Файл: Кафедра) курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Теория государства и права 2 Тема 47 Современное правотворчество понятие, формы, субъекты Студент.docx
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заключение.
Задачи курсовой работы выполнены, цель достигнута.
Правотворчество - это деятельность, прежде всего, государственных органов по принятию, изменению и отмене нормативно-правовых актов.
Субъектами правотворческой деятельности являются государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т. п.), которые наделены определенным кругом полномочий, и народ при вынесении вопросов на референдум.
Правотворчество осуществляется на основе установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции Российской Федерации, регламентах, уставах и т. д., и заключается в принятии новых нормативных актов, отмене либо совершенствовании старых.
Правотворческая деятельность характеризуется:
- главное средство управления общественными процессами (формирование стратегии его развития, принятие существенных правил поведения);
- основная продукция - юридические нормы, воплощающиеся в основном в нормативно-правовых актах;
- уровень и культура правотворческой деятельности, а также качество принимаемых нормативно-правовых актов, - показатель цивилизованности и демократичности общества;
- представляет собой активную, творческую, государственную деятельность.
Правотворческую деятельность выделяют такие принципы как: научность, законность, профессионализм, оперативность, демократизм, гласность, стабильность и т.д. Соответственно, принципы правотворческой деятельности - это основные идеи, основополагающие начала, связанные с принятием, отменой или с заменой юридических норм, иначе говоря - ориентир для государственных органов, издающих право.
В зависимости от субъектов правотворческая деятельность делится на следующие виды:
-
непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума; -
правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы Российской Федерации, Правительства Российской Федерации); -
правотворчество органов местного самоуправления; -
правотворчество конкретных должностных лиц (например, Президента или Министра); -
локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации); -
правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).
В зависимости от значимости правотворческая деятельность делится на:
-
законотворчество (правотворчество высших представительных органов (парламентов), в результате деятельности которого издаются нормативно-правовые акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой); -
делегированное правотворчество (правотворческая деятельность органов исполнительной власти государства, правительства, осуществляемая по поручению парламента); -
подзаконное правотворчество (нормы права принимаются и утверждаются структурами, не относящимися к высшим представительным органам - Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций).
Правотворческая деятельность - это важнейшее направление социальной деятельности государства, которое создает условия для существования и самовоспроизведения общества. Правотворчество реализует поиск правовых форм, которые обеспечивали бы в главной степени состояние равновесия общества, сцепление его членов в процессе общественной жизни. А законодательный процесс, в свою очередь, выступает основным фактором правотворческой деятельности.
Существуют следующие этапы законодательного процесса: законодательная инициатива, подготовка законопроекта, обсуждение, принятие, подписание, опубликование (обнародование) закона. Соблюдение данных этапов законодательного процесса обеспечивает не только создание закона в узко-формальном смысле, но и его особо - качественное содержание, соответствие потребностям законодательного регулирования.
Подводя итог всему вышесказанному, прихожу к выводу, что, разумеется, правотворческая деятельность в современной России имеет целую массу проблем. Однако, через такие трудности проходили практически все развитые страны мира. Можно с уверенностью утверждать, что при условии стабильности геополитической обстановки, буквально через несколько лет Российская Федерация выйдет на качественно новый правовой и социально-экономический уровень, не без огромного участия целенаправленной нормотворческой политики и эффективного правотворчества. Однако,
предвидеть невозможно, поэтому, как будет развиваться Российская Федерация и право в ней, покажет только время.
