Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 173
Скачиваний: 0
Наиболее целесообразным цветом переборок следует считать бежевый или светло-коричневый. Подволок дол жен быть окрашен в белый цвет с добавлением голубого тона, палуба — в зеленый темноватого фона. Плинтуса как в рулевой, так и в штурманской рубках должны быть насыщенного цвета палубы.
При выборе цвета покрытий переборок и оборудова ния радиорубки необходимо помнить, что особенностью
труда радиооператора является |
повышенная |
слуховая |
и зрительная чувствительность, |
приводящая |
к общему |
нервно-психическому напряжению. Кроме того, в радио рубке находится большое количество радиоаппаратуры, окрашенной, как правило, в черный и серый цвета. Цвет переборок в этом случае должен быть салатный, светлозеленый или бирюзовый. Такие цвета не могут отвлечь внимание оператора, успокаивающе действуют на нерв ную систему и повышают слуховую чувствительность. Подволок в радиорубке желательно делать белым с хорошей поверхностью отражения светлого потока. Палубу окрашивают в буро-красный цвет с большой насыщенностью, это создает в помещении иллюзию теп лоты.
При цветовом оформлении камбуза следует исходить из требований к чистоте и необходимости постоянной ра боты в условиях тепловых перегрузок, поэтому для ос новных поверхностей следует применять сочетание бело го цвета со светло-голубыми, бирюзовыми тонами сред ней насыщенности.
Для разделочного помещения камбуза нужно исполь зовать теплые тона кофейного, светло-оранжевого цвета или цвета слоновой кости. Подобную окраску следует применять и в кают-компании, где не использована фа нерная или пластиковая отделка.
Ж и л ы е п о м е щ е н и я . Основная гамма тонов в этих помещениях должна состоять из хроматических цветов светло-голубого и светло-зеленого тона. При этом необходимо учитывать освещенность естественным све том. Поверхности, расположенные напротив иллюмина торов, целесообразно окрашивать в более насыщенные цвета, а переборки между иллюминаторами — в цвета малой насыщенности, избегая окрашивания больших поверхностей белым цветом. Поверхности, где распола гаются спальные места, не следует окрашивать в яркие
84
Цвета, вызывающие нервно-психические раздражения и не располагающие к покою, отдыху.
Для лучшей ориентации в случае плохой освещенно сти коридоров двери кают необходимо окрашивать под цвет дерева. Переборки коридоров лучше всего окраши вать светлыми тонами лимонного цвета или цвета беж.
Палуба по коридорам окрашивается в серый или красно-бурый цвет, под цвет линолеума или реалина.
ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
На судах естественное освещение устраивается в по мещениях с учетом конструктивных особенностей корпу са судна в соответствии с санитарными нормами. Естест венное освещение верхним светом обеспечивается устрой ством фонарей в капе машинного отделения и люков, боковой свет поступает через окна и иллюминаторы.
Освещенность помещений характеризуется коэффи циентом естественной освещенности, представляющим собой выраженное в процентах отношение освещенности в данной точке помещения E sn к одновременно замерен ной освещенности наружной точки Е |іар, находящейся на
той же горизонтальной плоскости и освещенной рассе янным светом.
Коэффициент естественной освещенности характери зуется рядом точек, расположенных на пересечении двух плоскостей: вертикальной плоскости характерного раз реза помещения и горизонтальной, находящейся на вы соте 1 м над уровнем палубы (пола) и принимаемой за условную рабочую поверхность,
I = - ^ - -100.
^нар
Величина, характеризующая неравномерность осве щения в различных точках помещения, должна удовлет ворять соотношению
Ціакс
УСТРОЙСТВО ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ
Искусственное освещение применяют в тех случаях, когда естественного света в помещении недостаточно или он отсутствует в связи с особенностями конструкции кор-
85
tryca судна. Освещенность судовых помещений регули руется «Нормами искусственного освещения на судах рыбопромыслового флота».
