Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

воздуха осуществляется через сеть воздуховодов при по­ мощи вентиляторов. При реконструкции вытяжных вен­ тиляционных систем нельзя допускать объединения в одну общую вытяжную установку отсосов легко конден­ сирующихся паров, газов и пыли, а также удаление ве­ ществ, при смешивании которых может повыситься тем­ пература смеси, образоваться ядовитая, воспламеняю­ щаяся или взрывоопасная смесь или химическое соеди­ нение.

При эксплуатации вытяжной системы вентиляции сле­ дует обращать внимание на то, чтобы выбросные патруб­ ки не находились близко от воздухозаборников, так как в этих случаях загрязненный воздух будет снова пода­ ваться в производственное помещение. Вытяжные отвер­ стия необходимо располагать выше воздухозаборных.

Приточно-вытяжная общеобменная система вентиля­ ции (рис. 9, в) состоит из двух отдельных систем — при­

точной и вытяжной, которые одновременно подают в по­ мещение чистый воздух и удаляют из него загрязненный. Приточно-вытяжная система в сообщающихся между собой помещениях должна быть устроена таким обра­ зом, чтобы исключалась возможность поступления воз­ духа из помещений с большим выделением вредностей или с наличием взрывоопасных газов, паров или пыли

впомещения, где этих вредностей меньше.

Вцелях экономии энергетических мощностей иногда

на судах применяется система вентиляции с рециркуля­ цией и частичной подачей свежего воздуха (рис. 9 ,г). Эта система представляет собой замкнутую приточно­ вытяжную вентиляцию, в которой воздух, отсасываемый

вытяжной системой, очищается

и вторично подается в

помещение приточной вентиляцией.

М е с т н а я в е н т и л я ц и я .

В ряде случаев наи­

более эффективным приемом вентилирования при лока­ лизованном выделении вредностей является местная вентиляция.

Улавливание вредностей у места их выделения при помощи местных отсосов предупреждает распростране­ ние выделений по помещению, не допускает перемеши­ вания их с большим объемом воздуха, в результате чего эффект вентиляции достигается при минимальном об­ щем воздухообмене. При устройстве местных отсосов не­ обходимо возможно плотнее укрыть источник вредности

55


или расположить отсос ближе к источнику. На судах местные отсосы применяются на наждачных заточных станках, камбузах, в вытяжных шкафах, переносные вен­ тиляционные установки используются при малярных и газоэлектросварочных работах и т. п.

Воздушные душирующие установки могут использо­ ваться для разбавления вредных загрязнений до допу­ стимой концентрации, а также уменьшения вредного влияния теплоизлучения. Эта система вентиляции нуж­ на в тех случаях, когда общеобменная вентиляция не мо­ жет обеспечивать необходимых санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах.

Местная приточная вентиляция может осуществлять­ ся стационарными или передвижными установками. Ее устраивают у рабочих мест — котлов, сушильных агре­ гатов, пульта управления судовой силовой установки

ит. п.

Встационарных местных вентиляционных установ­ ках воздух подается центробежным вентилятором по ма­ гистральному каналу и его ответвлениям.

Впереносных установках осевой вентилятор заклю­ чают в сетчатое ограждение и устанавливают на опре­ деленном месте, направляя струи воздуха на верхнюю часть туловища рабочего — голову, шею, грудь. Струи воздуха следует направлять горизонтально или наклон­ но, чтобы исключить попадание на рабочего вредностей из окружающей рабочее место среды. Температура и ско­ рость движения воздуха принимаются в зависимости от периода года и выполняемой работы.

А в а р и й н а я в е н т и л я ц и я. Эта вентиляция может быть общеобменной и местной. Аварийная венти­ ляция на судах устраивается в помещениях, где сущест­ вует опасность прорыва большого количества ядовитых и взрывоопасных веществ. Для компенсации аварийной вытяжки необходимо предусматривать возможность по­ дачи приточного воздуха естественным путем из сосед­ них помещений или снаружи через специальные проемы, автоматически открывающиеся при пуске аварийной вен­ тиляции. Пусковые устройства включают аварийную вен­ тиляцию. сразу после того, как произойдет авария. Про­ изводительность аварийной вентиляции очень велика. На­ пример, в компрессорных помещениях холодильных установок кратность воздухообмена достигает 40,

56

ОБРАБОТКА ВОЗДУХА, ПОДАВАЕМОГО В ПОМЕЩЕНИЕ

Особенностью п преимуществом механической венти­ ляции является то, что воздух, вводимый в помещение, можно подвергнуть очистке и специальной обработке — нагреванию, охлаждению, сушке или увлажнению, озо­ нированию, ионизации и дезинфекции в зависимости от

назначения помещения,

а удаляемый воздух — очистке

и обезвреживанию..

