Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 177
Скачиваний: 0
воздуха осуществляется через сеть воздуховодов при по мощи вентиляторов. При реконструкции вытяжных вен тиляционных систем нельзя допускать объединения в одну общую вытяжную установку отсосов легко конден сирующихся паров, газов и пыли, а также удаление ве ществ, при смешивании которых может повыситься тем пература смеси, образоваться ядовитая, воспламеняю щаяся или взрывоопасная смесь или химическое соеди нение.
При эксплуатации вытяжной системы вентиляции сле дует обращать внимание на то, чтобы выбросные патруб ки не находились близко от воздухозаборников, так как в этих случаях загрязненный воздух будет снова пода ваться в производственное помещение. Вытяжные отвер стия необходимо располагать выше воздухозаборных.
Приточно-вытяжная общеобменная система вентиля ции (рис. 9, в) состоит из двух отдельных систем — при
точной и вытяжной, которые одновременно подают в по мещение чистый воздух и удаляют из него загрязненный. Приточно-вытяжная система в сообщающихся между собой помещениях должна быть устроена таким обра зом, чтобы исключалась возможность поступления воз духа из помещений с большим выделением вредностей или с наличием взрывоопасных газов, паров или пыли
впомещения, где этих вредностей меньше.
Вцелях экономии энергетических мощностей иногда
на судах применяется система вентиляции с рециркуля цией и частичной подачей свежего воздуха (рис. 9 ,г). Эта система представляет собой замкнутую приточно вытяжную вентиляцию, в которой воздух, отсасываемый
вытяжной системой, очищается |
и вторично подается в |
помещение приточной вентиляцией. |
|
М е с т н а я в е н т и л я ц и я . |
В ряде случаев наи |
более эффективным приемом вентилирования при лока лизованном выделении вредностей является местная вентиляция.
Улавливание вредностей у места их выделения при помощи местных отсосов предупреждает распростране ние выделений по помещению, не допускает перемеши вания их с большим объемом воздуха, в результате чего эффект вентиляции достигается при минимальном об щем воздухообмене. При устройстве местных отсосов не обходимо возможно плотнее укрыть источник вредности
55
или расположить отсос ближе к источнику. На судах местные отсосы применяются на наждачных заточных станках, камбузах, в вытяжных шкафах, переносные вен тиляционные установки используются при малярных и газоэлектросварочных работах и т. п.
Воздушные душирующие установки могут использо ваться для разбавления вредных загрязнений до допу стимой концентрации, а также уменьшения вредного влияния теплоизлучения. Эта система вентиляции нуж на в тех случаях, когда общеобменная вентиляция не мо жет обеспечивать необходимых санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах.
Местная приточная вентиляция может осуществлять ся стационарными или передвижными установками. Ее устраивают у рабочих мест — котлов, сушильных агре гатов, пульта управления судовой силовой установки
ит. п.
Встационарных местных вентиляционных установ ках воздух подается центробежным вентилятором по ма гистральному каналу и его ответвлениям.
Впереносных установках осевой вентилятор заклю чают в сетчатое ограждение и устанавливают на опре деленном месте, направляя струи воздуха на верхнюю часть туловища рабочего — голову, шею, грудь. Струи воздуха следует направлять горизонтально или наклон но, чтобы исключить попадание на рабочего вредностей из окружающей рабочее место среды. Температура и ско рость движения воздуха принимаются в зависимости от периода года и выполняемой работы.
А в а р и й н а я в е н т и л я ц и я. Эта вентиляция может быть общеобменной и местной. Аварийная венти ляция на судах устраивается в помещениях, где сущест вует опасность прорыва большого количества ядовитых и взрывоопасных веществ. Для компенсации аварийной вытяжки необходимо предусматривать возможность по дачи приточного воздуха естественным путем из сосед них помещений или снаружи через специальные проемы, автоматически открывающиеся при пуске аварийной вен тиляции. Пусковые устройства включают аварийную вен тиляцию. сразу после того, как произойдет авария. Про изводительность аварийной вентиляции очень велика. На пример, в компрессорных помещениях холодильных установок кратность воздухообмена достигает 40,
56
ОБРАБОТКА ВОЗДУХА, ПОДАВАЕМОГО В ПОМЕЩЕНИЕ
Особенностью п преимуществом механической венти ляции является то, что воздух, вводимый в помещение, можно подвергнуть очистке и специальной обработке — нагреванию, охлаждению, сушке или увлажнению, озо нированию, ионизации и дезинфекции в зависимости от
назначения помещения, |
а удаляемый воздух — очистке |
и обезвреживанию.. |
осуществляется в специальных |
Нагревание воздуха |
воздухонагревательных аппаратах (калориферах), уста новленных в самом помещении. Воздухонагреватели мо гут быть гладкотрубные, радиаторные, ребристо-труб ные и пластинчатые.
