Файл: Нигматулин И.Н. Тепловые двигатели учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 244

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следовательно, при полной мощности топливо поступает в распы­ литель и далее в смесительную камеру через главный жиклер и па­ раллельно через жиклер мощности, тем самым обеспечивается полу­ чение мощностной рабочей смеси.

Между рычагом 6 и стержнем 5 запорного клапана устанавливает­

ся определенный зазор, что не позволяет опускаться клапану

4

при

недостаточно полных открытиях дроссельной заслонки.

 

 

 

 

У с к о р и т е л ь н ы й

 

н а с о с .

При

быстром открывании

дрос­

сельной заслонки воздух

сразу устремляется с большой скоростью

 

 

через

диффузор

во

всасывающую

 

 

линию, а топливо,

как

более

плот­

 

 

ное по сравнению

с воздухом,

неко­

 

 

торое время

вытекает

из

жиклеров

 

 

с прежней скоростью; поэтому в

 

 

первый момент в смесительной ка­

 

 

мере

получается

обедненная

смесь,

 

 

что вызывает в работе двигателя

 

 

перебои,

иногда

двигатель

даже

 

 

глохнет. Для

 

устранения

этого

не­

 

 

достатка, т. е.

для улучшения

при­

 

 

емистости

двигателя,

карбюратор

 

 

снабжается ускорительным

насосом.

 

 

Схема

устройства ускорительного

 

 

насоса рассматривается ниже на при­

 

 

мере

карбюратора

К-88А.

Он

изго­

 

 

товляется

Московским

карбюратор­

Рис. 3-38. Схема экономайзера

ным

заводом

и

устанавливается

на

двигателях

 

грузовых

автомобилей

с механическим приводом

и

 

параллельным расположением

Московского

автозавода

им.

Лиха­

жиклеров

 

чева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карбюратор К-88А (рис. 3-39) с опускающимся потоком, сдвоенный, имеет оощии входной воздушный патрубок, разветвляющийся

на две смесительные камеры, в каждой из которых по два диффузора (большой и малый). Большой диффузор пропускает основную часть воздуха, малый диффузор 10 позволяет, не изменяя разрежение в большом диффузоре, получить повышенное разрежение у распыли­ теля.

В карбюраторе два комплекта главной дозирующей системы с пневматическим торможением топлива и два комплекта системы хо­ лостого хода, а также один экономайзер и один ускорительный насос, которые управляются механическим приводом от дроссельной заслон­ ки одной и той же системой рычагов и тяг.

Корпус карбюратора собран из трех частей: верхней 7, средней 20 и нижней 39. Части карбюратора скреплены между собой болтами. Верхняя и средняя части отлиты из цинкового сплава, а нижняя — из чугуна. В верхней части находятся общий приемный патрубок с воздушной заслонкой 12 и крышка поплавковой камеры; в средней — поплавковая камера, экономайзер, ускорительный насос, диффузо-

322


Рис. 3-39. Схема карбюратора К.-88А

ры и главные топливодозирующие системы, а в нижней —смеситель­ ные камеры и дроссельные заслонки 38. Между средней и нижней частями установлена уплотнительная теплоизолирующая проклад­ ка 31.

Топливо в поплавковую камеру поступает через штуцер /, сетчатый фильтр 3 и игольчатый клапан 2. Сверху фильтр герметично закрыт пробкой 4. Верхнее пространство поплавковой камеры через баланси­ ровочный канал 5 сообщается лишь с входным патрубком и не сооб­ щается непосредственно с атмосферой. Поплавковая камера в этих случаях называется балансированной; давление в таких карбюраторах зависит только от давления во входном патрубке, и состав горючей смеси не меняется при изменении сопротивления в воздушном фильтре двигателя.

Поплавок 41 спаян из двух половинок, каждая из которых отштам­ пована из латунного листа. В дно поплавковой камеры вмонтирован главный жиклер 40. Жиклер полной мощности 8 расположен в на­ клонном канале главной топливодозирующей системы, которая снизу закрыта пробкой 29, а сверху выведена в кольцевую канавку малого диффузора 9. При работе двигателя под нагрузкой топливо из глав­ ных жиклеров 40 поступает в наклонные каналы'топливодозирующей системы и перемешивается с незначительным количеством воздуха, прошедшим через жиклеры холостого хода 6. Образовавшаяся эмульсия проходит жиклеры полной мощности 8 и разбавляется воздухом, по­ ступившим через воздушные жиклеры 9 главной топливодозирующей системы. Далее топливно-воздушная эмульсия из распылителя выте­ кает в малый диффузор, где перемешивается с воздухом и затем попа­ дает в большой диффузор, в котором происходит дальнейшее переме­ шивание с воздухом.

