Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 168

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

контроллера вправо или влево. При повороте маховичка (барабана) контроллера во включенном положении надо убедиться в четкости фиксации положений барабана. При включении электродвигателя в работу на первом положении маховичка контроллера необходимо прове­ рить срабатывание тормоза и только после этого про­ должать включение на следующие ступени. Работа электротормоза, вынесенного из электродвигателя, конт­ ролируется визуально, а смонтированного внутри — на слух. При включении или выключении электротормоза, находящегося внутри электродвигателя, должен быть слышен глухой удар. Поворот штурвала контроллера нужно производить плавно, без рывков. Палубные кон­ троллеры в нерабочем состоянии должны быть покрыты чехлами.

Известно, что при эксплуатации электрогребных установок в главных цепях схем электродвижения ис­ пользуется электрический ток напряжением свыше 1000 В. Такое высокое напряжение, а также повышенная влажность в машинно-котельном отделении, хорошая проводимость металлических конструкций и палуб тре­ бует от обслуживающего персонала безупречного вы­ полнения правил техники безопасности при эксплуатации электрогребных установок. К обслуживанию их допус­ каются лица, имеющие специальное электротехническое образование, которым присвоена пятая квалификацион­ ная группа с обязательной проверкой знаний правил безопасности. Лица, нарушающие правила технической эксплуатации при обслуживании установок высокого на­ пряжения, должны быть после первого предупреждения отстранены от работы.

Одной из важнейших мер предупреждения несчаст­ ных случаев при эксплуатации электрогребных установок является хорошее знание обслуживающим персоналом схемы электродвижения, назначения и принципа дейст­ вия аппаратуры, необходимое для ориентации при ре­ монте или эксплуатации и исключающее случайное при­ косновение к токоведущим частям. Большую роль в пра­ вильной ориентации обслуживающего персонала играет маркировка аппаратуры и кабелей, особенно в схемах электродвижения. При эксплуатации гребных электриче­ ских установок для защиты от случайного прикосновения к токоведущим частям широко применяется предупреди-

121

тельная сигнализация, а также предупредительные пла­ каты и надписи, ставящие в известность членов машин­ ной команды о наличии опасности п ориентирующие их. Как правило, на щите схемы электродвижения вывеши­ вается плакат «Высокое напряжение — опасно для жиз­ ни!» с указанием величины и знака высокого напряже­ ния непосредственно на панели щита. На двери, ведущей за главный распределительный щит электродвиження, а также на ограждении оборудования, находящегося под напряжением и вблизи места производства работ, также вывешивают плакаты «Стой! Опасно для жизни», «Под

напряжением» и т. п.

Кабельная сеть на рыбопромысловых судах имеет значительную насыщенность, поэтому наблюдение за правильной ее эксплуатацией должно быть систематиче­ ским, так как от состояния кабелей зависит безопасная и надежная работа потребителей электроэнергии.

Как показала практика, в большинстве случаев кабе­ ли подвергаются порче и повреждению во время ремон­ та судна, его механизмов и оборудования, поэтому при проведении всех ремонтных работ в местах близкого прохождения кабелей необходимо соблюдать особую ос­ торожность.

Правилами технической эксплуатации не разрешает­ ся перегружать кабели включением дополнительных на­ грузок, так как при сильном нагреве изоляция теряет свои свойства, что может привести к короткому замыка­ нию, пожару и несчастным случаям. По этим же причи­ нам не разрешается вблизи кабелей производить сварку или направлять на них пламя паяльной лампы. При не­ обходимости производить эти работы вблизи кабелей следует защитить их асбестовыми листами или временно снять, если при этом не нарушится нормальная эксплу­ атация судовых устройств.

При отсоединении и присоединении кабелей не сле­ дует допускать их перелома и сильного сгибания; необ­ ходимо следить за тем, чтобы концы кабеля были тща­ тельно заизолированы и предохранены от возможного повреждения защитными кожухами (там, где это невоз­ можно, кабель прокладывается в металлических тру­ бах).

Кожухи крепятся на болтах, применять сварку за­ прещается.

