Файл: Кафедра) курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Теория государства и права 2 Тема 47 Современное правотворчество понятие, формы, субъекты Студент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Если рассмотреть совокупность всех правовых актов за конкретный период времени и рассмотреть их направленность, то можно определить нормотворческую политику. Нормотворческую политику невозможно сопоставлять с нормотворчеством. Нормотворческая политика - это деятельность по формированию и управлению нормотворческим процессом. Эта деятельность носит осознанный и рациональный характер, соответственно, в её основе лежит конкретная концепция, которая предполагает представление о целях нормотворческого процесса и методах воздействия на него. Она должна быть направлена на совершенствование системы нормативно-правовых средств, формирование субъективной системы законодательства.

Субъектом нормотворческой политики может быть не только государство, но и некоторые общественные силы, такие как политические институты. Можно говорить о правотворческой политике какого-либо государственного органа – Государственной Думы Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, о политике какой-либо партии. Государственная нормотворческая политика -нечто иное, как государственное воздействие на нормотворческий процесс, которое осмысленно и систематизировано.10

Законодательная политика, должна соответствовать экономической и социальной политике государства, т.к. переводит на язык права потребности общественной жизни. Однако, в связи с появлением групп населения, каждая из которых оценивает реальность своей собственной точкой зрения, не просто определить: какими должны быть социальные цели и средства их достижения, как будет воспринят закон или иной нормативный акт этими группами. Любая попытка решить какую-либо социальную проблему имеет и обратную сторону. Государство обязательно должно нести особую ответственность за проведение социального эксперимента и быть подконтрольно гражданскому обществу. Механизм согласования воли государства и общества при формировании нормотворческих решений является главной задачей нормотворческой политики. Гражданское общество обязано активно влиять на правотворческий процесс. Гласность и демократизм - принципы, на которых строится нормотворческий процесс.

2.2 Законодательная техника.
До того как раскроем понятие законодательной техники, нужно подметить, что оно непосредственно связано с нормотворчеством. Законотворческий процесс является неотъемлемой частью правотворчества, т.е. его видом. Законотворчество отличают многие черты правотворческого процесса.


Главной частью правотворческого процесса является подготовка проекта закона, лаконичное и точное формулирование содержания. Законодательная техника позволяет правотворческой системе разработать и принять самый эффективный (оптимальный) вариант нормативно-правового акта. Она имеет свои закономерности, которые получают общее признание в зарубежной и отечественной теории правотворчества и закона.

Законодательная техника – это система правил и приемов наиболее рациональной организации и логически последовательного формирования законов (и подзаконных актов) в соответствии с их сущностью и содержанием.11

В процессе подготовки и принятия нормотворческого решения главную роль играет получение и анализ релевантной информации, отражающие различные общественные отношения. С позиции теории правотворчество - процесс преобразования исходной информации, когда начальная юридическая, социальная, экономическая, политическая информация преобразуется в нормативно-правовые нормы и правовые институты.

Решающей информацией должен быть обеспечен каждый элемент нормативно-правового акта. Такая информация делиться на две группы:

1) нормативная информация;

2) социально-правовая информация.

В последнее время информационные процессы в сфере нормотворчества стали объектом нормативно-правового регулирования.

Главная задача информационного обеспечения нормотворческой деятельности в Российской Федерации не решена. Предстоит еще много работы. Если быть конкретным, то необходимо проведение определенных мероприятий:

- оптимизация доступа законодательных и иных нормотворческих органов государства к правовой информации зарубежных государств;

- активизация процесса участия Министерства юстиции Российской Федерации в создании мировой информационной системы нормативных правовых актов;

- продолжение работы по кооперации информационных систем Федерального Собрания и Парламентов мира.12

Возникает проблема создания интеллектуальных и компьютерных систем, которые способны моделировать процессы принятия правовых решений.

В развитых странах мира создано более десятка таких систем, которые способны решать определенные задачи нормотворчества. Разрыв между уровнем Российской Федерации в решении данной проблемы и другими государствами невероятен. С помощью искусственного интеллекта возможно решение следующих задач правотворчества:

1) создание интеллектуальных информационно-поисковых систем;


2) автоматизированный анализ нормативно-правовых актов.

Подводя итог анализа законодательной техники, нужно подметить, что важнее говорить о юридической технике. Однако, главный акцент нужно сделать на том, что юридическая техника – это система правил и приемов, которые используются при подготовке, формировании и законов и нормативных актов разной юридической силы. Следует подметить так же, что большая часть юридической техники состоит из деловых обыкновений.

2.3 Практика Российского правотворчества и правотворчество в субъектах Российской Федерации.
Законодательная деятельность от планирования подготовки проектов нормативных актов до введения их в действие - при всей её значимости в системе государственного управления не является само достаточной. Эффективность любого правового акта, достижения результата, на который он рассчитан, точно гарантированы быть не могут. Исполнение нормативно-правовых актов не может быть обеспеченно универсально. Любая норма не может быть внедрена исключительно только правотворческого механизма. При реализации нормативно-правовых актов подключаются попутные механизмы, которые способны заблокировать, либо, наоборот, обеспечить беспрепятственное их исполнение. Учет помогающих и препятствующих реализации будущего нормативного акта в процессе подготовки законопроекта - главный элемент правового регулирования. Исходя из этого, отслеживать действенность, анализировать и оценивать состояние законодательства - это главное условие организации последующей нормотворческой работы, т.к. анализ состояния законодательства позволяет делать прогнозы относительно его динамики, предполагать пути его развития.

Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации является разновидностью нормотворческого процесса и представляет собой процедуры, которые последовательно осуществляются органами государственной власти и связанны с рассмотрением законопроектов, их опубликованием и вступлением в законную силу.13

Федеральная Конституция закрепляет главные принципы и отдельные формы правотворчества субъектов Федерации. Чаще всего используется источниками и ориентирами правотворчества субъекта Федерации, такими как Федеральные конституционные и федеральные законы.

Если взять различные уровни правовой политики и проблемы взаимодействия федеральной и региональной политики, то следует обратить внимание на то, что в Российской Федерации, в силу ее природы и характера, как федерации, где самостоятельные субъекты, формируют, взаимодействуя между собой, единое, целостное государственное образование, правовая политика не может
существовать и реализовываться изолированно, вне связи с региональной правовой политикой, проводимой каждым субъектом федерации на своем уровне.

Опираясь на опыт деятельности в нормативно-правовой сфере различных федераций, федеральная политика, несмотря на ее формирование и осуществление при прямом участии и содействии субъектов федерации, тем не менее, является достаточно самостоятельным феноменом, имеющим собственные цели и приоритеты, формы выражения и задачи.

Региональная правовая политика, формируемая и проводимая на уровне субъектов федерации, выступает как относительно самостоятельное явление по отношению к федеральной правовой политике. Степень самостоятельности региональной политики и характер региональных нормативных актов определяются уровнем самостоятельности этих регионов - субъектов федерации, характером их отношений в целом.

По большому счету, сама процедура подготовки и принятия нормативно-правовых актов субъектов Федерации соответствует процедуре на федеральном уровне. Принятию любого нормативного акта предшествует создание проекта акта. При этом определяются приоритетные законопроекты принятие которых имеет важное значение для развития субъекта Федерации. Но, составление таких планов не исключает возможности внепланового рассмотрения законопроектов. При составлении плана проектных работ, учитывается мнение всех заинтересованных органов, граждан и их объединений, научных и иных учреждений.

Следует отметить, что в участии субъекта Федерации в федеральном правотворчестве, субъекты Федерации в лице их представительных органов наделяются правом законодательной инициативы, что позволяет им действенно реагировать ту или иную ситуацию, складывающуюся в государстве и управлять ею.

Но если посмотреть на количество законопроектов, направляемых в Государственную Думу из субъектов Федерации, то картина окажется мрачной. С мест приходит лишь ничтожная часть предложений. В 2003 году было подано 386 законопроектов, то в прошлом - 562. Сколько из проектов дошло до законов, видно из вышеприведенных цифр. В общем, за последние 15 лет реализовано около 4,5 процента предложений региональных парламентов. Главной причиной того, что утверждают так мало законодательных инициатив, является неэффективное финансирование правотворческого процесса. Подтверждением является то, что чем беспечней законодательный орган, тем заметнее отдача. Так, лидерами по числу законодательной инициативы, являются: Московская областная Дума, Московская городская Дума и Законодательное Собрание Краснодарского края.
14

К сожалению, в настоящее время субъект Российской Федерации не может в полной мере реализовать свое право на участие в федеральном нормотворчестве. Ни в Конституции Российской Федерации, ни в регламентах Палат Федерального собрания Российской Федерации, не говоря уже о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не регламентирован порядок участия субъектов Российской Федерации в осуществлении права законодательной инициативы на федеральном уровне. В итоге, еще сохраняется тенденция децентрализации правового регулирования, когда субъект Федерации стремится издать свои собственные законы и иные нормативно-правовые акты.

Акты государственного управления, которые издаются в субъектах Российской Федерации, являются главным инструментом реализаций целей и задач публичной администрации. Путем издания таких нормативных актов органы исполнительной власти Российской Федерации добиваются правильного функционирования системы муниципального и государственного управления. Акты управления являются основной юридической формой, через которую органы исполнительной власти Российской Федерации реализуют свои властные полномочия, воплощают в жизнь требования федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

Важное место среди актов управления, принимаемых в субъектах Российской Федерации, занимают нормативные акты, издание которых влечет установление, закрепление или отмену юридических норм, которые направлены на урегулирование управленческих, имущественных, земельных и других общественных отношений. Являясь наиболее многочисленными источниками права, они обеспечивают конкретизацию законов в сфере государственного управления, которая обусловлена территориальным и географическим многообразием государства, наличием пробелов в законодательных актах, невысоким профессионализмом государственных и муниципальных служащих. При этом, не менее важно то, что по сравнению с законами нормативно-правовые акты государственного управления способны обеспечить более активное реагирование на развитие потребностей нормативно-правового регулирования, которое объективно предполагает наличие в системе средств правового регулирования не только законных, но и подзаконных актов. Потому как за счет издания подзаконных актов органы и должностные лица исполнительной власти могут добиться правильного учета происходящих в сфере государственного управления изменений.