Файл: Кропивницкий Н.Н. Общий курс слесарного дела учеб. для проф.-техн. училищ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 224

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, механизированный инструмент для приго­ ночных работ следует широко применять прежде всего в инди­ видуальном и мелкосерийном производствах, а также при из­ готовлении опытных экземпляров новых машин и механизмов, где за счет этого можно значительно снизить трудоемкость сборки. От ручных пригоночных работ в крупносерийном и мас­ совом производствах следует отказаться не только за счет внедрения ^механизированного инструмента, а также за счет

улучшения

технологического процесса.

 

 

 

У н и в е р с а л ь н а я

э л е к т р и ч е с к а я

ш л и ф о в а л ь ­

н а я

м а ш и н к а

И-54А

с гибким валом

(рис.

214)

позволяет

механизировать . самые

разнообразные

слесарные

работы.

На

гибком

валу

могут

устанавливаться

различные

наконеч­

ники, в том числе прямая шлифовальная головка, угловая го­

ловка и др. Мощность электродвигателя машинки

1 кВт,

число

оборотов 2850 в

минуту.

Вес

машинки с подставкой и

кабе­

лем 15 кг. Длина

гибкого вала

3,2 м.

 

 

В ы с о к о ч а с т о т н ы е

ш л и ф о в а л ь н ы е

м а ш и н к и

с асинхронным двигателем более экономичны в работе и имеют значительно меньший вес.

Применение механизированного опиловочного инструмента.

В слесарных, сборочных и инструментальных цехах широко

используются механизированные

напильники с электрическими

и пневматическими двигателями и

механические

опиловоч-

ные станки. Труд слесаря при

этом

максимально

облегчается

и производительность опиливания по сравнению с обработкой вручную повышается в несколько раз.

Рассмотрим некоторые конструкции таких машинок.

М е х а н и з и р о в а н н ы й н а п и л ь н и к

с

электрическим

двигателем работает следующим образом.

Включив

вилку 10

в штепсельную розетку (рис. 215), нажимом

на

выключа­

тель 9 слесарь включает электродвигатель 8. Вращение ротора электродвигателя через пару шестерен 7 передается колен­ чатому валику 5, на кривошипной шейке которого насажен шатун 4. При вращении валика шатун получает возвратно-по­ ступательные перемещения, которые через рабочий шток 3 пе­

редаются напильнику 1, закрепленному в головке

2 штока.

Чтобы напильник перемещался плавно, без рывков,

особенно

в момент перемены направления движения, в корпусе машинки установлен массивный ползун-балансир 6, получающий движе­

ние от второго шатуна, насаженного на

тот же коленчатый

валик.

 

 

Подобным

же образом осуществляется

механизированное

опиливание с

помощью пневматического напильника. Главное

отличие его от электронапильника заключается в том, что ис­ точником движения вместо электродвигателя служит пневма­ тический двигатель ротационного типа, работающий от сжа­ того воздуха с давлением 5—6 ати.

287


Рассмотренные механизированные напильники (машинки) внешне почти одинаковы. Вес пневматической машинки-на­ пильника 2,9 кг. Механизм ее смонтирован в литом силуминовом корпусе. Машинка делает 1500 двойных ходов в минуту. Длина хода напильника 12 мм. Максимальная длина приме­ няемого напильника 340 мм. Мощность пневматического дви­ гателя 0,2 л. с.

Большой

"универсальностью

отличаются э л е к т р и ч е с к и е

п р и в о д ы ,

с г и б к и м в а л о м (рис. 216, а, б).

На-конце

вала закрепляется переносная

машинка, называемая

«механи-

ззо

ческим напильником»

(рис.

216,

в).

Электрические

приводы

с

гибким

валом монтируются на тележках и передвигаются

по

полу

(рис. 216,

а),

либо

на

подвесных

тележках

(рис. 216,

б). «Механический

напильник» (рис. 216, в)

устроен

следующим образом. Через наконечник 9 вращение от гибкого вала передается валику 8, на конце которого сидит червяк 7, сцепленный с червячным колесом 6. Эксцентриковый палец 5 червячного колеса посредством ролика 4 сообщает возвратнопоступательное движение бугелю 3 и соединенному с ним плун­

жеру /. Плунжер

и бугель смонтированы в корпусе 2. Вместе

с плунжером /

получает возвратно-поступательное движение

и прикрепленный к нему прямой напильник. Величина хода напильника ограничена и равна 25 мм.