122


ЗАЩИТА ОТ СТАТИЧЕСКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

На судах очень часто возникают статические заряды от трения двух различных диэлектриков или диэлектри­ ка с металлом. В результате такого трения образуется электрический заряд одного знака большой плотности, который вследствие малой электропроводности диэлек­ трика исчезает весьма медленно. На металле возникает электрический заряд противоположного знака, который растекается с равномерной плотностью по его поверхно­ сти. Потенциал этого заряда (в В) по отношению ж земле

Q

и = — ,

с

где Q — количество накопленного электричества, Кл;

с— емкость металлического предмета по отношению к зем­ ле, Ф.

Установлено, что возможность электризации до высо­ ких потенциалов зависит, от проводимости веществ, со­ держания в них примесей и других причин. Считается, что при удельном электрическом сопротивлении веществ р^ІО 8 Ом-м их электризация опасна возможностью ис­ кровых разрядов.

Искровой разряд представляет опасность в отноше­ нии воспламенения горючей среды во всех случаях, ког­ да выделяемая искрой энергия превышает минимальное значение энергии воспламенения этой среды. Так, для различных газо-, паро- и пылевоздушных смесей (в пре­ делах их взрываемости) минимальная энергия воспламе­ нения изменяется в очень широком диапазоне — от 0,01

до 100 МДж и выше.

определяется по

Энергия искрового разряда (в Дж)

формуле

 

£ = 0,5^,

 

где с— емкость конденсатора (металлического

предмета по отно­

шению к земле), Ф;

 

и— напряжение между пластинами, В.

 

Для некоторых взрывоопасных смесей паров, газов и пыли с воздухом минимальная энергия воспламенения (в МДж) при нормальном давлении и температуре t —

= 20° С приведена ниже:

123

Вещество

Е,

Вещество

Е,

МДж

МДж

Водород . . . . . .

0,019

Ацетилен . . . . . .

0,19

П ропан...........................0,-26

А цетон............................ 0,6

Окись углерода . . . .

8,0

Рыбная мука....................20,0

Заряды статического электричества на судах возника­ ют при транспортировке диэлектрических жидкостей в незаземленных емкостях и по трубопроводам, изолиро­ ванным от земли, а также при движении пылевоздушной смеси в трубах и аппаратах, при трении трансмиссион­ ных ремней о шкивы и других процессах, связанных с трением. В этих условиях разность потенциалов достига­ ет 20—50 кВ, а при скорости движения трансмиссионных ремней 15 м /с—80 кВ.

Опасность накопления таких . больших потенциалов очевидна, поскольку при разности потенциалов, равной 3 кВ, искровой разряд может воспламенить большинство горючих газов, а при 5 кВ — большую часть горючей пыли.

Степень электризации тел увеличивается с увеличе­ нием их удельной поверхности. В этой связи особое зна­ чение имеет электризация высокодисперсных систем (аэрозолей, пыли от рыбной муки), состоящих из ча­ стиц твердых и жидких веществ (сажи, дыма).

При соударении частиц и при трении их о воздух или о поверхность трубопроводов в аэрозолях накапливают­ ся заряды, а в случае искрового разряда горючие аэро­ золи могут воспламеняться и взрываться. Особенно ча­ сто эти явления можно наблюдать при вытекании из шланга жидкости (дизельного топлива). В этих случаях заряды переносятся в резервуар вместе с жидкостью и отдаются его металлическим стенкам. Величина заряда зависит главным образом от загрязненности жидкости коллоидными примесями, состояния поверхностей стенок сосудов и трубопроводов, скорости протекания, и диамет­ ра труб. Она возрастает с увеличением шероховатости поверхности стенок. Особенно опасны загрязнения жид­ костей коллоидными частицами непроводящих материа­ лов. Экспериментально установлено, что при перекачи­ вании, например, бензина и керосина через трубопро­ вод, имеющий изолированный участок, величина потен­ циалов, замеренная электростатическим вольтметром,

124


включенным

между изолированным участком трубопро­

вода

и землей,

колебалась в пределах 1460— 14600 В

для

бензина

и

1110—5000 В для керосина.

В целях обеспечения безопасности и борьбы с взры­ вами и пожарами от статических токов необходимо за­ землять все оборудование. Для выравнивания потенци­ алов и предотвращения искрения все параллельно иду­ щие трубопроводы с расстоянием между ними до 10 см должны соединяться перемычками через 20—25 м. Каж­ дая система аппаратов и трубопроводов заземляется не менее чем в двух местах.

