Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины экономический анализ специальность 080101. 65 Экономическая теория.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 183

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ (РПУД) ДИСЦИПЛИНЫ

Характеристика традиционных способов факторного анализа.

Понятие и экономическая сущность резервов в экономическом анализе. Принципы классификации и организации поиска резервов.

Виды информации, используемой в экономическом анализе.

Требования, предъявляемые к информационному обеспечению анализа. Проверка достоверности информации.

Организация аналитической работы на предприятии.

Тема 1. Научные основы экономического анализа

План:

1.1. Понятие экономического анализа, его предмет, объекты и субъекты.

1.2. Содержание, задачи и принципы экономического анализа.

1.3. Классификация видов экономического анализа.

1.4. Взаимосвязь экономического анализа с другими науками.

1.1. Понятие экономического анализа, его предмет, объекты и субъекты

1.2. Содержание, задачи и принципы экономического анализа

1.3. Классификация видов экономического анализа

1.4. Взаимосвязь экономического анализа с другими науками

Тема 2. Метод и методика экономического анализа

План:

2.1 Содержание метода экономического анализа, его характерные особенности.

2.2. Классификация показателей, используемых в экономическом анализе.

2.3. Классификация факторов в экономическом анализе.

2.1. Содержание метода экономического анализа, его характерные особенности

2.2. Классификация показателей, используемых в экономическом анализе

2.3. Классификация факторов в экономическом анализе

Тема 3. Методические приемы экономического анализа

План:

3.1. Общая характеристика методических приемов экономического анализа.

3.2. Виды зависимостей результативных и факторных показателей.

3.3. Характеристика традиционных способов факторного анализа.

3.1. Общая характеристика методических приемов экономического анализа

3.2. Виды зависимостей результативных и факторных показателей

3.3. Характеристика традиционных способов факторного анализа

Способ балансовой увязки

Способ цепных подстановок

Способ абсолютных разниц

Способ относительных разниц

Индексный метод

Способ процентных чисел

Способ долевого участия

Тема 4. Классификация и принципы поиска резервов в экономическом анализе

План:

4.1. Понятие и экономическая сущность резервов.

4.2. Принципы классификации резервов.

4.1. Понятие и экономическая сущность резервов

4.2. Принципы классификации резервов

Тема 5. Информационное обеспечение экономического анализа

План:

5.1. Виды информации, используемой в анализе.

5.2. Требования, предъявляемые к информационному обеспечению анализа.

5.3. Организация аналитической работы на предприятии.

5.1. Виды информации, используемой в анализе

5.2. Требования, предъявляемые к информационному обеспечению анализа

5.3. Организация аналитической работы на предприятии

Какова организация аналитической работы на предприятии?

МОДУЛЬ 1. Теория экономического анализа и диагностики хозяйственной деятельности



При проведении анализа в разрезе отдельных статей себестоимости рассматриваются затраты на оплату труда производственных рабочих. Рассчитывают влияние следующих факторов на изменение затрат на оплату труда:

  1. объема производства продукции;

  1. структуры продукции;

  1. изменения заработной платы на единицу продукции.

Влияние этих факторов можно рассчитать:

а) как разница между плановыми затратами на оплату труда и плановыми затратами, скорректированными на объем производства продукции, но при плановой структуре;

б) как разница между фактическими затратами и затратами по плану, пересчитанными на фактический объем производства и ассортимент продукции.

При более детальном анализе определяют влияние на затраты на оплату труда трудоемкости и уровня оплаты труда, проверяют правильность тарифов оплаты труда по разрядам, степень выполнения норм выработки, так как массовое их перевыполнение говорит о необоснованности норм и необходимости их уточнения.

Далее анализируется соотношение производительности труда и средней заработной платы одного рабочего, а также их влияние на фонд заработной платы. Такое влияние можно определить по формуле:


∆Фот =

Фотпл. × (ЗП% - ПТ%)

ПТ%


где ∆ Фот – изменение фонда оплаты труда;

Фотпл. – фонд оплаты труда по плану;

ЗП% - процент выполнения плана по заработной плате;

ПТ % - процент выполнения плана по производительности труда

В заключение анализа количественно оцениваются резервы снижения фонда заработной платы, и оценивается их влияние на общую себестоимость произведенной продукции.

В составе себестоимости товарной продукции выделяют группы комплексных статей расходов:

  1. расходы на подготовку и освоение производства;

  1. общехозяйственные расходы;

  1. общепроизводственные расходы;

  1. потери от брака;

  1. прочие производственные и коммерческие расходы.

К расходам на подготовку и освоение производства относятся:

а) расходы на освоение новых производств и цехов;

б) расходы на подготовку и освоение новых видов продукции;

в) расходы на подготовку и освоение производства продукции, не предназначенной для серийного и массового производства и т.д.


В процессе анализа необходимо установить, по каким статьям сметы расходов допущен перерасход и выяснить причины этого.

Перерасход может быть оправдан, если он компенсируется увеличением экономического эффекта от досрочного внедрения производства и эксплуатации нового объекта.

В ходе анализа общехозяйственных и общепроизводственных расходов выделяют их условно-переменную и условно-постоянную части. Далее проводится общая оценка изменения фактических расходов в расчете на 1 р. товарной продукции.

Далее анализируется каждая статья расходов в отдельности и по результатам анализа разрабатываются предложения по сокращению этих расходов (устранению непроизводительных потерь, потерь от простоев, недостач и т.п.).

Тема 5. Анализ готовой продукции

План:

5.1. Значение и задачи анализа готовой продукции.

