Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины экономический анализ специальность 080101. 65 Экономическая теория.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 248
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ (РПУД) ДИСЦИПЛИНЫ
Характеристика традиционных способов факторного анализа.
Виды информации, используемой в экономическом анализе.
Требования, предъявляемые к информационному обеспечению анализа. Проверка достоверности информации.
Организация аналитической работы на предприятии.
Тема 1. Научные основы экономического анализа
1.1. Понятие экономического анализа, его предмет, объекты и субъекты.
1.2. Содержание, задачи и принципы экономического анализа.
1.3. Классификация видов экономического анализа.
1.4. Взаимосвязь экономического анализа с другими науками.
1.1. Понятие экономического анализа, его предмет, объекты и субъекты
1.2. Содержание, задачи и принципы экономического анализа
1.3. Классификация видов экономического анализа
1.4. Взаимосвязь экономического анализа с другими науками
Тема 2. Метод и методика экономического анализа
2.1 Содержание метода экономического анализа, его характерные особенности.
2.2. Классификация показателей, используемых в экономическом анализе.
2.3. Классификация факторов в экономическом анализе.
2.1. Содержание метода экономического анализа, его характерные особенности
2.2. Классификация показателей, используемых в экономическом анализе
2.3. Классификация факторов в экономическом анализе
Тема 3. Методические приемы экономического анализа
3.1. Общая характеристика методических приемов экономического анализа.
3.2. Виды зависимостей результативных и факторных показателей.
3.3. Характеристика традиционных способов факторного анализа.
3.1. Общая характеристика методических приемов экономического анализа
3.2. Виды зависимостей результативных и факторных показателей
3.3. Характеристика традиционных способов факторного анализа
Тема 4. Классификация и принципы поиска резервов в экономическом анализе
4.1. Понятие и экономическая сущность резервов.
4.2. Принципы классификации резервов.
4.1. Понятие и экономическая сущность резервов
4.2. Принципы классификации резервов
Тема 5. Информационное обеспечение экономического анализа
5.1. Виды информации, используемой в анализе.
5.2. Требования, предъявляемые к информационному обеспечению анализа.
5.3. Организация аналитической работы на предприятии.
5.1. Виды информации, используемой в анализе
5.2. Требования, предъявляемые к информационному обеспечению анализа
5.3. Организация аналитической работы на предприятии
Какова организация аналитической работы на предприятии?
МОДУЛЬ 1. Теория экономического анализа и диагностики хозяйственной деятельности
Далее в процессе проведения анализа оценивается качество продукции.
Качество продукции – это совокупность ее свойств, обеспечивающих удовлетворение определенных потребностей в соответствии с ее назначением.
Различают обобщенные, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщенные показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения. К ним относятся:
а) удельный вес продукции различных категорий качества в общем объеме произведенной продукции;
б) экономический эффект от повышения качества продукции;
в) затраты на осуществление мероприятий по улучшению качества;
г) удельный вес экспортируемой продукции в общем объеме произведенной продукции.
Индивидуальные показатели качества характеризуют одно из свойств продукции. К ним относят: полезность, надежность, эстетичность и т.п.
К косвенным показателям качества продукции относят: штрафы за некачественную продукцию, общий объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.п.
В процессе анализа качества продукции необходимо изучить динамику перечисленных показателей, дать оценку выполнения плана по их уровню, определить причины изменения.
Для оценки выполнения плана по качеству продукции могут быть использованы различные методы, в основе которых лежит расчет коэффициента сортности. Сравнение фактического и планового коэффициента сортности показывает, насколько процентов изменится качество продукции по сравнению с прошлым периодом.
1 метод основывается на приведении сортности по каждому виду продукции к первому сорту, с помощью повышающего коэффициента для продукции высшего сорта и понижающего для продукции второго сорта. Коэффициент учитывает соотношение цен на продукцию разных сортов.
2 метод основывается на необходимости оценки влияния качества продукции на общий объем производства продукции. Такая оценка проводиться прямым счетом по разнице в цене продукции высшего качества, по сравнению с ценой на продукцию более низкого качества.
