Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦВЕТА

Психофизиологическое воздействие цветовой гаммы на людей многообразно, поэтому очень важно знать, ка­ кие эмоции вызывают определенные цветовые сочетания и какое психологическое воздействие оказывают они на человека.

Существует определенная зависимость уровня возбу­ димости нервных центров, ритма и периодики ряда пси­ хофизиологических функций, особенно в зрительном ана­ лизаторе, от спектрального состава и интенсивности дей­ ствующих излучений.

Красный, желтый и оранжевый цвета действуют воз­ буждающе, их психологи относят к разряду активных цветов. Эти цвета производят сильное впечатление, на­ стораживают, возбуждают и волнуют.

Синий, фиолетовый и близкие к нимоттенки — пас­ сивные цвета. Эта группа цветов создает впечатление прохлады, настроение отдыха. Насыщенные тона этих цветов производят впечатление холода и пустоты, одна­ ко они способствуют сосредоточенности и сохранению работоспособности.

Зеленый цвет и близкие к нему оттенки (зелено-голу­ бой, желтовато-зеленый и т. п.) психологи относят к раз­ ряду благоприятных цветов. Эта группа цветов создает хорошее настроение, ослабляет нервное напряжение, способствует повышению слуховой и зрительной чувст­ вительности.

В результате экспериментов французского ученого доктора Фаре выяснилось, что если человека окружают красные стены, то его естественное мышечное напряже­ ние (тонус) повышается с 23 до 42 единиц, оранжевые стены дают повышение тонуса до 35'единиц, желтые до 28 единиц, а синие — только до 24 единиц.

Ученые отмечают, что научно подобранная цветовая гамма действует на человека во всех случаях благопри­ ятно, успокаивая его, как бы притормаживая процесс утомления от однообразной окраски и монотонно повто­ ряющихся однообразных приемов.

Характер производственной работы имеет решающее значение при выборе цветов и их сочетаний.

Все окрашиваемые поверхности на судах условно сле­ дует разделять на четыре группы, которые отличаются

76

друг от друга своими функциями и ролью в производ­ ственном интерьере: I группа — поверхности, занимаю­ щие максимальную площадь (борта, палубы, переборки, подволоки); II группа — силовое и технологическое обо­ рудование, элементы рабочего места; III группа — подъ­ емно-транспортное оборудование, судовые устройства; IV группа — коммуникации и системы, средства инфор­ мации и безопасности.

СИГНАЛЬНЫЕ ЦВЕТА И ЗНАКИ БЕЗОПАСНОСТИ

С помощью окраски оборудования и нанесения опре­ деленных знаков на различные конструкции можно вы­ звать у работающих реакцию осторожности и внима­ тельности, т. е. психологически заставить человека со­ блюдать те или другие требования правил техники безопасности.

Цветовые сигналы помогают работающим быстро и безошибочно ориентироваться при выполнении раз­ личных производственных операций и ремонтных работ.

К сигнально-опознавательной окраске относятся: цветная маркировка систем трубопроводов, электриче­ ских проводов, окраска наружных поверхностей балло­ нов со сжатым газом или жидкостью в установленные правилами цвета, отличительная окраска пусковых ру­ кояток и электрических кнопок и т. п.

Например, если электрические кнопки управления машиной («Пуск», «Стоп», «Обратный ход») окрашены в одинаковый цвет, то при необходимости экстренного останова машины работающий может нажать на кнопку «Пуск», а не на «Стоп», вследствие чего возможны ава­ рии и тяжелые несчастные случаи. Для предупреждения

аварий введена отличительная

окраска

кнопок, причем

принято применять для кнопки

«Пуск»

зеленый цвет,

а для кнопки «Стоп» — красный.

 

Большое значение для создания безопасных условий труда имеют знаки безопасности, которые делятся на три основные группы: запрещающие, предупреждающие, инструктивные (предписывающие).

Знаками

безопасности

ограждают

места ремонта,

опасные зоны, источники повышенной опасности.

Ц в е т

о п а с н о с т и

— крас ный,

увеличиваю­

щий, по данным физиологов, кровяное давление и воз­

77


буждающе действующий на людей, вызывает условный рефлекс, направленный на самозащиту, и поэтому ис­ пользуется для предупреждения об опасности, требую­ щей немедленной реакции.