При работе такими напильниками машинку берут двумя руками так, что напильник прижимается к обрабатываемой поверхности.

288


На конце гибкого вала вместо прямого напильника можно установить специальный патрон с закрепленным в нем фасон­ ным напильником — шарошкой. Такие напильники весьма це­ лесообразно применять при опиливании внутренних полостей и других поверхностей в труднодоступных местах.

вод); б — подвесной привод на монорельсе (/ — электродвигатель; 2 — ре­ менная передача; 3 — катки-ролики; 4 монорельс; 5 — П-образная скоба; 6 — контрпривод; 7 — винтовой зажим; 8 — балка; 9 — шнур); в — опиловочная машинка «механический напильник»

 

Э л е к т р и ч е с к и е

с в е р л и л ь н ы е

м а ш и н к и

вы­

пускаются трех типов. Машинки тяжелого

типа

(рис. 217,

а)

предназначены для сверления

отверстий диаметром

от 20

до

32

мм. Эти машинки

обычно располагают

двумя

рукоятками

на

корпусе

(позиция

/ ) , либо двумя рукоятками и грудным

упором (позиция / / ) . Машинки

среднего

типа

служат

для

получения

отверстий

диаметром до 20 мм._ Такие

машинки

V2IO н -- Н ! Кропивницкий

289



снабжены одной

рукояткой

(рис.

217,

б).

Машинки легкого

типа

используются

для

сверления

отверстий диаметром

до 9

мм. Корпуса

 

таких

машинок

имеют цилиндрическую или

пистолетную форму

(рис. 217,

в).

 

 

 

Независимо от

типа и

мощности, каждая

электросверлиль­

ная машинка состоит из трех основных частей: электродвига­ теля, зубчатой передачи и шпинделя.

Из машинок легкого типа наиболее распространенной яв­ ляется сверлильная машинка И-90. Общий вид этой машинки показан на рис. 217, в. Она предназначена для сверления от­ верстий диаметром до 8 мм. Двигатель машинки — универ­ сальный коллекторный, работающий от сети однофазного пе­ ременного или постоянного тока промышленной частоты на­ пряжением 220 В. Мощность двигателя 0,2 кВт. Двигатель

развивает 8300 об/мин, но при

помощи

редуктора, состоящего

из

двух нар

зубчатых

колес,

число

оборотов снижается до

680

в минуту.

Вал ротора

и другие валы сверлильной машинки

смонтированы на шарикоподшипниках. Двигатель включают курком, который расположен в верхней части рукоятки и легко отклоняется указательным пальцем руки. Выключатель,

двухполюсный

ползунковый,

размещен

внутри рукоятки.

К электрической

сети сверлильная машинка присоединяется

кабелем с* заключенными в нем

проводами. Охлаждение двига­

теля машинки И-90 осуществляется воздухом, засасываемым вентилятором, который напрессован на вал ротора.

Вес машинки И-90 равен 2,1 кг, что позволяет легко удер­ живать ее одной рукой при работе.

Все электрические сверлильные машинки весьма эконо­ мичны, но чувствительны к перегрузкам и применяются только для кратковременных циклов работы. При нагреве обмотки

электродвигателя выше 65° С

машинки выходят из строя; это

нужно учитывать при пользовании ими.

 

Р е з ь б о н а р е з а т е л и

применяют для нарезания

внут­

ренней резьбы. Отличаются

они от сверлильных машин

тем,

что имеют механизм, который после окончания нарезания со­ общает шпинделю вращение в обратную сторону (реверсиро­ вание) для вывинчивания метчика. Нарезать резьбу можно также и сверлильными машинами, если их оснастить специаль­ ной головкой с устройством для реверсирования метчика.

На рис. 218 показана одна из конструкций электрорезьбонарезателя. Вращение вала электродвигателя / через зубчатое колесо 2 передается зубчатому колесу 14, закрепленному на промежуточном валу 10, на котором также закреплены зуб­ чатые колеса 11 и 13. Через зубчатое колесо 13 вращение пе­ редается зубчатому колесу 3 и при перемещении кулачковой муфты 4 вправо — шпинделю 6 машины. При перемещении ку­ лачковой муфты 4 влево вращение от промежуточного вала 10 передается на шпиндель машины через зубчатое колесо 5..

290