Если продукция подразделяется по сортам и по цене, то влияние качества на объем продукции определяется с помощью средневзвешенной цены. Для этого рассчитываются:
а) плановая и фактическая средневзвешенная цена на продукцию с учетом ее производства по каждому сорту;
б) разница между средневзвешенной ценой по плану и фактически;
в) общее влияние изменения качества продукции путем умножения отклонения средневзвешенной цены на фактический объем произведенной продукции в натуральном выражении.
Влияние сортности на изменение объема продукции можно рассчитать с помощью формулы:
-
ΔВП =
ВП1 (Ксорт1 – Ксорт0)
Ксорт1
где ВП1 – фактический объем продукции в стоимостном выражении;
Ксорт1 – коэффициент сортности фактический;
Ксорт0 – коэффициент сортности по плану.
3 метод основан на балльной оценке, который широко применяется в отраслях, занимающихся производством предметов потребления.
Сущность этого метода в том, что каждому сорту продукции дается оценка в баллах. На основании этого рассчитывается средневзвешенный по количеству продукции балл. Сравнив фактический и базисный баллы, дают оценку о выполнении плана по сортности и делают выводы об изменении качества продукции и о том, на сколько баллов надо его повысить.
В заключение анализа выявляют резервы увеличения объема производства и продажи продукции.
Тема 6. Анализ финансовых результатов
План:
6.1. Значение и задачи анализа финансовых результатов.
6.2. Анализ прибыли и рентабельности.
6.1. Значение и задачи анализа финансовых результатов
Финансовый результат – это конечный итог работы организации, который выражается в форме прибыли и рентабельности.
Прибыль является одним из основных источников расширения производства, финансирования затрат на социальное развитие и формирование доходной части бюджета.
В связи с этим перед анализом финансовых результатов стоят следующие задачи:
-
оценка выполнения бизнес-плана по прибыли и изменения ее по сравнению с прошлым годом;
-
выявление факторов, которые оказали влияние на изменение суммы прибыли и количественная оценка этого влияния;
-
определение резервов увеличения прибыли и повышения рентабельности;
-
разработка мероприятий по внедрению выявленных резервов.
Основными источниками информации для проведения анализа финансовых результатов являются: формы №1, №2, №5 бухгалтерской отчетности
, данные бизнес-плана и первичного учета.
6.2. Анализ прибыли и рентабельности
Чистая прибыль – это один из конечных финансовых результатов организации. Она представляет собой сумму прибыли, полученной от продажи продукции, сальдо прочих доходов, минус сальдо прочих расходов и минус налог на прибыль.
Анализ чистой прибыли заключается в сравнении ее фактической величины с плановой или прибылью прошлого года. Далее оценивается влияние факторов, оказывающих влияние на размер чистой прибыли.
Оценку влияния основных факторов на изменение чистой прибыли можно дать с помощью способа абсолютных разниц и балансовой увязки.
Анализ прибыли от продажи продукции начинается с проверки правильности расчета величины прибыли. Далее дается оценка выполнения бизнес-плана по прибыли от продаж или изменение ее по сравнению с прошлым годом. Рассчитывается влияние факторов на изменение прибыли от продаж.
Основными факторами, оказывающими влияние на прибыль от продаж, являются: изменение производственной себестоимости, объема продаж, цен на продукцию, структурных сдвигов в составе продукции и коммерческих расходов. Оценку влияния этих факторов можно дать с помощью способа цепных подстановок.
Анализ прибыли от продаж может быть проведен и другим способом. В этом случае на изменение прибыли от продаж рассматривается влияние выручки, себестоимости и коммерческих расходов.
В заключение анализа разрабатываются мероприятия по повышению прибыли от продаж.
Анализ прочих доходов и расходов проводится по данным отчета о прибылях и убытках. Сначала проводится анализ состава и структуры доходов и расходов, дается оценка их изменения и влияния на чистую прибыль организации. При более детальном анализе целесообразно сопоставить доходы от продажи имущества с доходами, которые предприятие могло получить в случае продолжения эксплуатации этого имущества.
