Файл: Нигматулин И.Н. Тепловые двигатели учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 236

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где hoi и

ho2— располагаемые

перепады тепла соответственно на на­

правляющих и рабочих лопатках по основной адиабате А\Аи,

кДж/кг.

Так

как на направляющих

лопатках имеются потери

тепла hc,

то фактически располагаемый тепловой перепад на рабочих лопатках будет не hQ2', a h02. Отношение перепада тепла, срабатываемого на ра­ бочих лопатках, к располагаемому перепаду тепла всей ступени, назы­

вается степенью реактивности и обозначается

буквой р, т. е.

Л0 2 0 = Р.

(1-41)

или

 

Кг = ?К-

 

На лопатках с любой степенью реактивности (рис. 1-13, в). Сов­ ременные паровые турбины активного типа строятся с некоторой реак­ тивностью на рабочих лопатках. Реактивность на лопатках ступеней является не постоянной, а постепенно увеличивается на каждой пос­ ледующей ступени. При тепловом расчете турбины реактивность при­ нимается с таким расчетом, чтобы проточная часть ее была плавно изменяющейся от ступени к ступени. На первых ступенях турбины реактивность принимается в пределах (6 Ч- 15)% от располагаемого теплового перепада ступени. В последних 2—3 ступенях современных

турбин

большой единичной мощности реактивность достигает (30 ч-

Ч- 50)%.

На

направляющих лопатках срабатывается тепловой перепад

hoi — h— ht и давление снижается от pi0 до р±. Паровой поток по выходе с направляющих лопаток с абсолютной скоростью с± и углом накло­ на СЦ поступает в каналы рабочих лопаток.

Скорость пара по выходе из направляющих лопаток

 

сх = уси = 44,7Ф У V = 44,7<р>Л (1-р)Ао •

(1-42)

Скорость потока wt и угол ^ определяются из треугольников ско­ ростей или аналитически по (1-33) и (1-34).

На рабочих лопатках ступени происходит дальнейшее расширение пара с соответствующим приращением скорости и понижением дав­ ления от pi до р20.

Располагаемая энергия 1 кг пара на рабочих лопатках склады­ вается из кинетической энергии потока при поступлении на рабочие

лопатки [ / (2 • 103)] и теплового перепада

h02,

т. е.

w\ I 2000 = w\ I 2000 +

h02,

(1-43)

где w2i — относительная теоретическая скорость потока в выходном сечении рабочих лопаток без учета потерь на лопатках.

Из (1-43) находим скорость пара:

w2t = 44,7 У w\ I 2000 + V

(1-44)

Действительная относительная скорость пара по выходе с лопаток, т. е. скорость с учетом потери энергии в каналах лопаток,

29



 

Скорость

с2 и

угол а 2

определяются из выходного

треугольника

скоростей, построенного по скорости w2,

углу

|32 и окружной

скорос­

ти

и.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

 

лопаток

реактивной ступени

часто

 

принимают

a t =

|32

и

а 2

= Р4

(рис. 1-14).

на

рабочих

лопатках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тепловые

потери

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ал ={w\t

— a£ )/2000 =

(1 — ф2) ш*, / 2000 =

(1/ф2

— 1) w\ I 2000 =

 

 

 

 

 

= ( 1 - ф 2 ) ( ^ / 2 0 0 0

+ /г0 2 ),

 

 

 

 

(1-46)

 

Тепловые потери с выходной

скоростью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К =

4

I 2000

 

 

 

 

 

 

(1-47)

 

Тепловые процессы на лопатках с различной реактивностью на

ступенях

в i—s-диаграмме

(см. рис. 1-13, б, в)

строятся

 

следующим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

образом.

Из

точек

Л 1 0 , ха­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рактеризующих

 

начальные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

состояния

пара

с параметра­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ми pi0

и Т 1 0 ,

проводится

ади­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

абата до пересечения с изоба­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рой конечного

давления

р 2 0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(за

рабочими

 

лопатками).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перепады тепла определяются

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

отрезками

А10Ац

 

и

срабаты­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ваются

в

 

сопловых

кана­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лах. Точки А и

 

показывают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

состояния

пара

 

за

соплами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

без учета

потерь

 

на

послед­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

них. При учете потерь состо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

яния

 

пара

за

 

направляю­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щими

 

лопатками

будут

оп­

Рис.

1-14.

Изменение

скорости

пара

ределяться точками

At;

по­

тери

энергии

на

 

направляю­

на рабочих

лопатках

реактивной

сту­

щих лопатках /гс:

 

 

 

 

 

 

 

 

пени:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) схема потока пара на лопатках; б) тре­

Ас =

(1 — Ф 2 ) {hol

+ cl /2000) ,

 

 

 

угольники скоростей

 

 

 

uc = ( l - < P 2 ) V

В первом случае используется тепловая энергия пара по выходе с рабочих лопаток предшествующих ступеней, во втором случае она не используется.

В точках Ai пар, обладающий относительной скоростью wu имеет кинетическую энергию w\l (2 • 103) кДж/кг. Откладывая эти величины точек Ai в виде отрезков AiA\, в точках А\ найдем фиктивные сос-

30


тояния пара перед рабочими лопатками, определяемые так называе­ мыми параметрами торможения. Если потоки пара, обладающие

скоростями wit при состояниях пара, определяемых точками Аи

адиа­

батически затормозить до нулевой скорости, то параметры пара

воз­

растут до состояний, определяемых точками А\. Располагаемые

энер­

гии пара на рабочих лопатках в тепловых единицах определяются от­

резками А\А2{

(см. рис. 1-13, б, в).

