Файл: Будагов Б.А. Геоморфология и новейшая тектоника Юго-Восточного Кавказа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 159

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

каза, с одной стороны, и двух фазах развития Карангатской трансгрессии, с другой (П. В. Федоров, 1961).

Нижнехазарские террасы в пределах кавказского побере­ жья Каспийского моря имеют три уровня (160; 125 и 85 м), а аналогичные древнеэвксинские террасы кавказского побере­ жья Черного моря два уровня (60 и 40 м).

Верхнехазарские террасы кавказского побережья Каспий­ ского моря имеют один уровень (40—50 м), а кавказского побережья Черного моря — два уровня (25 и 10—12 м). Сле­ довательно, в пределах прибрежной полосы восточной периклинали Большого Кавказа за нижнехазарское время число ритмов новейших тектонических движений достигает трех, а в северо-западном его погружении за древнеэвксинское вре­ м я — двух. В период формирования карангатских террас чис­ ло ритмов новейших тектонических движений в пределах чер­ номорского побережья Западного Кавказа доходит до двух, а на востоке представлено одним. Следовательно, ритмов новей­ ших тектонических движений в нижнехазарское время было на одно больше на Восточном Кавказе, чем на западном, а в верхнехазарское время наоборот, на западном побережье на одно было больше, чем на восточном. Необходимо отметить, что в период всего хазарского времени на обоих берегах Кав­ каза общее число ритмов было одинаковы — четыре.

В хазарское время продолжается поднятие на Юго-Во­ сточном Кавказе. В это время поднятие морских террас на Юго-Восточном Кавказе колебалось от 40—50 до 300 м, а на Северо-Западном Кавказе — от 10—12 до 60 м. Итак, общее соотношение темпа новейших тектонических поднятий было­ высоким на Юго-Восточном Кавказе, превышая в 5 раз темп движения Северо-Западного Кавказа. В период нижнего ха­ зара в пределах Юго-Восточного Кавказа морские террасы на максимально деформированных участках Апшеронского полу­ острова приподняты на высоты, в пять раз превышающие уровни аналогичных террас Северо-Западного Кавказа. Это соотношение заметно уменьшается в верхнем хазаре, состав­ ляя уже 1 : 2, что объясняется общим уменьшением темпа и

скорости новейших тектонических движений от нижнего ха­ зара к верхнему.

Береговые линии нижнехвалынских террас расположены на 48, 35 и 25 ж абсолютной высоты. Редко, где можно про­ следить 14—15 террасу, которая на Восточном Кавказе при­ поднята до 24—30 м абсолютной высоты.

Верхнехвалынские террасы имеют три уровня (минус 2, 12, 16 м абсолютной высоты), распространены также широко, как и нижнехвалынские морские террасы. Хвалынские террасы развиты на кавказском побережье Каспия, на южном склоне общего Сырта, на Мангышлаке, в Западной Туркмении, на правом берегу р. Волги — ниже Камышина и в других местах.

222


48 нижнехвалынские террасы развиты и в долинах Восточ­ ного Маныча. Широкое распространение хвалынской берего­ вой линии связано с самой крупной трансгрессией этого моря за весь четвертичный период (П. В. Федоров, 1957, 1961).

Новочерноморские террасы, развитые на Черноморском по­ бережье Кавказа, имеют абсолютную высоту 3—5 м (восточ­ ный берег Керченского полуострова, севернее г. Анапы, и Гу­ рия). Местами на берегах Черного моря М. В. Федоров (1961, 1963) выделяет еще одну—• нимфейскую террасу (1,5—2 м), которая относится к концу I тысячелетия нашей эры.

Эта терраса на Северо-Западном Кавказе сохранилась в виде небольших аккумулятивных равнин, установленных в устьях рек Дагомыс, Шахе, Озерейки, Псезуапсе и др. (В. М. Муратов, 1964).

Новокаспийские террасы развиты на —22 м (на 6 м выше современного уровня Каспийского моря) абсолютной высоты и образованы трансгрессией того периода. Береговые линии поздней новокаспийской трансгрессии имеют абсолютную вы­ соту — 24—25 м, т. е. на 2—4 м выше уровня современного Каспия. Но на участках отдельных антиклинальных складок Апшеронского полуострова новокаспийские террасы припод­ няты до абсолютной высоты — 16 м, или на 12 м над Каспием.

Максимальная новокаспийская береговая линия относится примерно к середине первого тысячелетия до н. э., а более поздняя новокаспийская береговая линия — к XIV—XVI в.