Ж е л т ы й цвет, стимулирующий зрение, . но не оказывающий столь интенсивного, эмоционального воз­ действия, как красный, способствует сосредоточению внимания и поэтому используется для обозначения воз­ можной опасности. Очень хорошо этот цвет просматри­ вается на черном фоне.

З е л ё н ы й цвет, понижающий кровяное давле­ ние, способствующий успокоению, используется как сиг­ нал безопасности.

Знаки безопасности должны окрашиваться цветами с большой насыщенностью и отличаться высокой ярко­ стью. Это повышает их эффективность.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКЕ ПОМЕЩЕНИЙ, МАШИН И МЕХАНИЗМОВ

Применение рациональной окраски на судах позволя­ ет решить три основные задачи: создать оптимальные физиологические условия зрительной работы, когда при-’ обретает значение фон. Например, при обработке рыбо­ продукции (оптимальные контрасты по светлоте, допол­ нительная освещенность благодаря более светлой окраске и т. д .); создать необходимые психологические усло­ вия для работающих, когда цвет содействует повышению безопасности работы и частично зрительной компенса­ ции недостатков среды (использование холодной гаммы цветов в машинно-котельных отделениях и т. п.); иск­ лючить монотонность и создать на судне приближенную к естественным цветовым гаммам на суше цветовую гар­ монию путем внедрения рациональной окраски оборудо­ вания.

Цветовое решение интерьера может быть рациональ­ ным только тогда, когда оно осуществляется в комплек­ се с освещением.

Улучшение условий освещения, снижение зрительно­ го напряжения ускоряет выполнение операций, уменьша­ ет количество ошибок.

Изучение условий и характера труда на судах, а так­ же имеющихся в литературе экспериментальных дан­

78

ных о воздействии цвета на организм человека позволя­ ет наметить следующие пути использования цвета при окраске помещений и оборудования на судах.

Р а б о ч а я п а л у б а . Рабочая палуба является наиболее опасным местом для производства работ. Как показывает анализ производственного травматизма, 45% всех несчастных случаев происходит в этой части судна, так как здесь производятся работы с орудиями лова, по­ грузочно-разгрузочные и швартовные операции, требую­ щие особого внимания. При производстве этих работ возникают опасные зоны — при падении груза, обрыве швартовых концов, выметке и подъеме рыболовных сна­ стей и, наконец, при падении человека за борт или ка­ ких-либо других опасных ситуациях. Вблизи рабочей палубы расположены основные спасательные средства (боты, шлюпки, плотики и спасательные круги).

Если открытая палуба металлическая (плавбазы, транспортные рефрижераторы), то ее целесообразно окрашивать в светло-зеленый цвет. Как известно, такой цвет при естественном освещении повышает зрительную и слуховую чувствительность, что необходимо для ра­ боты в наиболее опасных зонах. Значительного эффекта можно достигнуть, используя чередование желто-черных полос. Такой прием окраски целесообразен для выделе­ ния опасных зон, выступающих элементов конструкций, в местах оживленного движения людей.

Фальшборт со стороны палубы целесообразно окра­ шивать в черный цвет, а на участках крепления и натя­ жения швартовых концов (кнехт, киповых планок, по­ луклюзов) и погрузочно-разгрузочных работ следует че­ редовать черные и желтые полосы шириной 250 мм, отстоящие на 400 мм друг от друга. Введение таких сиг­ нальных полос в опасных зонах будет настораживать работающих.

Примерно по такой же схеме и такими же цветами следует окрашивать комингсы грузовых люков, бимсы, грузовые контейнеры (стампы) и различные грузозахват­ ные приспособления.

Не менее важной является окраска в рациональный цвет основных спасательных средств. Боты и шлюпки следует окрашивать полосами оранжевого цвета шири­ ной 400 мм вдоль бортов на фоне белого цвета, а верх­ нюю часть ботов или плотиков — в оранжевый цвет. Со-

79



четание оранжевого и белого цветов хорошо просматри­ вается на зеленовато-голубом фоне морской воды на большом расстоянии, поэтому членам судоэкипажа, за­ нятым спасением людей в открытом море, намного легче будет разыскивать потерпевших бедствие.