Освещение должно быть достаточно равномерным. В служебных, производственных и жилых помещениях степень равномерности освещения должна быть не ниже 0,3 (на высоте 0,8 м от палубы), а на рабочих поверх ностях— не ниже 0,4. Нельзя допускать сильного контраста в освещенности рабочей поверхности п ок ружающего пространства. Не должно быть слепящей блескости отдельных поверхностей, а также глубоких теней.
Слепящее действие могут производить как сами ис точники света, так и их отражения от гладких поверхно стей. В случаях когда имеются блестящие поверхности, надо применять источники света малой яркости. Трапы должны освещаться так, чтобы при подъеме и спуске по ним не было видно светящихся частей ламп. Для этого на источники света устанавливают колпаки с матовой поверхностью с таким расчетом, чтобы лучи зрения на ходились под углом не менее 14° к горизонтали.
Особенно следует учитывать качество освещенности рабочих мест при погрузочно-разгрузочных работах и при обработке рыбы, на этих операциях световой по ток ламп накаливания не должен находиться в поле зре ния работающих.
Равномерность освещенности зависит от расстояния между источниками света и высоты их подвеса.
Искусственное освещение на судах подразделяется на общее, локализованное и комбинированное.
Различают освещение внутреннее, т. е. освещение внутренних помещений; наружное, т. е. освещение на открытых палубах и надстройках; аварийное, обеспечи вающее при внезапном отключении нормального осве щения минимальную видимость, необходимую для без опасного пребывания людей и для их выхода; де журное — минимально необходимое освещение мест с временным пребыванием людей, обеспечивающее без опасное передвижение; иллюминационное — с декора тивными целями.
П ри о б щ е м р а в н о м е р н о м о с в е щ е н и и следует применять электролампы одинаковой мощности
86
и светильники, подвешенные на равном расстоянии друг от друга и на одинаковой высоте.
Л о к а л и з о в а н н о е о с в е щ е н и е применяют тогда, когда необходимо усилить освещение отдельных рабочих мест. При таком освещении типы светильников, мощность электроламп, высота подвеса и расстояние между светильниками различны и зависят от требуемой
освещенности. |
Локализованное освещение применяют |
в тех случаях, |
когда оборудование расставлено несим |
метрично или когда оно разнотипно и требует различной освещенности.
К о м б и н и р о в а н н о е о с в е щ е н и е предназна чено для создания большой освещенности со строго опре деленным направлением света с применением общего и местного освещения.
При местном освещении осветительные приборы рас положены непосредственно у рабочих мест (котлов, главных распределительных щитов, пультов управлений и т. п.). Применять только одно местное освещение нель зя, так как при этом нарушается равномерность осве щенности, что может вызвать опасные ситуации при пе редвижении в проходах, на трапах и площадках.
А в а р и й н о е о с в е щ е н и е обеспечивает поддер жание минимальной видимости при внезапном отключе нии нормального освещения. Правила Регистра СССР
предусматривают установку светильников аварийного освещения в следующих помещениях и пространствах судна: в коридорах, проходах, трапах, на площадках, об щественных помещениях, и у выходов из машинного и котельного отделений, рулевой и штурманской рубках, на шлюпочных палубах и забортных пространствах, в местах спуска шлюпок на воду, у забортных трапов, на постах управления главными двигателями, у главного распределительного щита и механизмов ответственного назначения.
Светильники аварийного освещения обычно группи руются по зонам, ограниченным водонепроницаемыми перегородками, а в каждой зоне — по палубам.
Светильники аварийного освещения имеют специаль ную отличительную окраску или конструктивно отлича ются от других светильников общего освещения.
Мощность источника света подбирается такой, чтобы обеспечить у постов управления, пультов и контрольных
87
приборов и т. п. Освещенность не менее 10% интенсивно сти основного освещения. Интенсивность освещенияпу тей, ведущих из помещений на шлюпочную палубу, дол жна быть достаточной для безопасной эвакуации людей, а в самых темных местах не менее 0,2 лк.