н. з. (П. В. Федоров, 1961).

Вдоль прибрежной части Каспийского моря имеется ряд волноприбойных ниш и галечниковых береговых валов. Они находятся на глубине (под уровнем) Каспийского моря 3—4, 8, 12, 20—22 и 40—60 м.

«Геологические и исторические материалы позволяют пред­ полагать, что уровень минус 50 м (на глубине 20—22 м) отно­ сится к регрессии Каспия между нижне- и верхнехвалынскими трансгрессиями, уровень минус 40 м (на глубине 12 м ) —к послехвалынской (Мангышлакской) регрессии, уровень минус 36 м (на глубине 8 ж) — регрессии между ранней и макси­ мальной стадиями трансгрессии (челекенская стадии) и уро­ вень минус 32 м (на глубине 4 м) — к регрессии между мак­ симальной и поздней стадиями новокаспийской трансгрессии (дербентская стадия)» (П. В. Федоров, 1961).

Подведем итоги:

1. На обоих периклинальных окончаниях Кавказа мор­ ские террасы приподняты и резко погружены в районах меж­ горных и предгорных прогибов, ограниченных разломами.

2.Самые древние и высоко приподнятые морские террасы обеих периклиналей деформированы более интенсивно, чем молодые (хвалынские и голоценовые).

3.Самые высокие морские террасы Черного и Каспийского

223


морей на берегах Большого и Малого Кавказа имеют почти одинаковые максимальные высоты, что свидетельствует об одинаковой амплитуде поднятий на берегах обоих морей и обоих погружений Кавказа за четвертичное время.

4.Морские террасы вдоль побережья Каспийского моря Юго-Восточного Кавказа приподняты на значительно боль­ шую относительную и абсолютную высоты и деформированы почти повсеместно.

5.Общее число ритмов новейших тектонических поднятий

на Юго-Восточном Кавказе было большим, чем на СевероЗападном, что связано не только с новейшими тектоническими движениями, но и с трансгрессиями, регрессиями и их отдель­ ными фазами.

Выводы и заключение

1. Рельеф азербайджанской части Большого Кавказа про­ шел сложный путь развития. Широкое распространение фаунистически охарактеризованных морских террас, непо­ средственная возможность сопоставления их с речными, а последних — с моренами облегчает установление возраста этих форм и восстановление палеогеографических условий новейшего этапа развития территории. Неотектонические дви­ жения, общее сводовое поднятие, формирование на его фоне локальных деформированных морфоструктур, наличие попе­ речных тектонических поднятий — обусловили сложность раз­ вития рельефа. Большая роль в формировании рельефа при­ надлежит и современным тектоническим движениям, которые нашли свое отражение в интенсивном проявлении землетрясе­ ний (до 8—9 баллов), извержении грязевых вулканов, ак­ тивном росте погребенных структур, поднятиях и опусканиях отдельных частей территории.

Резкая контрастность рельефа, обусловленная дифферен­ цированным характером неотектонических движений, опреде­ лила смену его типов и форм, а также его высотную поясность с ясно выраженным ярусным расположением зон.

2.Найденная нами в 1956 г. в районе г. Шахдаг на вы­ соте 3550 м верхнесарматская фауна позволила более досто­ верно датировать концом верхнего миоцена нижний рубеж неотектонического этапа развития рельефа не только ЮгоВосточного Кавказа, но и всего Кавказа в целом.

3.Проведенные исследования позволяют выделить в исто­ рии развития рельефа азербайджанской части Большого Кав­

каза пять крупных этапов развития1. В доверхнемиоценовом этапе рельеф был представлен архипелагами островов и гря­

1 См. Б. А. Будагов 1969 «Геоморфология южного склона Большого Кавказа» Из-во «Элм» Баку (стр. 104—143).

224


дами. В миоплиоцене на месте водораздельной полосы совре­ менного Главного Кавказского хребта обособляется узкая полоса суши, окруженная морями, граничащая на севере с отдельными плато (Шалбуздаг, Шахдаг, Кызылкая). Эта полоса постепенно расширялась в ходе поднятия. В нижнем и среднем плиоцене (понт-продуктивная толща) границы суши раздвигаются, рельеф приобретает высокогорный характер. Поднятия и дифференциация рельефа еще более усиливаются в течение верхнего плиоцена и нижнечетвертичного периода. Современный облик был создан в средневерхнечетвертичное время.

