Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 178

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВЕНТИЛЯЦИЯ С ЕСТЕСТВЕННЫМ ПОБУЖДЕНИЕМ

ч

Такая вентиляция характеризуется тем, что воздухо­ обмен происходит естественно, в результате теплового и ветрового напоров. Распределение температуры в ма­ шинном отделении показано на рис. 6.

Естественная вентиляция помещений может быть ор­ ганизованной и неорганизованной.

Неорганизованная, нерегулируемая естественная вен­ тиляция помещений (инфильтрация) осуществляется через неплотности конструкций (притворы иллюминато­ ров, дверей), а также через неплотности переборок, лю­ ков и т. п.

Организованная, регулируемая вентиляция осуществ­ ляется аэрацией или дефлекторами.

Удаление загрязненного воздуха из помещения и по­ дача в него наружного воздуха при естественной венти­ ляции может осуществляться через капы машинных от­ делений, люки или по специальным воздуховодам. В пер­ вом случае вентиляцию называют бесканальной, а во

48

втором — канальной. Примером бесканальной естествен­ ной вентиляции служит аэрация, а канальной —вентиля­ ция при помощи дефлектора.

При аэрации естественный обмен воздуха в помеще­ ниях осуществляется через иллюминаторы путем исполь­ зования направляющих вставок и ветрового напора. Вы-

Рис. 7. Схема распределения давлений.

двигая вставку в иллюминаторе, можно регулировать направление и скорость движения воздуха, а следова­ тельно, и воздухообмен в помещениях.

Движение воздуха в помещении происходит из-за не­ равенства давлений внутри помещения и снаружи.

Во-первых, естественная вентиляция обусловлена раз­ ностьютемператур воздуха снаружи и внутри помеще­ ния (различием между удельной плотностью воздуха снаружи и внутри), что вызывает перемещение воздуха, причем холодный воздух, поступающий в помещение, будет вытеснять теплый (рнс.'7).

Во-вторых, естественная вентиляция вызывается пе­ ремещением воздуха при ветре, в результате чего с под­ ветренной стороны создается' пониженное давление и происходит подсос загрязненного воздуха из поме­ щения.

4-224

49


Естественная вентиляция на судах осуществляется преимущественно при помощи дефлекторов. Дефлекторы представляют собой специальные насадки на приточных и вытяжных воздуховодах, создающие разрежение в по­ следних при обдувании их ветром.

Эффективность работы дефлекторов зависит от силы

ветра, высоты установки,

а также от

конструктивных

особенностей дефлекторов и длины воздуховодов.

 

 

 

На судах нашли ши­

 

 

рокое

применение

де­

 

 

флекторы типа

ЦАГИ,

 

 

сифонного типа с плав­

 

 

ным

поворотным

рас­

 

 

трубом, шаровой, трех­

 

 

коленный,

приточный

 

 

и т. п.

 

дефлекторов

 

 

Среди

 

 

различных

конструк­

 

 

ций наиболее простым

 

 

по устройству и совер­

 

 

шенным в аэродинами­

 

 

ческом

отношении

яв­

 

 

ляется

 

получивший

 

 

широкое распростране­

Рис. 8. Дефлектор ЦАГИ:

 

ние

дефлектор

ЦАГИ

1 — патрубок; 2 — раструб; 3 —• корпус

де­

(рис.

8).

 

 

что

флектора; 4 — зонт; 5 — лапка для крепле­

Установлено,

 

ния зонта.

 

скорость

воздуха

во

 

 

входном патрубке деф­ лектора равна половине скорости ветра.

При подборе дефлекторов по производительности на­ до исходить из скорости ветра, которая должна быть не менее 2 м/с. Следует помнить, что с возрастанием скоро­ сти ветра производительность дефлектора увеличивается.

Для ориентировочного определения диаметра патруб­ ка дефлектора можно пользоваться следующей фор­ мулой:

D = 0,0188

где Q — производительность дефлектора, м3/ч; V — скорость воздух? в патрубке, м/с.

50


Зная относительную скорость воздуха ѵ в шахте су­ довых дефлекторов и фактическую скорость' ветра ѵв ,

можно в первом приближении определить скорость воз­ духа в патрубке дефлектора

І'д = ѵѵв.