Судомеханической службе необходимо следить за ис правностью этой весьма важной системы освещения.
И с т о ч н и к и с в е т а . Для искусственного освеще ния применяются люминесцентные лампы дневного све та, ртутные лампы высокого давления (типа ДРЛ), лам пы накаливания.
Люминесцентные лампы характеризуются высокой световой отдачей, приближающейся по своему спектру к
Т а б л и ц а 4
Напряже |
Мощ |
Световой |
Световая |
Сила света /, |
Энергетичес |
|
эффектив |
кая освещен |
|||||
ние и, В |
ность р , |
поток Е, |
ность излуче |
КД |
ность Ü), |
|
|
Вт |
|
лм |
ния, лм/Вт |
|
Вт/м* |
п о |
1 0 |
|
66 |
6 , 6 0 |
— |
— |
|
1 5 |
|
1 24 |
8 , 2 5 |
9 , 9 |
1 , 5 2 |
|
2 5 |
|
2 2 5 |
9 , 0 |
1 7 , 9 |
1 , 4 0 |
|
4 0 |
|
38 0 |
- 9 , 5 |
3 0 , 3 |
1 , 3 2 |
|
60 |
|
645 |
1 0 , 7 5 |
5 1 , 4 |
1 , 1 7 |
|
1 0 0 |
|
1 2 7 5 |
1 2 , 7 5 |
1 0 1 , 0 |
0 , 9 9 |
|
1 5 0 |
2 1 7 5 |
1 4 , 5 0 |
1 3 7 , 0 |
0 , 8 7 |
|
|
2 00 |
3 0 5 0 |
1 5 , 2 5 |
2 4 3 , 0 |
0 , 8 2 |
|
197 |
3 0 0 |
4 8 7 5 |
1 6 , 2 5 |
3 8 8 , 0 |
0 , 7 7 |
|
|
4 00 |
67 6 0 |
1 6 , 9 0 |
5 3 8 , 0 |
0 , 7 4 |
|
|
5 0 0 |
8 7 2 5 |
1 7 , 4 5 |
6 9 5 , 0 |
0 , 7 2 |
|
|
7 5 0 |
1 3 |
690 |
1 8 , 2 5 |
1 0 9 0 , 0 |
0 , 6 9 |
|
1 0 0 0 |
1 9 |
000 |
1 9 , 0 0 |
1 5 1 3 , 0 |
0 , 6 6 |
|
1 5 |
|
95 |
6 , 3 3 |
__ |
_ |
|
2 5 |
|
1 9 1 |
7 , 6 5 |
1 5 , 2 |
1 , 6 4 |
|
40 |
|
3 3 6 |
8 , 4 0 |
2 6 , 8 |
1 , 4 9 |
|
60 |
|
5 4 0 |
9 , 0 0 |
4 3 , 0 |
1 , 4 0 |
|
1 00 |
|
1 000 |
1 0 , 0 0 |
7 9 , 6 |
1 , 2 6 |
99П |
1 5 0 |
|
1 7 1 0 |
1 1 , 4 1 |
1 3 6 , 0 |
1 , 1 0 |
|
2 00 |
2 5 1 0 |
- 1 2 , 5 6 |
2 0 0 , 0 |
1 , 0 0 |
|
|
3 0 0 |
4 1 0 0 |
1 3 , 6 5 |
3 2 6 , 0 |
0 , 9 2 |
|
|
400 |
5 7 0 0 |
1 4 , 0 4 |
4 5 8 , 0 |
0 , 8 7 |
|
|
500 |
7 5 6 0 |
1 5 , 1 2 |
6 0 2 , 0 |
0 , 8 3 |
|
|
7 5 0 |
1 2 2 3 0 |
1 6 , 3 1 |
0 7 4 , 0 |
0 , 7 7 |
|
|
1 0 0 0 |
1 7 2 00 |
1 7 , 2 0 |
1 3 7 0 , 0 |
0 , 7 3 |
88
естественному дневному свету. Они экономичнее в 3— 3,5 раза ламп накаливания. Недостатком этих ламп яв ляется то, что при снижении напряжения на 10% и бо лее они гаснут, а также не работают при температуре, близкой к 0°С. При повреждении электроламп, наполнен ных ртутью, производственная атмосфера загрязняется парами ртути.