Чтобы привлечь внимание к трапам и ограждениям, необходимо прибегнуть к цвету безопасности. Эти кон­ струкции судна должны быть хорошо заметны на не­ больших поверхностях независимо от условий освеще­ ния, поэтому леерное ограждение наружных трапов и других опасных участков следует окрашивать в яркооранжевый цвет,- В желтый цвет следует окрашивать первые и последние ступеньки затемненных трапов.

П о м е щ е н и я р ы б о о б р а б о т к и . При решении цветового пространства закрытых помещений судов сле­ дует учитывать насыщенность их механизмами, транс­ портерами, аппаратами, не подлежащими окрашиванию. При этом обязательно должны быть определены цвета безопасности и знаки обнаружения (например, для рас­ познавания рабочей среды трубопроводов). С другой стороны, выбор цвета должен в значительной мере опре­ деляться необходимостью создания иллюзии понижения или повышения температуры в зависимости от техноло­ гии обработки морепродуктов, а также уменьшения утом­ ляемости от шума и перенапряжения зрения.

Особенностью рыбцехов и рыбфабрик судов являет­ ся наличие облицованных металлом столов и транспор­ теров, противней для укладки рыбы в морозильные те­ лежки и, наконец, облицовки морозильных камер оцинкованным железом. При этом все поле зрения рабо­ тающего иногда заполняется металлом с характерным для него темным холодным цветом. В этих условиях не­ обходимо обеспечить работающему возможность отды­ ха от цветного утомления, вызванного длительной адап­ тацией на цвет металла. Наилучшим решением этой за­ дачи является окраска соседних с рабочим местом поверхностей переборок бортов в теплые тона — светложелтые или светло-оранжевые, светло-розовые.

В рабочей зоне могут быть окрашены лишь некото­ рые детали и элементы ближайшего фона. Для этого ре­ комендуется использовать цвета средней светлости и на­ сыщенности из желто-зеленой области спектра.

В небольшом количестве могут быть использованы

80

насыщенные краски и оранжевые тона, а также черный цвет — для выделения наиболее ответственных кнопок и рукояток включения и выключения механизмов, транс­ портеров и машин.

Рыбообрабатывающие машины рекомендуется окра­ шивать мягкими, светлыми приглушенными цветами — светло-кремовым, светло-голубым — в зависимости от намечаемой общей цветовой отделки подволока, перего­ родок, бортовой обшивки и технологических требований

к машинам и аппаратам.

свежести

Холодные цвета, вызывающие ощущения

и прохлады, рекомендуются в рыбомучных,

рыбокон­

сервных цехах с повышенными тепловыделениями.

Таким образом, правильный выбор общей

цветовой

гаммы в помещениях рыбообработки помогает создать условия, благоприятные для работающих. Однако основ­ ной функциональной задачей цвета в этих помещениях является создание оптимальных условий зрительной ра­

боты.

Хотя

М а ш и н н о - к о т е л ь н ы е о т д е л е н и я .

цвет различных поверхностей в машинно-котельном от­ делении (МКО) регламентирован «Правилами окраски судов», следует остановиться на некоторых особенностях его применения. Английский психолог Муррей поставил опыты, доказывающие, что желтый цвет в условиях кач­ ки крайне противопоказан в МКО, поэтому при необхо­ димости выделения того или иного предмета желтым цве­ том следует стремиться к использованию прежде всего тоновых, а не ярких контрастов.

Для снижения контраста между верхними источника­ ми света и ближайшим фоном подволок, как правило, должен быть белым (возможно с незначительным оттен­ ком цвета переборок и бортов). Основные поверхности (переборки, борта, машины) следует окрашивать в свет­ ло-голубой или светло-салатный цвет с коэффициентом отражения не менее 60—70%. При этом отдельно следу­ ет рассматривать вопрос о степени светлости нагревае­ мых и охлаждаемых поверхностей. Для палубы (насти­ лов) желательно, чтобы коэффициент отражения со­ ставлял 20—25%.

С помощью цвета можно повлиять на улучшение ус­ ловий терморегуляции. Аппараты и машины, температу­

ра

которых превышает температуру

поверхности тела

6—

224

81


человека, следует покрывать красками с возможно боль­ шим коэффициентом отражения.

