Файл: Кафедра) курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Теория государства и права 2 Тема 47 Современное правотворчество понятие, формы, субъекты Студент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Встречаются и другие принципы правотворчества: своевременное обновление, стабильность, полнота, конкретность, минимализация нормативных актов.

Примером принципа стабильности может считать Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», издание которого повлекло за собой изменение нескольких сотен нормативно-правовых актов. Он был издан с целью предвосхитить ожидания народа в период подготовки очередных выборов главы государства. Но не прошло месяца, как в данный Указ были внесены изменения. Потом изменения приобрели регулярный характер. Это говорит о том, что принятие нормативно-правовых актов по конъюнктурным соображениям дорого обходится обществу и очень негативно сказывается на стабильности законодательства.

1.3 Виды и критерии правотворчества.
Всего можно обозначить несколько видов правотворческого процесса:

1. Правотворчество органов государства. Представляется разветвленной деятельностью органов государственной власти, по итогам которой создается система законодательства. Юридическая сила нормативно-правового акта, принятого государственным органом, определяется его компетенцией в иерархии механизма управления государства. Результатом правотворческого процесса являются законы и различного рода подзаконные акты.

2. Санкционированное правотворчество. Правотворческая деятельность должностных лиц органов государственной власти и управления, результатом которой являются только подзаконные акты и правовые предписания.

3. Референдум. Он проводится по особо важным вопросам государства и общественной жизни. С его помощью народ непосредственно осуществляет свое конституционное право на власть. Итоги референдума окончательны, и не подлежат пересмотру.

Классификация видов правотворчество проводится по следующим критериям:

1. Субъект правотворчества – это государственный орган или общественное формирование, полномочия которого на принятие соответствующего нормативно-правового акта определяются законодательством. Такому субъекту принадлежит инициатива подготовки и принятия нормативно-правового акта. Законодательная инициатива так же может принадлежать общественным объединениям, группам людей или отдельному гражданину.

2. Существуют регламенты правотворческого процесса органов, регулирующих процесс подготовки, обсуждения, принятия и вступления в законную силу нормативно-правовых актов. Такими регламентами четко определяются стадии движения проекта нормативного акта, перечень совершаемых с ним действий, определенные субъекты, которые принимают участие на каждой стадии, их права и обязанности, а так же порядок взаимодействия между ними. Эти регламенты федерального и регионального уровня разные по сложности и объему. Больше всего отличаются регламенты парламентов и связано это с большим количеством этапов, процедур законодательного процесса.


3. Ориентированность правотворчества на конкретные виды нормативно-правовых актов, создание которых является их целью, которые определяют пределы их правоформирующих действий, обозначающих границы отличия нормативного акта от правовых актов других органов. Решающее значение в этом плане составляют положения Конституции.

4. Определение темы, объема и содержания нормативно-правового акта. Этот подход позволяет избежать лишнего смешения различных видов нормативных актов.5

Основываясь на рассмотренных критериях и учитывая иерархию нормативно-правовых актов, можно выделить пять отдельных видов правотворческого процесса:

1. Законотворчество – законодательный процесс, который связан с прохождением определенных стадий и с подготовкой, обсуждением и принятием законов. Закон не противоречащий Конституции – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, который призван регулировать особо важные общественные отношения.

2. Подзаконный правотворческий процесс, к которому относится правотворчество Президента, Правительства и других органов государственной власти. Ему сопутствуют некоторые особенности. Первое, он сообразуется с предписанием законов. Второе, не характерна многоступенчатость правотворчества. Подзаконный правотворческий процесс характеризуется оперативностью и динамичностью. Третье, любой орган сам определяет порядок подготовки, обязательные процедуры, согласования, рассмотрения, принятия, подписания нормативно-правовых актов.

3. Прямое или непосредственное правотворчество. Этот вид правотворческого процесса отличается следующим:

1) проводится по инициативе группы людей или части населения;

2) единство воли участников референдума является правообразующим источником конституционного закона или иного нормативного акта;

3) итоги референдума являются окончательными, не подлежат пересмотру и наделяются наивысшей юридической силой;

4) итоги референдума по вопросам правотворчества и государственного строительства являются обязательными;

5) подготовка к проведению референдума по государственному строительству возлагается на органы государства и избирательные комиссии.

4. Корпоративное правотворчество осуществляется на основе законов об акционерных обществах.

5. Нормативные договоры. Их тоже можно отнести к самостоятельному виду правотворческого процесса. Такими являются федеральные, договоры и соглашения, которые самостоятельно заключены между собой определенными государственными органами.


В нынешних условиях проведения административной реформы в Российской Федерации огромное значение имеют нормативно-правовые акты Президента, которые направлены на формирование новой системы федеральных органов исполнительной власти и практические действия их реализации.