Воздухонагреватели размещают рядом с вентилято ром, объединяя их в один агрегат, который на крупнотоннажных судах устанавливают в специально изолиро ванных вентиляционных камерах.
Охлаждение воздуха производится пропусканием его через радиаторы воздухоохладителей.
Осушку влажного воздуха производят окисью алюми ния или силикагелем. Для удаления из фильтра влаго поглотителя водяных паров через него пропускают го рячий воздух, а чтобы фильтр снова хорошо поглощал водяные пары, его продувают холодным воздухом.
Для увлажнения слишком сухого воздуха его пропу скают через мелкораспыленную воду или камеру при точного воздуха, в которую подводят пар.
Для очистки воздуха от неприятных запахов на судах применяются озонаторы различной конструкции. Неко торые газы имеют неприятный запах. В результате раз ложения или окисления озоном запах их исчезает. Од нако не следует применять озон слишком высокой кон центрации, поскольку концентрация выше 5 мг/м3 вызывает сильную коррозию стали и неблагоприятно воз действует на человеческий организм — продолжительное пребывание в атмосфере с высокой концентрацией озона вызывает головные боли и раздражение дыхательных путей.
И о н и з а ц и я . В чистом воздухе находятся так на зываемые легкие ионы, а в грязном, наоборот, тяжелые. Легкие ионы подвижны, присутствие их в воздухе при дает ему положительные гигиенические и даже целебные
57
свойства, особенно если в нем находятся ионы одного знака. В воздухе, не содержащем ионов, процессы жиз недеятельности живого организма не могут протекать нормально. При обработке воздуха путем нагревания, охлаждения и фильтрации количество ионов в нем рез ко уменьшается и может произойти полная его деиони зация. Для предотвращения этого применяется искусст венная ионизация воздуха с использованием ионизирую щей способности а-лучей, излучаемых радиоактивными веществами.
На судах новой постройки (плавбазах) воздух под вергают ультрафиолетовому облучению при помощи спе циальных ртутных бактерицидных электрических ламп, устанавливаемых внутри воздуховодов. Необходимая продолжительность облучения и дозировка зависят от
степени бактериальной загрязненности воздуха и |
осо |
бенностей уничтожаемых бактерий. |
воз |
О ч и с т к а от з а г р я з н е н и й . Для очистки |
духа от пыли применяют сухие, гидравлические, электри ческие и ультразвуковые фильтры. На судах в основном применяются сухие фильтры.
Сухие пылеотделители бывают бумажные' матерча тые, сетчатые и др. Фильтрующим материалом в бумаж ных фильтрах служит гофрированная пористая бумага (целлюлозная вата), закладываемая в специальные кас сеты.
Тканевые фильтры применяются для средней и тон кой одноступенчатой очистки воздуха от мелкой сухой пыли при его начальной запыленности более 200 мг/м3. Для тонкой очистки воздуха от высокодисперсной пыли широкое применение получили насадочные фильтры, ко торые устанавливаются в приточных вентиляционных си стемах для очистки засасываемого воздуха.
К о н д и ц и о н и р о в а н и е . Специальная обработ ка воздуха в специальных установках (кондиционерах), работающих автоматически, называется кондициониро ванием.
На судах обработка воздуха обычно осуществляется в центральных кондиционерах (климатических станци ях), откуда он по воздуховодам через соответствующие воздухораспределительные устройства поступает в по мещения.
Для создания комфортных условий на модернизируе
58
мых плавбазах, не имеющих систем кондиционирования, в некоторых помещениях необходимо предусматривать установку местных кондиционеров.
По количеству каналов и давлению в разводящей се ти системы кондиционирования можно разделить на од ноканальные низконапорные (с давлением до 0,98 кПа) (100 мм вод. ст.), одно- и двухканальные средненапор
ные (с давлением до 1,86 кПа) |
(200 мм вод. ст.) |
и высо |
конапорные (с давлением более 1,86 кПа) |
(200 мм |
|
вод. ст.). Все системы имеют |
разновидности. |
Низко |
напорные системы характеризуются большим сечением воздуховодов, что затрудняет их изготовление и монтаж на судне, но они бесшумны и достаточно эффективны.
