (плунжер и втулка) относится к наиболее от ветственной части насоса. Эти детали изготовляются из хромомолибденовой стали. Поверхности их азотируются и подвергаются закалке. После обработки плунжер и втулку подбирают друг к другу для полу чения максимальной плотности пары. Комплект плунжерной пары является прецизионным: замена плунжера или втулки из одного ком плекта на соответствующую деталь другой не допускается.
Форсунка предназначается для распределения струи топлива со ответственно форме камеры сгорания, распыления топлива на мель чайшие капельки и придания факелу определенной длины, чтобы обес печить проникновение топлива во все слои сжатого воздуха, не до пуская при этом оседания топлива на стенках цилиндра и поршня. Существующие форсунки делятся на два типа: открытые и закрытые.
Открытая форсунка не имеет запорный иглы или клапана для разоб щения нагнетательного трубопровода с сопловыми отверстиями. Топливо подается из насоса по трубопроводу к каналу форсунки и выбрасывается через сопловые отверстия в камеру сгорания. Избы точное давление в канале создается благодаря сопротивлению в сопло вых отверстиях.
Открытые форсунки по конструкции очень просты, но имеют су щественные недостатки. Пр-и применении открытой форсунки топливо начинает поступать в камеру сгорания сразу, как только давление в трубопроводе превысит давление газов в цилиндре. В связи с этим вначале топливо подается при незначительном избыточном давлении, что не обеспечивает хорошего распыления и сгорания топлива в пер вый период впрыска. После прекращения подачи топлива насосом некоторое количество горючего под действием упругости трубопрово да и сжимаемости топлива продолжает поступать через сопла в камеру сгорания при пониженном давлении («подтекание» или образование «остаточной капли»), в результате чего топливо догорает в процессе расширения и на соплах образуется нагар. Давление впрыскиваемого
308
топлива при открытой форсунке изменяется пропорционально квадра ту числа оборотов, поэтому при малых числах оборотов давление в пе риод впрыскивания может быть недостаточным для хорошего распыливания подаваемого топлива. Поэтому в начале и в конце впрыски вания и при снижении скорости вращения вала топливо распыливается хуже.
Рис. 3-28. Закрытая форсунка
Для уменьшения влияния этих недостатков иногда укорачивают длину нагнетательного трубопровода, устанавливая индивидуальный насос недалеко от форсунки; при этом, чтобы обеспечить соответствую щее давление при малых числах оборотов, применяются весьма боль шие давления впрыскивания (1000 бар и более). Стремление к укоро чению трубопровода привело к созданию так называемых насосфорсунок, в которых насос и форсунка изготовлены вместе как один агрегат. Насос-форсунка монтируется отдельно для каждого цилинд ра в головке двигателя; давление впрыскивания в них достигает 2000 бар.
Закрытая форсунка в отличие от открытой имеет специальную за порную иглу (запорный клапан), которая закрывает проход топлива
309
в камеру сгорания. Поднимается игла гидравлическим давлением топлива.
Типы закрытых форсунок весьма разнообразны. На рис. 3-28 по казана типичная закрытая форсунка. Топливо подается насосом по
Рис. 3-29. Закрытая форсунка двигателя Ярославского моторного завода:
1 — корпус |
форсунки; |
2— канал для |
прохода топлива; |
|||||||
3 — гайка |
распылителя; |
4 — полость |
для |
топлива; |
5 — |
|||||
игла распылителя; 6 — корпус распылителя; |
7 — фикси |
|||||||||
рующий |
штифт; |
8 — штанга; |
9 — тарелка пружины; |
10 — |
||||||
пружина; |
|
// — медная |
уплотняющая |
шайба; 12 — гайка; |
||||||
13—контргайка |
регулировочного |
винта; |
14 — колпак; |
|||||||
15 — регулировочный |
винт |
пружины; |
16 — сеточный |
|||||||
фильтр; |
17 — штуцер; |
13 |
— уплотнитель |
из |
маслостойкой |
|||||
|
|
|
|
|
резины |
|
|
|
|
трубопроводу к штуцеру / и далее по каналу 2 в полость 3, находя щуюся под иглой. Под давлением топлива игла преодолевает силу на жатия пружины 8 и приподнимается, топливо попадает в сопловые отверстия — происходит впрыск. С прекращением подачи топлива насосом давление в полости под иглой падает, игла под давлением пружины мгновенно садится на седло и впрыск топлива прекращает-
310
ся. Начальное давление впрыскивания регулируется в закрытой фор сунке натяжением пружины 8, опирающейся на иглу 6. Это осуществ ляется регулировочным болтом 10, а высота подъема иглы ограничи вается контрольным штырьком 9. Поэтому в закрытой форсунке с изменением числа оборотов начальное давление впрыскиваемого топ лива не особенно сильно будет меняться.
Для отвода небольшого количества топлива, просачивающегося между иглой и направляющей втулкой в полость корпуса форсунки 7, служит второй штуцер 11.
Направляющим для иглы служит распылитель. В кон це распылителя просверли ваются сопловые отверстия 4.
Комплект распылительной пары (распылитель 5 и игла 6) является прецизионной парой, и нельзя переставлять отдельную деталь из одного комплекта в другой.
На рис. 3-29 показана форсунка двигателя Ярос лавского моторного завода. Топливо из канала штуцера
17 проходит |
|
через |
сетчатый |
|
|
|||
фильтр |
16 и по каналу 2 пос |
|
|
|||||
тупает |
В |
полость 4. |
При дав- Рис. 3-30. Существующие |
конструкции |
||||
лении около |
150 |
бар игла 5, |
распылителя закрытой |
форсунки |
||||
преодолевая |
силу |
натяжения |
|
|
||||
пружины |
10, |
приподнимает |
|
|
||||
ся, и топливо |
через |
сопловые |
отверстия впрыскивается в камеру |
сгорания. Ограничителем хода иглы является нижний торец корпуса / форсунки, и подъем иглы 5 распылителя в этой форсунке составляет £,28-г-0,38 мм.
На рис. 3-30 показаны различные конструкции распылителя. Диа метр сопловых отверстий в одно- и многодырчатых соплах (рис. 3-30, б, а соответственно) в зависимости от формы камеры сгорания и раз меров цилиндра двигателя обычно составляет 0,15-^-0,7 мм и число отверстий — l-r-12.
Сверление сопловых отверстий, обработка конической поверхности седла, шлифовка направляющей поверхности распылителя, обработ ка запорного конуса иглы и шлифовка цилиндрической поверхности иглы являются наиболее точными операциями при изготовлении фор сунки. Малейшее отклонение в сверлении сопловых отверстий наруша ет точность направления струи топлива и ухудшает смесеобразование в двигателе.
Иногда делают в распылителях только одно сопловое отверстие диаметром 0,8-т-1 мм. Игла оканчивается в этом случае расширяю щимся (рис. 3-30, в) или цилиндрическим (рис. 3-30, г) отростком •(штифтом), который входит в сопловое отверстие с очень малым за-
311