5.2. Анализ производства и продажи продукции.
5.1. Значение и задачи анализа готовой продукции
От объема производства и продажи продукции в значительной степени зависят такие показатели как себестоимость, прибыль и рентабельность, поэтому анализ производства продукции и ее продажи имеет важное значение для предприятия.

Основные задачи анализа:

  1. оценка выполнения бизнес-плана и выявление изменений по сравнению с прошлыми отчетными периодами в объеме, составе, ассортименте, качестве продукции, ритмичности производства;

  1. оценка влияния факторов на изменение объема производства и продажи продукции;

  1. выявление результатов повышения производства продукции и увеличение объема продаж продукции.

Основные источники информации:

  1. данные бизнес-плана;

  2. данные статистической отчетности;

  3. данные годовых и квартальных отчетов.


5.2. Анализ производства и продажи продукции
Анализ начинают с общей оценки выполнения бизнес-плана по объему производства и продажи продукции и их изменения по сравнению с прошлым годом. Кроме того рассчитывают показатели динамики объема производства и продажи продукции.

Изменения в объемах производства и продажи продукции могут быть вызваны влиянием целого ряда причин. Влияние изменения цен на продукцию можно определить с помощью индексного метода или путем сопоставления товарной продукции в фактически действительных ценах и в ценах, принятых в плане, а также в ценах прошлого года.

Кроме того, на объем товарной продукции влияет изменение количества производимой продукции. Для расчета влияния этого фактора объем товарной продукции по плану умножают на процент выполнения плана по производству продукции в натуральном выражении и из полученного результата вычитают плановый объем товарной продукции.

Кроме ценового и количественного факторов на объем производства также влияют три основные группы факторов, связанные с использованием ресурсов в организации:

  1. факторы, связанные с наличием и использованием основных средств предприятия;

  2. факторы, связанные с наличием и использованием трудовых ресурсов на предприятии;

  3. факторы, связанные с наличием и использованием материальных ресурсов на предприятии.


С помощью способа абсолютных разниц находят влияние этих групп факторов на изменение объема производства продукции.

Основными факторами, влияющими на объем продаж продукции являются объем ее производства, остатки нереализованной продукции на начало и на конец периода и прочее ее выбытие. Оценку влияния этих факторов можно дать с помощью балансового метода.

Далее в процессе анализа необходимо определить влияние на объем продукции изменения в ассортименте и качестве продукции, а также ритмичности производства.

Для предприятий, в состав валовой продукции которых включаются незавершенное производство, необходимо также рассчитать его влияние на объем производства продукции (балансовым способом).

При анализе продукции необходимо определить влияние структуры продукции на объем ее производства. Для этого используется несколько способов:

1 способ: коэффициент выполнения плана по производству продукции в натуральном выражении умножается на плановый объем производства товарной продукции в стоимостном выражении;

2 способ: рассчитывается объем производства продукции при фактическом объеме в натуральном выражении и плановой структуре, и далее из фактического объема вычитают полученный результат (способ процентных чисел).

Далее в процессе проведения анализа объема производства продукции, необходимо оценить ритмичность и равномерность производства.

Ритмичность производства характеризуется выполнением плана-графика производства продукции предприятием в течение всего отчетного периода.

Для оценки ритмичности рассчитывают коэффициент ритмичности, который может быть рассчитан двумя способами:


Критм. =

факт. объем производства продукции в пределах плана

плановый объем производства продукции

или

Критм. =

кол-во периодов, в которых план по произв-ву был выполнен

общее кол-во периодов


Чем лучше работает предприятие, тем выше коэффициент ритмичности и в идеале он должен стремиться к 1.

На ритмичность производства продукции оказывают влияние следующие факторы:

  1. рациональная организация труда и производства продукции;

  2. организация контроля за качеством продукции.


Для характеристики ритмичности производства используются показатели, рассчитанные за декаду, месяц, квартал. Анализ проводится в натуральных и стоимостных показателях.

Далее в процессе проведения анализа объема производства продукции, уделяют особое внимание его ассортименту.

Ассортимент – это перечень видов продукции, выпускаемых на предприятии.

Ассортимент бывает:

а) полный – исчерпывающий перечень всех видов и разновидностей продукции;

б) групповой – объединение продукции в хозяйственные группы;

в) внутрифирменный – объединение продукции, входящей в группу.

При проведении анализа объемов производства продукции по ассортименту рассчитывается коэффициент ассортиментности, методика расчета которого аналогична методике расчета коэффициента ритмичности.

Причинами невыполнения плана по ассортименту могут являться недостатки в снабжении сырьем и материалами, организационные сбои в работе предприятия.

На величину запасов продукции оказывают влияние неравномерность производства продукции, наличие продукции, не пользующейся спросом, транспортные затруднения и др. В процессе проведения анализа необходимо выявить причины задержки поставок продукции. Следует обратить внимание на несвоевременную оплату платежных документов за отгруженную продукцию и выяснить причины этого.

В ходе проведения анализа необходимо оценить процент выполнения плана продажи продукции с учетом договорных обязательств, а также выполнения плана поставок продукции в заданном ассортименте. Определяют выполнение плана поставок за месяц и за год.


% выполн.

договорных =

обязательств

Плановый объем отгруж. продукции согласно договорным обязательствам – Объем недовыполненного плана по отгрузке

Плановый объем отгруж. продукции согласно договорным обязательствам

Важное значение для анализа объема продаж продукции имеет оценка выполнения плана поставок по всему ассортименту. План считается выполненным, если предприятие поставило всем своим заказчикам продукцию в соответствии с заключенными договорами. При этом рассчитываются коэффициенты ритмичности и равномерности продаж продукции.

На структуру объема производства продукции и на его качество оказывают влияние также ассортиментные сдвиги в составе продукции, что, в свою очередь, влияет на общий объем производства.