Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 170

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно Правилам Регистра сопротивление изоля­ ции отдельных фидеров относительно корпуса судна дол­ жно быть не ниже величии, указанных в табл. 6.

Электромеханики должны знать эксплуатационные пределы сопротивления изоляции, при достижении ко­ торых необходимо взять установку под контроль и уст­ ранить причины ее нарушения.

Проверка изоляции должна осуществляться ежеднев­ но щитовым прибором. Кроме этого, не реже одного раза в месяц электромеханик с помощью переносного мегом­ метра измеряет сопротивление изоляции всех фидеров, машин и приборов с занесением результатов измерений в журнал.

Сопротивление изоляции электропривода рулевого устройства и всех элементов схемы электродвижения, а также всех электродвигателей, обслуживающих главный двигатель, измеряется перед каждым выходом судна в море и после окончания рейса; сопротивление изоляции электроприводов орудий лова, электромеханизмов, гру­ зовых лебедок, шпилей и брашпилей — перед началом промысла и грузовых операций.

При выполнении этой работы следует иметь в виду, что по результатам одного измерения не всегда можно сделать вывод о степени повреждения изоляции установ­ ки. Только путем регулярных измерений можно устано­ вить общее состояние изоляции.

Для защиты изоляции электропроводов от механиче­ ского повреждения в местах производства ремонтных ра­ бот электрические кабели прокладывают в трубах или применяют кабель с бронированной оплеткой.

РОЛЬ ЗАЩИТНОГО ЗАЗЕМЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ

ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ

I

Вследствие нарушения изоляции токоведущих частей электроустановок напряжение электросети может перей­ ти на металлические конструкции оборудования, нор­ мально не находящиеся под напряжением (корпусы пу­ сковой аппаратуры, электродвигателей и связанные с ни­ ми машины). Прикосновение к частям оборудования, оказавшимся под напряжением, представляет большую опасность, для устранения которой применяют защитное заземление.

107

На судах применяют следующие виды заземления: рабочее, защитное, для снятия статических зарядов и устранения радиопомех.

Рабочее заземление обеспечивает безопасную работу электрооборудования в нормальных и аварийных усло-

Рис. 20. Защитное заземление:

о—с изолированной нейтралью; б—с глухо заземленной нейтралью (зануление).

виях. К этому виду заземлений относится заземление ну­ левой точки генераторов переменного тока, а также за­ земление, выполняемое в электрических сетях постоян­ ного тока, где в качестве второго (обратного) провода используется корпус судна и его конструктивные эле­ менты.

Следует помнить, что металлическая токопроводящая оболочка морских кабелей не рассчитана на длительное прохождение по ней тока, поэтому использовать ее в ка­ честве участка токоведущей цепи рабочих заземлений не допускается.

В ряде электрических схем для быстрого и удобного отключения «земли» всей судовой сети или отдельного участка при измерении ее изоляции устанавливают ком­ мутационную аппаратуру (выключатели, разъединители и др.), поэтому совмещать рабочее заземление с защит­ ным запрещено (рис. 20).

Защитное заземление с изолированной нейтралью снижает до безопасной величины напряжение (относи­ тельно земли) с оборудования, которое вследствие нару­ шения изоляции и замыкания на корпус может оказаться

108


под напряжением. Такое защитное заземление на судах

устраивается

в сетях постоянного

тока

напряжением

50 В и выше,

а переменного тока

напряжением более

ЗОВ. Оно выполняется обычно медным

проводом или

лентой сечением не менее 24 мм2,

а для мелких прибо­

ров не менее 2,5 мм2. На судах с металлическим корпу­ сом защитное заземление производится на корпус судна, на судах с железобетонным, деревянным іі пластмас­ совым корпусом — на специальный медный или латун­ ный лист или полосу (заземлитель) общей площадью не менее 0,5 м2, укрепленный на наружной поверхности его подводной части. На корпусе судна обычно устанавлиется не менее двух таких заземлителей.

Поскольку токи утечки нормированы и согласно тре­

бованиям правил

устройства

электроустановок в сетях

с изолированной

нейтралью

напряжением до 1000 В не

превышают 10А, то заземление с малым расчетным со­ противлением, равным 4 Ом, обеспечивает снижение на­ пряжения прикосновения до безопасной величины « = = 10-4 = 40 В. Практически токи утечки не превышают 4—6 А, а напряжение прикосновения, под которым слу­ чайно может оказаться человек, еще более снижается.

С другой стороны, человек в случае такого прикосно­ вения включается в цепь токов утечки параллельно за­ землению, а протекающий ток распределяется обратно пропорционально сопротивлению человека и заземления. При расчетных значениях /?,, = 1000 Ом, R 3 = 4 Ом и тока

утечки / ут = 10 А доля тока, приходящегося на человека, составит

R 3Іут

4*10

0,039+

R„ + R 3 ~

1000 + 4

 

без учета сопротивления обуви и палубы.

При меньшей величине тока утечки и большем сопро­ тивлении тела человека величина тока, проходящего че­ рез него, снижается до безопасного значения.

