Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 174
Скачиваний: 0
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦВЕТА
Психофизиологическое воздействие цветовой гаммы на людей многообразно, поэтому очень важно знать, ка кие эмоции вызывают определенные цветовые сочетания и какое психологическое воздействие оказывают они на человека.
Существует определенная зависимость уровня возбу димости нервных центров, ритма и периодики ряда пси хофизиологических функций, особенно в зрительном ана лизаторе, от спектрального состава и интенсивности дей ствующих излучений.
Красный, желтый и оранжевый цвета действуют воз буждающе, их психологи относят к разряду активных цветов. Эти цвета производят сильное впечатление, на стораживают, возбуждают и волнуют.
Синий, фиолетовый и близкие к нимоттенки — пас сивные цвета. Эта группа цветов создает впечатление прохлады, настроение отдыха. Насыщенные тона этих цветов производят впечатление холода и пустоты, одна ко они способствуют сосредоточенности и сохранению работоспособности.
Зеленый цвет и близкие к нему оттенки (зелено-голу бой, желтовато-зеленый и т. п.) психологи относят к раз ряду благоприятных цветов. Эта группа цветов создает хорошее настроение, ослабляет нервное напряжение, способствует повышению слуховой и зрительной чувст вительности.
В результате экспериментов французского ученого доктора Фаре выяснилось, что если человека окружают красные стены, то его естественное мышечное напряже ние (тонус) повышается с 23 до 42 единиц, оранжевые стены дают повышение тонуса до 35'единиц, желтые до 28 единиц, а синие — только до 24 единиц.
Ученые отмечают, что научно подобранная цветовая гамма действует на человека во всех случаях благопри ятно, успокаивая его, как бы притормаживая процесс утомления от однообразной окраски и монотонно повто ряющихся однообразных приемов.
Характер производственной работы имеет решающее значение при выборе цветов и их сочетаний.
Все окрашиваемые поверхности на судах условно сле дует разделять на четыре группы, которые отличаются
76
друг от друга своими функциями и ролью в производ ственном интерьере: I группа — поверхности, занимаю щие максимальную площадь (борта, палубы, переборки, подволоки); II группа — силовое и технологическое обо рудование, элементы рабочего места; III группа — подъ емно-транспортное оборудование, судовые устройства; IV группа — коммуникации и системы, средства инфор мации и безопасности.
СИГНАЛЬНЫЕ ЦВЕТА И ЗНАКИ БЕЗОПАСНОСТИ
С помощью окраски оборудования и нанесения опре деленных знаков на различные конструкции можно вы звать у работающих реакцию осторожности и внима тельности, т. е. психологически заставить человека со блюдать те или другие требования правил техники безопасности.
Цветовые сигналы помогают работающим быстро и безошибочно ориентироваться при выполнении раз личных производственных операций и ремонтных работ.
К сигнально-опознавательной окраске относятся: цветная маркировка систем трубопроводов, электриче ских проводов, окраска наружных поверхностей балло нов со сжатым газом или жидкостью в установленные правилами цвета, отличительная окраска пусковых ру кояток и электрических кнопок и т. п.
Например, если электрические кнопки управления машиной («Пуск», «Стоп», «Обратный ход») окрашены в одинаковый цвет, то при необходимости экстренного останова машины работающий может нажать на кнопку «Пуск», а не на «Стоп», вследствие чего возможны ава рии и тяжелые несчастные случаи. Для предупреждения
аварий введена отличительная |
окраска |
кнопок, причем |
принято применять для кнопки |
«Пуск» |
зеленый цвет, |
а для кнопки «Стоп» — красный. |
|
Большое значение для создания безопасных условий труда имеют знаки безопасности, которые делятся на три основные группы: запрещающие, предупреждающие, инструктивные (предписывающие).
Знаками |
безопасности |
ограждают |
места ремонта, |
опасные зоны, источники повышенной опасности. |
|||
Ц в е т |
о п а с н о с т и |
— крас ный, |
увеличиваю |
щий, по данным физиологов, кровяное давление и воз
77
буждающе действующий на людей, вызывает условный рефлекс, направленный на самозащиту, и поэтому ис пользуется для предупреждения об опасности, требую щей немедленной реакции.
