вала. Снизу блок цилиндров герметично закрыт поддоном, который уплотняется прокладкой и крепится к блоку болтами. Гильзы ци линдров вставные, чугунные, в верхней части уплотняются от проса чивания охлаждающей воды буртом гильзы и прокладкой, в нижней части — резиновыми уплотняющими кольцами. Для повышения кор розионной стойкости гильзы в ее верхнюю часть запрессована специ альная вставка из легированного чугуна.
На двигатель устанавливаются 2 разъемные головки, которые отлиты из алюминиевого сплава. Крепится головка к блоку 17 болтами. Из них 4 болта одновременно служат еще и для крепления к головке стоек оси коромысел. Для центровки головки на блок за прессованы 2 штифта. Для герметичности между блоком и головкой устанавливается сталеасбестовая прокладка. С наружной стороны блока к головкам крепятся выпускные трубопроводы, с внутренней стороны, — впускные трубопроводы. Выпускные трубопроводы отли ты из серого чугуна, а впускные — из алюминиевого сплава. В голов ку цилиндров вставлены седла из жаропрочной стали и запрессованы направляющие втулки для клапанов. Клапаны изготовлены из жа ростойкой стали. Высота подъема каждого клапана — 10,25 мм. Для повышения стойкости стержень выпускного клапана наполняется из нутри натриевым охладителем, а для увеличения износостойкости на рабочей фаске тарелки клапана делается наплавка из жаростой кого сплава.
Коленчатый вал стальной, кованый, пятиопорный, покоится на пя ти коренных подшипниках. В шатунных шейках коленчатого вала имеются центробежные ловушки для очистки масла.
Вкладыши коренных и шатунных подшипников тонкостенные, лег косъемные, изготовлены из стальной ленты с медно-никелевым под слоем, покрытым антифрикционным сплавом толщиной 0,08-4-0,12 мм. Задний и передний коренные подшипники коленчатого вала для устра нения утечки масла имеют сальниковые уплотнения; кроме того, на заднем конце шейки вала имеются маслосгонные спиральные канав ки и для слива масла — отверстие в коренном подшипнике. На пер вом коренном подшипнике для фиксации коленчатого вала от осевых перемещений имеются упорные стальные шайбы, на которые наплав лены антифрикционный сплав.
Чугунный маховик крепят к фланцу коленчатого вала 6 болта ми. На маховик надет прессовой посадкой стальной зубчатый ве нец, который служит для вращения коленчатого вала от стартера при пуске двигателя. В торец вала для пусковой рукоятки установлен храповик.
Распределительный вал стальной, кованый, пятиопорный, приво дится во вращение парой шестерен с косыми зубьями.
Коренные и шатунные шейки коленчатого вала, опорные шейки, кулачки и эксцентрики распределительного вала подвергаются тер мической закалке током высокой частоты.
Поршень отлит из алюминиевого сплава, трущиеся поверхности его покрыты оловом. На каждом поршне установлены 3 компрессион ных и 1 составное маслосъемное кольцо. Верхние 2 компрессионные