Файл: Нигматулин И.Н. Тепловые двигатели учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 241

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

psijMs

 

кольца

с наружной

цилиндрической

поверхности

 

3 * и о н з ~

 

покрыты пористым

хромом.

Компрессионные

кольца

 

 

 

 

 

 

Travis

 

изготовляются

из

легированного

молибденом

серо-

 

 

g

 

г 0

чугуна,

маслосъемные

кольца—стальные.

 

 

 

°8..ч^.|«

 

Поршневой

палец

плавающий,

пустотелый,

из-

 

| S111 5 а

 

готовлен

из

хромистой

стали

и закален

током вы-

 

H"§§ | S ! 5S

 

сокой

 

частоты; фиксируется

от осевых

перемещений

 

4 2 £ , . §•

 

двумя

 

стопорными

кольцами,

которые

устанавли-

 

5 « ^ - | з °

 

ваются в проточках бобышек поршня,

 

 

 

 

 

 

 

sj, a S

 

 

Шатуны

двутаврового сечения,

 

кованые,

из уг-

 

=

 

 

 

леродистой

стали;

нижняя

 

головка

шатуна

имеет

© * ! | g11™

 

объемную

 

крышку, которая

крепится

болтами. За-

"

ей

|5S«g

 

тяжка

 

гаек

болтов

шатуна

производится

динамомет-

5 1э1ч"|й§

 

рическим ключом.

В

верхнюю головку

шатуна за-

т T . « | g | | = s

 

прессовывается

бронзовая

втулка,

 

 

 

 

 

 

 

 

к g|SogS.g|

 

Система

питания

двигателя

(рис. 3-52) состоит

S | l t g - 5 , j . * |

 

из топливного

насоса,

фильтра

тонкой

 

очистки,

2 ° I £ | f Т1§5«

 

карбюратора К-88А, канала для подвода воздуха и

|

| 5 g * | S s «

 

воздушного фильтра.

Бензин

засасывается

из

бака

о l l g t s t s i s

 

топливным насосом и подается через

фильтр

тонкой

о | S.™FC-55Щi §•

 

очистки

в карбюратор. До насоса

бензин

 

проходит

°-&S§§Ss"°:

 

сетчатый

фильтр,

находящийся

внутри

топливного

Й ° | | | | з ^

 

бака,

и затем

фильтр-отстойник.

Топливный

насос

 

 

 

I

 

диафрагменный,

имеет рычаг

для

ручной

 

подкачки

a S i s ' s p g

 

топлива,

приводится в движение от эксцентрика рас-

*

I У

| ё с э

пределительного вала. Воздух под действием

 

разреже-

S "

 

 

ния, создаваемого

 

в

цилиндрах

двигателя,

посту-

 

^'•в- у ч о ™ I &

п а е т

 

через воздушный канал в масляно-инерционный

 

о. с! х ч к

 

воздушный фильтр, затем в диффузор карбюратора и

 

 

8

и о

 

далее в смеси

с

топливом — в цилиндры

двигателя.

"£»1ь|°

§Т О)

 

3

 

 

 

 

Бензин,

 

употребляемый

для двигателя

 

ЗИЛ-130,

о i f ™slg°§

 

должен иметь октановое число не ниже 76.

 

 

 

 

§

§*.g~-1 Is2

 

Смазка

трущихся

деталей

двигателя

осуществля-

~

Вь"|1^«§2

 

ется под давлением,

самотеком

и

разбрызгиванием.

 

д ч л

- r S s S

 

Система смазки (рис. 3-53)

включает

маслоприемник,

 

5 ™ >-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S § | s 8 | | l

 

масляный

насос,

фильтр

грубой

и

центробежной

 

 

 

 

 

очистки

и масляный радиатор.

Масло

засасывается

 

 

* а " й ' 3"

 

масляным

насосом 3 через маслоприемник 17 из под-

 

 

 

дона

картера

и

подается к пластинчатому

 

фильтру 5

 

nj Q c- Ct<N и

 

грубой

очистки,

после

которого масляный

 

поток де­

 

я i 2 = g I я

 

 

 

 

лится

на две части. Одна часть

потока

(около

поло­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вины)

 

поступает в фильтр центробежной

 

очистки 6

 

4

a n " е(

 

и затем сливается обратно в поддон

картера. Другая

 

i s *

8 , *

8 !

 

часть

 

потока

 

через

распределительную

 

 

камеру 7

 

В * УЯ р,^ЧЖмsР

 

идет в продольные

 

 

 

 

 

 

'

-. ~

12 к 16 к

 

 

 

 

 

магистральные каналы

 

* | S о г 11

 

оттуда в

коренные

подшипники

коленчатого

вала.