Ж е л т ы й цвет, стимулирующий зрение, . но не оказывающий столь интенсивного, эмоционального воз действия, как красный, способствует сосредоточению внимания и поэтому используется для обозначения воз можной опасности. Очень хорошо этот цвет просматри вается на черном фоне.
З е л ё н ы й цвет, понижающий кровяное давле ние, способствующий успокоению, используется как сиг нал безопасности.
Знаки безопасности должны окрашиваться цветами с большой насыщенностью и отличаться высокой ярко стью. Это повышает их эффективность.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКЕ ПОМЕЩЕНИЙ, МАШИН И МЕХАНИЗМОВ
Применение рациональной окраски на судах позволя ет решить три основные задачи: создать оптимальные физиологические условия зрительной работы, когда при-’ обретает значение фон. Например, при обработке рыбо продукции (оптимальные контрасты по светлоте, допол нительная освещенность благодаря более светлой окраске и т. д .); создать необходимые психологические усло вия для работающих, когда цвет содействует повышению безопасности работы и частично зрительной компенса ции недостатков среды (использование холодной гаммы цветов в машинно-котельных отделениях и т. п.); иск лючить монотонность и создать на судне приближенную к естественным цветовым гаммам на суше цветовую гар монию путем внедрения рациональной окраски оборудо вания.
Цветовое решение интерьера может быть рациональ ным только тогда, когда оно осуществляется в комплек се с освещением.
Улучшение условий освещения, снижение зрительно го напряжения ускоряет выполнение операций, уменьша ет количество ошибок.
Изучение условий и характера труда на судах, а так же имеющихся в литературе экспериментальных дан
78
ных о воздействии цвета на организм человека позволя ет наметить следующие пути использования цвета при окраске помещений и оборудования на судах.
Р а б о ч а я п а л у б а . Рабочая палуба является наиболее опасным местом для производства работ. Как показывает анализ производственного травматизма, 45% всех несчастных случаев происходит в этой части судна, так как здесь производятся работы с орудиями лова, по грузочно-разгрузочные и швартовные операции, требую щие особого внимания. При производстве этих работ возникают опасные зоны — при падении груза, обрыве швартовых концов, выметке и подъеме рыболовных сна стей и, наконец, при падении человека за борт или ка ких-либо других опасных ситуациях. Вблизи рабочей палубы расположены основные спасательные средства (боты, шлюпки, плотики и спасательные круги).
Если открытая палуба металлическая (плавбазы, транспортные рефрижераторы), то ее целесообразно окрашивать в светло-зеленый цвет. Как известно, такой цвет при естественном освещении повышает зрительную и слуховую чувствительность, что необходимо для ра боты в наиболее опасных зонах. Значительного эффекта можно достигнуть, используя чередование желто-черных полос. Такой прием окраски целесообразен для выделе ния опасных зон, выступающих элементов конструкций, в местах оживленного движения людей.
Фальшборт со стороны палубы целесообразно окра шивать в черный цвет, а на участках крепления и натя жения швартовых концов (кнехт, киповых планок, по луклюзов) и погрузочно-разгрузочных работ следует че редовать черные и желтые полосы шириной 250 мм, отстоящие на 400 мм друг от друга. Введение таких сиг нальных полос в опасных зонах будет настораживать работающих.
Примерно по такой же схеме и такими же цветами следует окрашивать комингсы грузовых люков, бимсы, грузовые контейнеры (стампы) и различные грузозахват ные приспособления.
Не менее важной является окраска в рациональный цвет основных спасательных средств. Боты и шлюпки следует окрашивать полосами оранжевого цвета шири ной 400 мм вдоль бортов на фоне белого цвета, а верх нюю часть ботов или плотиков — в оранжевый цвет. Со-
79
четание оранжевого и белого цветов хорошо просматри вается на зеленовато-голубом фоне морской воды на большом расстоянии, поэтому членам судоэкипажа, за нятым спасением людей в открытом море, намного легче будет разыскивать потерпевших бедствие.