Таким образом, в каналах и двух диффузорах происходит много­ кратное перемешивание топлива с воздухом и обеспечивается доста­ точно хорошее распыливание и испарение топлива. Воздух, поступаю­ щий из воздушного жиклера 9, уменьшая разрежение в канале перед главным жиклером 40, притормаживает струю топлива и тем са­ мым обеспечивает получение более экономичной характеристики кар­ бюратора.

Система холостого хода каждой смесительной камеры состоит из жиклера холостого хода 6, нижнего отверстия 36 холостого хода, верхнего отверстия 35 и регулировочного винта 34 для регулировки состава смеси. При прикрытии дроссельной заслонки 38 разрежение воздуха в диффузоре почти отсутсвует, топливо из главной топливодо­ зирующей системы не поступает, а в задроссельном пространстве раз­ режение достигает максимальной величины. Топливо из главного жик­ лера 40 поступает к жиклерам холостого хода 6, смешивается с возду­ хом, проходит по каналу 37, и далее образовавшаяся эмульсия через нижние отверстия 36 системы холостого хода поступает в задроссельное пространство, где, перемешиваясь с воздухом, образует горючую смесь. При незначительном открытии дроссельной заслонки увеличи­ вается количество воздуха, проходящего через диффузоры, разреже­ ние в каналах системы холостого хода возрастает: под разрежением в

324


этом случае оказываются и верхние отверстия 35. Одновременно с этим топливо подается как через нижние, так и через верхние отверстия, и количество подаваемого топлива увеличивается.

Экономайзер включается при работе двигателя на полной мощнос­ ти. По мере открытия дроссельной заслонки от перемещения поводка 30, серьги 25 и вертикального валика 19 опускается вместе с планкой 18 втулка 15, сжимая при этом находящуюся под ней пружину. Когда дроссельная заслонка откроется примерно на 90%, валик 14 нажимает на промежуточный толкатель 22 и, сжимая пружину 26, открывает шариковый клапан 24. Топливо из поплавковой камеры через жиклер мощности 27 экономайзера поступает по топливным каналам 28 в наклонные каналы и затем через жиклер полной мощности 8 — в малые диффузоры.

Следовательно, при полном открытии дроссельной заслонки топли­ во поступает из главного жиклера 40 и из жиклера мощности 27 эко­ номайзера. Жиклер полной мощности 8 ограничивает расход топлива лишь при его максимальных значениях.

Ускорительным насосом карбюратора при быстром открывании

дроссельной заслонки на короткое время обогащается

рабочая

смесь

и тем самым увеличивается

мощность двигателя. При

закрытии

дрос­

сельной заслонки поршень

21 ускорительного насоса

приподымается

и топливо через впускной клапан 23 поступает в цилиндр ускоритель­ ного насоса. При открытии дроссельной заслонки планка 18 сколь­ зит по штоку 17 и сжимает пружину 16; под действием этой пружины

поршень 21 опускается

и топливо под давлением поршня из

цилиндра

ускорительного

насоса

и канала 32 через нагнетательный

клапан 33

и двефорсунки

И впрыскивается в смесительные камеры.

Нежесткая

связь планки 18 с поршнем 21 создает эластичность при резком откры­ тии дроссельной заслонки и обеспечивает необходимый для разгона автомобиля продолжительный впрыск топлива.

Для пуска холодного двигателя имеется воздушная заслонка 12, которая обеспечивает сильное обогащение горючей смеси. В воздуш­ ную заслонку вмонтирован предохранительный клапан 13, который автоматически открывается при сильном разрежении в смесительной камере. Клапан 13 позволяет проходить минимально необходимому количеству воздуха при полностью закрытой воздушной заслонке и предохраняет от переобогащения горючей смеси при пуске. Воздуш­ ная заслонка кинематически связана с дроссельными заслонками, и они при закрытии воздушной заслонки автоматически открываются.