Для улучшения самочувствия человека в условиях повышенной или пониженной температуры необходимо окрашивать помещение в холодные тона — светло-голу­ бые, бирюзовые. Это создает психологическое ощущение понижения температуры.

В связи с необходимостью создания в МІ<0 спокой­ ной цветовой обстановки следует осмотрительно подхо­ дить к использованию маркировочных цветов для всех объектов, относящихся к той или иной системе, так как они могут создать излишнюю нежелательную цветовую пестроту.

Устройства, которые в случае разрыва не создают прямой опасности, например трубопроводы забортной воды, нагнетающие рассол, сливные, а также системы охлаждения двигателей, компрессоров, масляных холо­ дильников, рекомендуется окрашивать в тон окраски бортов, переборок.

Вблизи каждого вентиля или задвижки алюминиевой или черной краской должны быть нанесены стрелки, указывающие направление движения жидкости или газа.

Главные двигатели окрашивают в светло-голубой или светло-салатный цвет, дизель-генераторы и аварийные двигатели — в цвет слоновой кости.

Котлы, турбогенераторы, паровые машины, глушите­ ли, выхлопные коллекторы, отопительные системы и дру­ гие теплообменные аппараты, имеющие в рабочем со­ стоянии высокую температуру, необходимо окрашивать теплоустойчивыми светлыми (алюминиевыми) красками с коэффициентом отражения 0,5—0,6. Систему трубопро­ водов перегретого (острого) пара окрашивают в тон окраски всего МКО, нанося на установленных местах соответствующие маркировочные кольца. Все остальные системы трубопроводов окрашивают согласно нормам ОН9-573—66 или ГОСТ 5648—51.

Воздушные, аммиачные или фреоновые компрессоры и их электродвигатели, сепараторы, насосы и теплооб­ менные аппараты без значительного выделения тепло­ вой энергии целесообразно окрашивать в бежевый или светло-голубой цвета.

С л у ж е б н ы е п о ме ще н и я . При окраске слу­ жебных и бытовых помещений большое внимание долж-

82

но быть уделено смене цветовых восприятий. С учетом того, что в условиях длительного плавания человек ли­ шен постоянной смены цветовых ощущений, с чем он по­ стоянно встречается на суше.

При окраске помещений

следует осторожно

подхо­

дить к вариантам цветового

оформления,

связанным

с окраской переборок в разные цвета. В

этом

случае

вместо целостного восприятия интерьера внимание чело­ века обычно обращается на его отдельные плоскости, малые размеры которых подчеркивают тесноту помеще­ ний. Для зрительного увеличения высоты окрашивание подволока следует несколько тонировать в цвет перебо­ рок. Это как бы сливает границу между подволоком

ипереборками.

Взарубежной литературе указывается, что желтые, коричневые и темные цвета большой насыщенности в за­ крытых помещениях судов неблагоприятно воздействуют на организм в процессе качки, поэтому при выборе цвета для окраски таких помещений следует избегать подоб­ ных тонов, так как это может вызвать укачивание рабо­ тающего.

При окраске рулевой рубки следует применять более светлые тона для облегчения зрительной работы вахтен­ ного штурмана и рулевого. Лобовая и боковые перебор­ ки, подволок и палуба не должны создавать отвлекаю­ щих контрастов, поэтому их желательно окрашивать в зеленовато-голубой цвет. Заднюю переборку окраши­ вают в цвета: светло-розовый, слоновой кости, беж, кре­ мовый, но обязательно матовый, так как, отражая и рас­ сеивая свет, проходящий через иллюминаторы, он повы­ шает как общую освещенность рубки, так и передней переборки. Подволок окрашивают в более светлые тона белилами, но с небольшим тонированием цвета (на су­ дах малого тоннажа подволок следует тонировать более теплым цветом). Палубу окрашивают в серый цвет, обо­ рудование и различные навигационные приборы — в ша­ ровый или серый.

В совмещенных рулевых, штурманских рубках из-за освещения в темное время суток штурманского стола светлая задняя переборка может отражаться в иллюми­ наторах, мешая наблюдению за морем, поэтому окраши­ вать ее необходимо в более темные тона с небольшим коэффициентом отражения.

6*

83