Чтобы привлечь внимание к трапам и ограждениям, необходимо прибегнуть к цвету безопасности. Эти кон струкции судна должны быть хорошо заметны на не больших поверхностях независимо от условий освеще ния, поэтому леерное ограждение наружных трапов и других опасных участков следует окрашивать в яркооранжевый цвет,- В желтый цвет следует окрашивать первые и последние ступеньки затемненных трапов.
П о м е щ е н и я р ы б о о б р а б о т к и . При решении цветового пространства закрытых помещений судов сле дует учитывать насыщенность их механизмами, транс портерами, аппаратами, не подлежащими окрашиванию. При этом обязательно должны быть определены цвета безопасности и знаки обнаружения (например, для рас познавания рабочей среды трубопроводов). С другой стороны, выбор цвета должен в значительной мере опре деляться необходимостью создания иллюзии понижения или повышения температуры в зависимости от техноло гии обработки морепродуктов, а также уменьшения утом ляемости от шума и перенапряжения зрения.
Особенностью рыбцехов и рыбфабрик судов являет ся наличие облицованных металлом столов и транспор теров, противней для укладки рыбы в морозильные те лежки и, наконец, облицовки морозильных камер оцинкованным железом. При этом все поле зрения рабо тающего иногда заполняется металлом с характерным для него темным холодным цветом. В этих условиях не обходимо обеспечить работающему возможность отды ха от цветного утомления, вызванного длительной адап тацией на цвет металла. Наилучшим решением этой за дачи является окраска соседних с рабочим местом поверхностей переборок бортов в теплые тона — светложелтые или светло-оранжевые, светло-розовые.
В рабочей зоне могут быть окрашены лишь некото рые детали и элементы ближайшего фона. Для этого ре комендуется использовать цвета средней светлости и на сыщенности из желто-зеленой области спектра.
В небольшом количестве могут быть использованы
80
насыщенные краски и оранжевые тона, а также черный цвет — для выделения наиболее ответственных кнопок и рукояток включения и выключения механизмов, транс портеров и машин.
Рыбообрабатывающие машины рекомендуется окра шивать мягкими, светлыми приглушенными цветами — светло-кремовым, светло-голубым — в зависимости от намечаемой общей цветовой отделки подволока, перего родок, бортовой обшивки и технологических требований
к машинам и аппаратам. |
свежести |
Холодные цвета, вызывающие ощущения |
|
и прохлады, рекомендуются в рыбомучных, |
рыбокон |
сервных цехах с повышенными тепловыделениями. |
|
Таким образом, правильный выбор общей |
цветовой |
гаммы в помещениях рыбообработки помогает создать условия, благоприятные для работающих. Однако основ ной функциональной задачей цвета в этих помещениях является создание оптимальных условий зрительной ра
боты. |
Хотя |
М а ш и н н о - к о т е л ь н ы е о т д е л е н и я . |
цвет различных поверхностей в машинно-котельном от делении (МКО) регламентирован «Правилами окраски судов», следует остановиться на некоторых особенностях его применения. Английский психолог Муррей поставил опыты, доказывающие, что желтый цвет в условиях кач ки крайне противопоказан в МКО, поэтому при необхо димости выделения того или иного предмета желтым цве том следует стремиться к использованию прежде всего тоновых, а не ярких контрастов.
Для снижения контраста между верхними источника ми света и ближайшим фоном подволок, как правило, должен быть белым (возможно с незначительным оттен ком цвета переборок и бортов). Основные поверхности (переборки, борта, машины) следует окрашивать в свет ло-голубой или светло-салатный цвет с коэффициентом отражения не менее 60—70%. При этом отдельно следу ет рассматривать вопрос о степени светлости нагревае мых и охлаждаемых поверхностей. Для палубы (насти лов) желательно, чтобы коэффициент отражения со ставлял 20—25%.
С помощью цвета можно повлиять на улучшение ус ловий терморегуляции. Аппараты и машины, температу
ра |
которых превышает температуру |
поверхности тела |
6— |
224 |
81 |
человека, следует покрывать красками с возможно боль шим коэффициентом отражения.