Значения относительной скорости ѵ, полученные

Н. А. Архангородским и Н. Н. Садовской для различных судовых дефлекторов экспериментальным путем, приве­ дены в табл. 2.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 2

 

 

 

Значения ѵ (в м/с) при угле поворота к

 

Дефлектор

 

направлению ветра (в град)

 

 

0

60

90

160

180

 

 

 

С плавным

поворотным

+0,95

 

—0,59

 

0,70

раструбом..................

+0,55

Приточный .......................

+0,57

Круглый ЦАГИ . . . .

—0,50

Сифонного типа . . . .

—0,64

—0,56

0

—0,88

Типа

«Глобус» . . . .

—0,41

—0,41

—0,41

—0,41

«Гусиная

шейка» . . .

—0,30

—0,36

—0,18

Ш аровой .......................

+0,93

—0,58

—0,58

Вытяжной с вращающей­

—0,25

—0,25

—0,25

—0,25

ся

головкой . . . .

П р и м е ч а н и е. + приток, — вытяжка.

Во избежание чрезмерной вытяжки при превышении расчетных скоростей ветра, а также для предотвращения попадания воды во время шторма и охлаждения помеще­ ния зимой каналы дефлекторов должны быть снабжены запорными регулируемыми клапанами (заслонками).

Дефлекторы работают эффективнее, если они уста­ новлены на значительной высоте от палубы надстроек и доступ к ним свободен, поэтому надо следить за тем, чтобы дефлекторы на палубах не заваливали различны­ ми предметами или перед дефлекторами с наветренной стороны не размещали габаритные грузы, а также за си­ стематическим регулированием поворотных-головок от­ носительно движения воздушных потоков (ветра).

4*

51


ВЕНТИЛЯЦИЯ С МЕХАНИЧЕСКИМ ПОБУЖДЕНИЕМ

Вентиляция с механической тягой нашла широкое распространение на судах. По конструктивному исполне­ нию вентиляцию разделяют на общеобменную и мест­ ную.

О б щ е о б м е и н а я в е н т и л я ц и я . Эффективность действия системы вентиляции, определяется выбором и расположением отдельных ее элементов. Места забора свежего воздуха располагают так, чтобы исключить по­ падание в них воздуха, выходящего из помещений судна. Шахту для забора свежего воздуха устанавливают на высоте не менее 1,5 м от верхней палубы п как можно дальше от вытяжных отверстий.

Общесудовая система вентиляции состоит из узлов с большей или меньшей степенью автономности, об­ служивающих отдельные помещения или группы помещений. Объединять в такие группы можно толь­ ко помещения, близкие по назначению; при этом не­ обходимо учитывать периодичность и продолжитель­ ность вентилирования, особенности воздушной среды и тепловлажностные условия каждого помещения. Для отдельных помещений предусматривают независимую вентиляцию.

Отверстия для входа свежего воздуха надо стремить­ ся располагать так, чтобы поступающий воздух улучшал воздушную среду в вентилируемом помещении, а не про­ текал бы в смежные помещения через открытые люки и двери или уносился бы течениями в сквозных проходах и коридорах (при установке вдувных патрубков в общих межпалубных пространствах).

Для предотвращения поступления в какое-либо поме­ щение загрязненного или горячего воздуха из смежных помещений в нем надо поддерживать избыточное давле­ ние, для этого следует подводить только отросток от на­ гнетательной магистрали вентиляции.

Для предотвращения распространения загрязненного воздуха из хозяйственных помещений и помещений сани­ тарного назначения в них поддерживают разрежение; такие помещения сообщаются только с вытяжной ма­ гистралью вентиляционной системы.

Редко посещаемые помещения (отсеки, шахты) такг же необходимо периодически вентилировать, так как

52

воздух в них может оказаться непригодным для дыха­ ния.