На судах применяются лампы накаливания различ ной мощности. Они лишены недостатков люминесцент ных ламп, но имеют свои особенности в эксплуатации: через 800— 1000 ч горения лампы накаливания «старе ют», т. е. их световой поток уменьшается на 20—25% по сравнению с номинальным. В связи с этим необходимо обращать внимание на своевременность их замены, так как «старение» ламп резко снижает уровень освещенно сти на рабочих местах. Характеристики ламп накалива ния приведены в табл. 4.
Администрация судна должна строго следить за осве щенностью рабочих мест, руководствуясь нормами, при веденными в табл. 5.
Важную роль в организации рационального освеще ния на судах играет конструкция светильников, которая должна обеспечивать правильное светораспределение, защиту от слепящего действия ламп, надежность и про должительный срок службы в условиях вибрации и сотряс'ений судна, безопасность обслуживания.
По конструкции осветительные приборы на судах раз деляются на открытые, брызгозащитные, водозащитные и взрывобезопасные.
Светильники открытого и защищенного типа допуска ется устанавливать в каютах, столовых, коридорах. При этом в светильниках открытого исполнения должны при меняться лампы с матовой колбой.
В производственных и служебных помещениях, кори дорах, находящихся выше ватерлинии, следует приме нять светильники в брызгозащитном исполнении.
Осветительная арматура водозащитного типа уста навливается на открытых палубах, в машинно-котельных отделениях, трюмах, если в них нет огнеопасных мате риалов, в камбузах, туалетах, умывальниках, ваннах.
Светильники во взрывобезопасном исполнении уста навливаются только в помещениях, где хранятся пожа-
89
Наименование помещений и рабочих поверхностей
Таблица 5
Нормируемая освещенность, лк
для люмине |
для ламп |
|
||
сцентных ламп |
накаливания |
|||
|
|
|
|
Место установки |
комбини рованное освещение |
одно об щее осве щение |
комбини рованное освещение |
одно общееіосве- |
светильников |
щение |
Производственные |
цехи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
промысловых |
|
судов |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
(разделочные, |
вароч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
ные, |
упаковочные и |
|
75 |
|
30 |
Цех |
рыбообра- |
|||||
т. д |
. ) ........................... |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ботки, |
зона |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
палубы |
|
||
рабочие |
столы |
при |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
переработке |
крабов, |
750 |
200 |
400 |
100 |
|
То же |
|
||||
икры и т, д................ |
|
|
||||||||||
рабочие |
столы |
при |
500 |
150 |
300 |
75 |
|
» |
|
|
||
переработке рыбы . |
|
|
|
|||||||||
варочные |
котлы . . |
150 |
100 |
150 |
50 |
Рыбомучиоіі |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
цех |
|
|
|
Шкиперские |
и |
другие |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
вспомогательные поме |
|
50 |
|
10 |
На |
палубе |
по |
|||||
щения ............................ |
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
линии |
прохо |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дов |
|
|
|
рабочие |
столы, |
вер |
150 |
100 |
150 |
50 |
Ремонтная |
ма- |
||||
стаки ....................... |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
стерская |
|
||
Машинное отделение, от |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
деление вспомогатель |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
ных машин и механиз |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
мов, |
помещения |
рас |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
пределительных |
щитов |
|
75 |
|
30 |
На палубе |
|
|||||
и пультов . . . . . |
|
|
|
|||||||||
щиты и пульты конт |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
рольно-измеритель |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
ных приборов с диа |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
метром |
шкал |
до |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
100 мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
при темной |
шкале |
750 |
200 |
400 |
100 |
На шкалах при- |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
боров |
|
|
|
при светлой шкале |
500 |
150 |
300 |
75 |
|
То же |
|
90