Для улучшения самочувствия человека в условиях повышенной или пониженной температуры необходимо окрашивать помещение в холодные тона — светло-голу бые, бирюзовые. Это создает психологическое ощущение понижения температуры.
В связи с необходимостью создания в МІ<0 спокой ной цветовой обстановки следует осмотрительно подхо дить к использованию маркировочных цветов для всех объектов, относящихся к той или иной системе, так как они могут создать излишнюю нежелательную цветовую пестроту.
Устройства, которые в случае разрыва не создают прямой опасности, например трубопроводы забортной воды, нагнетающие рассол, сливные, а также системы охлаждения двигателей, компрессоров, масляных холо дильников, рекомендуется окрашивать в тон окраски бортов, переборок.
Вблизи каждого вентиля или задвижки алюминиевой или черной краской должны быть нанесены стрелки, указывающие направление движения жидкости или газа.
Главные двигатели окрашивают в светло-голубой или светло-салатный цвет, дизель-генераторы и аварийные двигатели — в цвет слоновой кости.
Котлы, турбогенераторы, паровые машины, глушите ли, выхлопные коллекторы, отопительные системы и дру гие теплообменные аппараты, имеющие в рабочем со стоянии высокую температуру, необходимо окрашивать теплоустойчивыми светлыми (алюминиевыми) красками с коэффициентом отражения 0,5—0,6. Систему трубопро водов перегретого (острого) пара окрашивают в тон окраски всего МКО, нанося на установленных местах соответствующие маркировочные кольца. Все остальные системы трубопроводов окрашивают согласно нормам ОН9-573—66 или ГОСТ 5648—51.
Воздушные, аммиачные или фреоновые компрессоры и их электродвигатели, сепараторы, насосы и теплооб менные аппараты без значительного выделения тепло вой энергии целесообразно окрашивать в бежевый или светло-голубой цвета.
С л у ж е б н ы е п о ме ще н и я . При окраске слу жебных и бытовых помещений большое внимание долж-
82
но быть уделено смене цветовых восприятий. С учетом того, что в условиях длительного плавания человек ли шен постоянной смены цветовых ощущений, с чем он по стоянно встречается на суше.
При окраске помещений |
следует осторожно |
подхо |
|
дить к вариантам цветового |
оформления, |
связанным |
|
с окраской переборок в разные цвета. В |
этом |
случае |
вместо целостного восприятия интерьера внимание чело века обычно обращается на его отдельные плоскости, малые размеры которых подчеркивают тесноту помеще ний. Для зрительного увеличения высоты окрашивание подволока следует несколько тонировать в цвет перебо рок. Это как бы сливает границу между подволоком
ипереборками.
Взарубежной литературе указывается, что желтые, коричневые и темные цвета большой насыщенности в за крытых помещениях судов неблагоприятно воздействуют на организм в процессе качки, поэтому при выборе цвета для окраски таких помещений следует избегать подоб ных тонов, так как это может вызвать укачивание рабо тающего.
При окраске рулевой рубки следует применять более светлые тона для облегчения зрительной работы вахтен ного штурмана и рулевого. Лобовая и боковые перебор ки, подволок и палуба не должны создавать отвлекаю щих контрастов, поэтому их желательно окрашивать в зеленовато-голубой цвет. Заднюю переборку окраши вают в цвета: светло-розовый, слоновой кости, беж, кре мовый, но обязательно матовый, так как, отражая и рас сеивая свет, проходящий через иллюминаторы, он повы шает как общую освещенность рубки, так и передней переборки. Подволок окрашивают в более светлые тона белилами, но с небольшим тонированием цвета (на су дах малого тоннажа подволок следует тонировать более теплым цветом). Палубу окрашивают в серый цвет, обо рудование и различные навигационные приборы — в ша ровый или серый.
В совмещенных рулевых, штурманских рубках из-за освещения в темное время суток штурманского стола светлая задняя переборка может отражаться в иллюми наторах, мешая наблюдению за морем, поэтому окраши вать ее необходимо в более темные тона с небольшим коэффициентом отражения.
6* |
83 |