судах, землеройных машинах, экскаваторах, подъемных кранах, на сосных и компрессорных станциях и в ряде других установок. Дизели ЯМЗ четырехтактные, водяного охлаждения, со струйным распилива нием топлива, имеют единую конструктивную схему и отличаются лишь количеством цилиндров. Дизели ЯМЗ-236 выполняются в шес тицилиндровом и дизели ЯМЗ-238 — в восьмицилиндровом исполне нии. Расположение цилиндров V-образное, с углом развала 90°. Диаметр цилиндра 130 мм, ход поршня 140 мм, рабочий объем каждого цилиндра 1,86 л, степень сжатия 16,5, номинальное число оборотов в минуту 2100. Номинальная мощность двигателя ЯМЗ-236 составляет 132,5 кВт = 180 л.с. и вес двигателя без вспомогательного оборудо вания 820 кг; для двигателя ЯМЗ-238 эти величины соответственно 177 кВт = 240 л.с. и 1010 кг.
На двигателе установлены топливный насос золотникового типа, регулятор всережимный, форсунка закрытая, с многодырчатым рас пылителем. Масляный насос шестеренчатый, давление масла в системе смазки при номинальном числе оборотов 4+7 бар.
Блок-картер отлит заодно со станиной в виде цельной отливки из низколегированного серого чугуна и является основной частью кор пуса, к нему крепятся остальные детали и агрегаты двигателя.
Гильзы цилиндров толстостенные, отлиты из чугуна с перлитовой структурой.
Коленчатый вал кованый, стальной, покоится у 6-цилиндрового двигателя на четырех и у 8-цилиндрового — на пяти коренных под шипниках. Коренные и шатунные подшипники имеют сменные тонко стенные стальные вкладыши, залитые антифрикционным слоем из свинцовистой бронзы толщиной 0,30-f-0,65 мм. Поверхности корен ных и шатунных шеек глубиной 3+4 мм закаливаются с нагревом токами высокой частоты. В щеки вала двумя болтами крепятся проти
вовесы. Коренные шейки вала развиты по диаметру |
(105 мм), но отно |
сительно |
короткие |
по длине; шатунные |
шейки, |
наоборот, имеют |
меньший |
диаметр |
(85 мм), но удлинены, |
чтобы посадить оба шатуна |
V-образного двигателя на общую шатунную шейку. |
Шатун |
(рис. 3-58) кованый, с двутавровым сечением стержня, из |
готовлен из стали |
40Х. Нижняя головка шатуна изготовлена с косым |
разъемом, крепится крышка к головке шатуна двумя болтами. Для подачи масла от нижней шатунной шейки к подшипнику поршневого пальца вдоль стержня шатуна просверлен канал.
Поршень двигателя изготовлен из высококремнистого алюминие вого сплава; для улучшения приработки поршня к зеркалу цилиндра поверхности юбки поршня покрыты оловом толщиной 3+6 мк. На наружной поверхности поршня имеются 5 специальных канавок, куда
вставляются |
поршневые |
кольца: 3 |
верхние |
кольца компрессионные |
и 2 нижние |
(одно выше |
поршневого |
пальца, |
другое — ниже) масло- |
съемные. Для отвода масла, снимаемого кольцами с поверхности зер кала цилиндра, под маслосъемными кольцами просверлены отверстия диаметром 4 мм. Вес каждого поршня 2,78 кг.
Для обеспечения хорошего смесеобразования и сгорания топлива днище поршня имеет тороидальную форму. Поршневые кольца изго-