осуществляется в специальных

Нагревание воздуха

воздухонагревательных аппаратах (калориферах), уста­ новленных в самом помещении. Воздухонагреватели мо­ гут быть гладкотрубные, радиаторные, ребристо-труб­ ные и пластинчатые.

Воздухонагреватели размещают рядом с вентилято­ ром, объединяя их в один агрегат, который на крупнотоннажных судах устанавливают в специально изолиро­ ванных вентиляционных камерах.

Охлаждение воздуха производится пропусканием его через радиаторы воздухоохладителей.

Осушку влажного воздуха производят окисью алюми­ ния или силикагелем. Для удаления из фильтра влаго­ поглотителя водяных паров через него пропускают го­ рячий воздух, а чтобы фильтр снова хорошо поглощал водяные пары, его продувают холодным воздухом.

Для увлажнения слишком сухого воздуха его пропу­ скают через мелкораспыленную воду или камеру при­ точного воздуха, в которую подводят пар.

Для очистки воздуха от неприятных запахов на судах применяются озонаторы различной конструкции. Неко­ торые газы имеют неприятный запах. В результате раз­ ложения или окисления озоном запах их исчезает. Од­ нако не следует применять озон слишком высокой кон­ центрации, поскольку концентрация выше 5 мг/м3 вызывает сильную коррозию стали и неблагоприятно воз­ действует на человеческий организм — продолжительное пребывание в атмосфере с высокой концентрацией озона вызывает головные боли и раздражение дыхательных путей.

И о н и з а ц и я . В чистом воздухе находятся так на­ зываемые легкие ионы, а в грязном, наоборот, тяжелые. Легкие ионы подвижны, присутствие их в воздухе при­ дает ему положительные гигиенические и даже целебные

57


свойства, особенно если в нем находятся ионы одного знака. В воздухе, не содержащем ионов, процессы жиз­ недеятельности живого организма не могут протекать нормально. При обработке воздуха путем нагревания, охлаждения и фильтрации количество ионов в нем рез­ ко уменьшается и может произойти полная его деиони­ зация. Для предотвращения этого применяется искусст­ венная ионизация воздуха с использованием ионизирую­ щей способности а-лучей, излучаемых радиоактивными веществами.

На судах новой постройки (плавбазах) воздух под­ вергают ультрафиолетовому облучению при помощи спе­ циальных ртутных бактерицидных электрических ламп, устанавливаемых внутри воздуховодов. Необходимая продолжительность облучения и дозировка зависят от

степени бактериальной загрязненности воздуха и

осо­

бенностей уничтожаемых бактерий.

воз­

О ч и с т к а от з а г р я з н е н и й . Для очистки

духа от пыли применяют сухие, гидравлические, электри­ ческие и ультразвуковые фильтры. На судах в основном применяются сухие фильтры.

Сухие пылеотделители бывают бумажные' матерча­ тые, сетчатые и др. Фильтрующим материалом в бумаж­ ных фильтрах служит гофрированная пористая бумага (целлюлозная вата), закладываемая в специальные кас­ сеты.

Тканевые фильтры применяются для средней и тон­ кой одноступенчатой очистки воздуха от мелкой сухой пыли при его начальной запыленности более 200 мг/м3. Для тонкой очистки воздуха от высокодисперсной пыли широкое применение получили насадочные фильтры, ко­ торые устанавливаются в приточных вентиляционных си­ стемах для очистки засасываемого воздуха.

К о н д и ц и о н и р о в а н и е . Специальная обработ­ ка воздуха в специальных установках (кондиционерах), работающих автоматически, называется кондициониро­ ванием.

На судах обработка воздуха обычно осуществляется в центральных кондиционерах (климатических станци­ ях), откуда он по воздуховодам через соответствующие воздухораспределительные устройства поступает в по­ мещения.

Для создания комфортных условий на модернизируе­

58

мых плавбазах, не имеющих систем кондиционирования, в некоторых помещениях необходимо предусматривать установку местных кондиционеров.

По количеству каналов и давлению в разводящей се­ ти системы кондиционирования можно разделить на од­ ноканальные низконапорные (с давлением до 0,98 кПа) (100 мм вод. ст.), одно- и двухканальные средненапор­

ные (с давлением до 1,86 кПа)

(200 мм вод. ст.)

и высо­

конапорные (с давлением более 1,86 кПа)

(200 мм

вод. ст.). Все системы имеют

разновидности.

Низко­

напорные системы характеризуются большим сечением воздуховодов, что затрудняет их изготовление и монтаж на судне, но они бесшумны и достаточно эффективны.