В случае пробоя изоляции электрическим током на одной из фаз произойдет короткое замыкание, вследст­ вие чего перегорает правильно подобранный плавкий предохранитель или срабатывает автомат, отрегулиро­ ванный на величину тока короткого замыкания, а следо­ вательно, аварийный участок цепи отключается. Расчет предохранителей однофазного тока в этих случаях ведет­

109



ся из условия / 3> -Д /ут, ( R — коэффициент, учитываю­

щий характеристику защитного аппарата), т. е. ток ко­ роткого замыкания должен быть больше тока перегора­ ния ближайшей плавкой вставки предохранителя или тока отключения автомата. Коэффициент должен быть не менее 3 при защите плавкими предохранителями, 1,5 для автоматов силой тока до 100 А и 1,25 для автоматов силой тока свыше 100 А. Во взрывоопасных помещениях R должен быть не менее 4 при защите плавкими предо­

хранителями и не менее 6 при защите автоматами с об­ ратно зависимой от тока характеристикой.

В тех случаях, когда судовые электроустановки пита­ ются от береговой сети, корпус судна не должен иметь опасного потенциала по отношению к земле, независимо от того, где находится судно, — у причала или в доке. На практике эти требования не всегда выполняются. А между тем потенциалы могут возникнуть на отдельных участках перехода при питании судна с берега или на­ рушении изоляции электроустановок, а также в судовой сети при швартовных испытаниях энергетической уста­ новки в период ремонта.

Бывают случаи, когда корпус судна не соединен с бе­ регом проводником, а в это время от пробоя изоляции возникают поценциалы на его корпусе. Эти потенциалы стремятся соединиться с землей. Но так как вода явля­ ется плохим проводником, а корпус судна из-за слоя краски имеет большое сопротивление, то растекание то­ ка на землю будет небольшим, а потенциал стремится соединиться с землей.

Допустим, что в это время начали производить раз­ грузку груза у причала башенным краном или транспор­ тером, имеющим хороший контакт с землей (рис. 21).

Рабочий, находящийся на металлической палубе и взявшийся за трос или грузозахватное приспособление, может оказаться в цепи фазового напряжения. В такой ситуации возможно поражение рабочего электрическим током. Чтобы избежать этого, необходимо судно перед началом грузовых работ заземлить на берег. Для этого на судне должно быть заземляющее устройство. Если длина корпуса судна больше 50 м, его нужно заземлить в двух местах. Минимальное сечение стальных заземля­ ющих проводников, соединяющих корпус судна с заземлителем, должно быть не менее 160 мм2 и медных —

110

50 мм2. Корпус судна надо подключать к заземляющему проводнику тогда, когда заземлитель надежно соединен с землей.

Особенно опасная ситуация складывается перед вы­ ходом судна из дока, когда убраны трапы и сварочные

рега.

заземляющие провода, а электроснабжение его осущест­ вляется еще с берега. Напряжение прикосновения зави­ сит в этом случае от сопротивления деревянных кильбло­ ков, а удельное сопротивление дерева при большой влаж­ ности сравнительно невелико. Чтобы не допустить не­ счастного случая от поражения электрическим током, необходимо соединить корпус судна проводником с землей.

111


В настоящее время на судах флота рыбной промыш­ ленности для питания электроэнергией силовых потре­ бителей в основном применяется система трехфазного тока напряжением 380 В, работающая с изолированной нейтралью. Береговые же сети этого напряжения работа­ ют, как правило, с заземленной нейтралью, поэтому дей­ ствующие правила по электробезопасности строящихся и ремонтируемых судов требуют применения раздели­ тельных трансформаторов 380/380 В для питания с бере­ га штатных сетей судна при его ремонте.

Поскольку судовые осветительные сети напряжением 127 В и потребители, требующие напряжения переменно­ го тока 220 В, питаются от понижающих трансформато­ ров, являющихся, по существу, разделительными, то не­ посредственно от береговой сети напряжением 380 В бу­ дут получать питание только трехпроводные силовые системы судна. В этом случае необходимые условия бе­ зопасности могут быть обеспечены без применения раз­ делительных трансформаторов 380/380 В, если на рас­

пределительный

пункт

подаются с берега только три

фазы, а заземленный

нулевой провод подключается

непосредственно

к корпусу

судна (Солодовников,

1971).

разделительных

трансформаторов при

Применение

питании с берега обязательно только для наливных су­ дов (танкеров).

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И ЭЛЕКТРОИНСТРУМЕНТОВ

Применение низковольтного напряжения (12—36В) делает безопасным прикосновение к конструктивным частям при переходе напряжения на корпус и другие ме­ таллические части электрооборудования. Однако об­ ласть применения такого напряжения на судах очень не­ велика, так как уменьшение рабочего напряжения свя­ зано с увеличением рабочего тока, а следовательно, и с увеличением сечений проводов и токоведущих частей электрических машин и аппаратов, их габарита и массы, поэтому безопасное напряжение применяется только для приборов и аппаратов небольших мощностей — перенос­ ных ламп, паяльников, местных светильников, электроин­ струмента. Ввод проводов в такие аппараты и инстру­

112