Файл: Кафедра) курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Теория государства и права 2 Тема 47 Современное правотворчество понятие, формы, субъекты Студент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
15

Наиболее полезными формами участия субъектов Федерации в государственном правотворчестве могли стать выступления представителей субъектов при обсуждении законопроектов на заседании Государственной Думы Российской Федерации, и совместная законодательная инициатива, которая реализуется несколькими субъектами сразу. Такая инициатива направлена на решение какой-либо общей. В ходе. При её осуществления координируются различные интересы общества, это и позволяет наиболее полно отразить в принимаемом законопроекте потребности общества.

Круг лиц и органов, которые обладают правом законодательной инициативы, определен для республик Конституциями, а для других субъектов Федерации их уставами.

В основном право законодательной инициативы проявляется внесением в законодательный орган готового законопроекта. При этом, для субъектов наиболее приемлемым оказывается форма законодательного предложения. Это объясняется трудностями, с которыми сталкивается большинство субъектов Федерации при подготовке законопроектов из-за недостатка или полного отсутствия квалифицированных кадров.

При этом, активное использование субъектами предоставленного им права законодательной инициативы создает для государства угрозу переизбытка законодательной инициативы, что усугубляется еще и ее однотипностью. Можно заметить стремление отдельных субъектов переложить на федеральный законодательный орган решение вопросов, в отношении которых им самим требуется принять конкретные законодательные меры. Что бы предупредить подобные явления, существует, оперативный и взаимный обмен правовой информацией, которая содержит сведения о том, какие законодательные инициативы, от какого субъекта Российской Федерации и в какие сроки поступает на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации.

Исполнительные и законодательные органы субъекта Российской Федерации взаимодействуют между собой в установленном федеральными законами и законами субъекта порядке и в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития субъекта. Реализовывая взаимодействие, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, органы исполнительной власти Российской Федерации направляют принятые ими нормативно-правовые акты в законодательный орган субъекта Российской Федерации. Законодательный орган субъекта Российской Федерации, в свою очередь, вправе обратиться к высшему лицу субъекта Российской Федерации, в органы исполнительной власти с предложением о внесении изменений или дополнений в эти нормативно-правовые акты, либо об их отмене. Так же можно обжаловать такие правовые акты в судебном порядке.


Процесс правотворчества является юридическим выражением правотворческой функции государства. В результате последовательной реализации составляющих процесса правотворчества в правовой сфере начинает действовать новый закон – нормативно-правовой акт, который создает, изменяет или отменяет нормы права, а следовательно, влияющий на общественное правосознание.


3. Перспективы и развитие правотворчества.
Процесс изменения современного российского социума заключается в функционировании огромного количества закономерностей общественно-социального и правового характера. На ряду с созданием новых социальных, экономических, политических и духовных предпосылок устройства русского социального общества обновляется и содержание нормативно-правового материала, меняются тенденции его развития и совершенствования.

Такая значимость обязательного обеспечения главенства закона в любых областях жизни социума. Специализация, интенсификация, унификация законодательства: противоречие и конкурентность его структур; возрастание массива технических и юридических предписаний.

Эти тенденции можно разделить на три разные группы. Первая: всеобъемлющее усиление законодательного приоритета и стремление к стабильности. Вторая: специализация законодательства с различными формами проявления: дифференциация, конкретизация, детализация. Третья: нормативно-правовая унификация и сопровождающее её процессы: интеграция, генерализация, универсализация, издание комплексных нормативных актов.16

Главную роль в иерархии таких тенденций играет законодательное преимущество, как одно из важных направлений успешного обеспечения новой политики в области создания рыночных отношений, а также защиты прав и свобод человека и гражданина.

Проводимое на сегодняшний день всеобъемлющее обновление устарелого законодательства - это своего рода очищение его от рутины и ведомственной урегулированости. Эта реформация поддерживается так же необходимостью введения новых методов в управление народным хозяйством, реформированием государственных властных структур. Углубление специализации социальных и экономических процессов увеличивает количество правовых изменений и благоприятно влияет на принятие важных правовых актов в областях, на которые раньше не распространялось правовое воздействие.