4. Установлено четыре зоны поперечных ступеней, отлича­ ющихся по режиму и интенсивности проявления неотектонических движений и комплексам форм рельефа. Зона наиболее активных поднятий располагается к западу от меридиана г. Тфан, умеренных — к западу от меридиана г. Бабадаг, отно­ сительно слабых — к западу от г. Дибрар и исключительно медленных — к востоку от нее.

5. Новейшие тектонические движения в азербайджанской части Большого Кавказа, начиная с верхнего сармата, носили сводовый характер. Максимальная величина неотектонических воздыманий в осевой зоне сводового поднятия достигала 3600—4000 м, а максимальное погружение в пределах приле­ гающих депрессий — 6000 м. Общая амплитуда неотектони­ ческих движений, таким образом, составляет величину по­ рядка 10.000 м.

6. Сопоставление поверхностей выравнивания альпийской зоны юга СССР (Карпаты, Крым, Кавказ, Копетдаг) дало возможность установить, что новейшие тектонические движе­ ния в этих горных странах протекали резко дифференциро­ вано. Наиболее интенсивно они проявлялись на Большом и Малом Кавказе, умеренно — в Копетдаге и Талыше и слабо—

вУкраинских Карпатах и Крыму.

7.Комплексный геоморфологический анализ условий раз­ вития оползней и аридно-денудационных форм рельефа раз­ личного возраста дал возможность высказать некоторые

соображения об изменениях климата, особенно условий увлажнения в Юго-Восточном Кавказе и об усилении аридных процессов в течение позднечетвертичного времени и в совре­ менную эпоху.

8. Проведенные исследования геоморфологических условий селеносных рек и наблюдение за селевыми потоками (особен­ но структурными) позволили генетически классифицировать селеобразующие очаги и формы рельефа, образованные селе­ выми потоками1.

1 См. Б. А. Будагов 1969 «Геоморфология южного склона Большого Кавказа» Издательство «Элм» Баку.

616— 15

225


9.Установлены следы двукраткого оледенения юго-восточ­ ной части Большого Кавказа. Апшеронское оледенение уста­ новлено на основании особенностей положения Кямской морены, обнаруженной в верховьях р. Кишчай. Возраст вто­ рого— Шахнабадского оледенения — устанавливается на осно­ вании сопоставления морен с речными террасами, а послед­ них — с морскими. Шахнабадское оледенение делится на три стадии охватывающие средневерхиечетвертичное время. Со­ временное оледенение унаследовано от последней (Шахюрдской) стадии отступания средневерхнечетвертичных ледников.

10.Подробная сравнительная геоморфологическая харак­ теристика северо-западной и юго-восточной периклиналей Большого Кавказа показывает, что в плиоцен-четвертичное время частота и размах новейших тектонических поднятий в пределах северо-западной периклинали Кавказа заметно усту­ пали поднятиям на юго-восточной, что нашло свое отражение

вменьшем (почти в два раза) количестве морских и речных террас на западе.

11.В азербайджанской части Большого Кавказа установ­ лены элементы откопанного рельефа, возникшего в результате размыва покрывавших его отложений. Примером подобного рельефа являются откопанные поверхности меловых извест­ няков на северном склоне Шахдагского и Кызылкаинского плато, на которых в виде отдельных «эрозионных» останцев сохранились верхнесарматские морские отложения и апше-

ронскиегалечники.

12. Рельеф азербайджанской части Большого Кавказа, вовлеченного в плиоцен-четвертичное время в общее сводовое поднятие Большого Кавказа, прешел сложный путь развития. Формирование его проходило в зависимости от общего темпа неотектонических движений, а также от интенсивности разви­ тия экзогенных процессов, обусловленных преимущественно климатическими факторами.

Вистории рельефа азербайджанской части Большого Кав­ каза выделено пять основных этапов.

Вдоверхнемиоценовом этапе геологическая история азер­ байджанской части Большого Кавказа восстанавливается,

начиная с юрского периода, так как доюрские морские осад­ ки в пределах ее не выведены на дневную поверхность. В на­ чале юры широкая трансгрессия охватила Большой Кавказ, где в это время существовала обширная геосинклиналь. В начале средней юры осевая полоса геосинклинали испытывает поднятие и складчатость. В конце средней юры в пределах Фго-Восточного Кавказа возникло три крупных архипелага (Тенгинско-Бешбармакский, Нуха-Вандамский и Главный Кавказский). Сводовое поднятие на Юго-Восточном Кавказе началось в конце мела (В. В, Хайн, 1962).

В верхней юре в Дибрарской геосинклинали накопился

226