Механическая общеобменная вентиляция осуществ­ ляется осевыми и центробежными вентиляторами, кото­ рые перемещают воздух по воздуховодам, снабженным насадками для регулирования притока и выброса возду-

77 Ю 9

8

7

Рис. 9. Схема общеобменной механической вентиляции:

а — приточная

вентиляция и распределение давлений в

вентиляционной

уста­

новке:

/ — воздухопрнемиое

устройство,

2 — калорифер,

3 — воздухоувлажни­

тель

или

осушитель,

4 — вентилятор,

 

5 — всасывающий

воздуховод,

6 — обвод­

ная

ветвь

всасывающего

воздуховода,

7 — нагнетающий

магистральный

возду­

ховод,

8 — ответвления

нагнетающего

воздуховода,

9 — насадки

для ре­

гулирования

притока

воздуха;

б — вытяжная

вентиляция:

 

/ — прием­

ные

 

воздуховоды,

2 — магистально-вытяжной

воздуховод;

 

3 — вентиля­

тор,

 

4 — очиститель,

5 — выпускной

канал;

в — приточно-вытяжная

вен­

тиляция:

/ — воздухозаборное устройство,

2 — вентилятор,

3 — воздухонагрева­

тель

и увлажнитель,

4 — приточный

магистральный

воздуховод,

5 — приточные

воздуховоды,

6 — вытяжные

воздуховоды,

7 — вытяжной

магистральный

возду­

ховод,

8 — вентилятор

вытяжной

системы,

9 — пылеотделитель

 

(циклон);

г — вентиляция с рециркуляцией: / — воздухозаборное устройство,

2 — пылеот-

делитель;

3 — вентилятор

приточной

 

системы,

4 — приточный

магистральпый

воздуховод, 5 — приточные

воздуховоды,

6‘ — воздухоочиститель,

7 — вытяжные

воздуховоды,

8 — магистральный вытяжной воздуховод, 9 — вентилятор вытяж­

ной системы, /0 — задвижки, // — циклон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ха. По назначению системы вентиляции разделяют на две группы — приточные и вытяжные.

На рис. 9, а представлена схема приточной вентиля­

ции. Основными элементами этой системы являются уст­ ройства для забора наружного воздуха, вентиляционные, каналы (воздуховоды), вентилятор, фильтр, калорифер, увлажнитель и приточные насадки:

53


Воздуховоды чаще всего имеют квадратную форму и гладкую внутреннюю поверхность. Они должны иметь плавные изгибы, ответвления и переходы для уменьше­ ния сопротивления движению воздуха. Воздуховоды не­ обходимо периодически очищать, чтобы образующиеся в них парафиновые и пылевые наросты не оказывали со­ противления движению воздуха.

Сопротивление трения (в Н/м2) можно определить по формуле

где 'А.—коэффициент сопротивления трения (для стали X =0,02); I —длина воздуховода, м;

d —диаметр воздуховода, м; d=l,13

V— скорость воздуха, м/с (допустима ѵ = 5 - г 10 м/с); V — производительность, м3/ч;

у— плотность воздуха, кг/м3.

Ввентиляционных установках применяются вентиля­

торы

низкого (0,98кПа) (100

мм вод. ст.), среднего

(2,94

кПа)

(300 мм вод. ст.) и

высокого (от 2,94 до

11,67 кПа)

(1200 мм вод. ст.) давления.

В качестве воздухораспределительных насадок широ­ кое распространение на судах получили патрубок Бату­ рина и поворотный воздухораспределитель ЛИОТ, кото­ рые позволяют изменять направление потока не только в горизонтальном направлении, но и по высоте.

При работе общеобменной приточной системы венти­ ляции надо следить за тем, чтобы в воздухоприемники чистого воздуха не попадал загрязненный воздух.

Во время эксплуатации этой системы следует также обращать внимание на исправность работы калорифера, фильтров очистки воздуха и особенно на герметизацию воздуховодов и скорость выхода воздуха из воздухово­ дов, которая должна находиться в пределах 1,5—2,5 м/с в теплое время года и 0,3 м/с в холодное.

Во избежание простудных заболеваний в машинно­ котельных отделениях необходимо следить за тем, чтобы разность температур внутреннего и наружного (подавае­

мого) воздуха в теплый

период года была в пределах

8° С, а в холодное время 16° С.

Вытяжная система вентиляции (рис. 9, б) характери­

зуется тем, что удаление

загрязненного и перегретого

54