Важность закона повышаться пропорционально его роли в общественной жизни и выводит тенденцию его главенства на главный план среди других направлений. Но при этом, уровень общественной отдачи этой тенденции, в общем, зависит от успехов функционирования совокупности соподчиненных закономерностей. Именно они более подробно раскрывают содержание, юридическую природу, формы проявления и т.п.
17

Идентификация законодательства, как главная характерная черта его современного развития способствует тому, что юридически правильное, всеобъемлющее регулирование общественных отношений происходит и за счет создания новых нормативно-правовых актов, и путем повышения качества, эффективности действующего законодательства, повышения его научного обоснования. Процесс идентификации направлен на максимальное использование внутренних ресурсов имеющегося законодательства.

С процессом идентификации законодательства взаимодействует тенденция повышения его стабильности, без которой он не сможет существовать как стабильная система урегулирования общественных отношений. На сегодняшний день очень ценится именно такое свойство как правовая гарантия стабильности избранного государством курса и перспективности регулируемых отношений. Стабилизация нужна для снятия напряжение в межреспубликанских взаимосвязях и ослабления внутренних противоречий.18

Монументальность системы законодательства обеспечивается наличием определенных факторов, которые можно разделить на материальные и специальные юридические. Материальные факторы: устойчивость социальных и экономических, государственных и политических, и национальных взаимосвязей; быстрое законодательное реагирование на главные общественные процессы с учетом характера их развития; объективность и обоснованность целей экономических изменений; прогнозирование необходимости юридического преобразования какой-либо сферы общества в будущем.

Специальные юридические факторы: соответствие существующего законодательства Конституции Российской Федерации; создание и функционирование подзаконных нормативно-правовых актов на основе закона; большой уровень нормативно-правовой интенсификации; совершенствование законодательной техники; юридически грамотное и активное использование принятого нормативно-правового акта.

Активные темпы социальных и экономических изменений показывают динамизм правового регулирования общественных отношений, учет специфики их разных сторон. Такие задачи успешно выполняет активно развивающаяся в современном отечественном законодательстве тенденция его специализации. Её цель заключается в том, чтобы как можно полнее юридически охватить возможные изменения и актуальность общественных процессов, состыковаться с особенностями их проявления в тех или иных сферах общества, определить качественный уровень таких преобразований.


На сегодняшний день правовая специализация охватывает собой всю правовую массу и воздействует не только на форму, но и на содержание отечественного законодательства, где обозначились такие его виды: предметная (отраслевая), функциональная, региональная и смешанная.

Любая из этих разновидностей отделяет определенный срез в системе российского законодательства, по - своему стимулируя его содержание и структуру.

Кроме саморазвития и самовыражения специализация российского законодательства оказывает активное воздействие и на другие его тенденции. Например, процессу стабильности специализация придает гибкость и делает его динамичнее. Путем вертикальной направленности специализация обеспечивает интенсификации полноценную рабочую нагрузку, способствует его оптимальной и качественной отдаче содержания определенного правового акта. Сам процесс специализации охватывает влиянием пласт правовой системы целиком: правотворческая деятельность, правоотношения, юридическая ответственность, правоприменительная практика и т.д.

Унификация отечественного законодательства - это тенденция, противоположная специализации, значение которой заключается в сборе похожих предписаний и создании нормативно-правовых актов, которые упрощали бы законодательство, делая его доступным для общества и единообразным. С помощью унификации минуется несогласованность в структуре механизма нормативно-правового воздействия, устраняется перенасыщенность, ликвидируется лишняя несогласованность в применении права. Именно поэтому унификация является самым эффективным путем борьбы с излишней тяжестью законодательного урегулирования в различных сферах жизни общества.

Не смотря на то, что унификация выступает как антипод специализации, эти два явления непосредственно связаны между собой и в совокупности образуют основные направления прогресса развития системы отечественного законодательства, в общем. Гибкость границ унификации в полной мере оказывает влияние на качественное состояние и эффективность работы регламентирующего механизма, в котором зачастую сталкиваются совсем противоположные тенденции. Основу этих противоположностей составляют диалектические противоречия социального, экономического и правового характера.19

Тем самым, тенденции развития современного отечественного законодательства представляют собой сложную и очень противоречащую систему разных его направлений по урегулированию многогранных общественных отношений.