 

Следует иметь в виду,

что адиабата AxA2t

несколько больше от­

резка Л1,Л1 / (

но разница

незначительна.

 

Глава 1-3.

ПОТЕРИ В СТУПЕНЯХ ТУРБИНЫ, И Х К. П. Д . И Р А З М Е Р Ы Л О П А Т О К

§ 1-8. Классификация потерь

Все потери, возникающие в действительной турбине, можно раз­

делить на две

группы:

 

1) потери внутренние,

т. е. непосредственно влияющие на изме­

нение состояния

рабочего тела при его расширении в турбине;

2) потери внешние, т. е. не влияющие на изменение состояния па­ ра при его расширении в турбине.

К первой группе можно отнести потери: в клапанах; в соплах; на рабочих лопатках; с выходной скоростью; на трение диска и вентиля­ цию; через внутренние зазоры; от влажности пара; в выхлопном пат­ рубке.

Ко второй группе относятся потери: механические; от утечек пара через концевые уплотнения вала.

§ 1-9. Внутренние потери

Потери в клапанах. Пар, поступающий в турбину, должен пройти через запорные и регулирующие органы, установленные перед тур­ биной: главный стопорный и регулирующие клапаны. Эти клапаны относятся непосредственно к турбине и составляют одну из ее кон­ структивных частей. Таким образом, состояние свежего пара перед турбиной характеризуется состоянием его перед стопорным клапаном. Протекание пара через стопорный и регулирующие клапаны сопро­ вождается потерями давления, т. е. связано с дросселированием (мятием) пара. Можно принять, что при дросселировании пара его тепло­ содержание до и после дросселирования не изменяется, т. е. i0= const.

Вследствие начального дросселирования располагаемый теплоперепад в турбине уменьшается, т. е. появляются потери тепла от дроссе­ лирования: Д Я К = #оАЯв.п (рис. 1-15).

В турбинах среднего давления величина потери от дросселирова­ ния при полностью открытых клапанах может составить до 5 % давления свежего пара. В современных паровых турбинах в связи с примене-

31


нием хорошо обтекаемых форм регулирующих клапанов удается умень­ шить потери давления до 3% от р 0 и ниже. При расчетах рекомендует­ ся принимать потери давления от дросселирования в пределах

Дрк = (0,03 ~ 0,05) р0 .

(1-48)

Потери в соплах. Потери кинетической энергии в соплах возни­

кают при обтекании

профилей

за счет потерь при поступлении

рабо­

 

 

 

 

чего

тела

в

сопла,

трения

час­

 

 

 

 

тиц о стенки сопел и относитель­

 

 

 

 

но

друг

друга,

поворота

струи,

 

 

 

 

нарастания

 

пограничного

 

слоя,

 

 

 

 

вихревых движений

в

 

кромочном

 

 

 

 

следе за соплами

(кромочные

поте­

 

 

 

 

ри),

концевых

 

потерь у

торцовых

 

 

 

 

стенок

и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потери

 

скорости

 

истечения

 

 

 

 

учитываются

 

скоростным

коэффи­

 

 

 

 

циентом ф.

Величина

ф,

как по­

 

 

 

 

казали

опыты, в основном

зависит

 

 

 

 

от

размеров

 

 

соплового

канала

 

 

 

 

(длины,

высоты и радиуса

кривиз­

 

 

 

 

ны),

состояния

поверхности

сте­

 

 

 

 

нок

сопла

и

скорости

рабочего

 

 

 

 

тела,

 

от

формы

канала

и т. д.

 

 

 

 

Скоростной коэффициент

ф сильно

 

 

 

 

зависит от высоты сопел: с умень­

 

 

 

 

шением высоты он резко снижа­

 

 

 

 

ется.

 

Коэффициент

ф

можно

 

 

 

 

принимать

 

при

грубо

 

отлитых

 

 

 

 

соплах

 

в

пределах

0,93

ч-

0,94,

 

 

 

 

при тщательно отлитых и обра­

 

 

 

 

ботанных

 

соплах 0,95

— 0,96

 

 

 

 

и

при

 

тщательно

фрезерованных

 

 

 

 

соплах 0,96

~

0,975.

До насто­

 

 

 

 

ящего

времени

нет

вполне надеж­

 

 

 

 

ных данных

о

влиянии

на ф ряда

 

 

 

 

факторов,

как-то:

малых

скорос­

 

 

 

 

тей (ниже 200 м/с), больших ско­

 

 

 

 

ростей

(выше

1000

м/с),

состояния

 

 

 

 

пара и т.

д.

Для

оценки

ф при

Рис. 1-15. Тепловые

потери

при

расчете

сопел

рекомендуется

гра­

входе в турбину, на ее ступенях

и

фик,

приведенный

на

 

рис.

1-16.

выхлопном патрубке

 

 

В

расширяющихся

соплах

коэф­

 

 

 

 

фициент

ф

зависит

также от ус­

 

 

 

 

ловий

 

расширения

 

пара.

При

противодавлениях

выше

расчетного

в

 

случае

появления

скачка

уплотнения коэффициент ф уменьшается, что приводит

к

увеличению

потерь. При расчете сопла в этом случае следует принимать более низ­ кое значение ф.

32