Работа систем с давлением, превышающим 2,9 кПа (300 мм вод. ст.), обычно сопровождается повышенным шумом. В настоящее время оптимальной считается си стема с давлением в сети 2,2 кПа (250 мм вод. ст.).
Для обеспечения эффективной работы системы кон диционирования иллюминаторы и окна кондиционируе мых помещений надо обязательно держать закрытыми. При открытых иллюминаторах и окнах система конди ционирования не может обеспечить в помещениях за проектированных параметров воздуха. Удаление воздуха из кондиционируемых помещений производится через дверные решетки в коридоры, откуда осуществляется ме ханическая вытяжка.
На рис. 10 представлена принципиальная схема конди ционера. Как и в обычных вентиляционных установках, воздух, обработанный в кондиционере, по воздуховоду подается в помещения. После использования в помеще нии воздух забирается вытяжными установками и уда ляется наружу или, если в помещении нет вредных вы делений, возвращается по воздуховоду 5 в кондициони
рующую установку. В агрегате он вновь подвергается обработке и, смешиваясь с поступающим по воздухово ду 1 чистым наружным воздухом, приобретает требуе
мые температуру и влажность.
Кондиционер состоит из трех отделений: отделения смешения воздуха /, промывной камеры I I и отделения второго подогрева I I I . В отделении смешения в опреде
ленной пропорции смешивается наружный и рециркуля ционный воздух. При низкой наружной температуре воз дух подогревается калорифером первого подогрева 11.
59
Степень открытия створчатого клапана 4, а следователь
но, и количество наружного воздуха, поступающего в кондиционер, регулируется термостатом.
Часть рециркулирующего воздуха может по обводно му каналу поступать непосредственно в смесительную
Рис. 10. Схема устройства кондиционера:
/ — магистраль наружного воздуха; 2 — промывочная камера; 3, 9, 17 — электро двигатели; 4, 7, 8, 10 — створчатые клапаны; 5 — воздуховод; 6, 13, 15 — термо статы; // — калорифер первой ступени подогрева; 12 — запорный вентиль тер мостата; 14 — калорифер второй ступени подогрева; 16 — вентилятор; 18— авто матическое реле.
камеру, расположенную за увлажнительным пространством, через створчатый клапан 7. Степень открытия клапанов регулируется термостатами 6 и 15 через авто
матическое реле, включающее в работу электродвига тель 9. Термостат 15 реагирует на понижение темпера
туры подаваемого в помещение воздуха и, если количество добавленного рециркулирующего воздуха недостаточ
60
но для повышения температуры до требуемой, то вы зывает включение второй ступени подогрева (калорифе ра 1 4 ). Таким образом, термостат 13 вызывает открытие створчатого клапана 10 и включение первой ступени по догрева (калорифера 1 1 ).
В промывочной камере 2 воздух в летнее время
увлажняется и охлаждается путем распыления воды с помощью форсунок. Температура воды, разбрызгивае мой форсунками, регулируется. Термостат 13 служит для управления смесительным устройством 12 и контроля
влажности воздуха, выходящего из промывочной ка меры.
КОНТРОЛЬ ЗА ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ВЕНТИЛЯЦИОННЫХ
-УСТАНОВОК
Согласно положению, действующему на рыбопро мысловых предприятиях, за техническое состояние, свое временный ремонт и правильную эксплуатацию венти ляционных систем несет ответственность главный меха ник предприятия, а на судах — старшие механики.
Для наблюдения за правильной работой вентиляци онных устройств и их состоянием при механико-судовой службе предприятия организуется бюро или выделяется специальный инженер.
При проверках рекомендуется производить контроль ные замеры параметров воздушной среды в рабочих по мещениях, в зоне выброса отработанного воздуха, в ме стах забора чистого воздуха.
Во время осмотра вентиляционных систем во взрыво опасных помещениях следует также проверить взрыво защищенность вентиляторов, соответствие режима их ра боты проектным данным (производительность, полное давление, частота вращения ротора и т. п.), теплопроиз водительность калориферных установок. Рекомендуется систематически проводить санитарно-гигиенические ис пытания вентиляционных установок. Особенно строго не обходимо следить за наличием и выполнением графиков планово-предупредительных ремонтов.
Каждая вентиляционная установка снабжается техни ческим паспортом установленной формы и ремонтной картой, в которой отмечается вид ремонта, дата его про ведения и краткое содержание выполненных работ.
61