Принципиальное значение имеет ответ на следующий вопрос: какое место в системе юридической иерархии занимает ведомственное правотворчество и какие его перспективы? Такой вопрос обусловлен прежде всего тем, что в юридической литературе проблема ведомственного правотворчества не имеет монистического решения. Однако, большинство ученых понимают, что ведомственные нормативные акты имеют огромное значение в правовом регулировании сфер общественной жизни.

Создание новой системы права без ведомственного правотворчества невозможно, потому как из законов, которые должны регулировать самые важные отношения общества, нельзя делать инструкции, которые регламентируют конкретные детали поведения субъектов. Поэтому важной проблемой приходится разработка современной концепции ведомственного правотворчества, которая не имела бы ничего общего с тоталитарным типом правотворчества.

Исходя из вышесказанного, прихожу к выводу, что правотворческая деятельность является невероятно сложным процессом. Она несет в себе конкретные цели, основывается на конкретных принципах и классифицируется на несколько видов.

Глава 2. Законодательный процесс.

2.1 Законодательный процесс и правотворческая политика.
Законодательный процесс является составной частью процесса правотворчества и состоит из четырех стадий:

1) законодательная инициатива;

2) обсуждение законопроекта;

3) принятие закона;

4) обнародование закона.6

1) законодательная инициатива – это право компетентных органов, общественных организаций и лиц поднимать вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного правового акта, принятие которого влечет непосредственно рассмотрение его Парламентом Российской Федерации. Такое право проявляется в форме предложения или готового законопроекта, которые высший законодательный орган обязан принять к своему производству.

Согласно статье 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы имеют: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, представительные органы субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
7

Законопроекты вносятся в Государственную Думу Российской Федерации.

Законопроекты о введении или отмене налоговых сборов, освобождении от уплаты, о выдаче государственных займов, об изменении финансовых обязательств Российской Федерации, иные законопроекты, предусматривающие расходы, которые покрываются федеральным бюджетом, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства.

Инициатива является ответом государства на потребности общества: выражает необходимость разрешения противоречий, без преодоления которых приостанавливается прогрессивное развитие общества.

Инициатива – общественно значимый почин. Удовлетворение интересов любого индивида, группы индивидов важно для прогрессивного развития общества. Однако, инициатива это нечто большее, чем определенное действие, реализующее интерес конкретного индивида или отдельной группы индивидов.8

2) обсуждение законопроекта происходит на заседании Государственной Думы Российской Федерации. На данной стадии допускаются внесение поправок, изменений, дополнений или исключения ненужных положений.

3) Федеральные Законы принимаются Государственной Думой Российской Федерации большинством голосов от общего числа депутатов и в течении пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации Российской Федерации.

Федеральный Закон считается одобренным Советом Федерации Российской Федерации, если проголосовало больше половины от общего количества членов этой палаты либо в течении четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации Российской Федерации. При несогласии Государственной Думы Российской Федерации с решением Совета Федерации Российской Федерации Федеральный Закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего количества депутатов Государственной Думы Российской Федерации. Принятый федеральный закон в течении пяти дней направляется Президенту для его подписания и обнародования. На данную процедуру отводится четырнадцать дней. Вместе с тем, если Президент Российской Федерации в течение указанного срока с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума Российской Федерации и Совет Федерации Российской Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный Федеральный Закон. Если при повторном рассмотрении Федеральный Закон будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от общего количества Совета Федерации Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Российской Федерации, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течении семи дней и обнародованию.


4) согласно статье 2 Федерального Закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» датой принятия конституционного федерального закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального собрания, а датой принятия текущих федеральных законов считается день принятия их Государственной Думой в окончательной редакции.

Любой Федеральный Закон подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом Российской Федерации.

Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации публикуются не позднее десяти дней после их принятия.

Федеральные законы и акты палат Федерального Собрания Российской Федерации вступают в силу одновременно повсеместно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Источниками официального опубликования федеральных законов и актов палат Федерального собрания Российской Федерации считается первая публикация их полного текста в «Российской Газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации».

Проведенный анализ научной и учебной литературы по вопросам правотворчества показывает, что совокупность отношений общества, возникающих в процессах инициирования, подготовки, обсуждения и принятия закона чаще всего понимается как процесс законодательства, иногда как правотворческий процесс и крайне редко как законопроектный процесс. При этом определение «законопроектный процесс» не всегда последовательно используется даже в тех документах, которые непосредственно регулируют законодательные процедуры в органах государственной власти Российской Федерации. Но несмотря на то, что деятельность любых участников общественных отношений по принятию будущего закона связана только с проектом правового акта, а не с правовым актом как действующим и обладающим юридической силой правовым актом.

Если взять за основу определения наименования всех отношений, которые составляют содержание деятельности участников законотворческого процесса, предмет их усилий, каким является законопроект до тех пор, пока он, не получит статус Закона, т.е. приобретет юридическую силу и начнет свое действие, то одним правильным наименованием можно признать только термин «законодательный процесс». 9