Суда, находящиеся под наливом и сливом сжижен­ ных горючих газов и жидкостей, необходимо надежно присоединять к заземлению при помощи болтовых сое­ динений, а причалы (пристани) должны иметь соответ­ ствующие приспособления.

Заземляющие устройства для защиты от статического электричества должны иметь сопротивление растеканию не выше 100 Ом. В тех случаях, когда нет необходимости устраивать заземление только для защиты от статическо­ го электричества, их можно объединить с заземляющими устройствами для электрооборудования. При этом за­ земляющий провод должен подаваться с берега на судно, а не наоборот.

На танкерах должны быть предусмотрены устройства для присоединения металлических проводников, соеди­ ненных с наконечником другого конца шланга.

Наличие каких-либо плавающих предметов на по­ верхности пожароопасных жидкостей не допускается. Если в цистернах применены поплавковые измерители уровня, то поплавки необходимо укреплять на металли­ ческих струнах таким образом, чтобы была исключена возможность отрыва и приближения их к стенкам цис­ терны во избежание искрового разряда статического электричества, накопившегося на поплавке. На поплав­ ковых измерителях уровня и аналогичных устройствах не­ допустимы острые углы, заусенцы и кромки, так как они могут вызвать искровой разряд. Подача жидкостей про­ изводится таким образом, чтобы исключить бурное пере­ мешивание, распыление, разбрызгивание. Налив жидко­ стей свободно падающей струей не допускается. Сливная труба должна доходить до дна приемного сосуда, струя должна иметь. направление вдоль его стенки. Если остат­

125


ка жидкости нет, скорость первоначального заполнения не должна превышать 0,5—0,7 м/с. Производить отбор проб жидкости во время налива и слива опасно. Выпол­ нять эту работу можно только после того, как жидкость придет в спокойное состояние.

Атмосферное статическое электричество возникает в результате трения водяных паров, а затем и капелек во­ ды о воздух как в нижних теплых слоях атмосферы, так и высоких — в облаках.

До возникновения искрового разряда индуктирован­ ный на поверхности земли отрицательный заряд, стекая с выступающих над поверхностью земли (моря) радио­ мачт судов, ионизирует воздух на пути к облаку и умень­ шает его удельное сопротивление прохождению тока, подготавливая тем самым коридор для прохода искрово­ го разряда.

В период статического разряда молнии появляется электромагнитная индукция, которая сопровождается возникновением в пространстве изменяющегося во вре­ мени магнитного поля. Магнитное поле индуктирует в контурах, образованных из различных металлических предметов (электропроводок, трубопроводов и т. п.), электрические токи, вызывающие их нагревание. В не­ замкнутых контурах возникающая э. д. с. может вызвать искрение, которое недопустимо для судов, имеющих на борту взрывоопасные грузы и смеси.

Одной из главных и решающих мер защиты от пер­ вичного и вторичного появления молнии является уст­ ройство молниеотводов.

Каждый молниеотвод образует вокруг себя строго определенное пространство, вероятность попадания мол­ нии в которое, минуя молниеприемники, практически рав­ но нулю. Это пространство называют зоной защиты. На небольших судах, где устанавливается один молниеот­ вод высотой до 30 м, радиус зоны защиты гх (в м) на вы­ соте h x защищаемого объекта определяется по формуле

где h — высота мачты над уровнем моря, м.

На крупных судах устанавливаются два молниеотво­ да высотой более 30 м с расстоянием между ними рав­ ным /, Верхние границы зоны защиты такого молниеот-

126

вода вверху определяет кривая ABIB2D, описанная ра­ диусом г из точки, находящейся на высоте Н = 4/і над

серединами расстояния между молниеотводами (рис. 26).

Рис. 26. Зона защиты двухстержневого молниеотвода на судне.

Радиус зоны защиты в этом случае определяется по формуле

гЛ.= 8,8 ]/ " h ■ hhx h + h x

Наименьшая ширина зоны защиты между молниеот­ водами Ьх (на высоте h x) определяется в зависимости от

расстояния /.

Разряд молнии в судно, не оборудованное молниеот­ водом, может произойти в любую выступающую, часть (надстройку, дымовую трубу) и даже в человека, нахо­ дящегося на открытой палубе.