 

 

^ д о

 

Затем по сверлению в

коленчатом

валу

 

масло пода-

 

I *2 ™ I ° &

 

 

 

^ с 11^1 э

 

ется к подшипникам

шатунной

шейки. От коренных

 

•Ult*!*

 

подшипников

масло

поступает

также

и к

 

подшип-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

341


 

 

Рис.

3-52.

Схема

системы

питания

двигателя ЗИЛ-130:

 

1 — канал п о д в о д а

в о з д у х а

к

воздушному

фильтру;

2 — воздушный фильтр;

3 — карбюратор

К-88А;

1 — рукоятка

ручного

управления

воздушной заслонкой;

5 — рукоятка

ручного

управления

дроссе ­

лями;

в — педаль

подачи топлива;

7 — топливопроводы;

8

указатель

уровня

топлива в баке; 9—

датчик

у к а з а т е л я

уровня

топлива;

10 — топливный

бак;

/ / — крышка

горловины

топливного

бака;

12 — кран д л я

з а б о р а

топлива насосом;

13 — выпускная

труба

глушителя;

14

фильтр-отстойник;

15 — глушитель; 16 — приемные

трубы

глушителя;

17 — выпускной

трубопровод; 18 — топливный

насос


никам распределительного вала. Из отверстия нижней головки шатуна масло пульсирующим потоком разбрызгивается на стенку цилиндра и оттуда через сверления в канавке маслосъемного кольца попадает во внутренние полости бобышек и верхней головки ша­ туна для смазки поршневого пальца. Для смазки клапанного меха­ низма масло подается по каналу 8 из средней шейки распредели­ тельного вала.

Рис. 3-53.

Схема системы смазки двигателя ЗИЛ-130:

/ — трубопровод подачи

масла в масляный радиатор; 2 — кран' включения масляного ра­

диатора; 3— масляный насос; 4— канал, подводящий масло от насоса к фильтрам; 5 -—

фильтр

грубой очистки; 6 — фильтр центробежной очистки;

7—маслораспределительная

камера;

8 — канал подачи

масла к коромыслам; 9—подача

масла к кривошипно-шатун-

ной

группе компрессора;

10

— смазка оси коромысла;

— трубопровод

для слива масла

из

компрессора; 12 — левый

магистральный канал;

13 — трубопровод

подачи масла к

компрессору; 14 — трубопровод для слива масла из

радиатора; 15 — центробежные ло­

вушки для очистки масла в шатунных шейках коленчатого вала; 16 — правый магистраль­ ный канал; 17—маслоприемник

На двигатель установлен шестеренчатый двухсекционный масля­ ный насос (рис. 3-54). Из верхней секции насоса масло под давлением 2,75-7-3,3 бар подается в систему смазки двигателя, а из нижней под давлением 1,2-5-1,5 бар — в масляный радиатор, который монтирует­ ся перед водяным радиатором. Для поддержания необходимого дав­ ления в верхней секции насоса имеется редукционный клапан, в ниж­ ней — перепускной клапан.

343


Охлаждение двигателя жидкостное с принудительной циркуляцией охлаждающей воды (рис. 3-55). В зимнее время воду можно заменить антифризом. Температура охлаждающей жидкости должна быть в пределах 80-f-95° С. Радиатор трубчато-ленточный, трехрядный; ох­ лаждающие ленты изготовлены из меди. Циркуляция жидкости обес­ печивается центробежным водяным насосом. Вентилятор и водяной насос находятся на одном валу и приводятся в движение от шкива коленчатого вала при помощи двух клиновых ремней. Вентилятор

Б-Б

AiA

 

 

 

 

Рис.

3-54.

Масляный

насос:

 

 

 

 

/ — корпус нижней

секции;

2 — перепускной

клапан;

3 — плунжер

редукционного

клапана;

4 — центрирующая

втулка;

5 — вал

насоса;

6 — корпус

верхней

секции;

7 — ведущая

шестерня

верхней

секции; 8 — стопорное кольцо;

9 — штифт;

10 —

ведущая

шестерня

нижней

секции;

// — болты;

12 — ведомая

шестерня

нижней

секции;

13 — прокладка; 14 — пробка;

15 — промежуточная крышка

насоса;

16 —

ведомая

шестерня

верхней

секции;

17 — пружина

редукционного клапана

 

шестилопастный, для повышения скорости проходящего через радиа­ тор воздуха заключен в направляющий диффузор. В верхнем патрубке системы охлаждения установлен термостат, который изменением ин­ тенсивности циркуляции воды через радиатор автоматически поддер­ живает необходимую температуру охлаждающей жидкости и обеспе­ чивает быстрый прогрев двигателя при пуске.

Во время работы картер двигателя вентилируется. Газы через специальный клапан и газоотводящую трубку отсасываются из карте­ ра в центральную часть впускного трубопровода, Для отделения

344