Питание двигателя с впрыском бензина

Питание двигателя топливом иногда осуществляется с впрыском бензина непосредственно в цилиндр двигателя или во впускной тру­ бопровод перед впускным клапаном. Бензин впрыскивается форсун­ кой в процессе впуска свежего воздуха в цилиндр двигателя. Давле­ ние бензина, подаваемого к форсунке топливным насосом, в автомо­ бильных и мотоциклетных двигателях обычно достигает при впрыске

11—559

325


во впускную трубу З-5 бар, при впрыске в цилиндр двигателя — 10-7-15 бар, а в авиационных поршневых двигателях доходит до

160 бар. При непосредственном впрыске бензина в цилиндр двигателя

из-за отсутствия карбюратора несколько уменьшается сопротивление

и интенсивность подогрева во впускном тракте. В связи с этим коэф­

фициент наполнения незначительно повышается, степень

сжатия при

этом может увеличиться, соответственно повысятся к.п.д.

и мощность

двигателя.

Топливоподающая аппаратура при питании двигателя с впрыском бензина значительно усложняется и получается более дорогостоя­ щей. Поэтому впрыск бензина, кроме авиационных поршневых двига­ телей, применяется пока еще крайне редко.

Смесители в газовых двигателях

Образование горючей (рабочей) смеси (смеси воздуха с горю­ чим газом) в газовых двигателях может осуществляться вне рабочего цилиндра или внутри рабочего цилиндра. В первом случае будет внеш-

Рис.

3-40. Схема сме-

Рис. 3-41. Схема клапана-смеси-

сителя

газового двига-

теля

 

теля

 

нее, а во втором — внутреннее смесеобразование. В четырехтактных газовых двигателях применяется внешнее, а в двухтактных газовых двигателях — внутреннее смесеобразование.

Смесители служат для создания смеси воздуха с горючим газом в пропорции, необходимой для полного сгорания, и дают возможность производить регулирование состава рабочей смеси.

326


По конструкции существующие смесители весьма разнообразны. На рис. 3-40 приведена принципиальная схема смесителя четырех­ тактного газового двигателя. Для изменения количества горючей смеси, поступающей в цилиндр двигателя, служит дроссельная за­ слонка / , а для изменения количества воздуха — заслонка 2. Следо­ вательно, последняя служит для качественного регулирования, так как при изменении количества подаваемого воздуха меняется соотно­ шение воздуха и газа в смеси, т. е. качество рабо­ чей смеси. Клапан 3 пре­ дупреждает попадание воз­ духа в газовую линию и в случае взрыва горючей смеси в смесителе не до­ пускает распространения взрывной волны по газо­ проводу, поэтому клапан 3 называют предохранитель­ ным.

На рис. 3-41 показана схема впускного клапанасмесителя. Работает кла­ пан-смеситель следующим образом: вначале под дей­ ствием коромысла 8 час­ тично открывается лишь впускной клапан / , и в цилиндр поступает чистый воздух. Далее под действи­ ем уступа 6 открывается газовый клапан 5, и тогда

уже в цилиндр всасывается

 

 

газовоздушная смесь. Пружина

7 прижимает впускной клапан / к

седлу 2,

а пружина 3 — газовый

клапан 5 к седлу 4.

При

конструировании

смесителей, чтобы не ухудшить наполне­

ние цилиндра

двигателя,

стремятся получить в них наименьшее со­

противление

газовоздушному потоку.

Двухтактных газовых

двигателей с внешним смесеобразованием

не производят, так как они не экономичны в эксплуатации вследствие того, что продувка цилиндра производится в этом случае не чистым воздухом, а горючей смесью, и поэтому часть газа, не участвуя в сго­ рании, вылетает через выхлопные окна непосредственно в процессе продувки.

Двухтактные газовые двигатели строятся с внутренним смесеобра­ зованием. Продувка в них производится через продувочные окна только воздухом, а горючий газ вдувается непосредственно в цилиндр двигателя под давлением 0,8-4-3,0 бар выше атмосферного в конце

продувки

и в начале сжатия — через

специальный газовый клапан

рис. 3-42),

находящийся в головке или

в цилиндре двигателя. При

И*

327