Для защиты людей и оборудования от поражения молнией служит молниеотводное устройство, которое со­ стоит из молниеуловителя, заземления для отвода тока молнии в воду и отводящих проводов — металлических проводников, соединяющих молниеуловитель с заземле­ нием. Сопротивление молниеотвода, измеренное между штырем молниеуловителя и корпусом судна, не должно превышать 0,02 Ом.

127


ОБЕСЦЕНЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОНАВИГАЦИОНИЫХ СРЕДСТВ СУДОВОЖДЕНИЯ, СВЯЗИ И ГИДРОАКУСТИКИ

Применяемые на судах рыболовного флота средства навигации и радиосвязи, имеющие высокочастотные генераторы больших мощностей, создают электромаг­ нитные поля, которые могут неблагоприятно действовать как на персонал, непосредственно обслуживающий ра­ диотехнические устройства, так и на членов экипажа, несущих вахту на открытых палубах и находящихся в зоне облучения.

Установлено, что волновая энергия, воздействуя на организм человека, при определенных условиях приводит к функциональным изменениям и расстройствам цент­ ральной нервной и сердечно-сосудистой системы. При этом может возникнуть чувство тяжести в голове, общая слабость, повышенная утомляемость, раздражитель­ ность, дрожание рук, бессонница, повысится температура, понизится кровяное давление и изменится состав крови.

Интенсивность облучения электромагнитными волна­ ми на рабочих местах оценивается по величине плотно­ сти потока мощности (по средней мощности) и выража­ ется в ваттах на квадратный метр (Вт/м2).

Под плотностью потока мощности понимается энер­ гия электромагнитных колебаний, проходящая за одну секунду через единицу поверхности, перпендикулярной направлению распространения энергии. Плотность пото­ ка мощности (в Вт/м2)

Е 2

_ Я2

а = -----------

= 3 7 7 —

2 - 3 7 7

2

где Е — напряженность электрического поля, В/м;. Н — напряженность магнитного поля, А/м.

Как известно, энергия электромагнитных колебаний действует импульсами — квантами. Энергия кванта за­ висит от его частоты, поэтому наибольшую опасность представляют электромагнитные колебания очень высо­ ких частот (дециметровые и сантиметровые волны).

Источниками излучения дециметровых, сантиметро­ вых и миллиметровых волн являются генераторы (маг­ нетроны, клистроны, лампы бегущей волны, лампы об­ ратной волны).

128

Тепловые проявления электромагнитных излучений обладают избирательным действием, т. е. они различны для разных участков организма (например, максималь­ ное нагревание спинномозговой жидкости вызывает электромагнитные излучения с длиной волны 79 см, кро­ ви— 584 см и т. д.).

Нагрев тканей приводит к повышению общей темпе­ ратуры тела или вызывает местные ожоги. Величина поглощения энергии электромагнитного поля тканями тела зависит от их проводимости и частоты тока. Наи­ большему воздействию подвергаются органы, имеющие незначительный жировой слой, например головной, спин­ ной мозг и особенно глаза. Даже кратковременное воз­ действие высокочастотного поля может привести к не­ обратимому поражению глаз, вызвав помутнение хрус­ талика.

Электромагнитное поле, создаваемое высокочастот­ ными установками, характеризуется двумя зонами: зо­ ной индукции и зоной излучения.

Условная зона индукции от радиостанций простира­ ется приблизительно на расстояние от нескольких мет­ ров (для волн длиной 10— 100 м) до сотен метров (для волн длиной свыше 2000 м) и для радиолокационных станций сантиметрового диапазона — до нескольких сан­ тиметров.

Основными источниками излучения высокочастотной энергии на судах являются антенны радиопередатчиков и радиолокаторов. Чем выше они расположены по отно­ шению к надстройкам и палубе, тем слабее электромаг­ нитное поле, но при этом соответственно ухудшается ра­ бота радиолокатора на близких расстояниях, что услож­ няет условия плавания в узкостях, поэтому вопрос о выборе оптимальной высоты радиолокационной антенны для судов разных типов является одним из главных при выборе средств защиты от действия электромагнитных полей.

Кроме основных источников высокочастотного поля, на судах могут образовываться «паразитные» излучатели, например фидерные устройства, вторичные излучающие системы, образующиеся за счет наведенных токов-внеш­ него высокочастотного поля или токов помех, идущих по питающим сетям и др.

9-224

129