Список использованных источников
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014г. № 31. Ст. 4398; -
Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 22.12.1997, N 51, ст. 5712; -
Указ Президента РФ от 13.04.1996 N 549 (ред. от 12.02.2015) "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального собрания Российской Федерации в законотворческом процессе" // "Собрание законодательства РФ", 15.04.1996, N 16, ст. 1842; -
Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 29.05.2017) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" // "Собрание законодательства РФ", 27.05.1996, N 22, ст. 2663; -
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 18 декабря 2015 г.); -
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 25 декабря 2015 г.); -
Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 31.10.2018) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" // "Собрание законодательства РФ", 18.08.1997, N 33, ст. 3895; -
Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 N 477 (ред. от 01.02.2020) "Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти" // "Собрание законодательства РФ", 22.06.2009, N 25, ст. 3060; -
Воробьев А.В. Правотворчество в правовой системе современной России // В сборнике: Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве Сборник научных статей по итогам работы десятого международного круглого стола. 2019. С. 141-143.субъектах Российской Федерации // Правоведение. – 2009; -
Марченко M.H. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. - М.: Изд-во «Проспект», 2015; -
Пашенцев Д. А. Российская законотворческая традиция: онтология процесса // Журнал российского права. 2018. № 8; -
Сехин И.В. Принцип современности правотворчества: проблемы реализации // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 2 (111). С. 26-35; -
Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько — 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. с. 288; -
Хамитова Г.М., Камалтдинова А.И. Законотворческий процесс: от законодательной инициативы до вступления в силу законопроекта // В сборнике: Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения Сборник статей по материалам XVI международной научно-практической конференции. 2018. С. 74-79; -
Волков А.В. Законотворческий процесс в России: проблемы теории и практики // В сборнике: Новое слово в науке: стратегии развития Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. 2019. С. 191-194; -
Ашимова Я.С., Некишев В.Л. Законодательный процесс: проблемы теории и практики // Вестник науки. 2019. Т. 2. № 4 (13). С. 53-56; -
Егоров Т.А. Российский парламентаризм на современном этапе развития // В сборнике: Встречи в Таврическом 2018. Парламентаризм: история и современность Молодежная (студенческая) научная конференция. 2019. С. 37-40; -
Цуцкарева А.А., Лунин С.В. Сущность законотворческого процесса // В сборнике: Российская наука: актуальные исследования и разработки Сборник научных статей V Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях. Ответственные редакторы Г.Р. Хасаев, С.И. Ашмарина. 2018. С. 428-433; -
Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.- М.: Юрист, 2010; -
Общая теория государства и права. В 2-х т. Т.2 /Под ред. М.Н. Марченко.- М.: «Зерцало», 2009; -
Абрамова А.И. Подзаконное правотворчесвто в современном понимании: реалии и перспективы // Журнал российского права. 2019. № 8. С. 25-35; -
Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник.- М.: Юрайт-Издат, 2009; -
Кадетова А.Д. Органы исполнительной власти Российской Федерации в системе субъектов правотворчества // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 6 (58). С. 186-193; -
Нисневич Ю.А. и др. Законодательная деятельность: Учеб. пособие.- М.: Аспект Пресс, 2009; -
Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.- М.: Юрист, 2010; -
Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник.- М.: Юрайт-Издат, 2009;
1 Воробьев А.В. Правотворчество в правовой системе современной России // В сборнике: Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве Сборник научных статей по итогам работы десятого международного круглого стола. 2019. С. 141-143.субъектах Российской Федерации // Правоведение. – 2009.
2 Марченко M.H. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. - М.: Изд-во «Проспект», 2015.
3 Пашенцев Д. А. Российская законотворческая традиция: онтология процесса // Журнал российского права. 2018. № 8.
4 Сехин И.В. Принцип современности правотворчества: проблемы реализации // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 2 (111). С. 26-35.
5 Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько — 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. с. 288
6 Хамитова Г.М., Камалтдинова А.И. Законотворческий процесс: от законодательной инициативы до вступления в силу законопроекта // В сборнике: Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения Сборник статей по материалам XVI международной научно-практической конференции. 2018. С. 74-79.
7 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014г. № 31. Ст. 4398
8 Волков А.В. Законотворческий процесс в России: проблемы теории и практики // В сборнике: Новое слово в науке: стратегии развития Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. 2019. С. 191-194.
9 Ашимова Я.С., Некишев В.Л. Законодательный процесс: проблемы теории и практики // Вестник науки. 2019. Т. 2. № 4 (13). С. 53-56.
10 Егоров Т.А. Российский парламентаризм на современном этапе развития // В сборнике: Встречи в Таврическом 2018. Парламентаризм: история и современность Молодежная (студенческая) научная конференция. 2019. С. 37-40.
11 Цуцкарева А.А., Лунин С.В. Сущность законотворческого процесса // В сборнике: Российская наука: актуальные исследования и разработки Сборник научных статей V Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях. Ответственные редакторы Г.Р. Хасаев, С.И. Ашмарина. 2018. С. 428-433.
12 Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.- М.: Юрист, 2010.
13 Общая теория государства и права. В 2-х т. Т.2 /Под ред. М.Н. Марченко.- М.: «Зерцало», 2009.
14 Абрамова А.И. Подзаконное правотворчесвто в современном понимании: реалии и перспективы // Журнал российского права. 2019. № 8. С. 25-35.
15 Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник.- М.: Юрайт-Издат, 2009.
16 Кадетова А.Д. Органы исполнительной власти Российской Федерации в системе субъектов правотворчества // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 6 (58). С. 186-193.
17 Нисневич Ю.А. и др. Законодательная деятельность: Учеб. пособие.- М.: Аспект Пресс, 2009.
18 Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.- М.: Юрист, 2010.
19 Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник.- М.: Юрайт-Издат, 2009.