Работа систем с давлением, превышающим 2,9 кПа (300 мм вод. ст.), обычно сопровождается повышенным шумом. В настоящее время оптимальной считается си­ стема с давлением в сети 2,2 кПа (250 мм вод. ст.).

Для обеспечения эффективной работы системы кон­ диционирования иллюминаторы и окна кондиционируе­ мых помещений надо обязательно держать закрытыми. При открытых иллюминаторах и окнах система конди­ ционирования не может обеспечить в помещениях за­ проектированных параметров воздуха. Удаление воздуха из кондиционируемых помещений производится через дверные решетки в коридоры, откуда осуществляется ме­ ханическая вытяжка.

На рис. 10 представлена принципиальная схема конди­ ционера. Как и в обычных вентиляционных установках, воздух, обработанный в кондиционере, по воздуховоду подается в помещения. После использования в помеще­ нии воздух забирается вытяжными установками и уда­ ляется наружу или, если в помещении нет вредных вы­ делений, возвращается по воздуховоду 5 в кондициони­

рующую установку. В агрегате он вновь подвергается обработке и, смешиваясь с поступающим по воздухово­ ду 1 чистым наружным воздухом, приобретает требуе­

мые температуру и влажность.

Кондиционер состоит из трех отделений: отделения смешения воздуха /, промывной камеры I I и отделения второго подогрева I I I . В отделении смешения в опреде­

ленной пропорции смешивается наружный и рециркуля­ ционный воздух. При низкой наружной температуре воз­ дух подогревается калорифером первого подогрева 11.

59



Степень открытия створчатого клапана 4, а следователь­

но, и количество наружного воздуха, поступающего в кондиционер, регулируется термостатом.

Часть рециркулирующего воздуха может по обводно­ му каналу поступать непосредственно в смесительную

Рис. 10. Схема устройства кондиционера:

/ — магистраль наружного воздуха; 2 — промывочная камера; 3, 9, 17 — электро­ двигатели; 4, 7, 8, 10 — створчатые клапаны; 5 — воздуховод; 6, 13, 15 — термо­ статы; // — калорифер первой ступени подогрева; 12 — запорный вентиль тер­ мостата; 14 — калорифер второй ступени подогрева; 16 — вентилятор; 18— авто­ матическое реле.

камеру, расположенную за увлажнительным пространством, через створчатый клапан 7. Степень открытия клапанов регулируется термостатами 6 и 15 через авто­

матическое реле, включающее в работу электродвига­ тель 9. Термостат 15 реагирует на понижение темпера­

туры подаваемого в помещение воздуха и, если количество добавленного рециркулирующего воздуха недостаточ­

60

но для повышения температуры до требуемой, то вы­ зывает включение второй ступени подогрева (калорифе­ ра 1 4 ). Таким образом, термостат 13 вызывает открытие створчатого клапана 10 и включение первой ступени по­ догрева (калорифера 1 1 ).

В промывочной камере 2 воздух в летнее время

увлажняется и охлаждается путем распыления воды с помощью форсунок. Температура воды, разбрызгивае­ мой форсунками, регулируется. Термостат 13 служит для управления смесительным устройством 12 и контроля

влажности воздуха, выходящего из промывочной ка­ меры.

КОНТРОЛЬ ЗА ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ВЕНТИЛЯЦИОННЫХ

-УСТАНОВОК

Согласно положению, действующему на рыбопро­ мысловых предприятиях, за техническое состояние, свое­ временный ремонт и правильную эксплуатацию венти­ ляционных систем несет ответственность главный меха­ ник предприятия, а на судах — старшие механики.

Для наблюдения за правильной работой вентиляци­ онных устройств и их состоянием при механико-судовой службе предприятия организуется бюро или выделяется специальный инженер.

При проверках рекомендуется производить контроль­ ные замеры параметров воздушной среды в рабочих по­ мещениях, в зоне выброса отработанного воздуха, в ме­ стах забора чистого воздуха.

Во время осмотра вентиляционных систем во взрыво­ опасных помещениях следует также проверить взрыво­ защищенность вентиляторов, соответствие режима их ра­ боты проектным данным (производительность, полное давление, частота вращения ротора и т. п.), теплопроиз­ водительность калориферных установок. Рекомендуется систематически проводить санитарно-гигиенические ис­ пытания вентиляционных установок. Особенно строго не­ обходимо следить за наличием и выполнением графиков планово-предупредительных ремонтов.

Каждая вентиляционная установка снабжается техни­ ческим паспортом установленной формы и ремонтной картой, в которой отмечается вид ремонта, дата его про­ ведения и краткое содержание выполненных работ.

61