При анализе доходов от аренды необходимо сопоставить их с затратами по содержанию сдаваемого в аренду имущества. При анализе процентных доходов необходимо уделить внимание структуре ценных бумаг. Так, увеличение удельного веса векселей говорит об увеличении объема продаж в кредит, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных активов. Поэтому необходимо провести сравнительный анализ доходов от выданных векселей с потерями от замедления оборачиваемости из-за их выдачи. Далее в процессе анализа необходимо рассчитать влияние количества проданных акций и уровня дивидендов на одну акцию на изменение общей суммы дивидендов.
Прибыль характеризует общие итоги работы организации, но не отражает эффективности использования им производственных ресурсов. С этой целью обычно применяют показатели рентабельности.
Рентабельность – это система показателей, к которой относят:
-
общую рентабельность; -
рентабельность активов; -
рентабельность оборотных активов; -
рентабельность инвестиций; -
рентабельность собственного капитала; -
рентабельность продаж; -
рентабельность производства и др.
Рентабельность нормативного значения не имеет. Положительным считается увеличение ее в динамике.
Общая рентабельность = | Чистая прибыль |
Среднегодовая стоимость осн. средств и матер. оборотных средств |
Анализ проводят путем сопоставления фактической рентабельности с плановой или с рентабельностью прошлого года, выявляют отклонения и устанавливаются причины отклонения. Далее оценивается влияние основных факторов на изменение общей рентабельности:
- чистая прибыль;
- среднегодовая стоимость основных средств и материальных оборотных средств.
Количественно оценить их влияние можно с помощью способа цепных подстановок.
Формулу общей рентабельности можно также преобразовать путем деления числителя и знаменателя на выручку от продаж. Это позволяет получить зависимость общей рентабельности от трех факторов:
- рентабельности продаж;
- фондоемкости;
- коэффициента загрузки материальных оборотных средств.
В процессе анализа оценивается влияние этих факторов на изменение рентабельности способом цепных подстановок.
Повышению рентабельности способствует улучшение использования основных средств и ускорение оборачиваемости материальных оборотных средств на предприятии.
Далее рассчитывается показатель рентабельности активов (капитала), который показывает, сколько чистой прибыли получит организация с 1 р. стоимости имущества.
Рентабельность активов = | Чистая прибыль |
Актив баланса |
Преобразуем формулу:
Rа = | ЧП | = | ЧП | = | ЧП : В |
А | ОС + НМА + ОбА | ОС : В + НМА : В + ОбА : В |
Таким образом, основными факторами, оказывающими влияние на изменение рентабельности активов, являются:
- рентабельность продаж;
- фондоемкость;
- коэффициент загрузки оборотных средств и нематериальных активов.
Оценка влияния этих факторов проводится с помощью способа цепных подстановок.
Далее изучается рентабельность продаж.
Рентабельность продаж = | Чистая прибыль (Прибыль от продаж) |
Выручка от продаж |
Рентабельность продаж показывает, какую прибыль имеет организация с каждого рубля проданной продукции.
При проведении анализа дается оценка изменения рентабельности продаж по сравнению с бизнес-планом или с ее уровнем в прошлом году, рассчитывается влияние факторов на это изменение.
При более детальном анализе можно оценить зависимость рентабельности продаж от уровня себестоимости, прибыли от продаж, прочих доходов и расходов, налога на прибыль.
Далее в процессе анализа определяется влияние рентабельности продаж отдельных видов продукции и изменения структуры продукции на рентабельность продаж в целом. Для этого делаются следующие расчеты:
-
определяется удельный вес каждого вида продукции в общем объеме продаж;
-
определяется рентабельность продаж для отдельных видов продукции;
-
рассматривается влияние структурного фактора путем умножения базисной рентабельности единицы продукции на изменение его удельного веса;
-
определяется влияние изменения рентабельности путем умножения изменения рентабельности единицы продукции на ее фактический удельный вес в общем объеме продаж.
Далее, в ходе анализа изучается рентабельность продукции.
Рентабельность продукции | = | Чистая прибыль (Прибыль от продаж) |
Полная себестоимость продукции |
В процессе проведения анализа находят изменение фактической рентабельности продукции от запланированной или рентабельности прошлого года, выявляются факторы, повлиявшие на это изменение, и количественно оценивается их влияние.
Основными факторами, оказывающими влияние на рентабельность продукции, являются: