Файл: Нигматулин И.Н. Тепловые двигатели учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 237

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Масло под высокий давлением

Засасываемое масло

Сливаемое масло и по­ верхности, смазываемые разбрызгиванием

Рис. 3-59. Схема системы смазки дизеля ЯМЗ-236:

/ — перепускной

клапан; 2 — фильтр грубой очистки; 3 — центробежный фильтр

тонкой

очистки; 4 —

маслозаливная

горловина;

5 — центральный масляный канал; 6 сливной

клапан;

/—предохрани­

тельный клапан

радиаторной

секции; 8 редукционный клапан нагнетающей секции

 

т а к т н ы й д в и г а т е л ь 10ДН 0 л (1 ОД 100).

Двига-

тель 10Д100 (рис. 3-61 и 3-62) вертикальный, двухтактный, рядный, де­ сятицилиндровый с противоположно движущимися поршнями и прямо- точно-щелевой продувкой. Устанавливается двигатель 10Д100 на теп­ ловозах ТЭ10 и на морских судах с электрической передачей на винт. Мощность двигателя 2200 кВт = 3000 л.с. при п = 850 об/мин. Диа­ метр цилиндра 207 мм, ход поршня (нижнего и верхнего) 254 мм.

Рис .

3-60. Система

подвода

воздуха к

двигателю:

 

/ — воздушный фильтр; 2 — переходник

впускного

трубопровода;

3 —

впускной

патрубок;

4 — головка цилиндра;

5 — впускной

клапан;

6 —

выпускной

клапан;

7 — топливный насос;

8 — масляная

ванна;

9 —

 

 

фильтрующий

элемент

 

 

 

В стальном сварном блоке двигателя

имеется 13 отсеков: из них

10 — цилиндровые, 1 — управления,

1 — вертикальной

передачи и

1 — привода центробежного

компрессора.

 

 

 

Цилиндровые гильзы (втулки) отлиты из специального чугуна, снаружи имеют ребра, что обеспечивает необходимую жесткость и более интенсивный отвод тепла. В наиболее сильно нагреваемую сред­ нюю часть втулки напрессована стальная рубашка для охлаждающей

 

Рис. 3-61.

Поперечный

разрез

турбопоршневого

двигателя:

 

 

 

 

 

 

10д н

idler ( 1 0 Д 1 0 0 ) :

 

 

 

1 — выпускной коллектор;

2 — форсунка; 3 — топливный насос;

4 — блок цилиндров; 5 — воз­

душный

ресивер;

6 — распределительный

вал; 7 — воздушный

коллектор между

первой и

второй

ступенью

наддува;

8 — верхний

коленчатый

вал; 9 — масляная

магистраль;

10 —верх­

ний шатун;

11 — шпилька

для крепления

гильзы

к блоку;

12 — предохранительный люк;

13 — верхний

поршень;

14 — холодильник

воздуха;

15 — цилиндровая

гильза; 16 — рубашка

цилиндра; 17 — нижний

поршень;

18 — нижний

шатун; 19 — нижний

коленчатый

вал; 20 —

 

 

 

 

 

 

 

маслосборник

 

 

 

352


воды. Гильзы цилиндров устанавливаются в гнезда блока и крепятся к нему только верхним фланцем, а снизу гильзы запрессованы в литые охлаждаемые коробки, через которые выпускные газы проходят в коллектор. Такое крепление обеспечивает свободное удлинение гиль­ зы при повышении температуры. Верхняя часть гильзы находится в воздушном ресивере и охлаждается продувочным воздухом, а средняя часть гильзы непосредственно охлаждается водой. Гильза имеет пря­ моугольные окна с тангенциальным наклоном в верхней части для впуска продувочного воздуха, а в нижней — для выпуска продуктов сгорания.

С обеих сторон цилиндров в продольные отсеки блока вставлены выпускные коллекторы прямоугольного сечения.

 

Рис. 3-62.

Продольный

разрез

турбопоршневого

двигателя:

 

 

 

 

1 0 Д Н - ^ 5 Х ( 1 ° Д 1 0 0 ) :

 

/ — труба к масляному

насосу; 2 — маятниковый

антивибратор; 3 — ведущая цилиндрическая

шестерня для привода насосов и регулятора;

4— центробежный водяной насос; 5—масля­

ный насос;

6 регулятор

числа

оборотов;

7

— выпускной

патрубок;

S — турбокомпрессор;

9 — верхний

вертикальный

вал

с

конической

шестерней; 10 — приводной

центробежный комп­

рессор; 11 — электрогенератор;

12 — упругая

муфта привода

электрогенератора; 13 —- нижний

 

 

вертикальный

вал

с

конической шестерней

 

354


Двигатель имеет два коленчатых вала — нижний и верхний. Кри­ вошипы валов расположены относительно друг друга под углом 36°. Коленчатые валы отлиты из специального сверхпрочного хромоникелемолибденового чугуна. Верхний коленчатый вал вращается в проти­ воположном направлении по отношению к нижнему; по фазе распре­ деления кривошип верхнего вала смещен назад на 12°, поэтому рабо­ чий ход каждого верхнего поршня начинается на 12° позже рабочего хода нижнего поршня. В связи с этим нижний вал передает около 70% мощности, а верхний — лишь 30%.

Коренные шейки каждого коленчатого вала опираются на 12 ко­ ренных подшипников, которые установлены на опорных гнездах, приваренных на поперечные перегородки блока. Шейки валов (как коренные, так и шатунные) внутри пустотелые, наружные поверх­ ности их отшлифованы и полированы. Масло из коренных шеек в ша­ тунные поступает по масляным трубкам, вставленным в сверления шейки вала.

Связь нижнего и верхнего коленчатых валов осуществляется через две пары конических шестерен и два вертикальных вала, соединенных между собой муфтой.

В каждом цилиндре двигателя

в противоположных направлениях

(от его середины) движутся по два

поршня, соединенных шатунами.

При наибольшем сближении поршней между ними и гильзой образу­ ется камера сгорания.

Поршень состоит из наружного стакана и внутренней вставки, которые закреплены между собой четырьмя шпильками. Наружные стаканы отлиты из специального чугуна, внутренние вставки изготов­ ляются из серого чугуна. В полость, находящуюся между днищем поршня и внутренней вставкой, поступает масло для охлаждения поршня.

Поршневой палец из легированной стали пустотелый, плавающего типа. Наружная поверхность пальца цементирована и отполирована. Масло для охлаждения поршня и для смазки поршневого пальца под­ водится через сверление в стержне шатуна. В канавках поршня смон­ тированы 4 компрессионных и 3 маслосъемных кольца. Компрессион­ ные кольца изготовляются из чугуна, имеют бронзовые пояски, которые обеспечивают лучшую приработку их к зеркалу. Шатуны стальные, штампованные; верхние шатуны на 100 мм короче нижних.

Топливо подается топливоподкачивающим насосом, работающим от отдельного электродвигателя, топливным фильтрам и далее насосом высокого давления к форсунке. На каждом цилиндре смонтированы 2 закрытые форсунки и 2 одноплунжерных топливных насоса высокого давления золотникового типа. Форсунки и топливные насосы устанав­ ливаются с двух сторон цилиндра, расположение форсунок горизон­ тальное. Плунжеры топливных насосов приводятся в движение от 2 составных распределительных (кулачковых) валов, которые располо­ жены по продольной оси блока с двух сторон цилиндров. На каждом распределительном валу имеется 10 кулачков для привода топливных насосов.

355


Масло к подшипникам распределительного вала подводится через продольное сверление внутри вала. Распределительные валы приво­ дятся во вращение от верхнего коленчатого вала.

Мощность двигателя передается электрогенератору от нижнего коленчатого вала через упругую муфту. Эта же муфта является и ма­ ховиком дизеля. На другом конце нижнего вала установлен маятнико­ вый антивибратор, назначение которого — уменьшение амплитуды крутильных колебаний при работе двигателя.

Двигатель работает с высоким комбинированным наддувом, для чего на нем установлены 2 параллельных турбокомпрессора и 1 при­ водной центробежный компрессор с двумя отводящими патрубками. Воздух из атмосферы всасывается в турбокомпрессоры, сжимается и затем еще сжимается в приводном центробежном компрессоре. Темпе­ ратура воздуха при этом повышается до 135° С, абсолютное давление'— примерно до 1,7^-1,8 бар. Сжатый воздух предварительно охлажда­ ется в 2 параллельно включенных охладителях и затем поступает в воздушный ресивер для подачи в цилиндр двигателя. Охладители пластинчато-трубчатого типа, воздух в них охлаждается водой. Тур­ бокомпрессор ТК34С состоит из одноступенчатой осевой газовой тур­ бины и одноступенчатого центробежного компрессора. Приводной центробежный компрессор приводится в движение от верхнего колен­ чатого вала через редукторную передачу.

На двигателе осуществляется циркуляционная система смазки под давлением. Емкостью для масла является нижний картер двигателя, куда масло заливается до определенного уровня. Масло в систему подается шестеренчатым насосом, установленным на переднем торце двигателя и работающим от нижнего коленчатого вала. В системе смазки имеется пластинчато-щелевой масляный фильтр грубой очист­ ки, параллельно с ним — бумажный фильтр тонкой очистки, холодильник масла, а также приборы и клапаны, служащие для контроля и регулирования температуры и давления в масляной систе­ ме. Из циркулирующего в системе масла около 104-15% проходит через фильтр тонкой очистки и затем поступает обратно в картер дви­ гателя. Для лучшей очистки масла установлен еще центробежный фильтр тонкой очистки, в который поступает масло от отдельного масляного насоса и после фильтрации сливается в поддон картера.

Охлаждение двигателя водяное. Вода, применяемая для охлажде­ ния, должна быть чистой и пресной, поэтому она предварительно под­ вергается кипячению и удалению механических примесей путем фильт­ рации. Кроме того, вводятся антикоррозионные присадки (обычно на 1 м3 воды 1300 г хромпика и 800 г соды). Циркуляция воды через все охлаждаемые полости обеспечивается центробежным водяным насосом. Детали корпуса насоса отлиты из бронзы. Водяной насос приводится в движение от нижнего вала. Нагретая вода после двигателя охлажда­ ется в водяных холодильниках, находящихся отдельно от двигателя, и затем подается насосом обратно в двигатель.

Двигатель снабжен предельным регулятором чисел оборотов и, кроме того, объединенным регулятором нагрузки и числа оборотов. Объединенный регулятор обеспечивает постоянное заданное число

356


оборотов,

автоматически

регулируя

при изменении

нагрузки коли­

чество подаваемого топлива в камеру сгорания.

 

 

 

Пуск двигателя производится

от

электрогенератора, который на

это

время

переключается

на режим

электродвигателя. Электроэнер­

гия

при этом подается

от аккумуляторных батарей.

 

 

 

 

Газовые двигатели

 

 

 

 

 

Д в у х т а к т н ы е

г а з о в

ы е д в и г а т е л и

т и п а

ГД100.

Двухтактные газовые

двигатели

типа ГД100 созданы

совместно

ВНИИГАЗом и Харьковским заводом им. В. А. Малышева на базе дизелей типа Д100 и максимально конструктивно и технологически унифицированы с ними.

 

Рис. 3-63. Н а р у ж н ы й вид

двигателя 1ГД100:

/ — фундаментная

рама;

 

2 — блок двигателя;

3 турбокомпрессор; 4 — центробежный

приводной компрессор;

5 — холодильник воздуха; 6 — повышающая зубчатая передача

Двигатель

ГД100

с прямоточно-щелевой

продувкой, внутренним

смесеобразованием

и

форкамерно-факельным

зажиганием.

С 1963 г. серийно выпускаются газовые двигатели 11ГД100 мощ­

ностью 1100

кВт =

1500 л.с. при 750 об/мин и в 1968 г. испытан опыт­

ный образец

газового двигателя 1ГД100

мощностью

1840

кВт =

= 2500 л.с. при 720

об/мин. Оба двигателя

имеют одинаковые разме­

ры, число цилиндров и идентичны по конструкции,

кроме

системы

наддува. Двигатель 11ГД100 устанавливается на перекачивающих станциях крупных магистральных газопроводов, двигатель 1ГД100

357