Файл: Шарапов В.И. Охрана труда на судах рыболовного флота.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 178
Скачиваний: 0
ВЕНТИЛЯЦИЯ С ЕСТЕСТВЕННЫМ ПОБУЖДЕНИЕМ
ч
Такая вентиляция характеризуется тем, что воздухо обмен происходит естественно, в результате теплового и ветрового напоров. Распределение температуры в ма шинном отделении показано на рис. 6.
Естественная вентиляция помещений может быть ор ганизованной и неорганизованной.
Неорганизованная, нерегулируемая естественная вен тиляция помещений (инфильтрация) осуществляется через неплотности конструкций (притворы иллюминато ров, дверей), а также через неплотности переборок, лю ков и т. п.
Организованная, регулируемая вентиляция осуществ ляется аэрацией или дефлекторами.
Удаление загрязненного воздуха из помещения и по дача в него наружного воздуха при естественной венти ляции может осуществляться через капы машинных от делений, люки или по специальным воздуховодам. В пер вом случае вентиляцию называют бесканальной, а во
48
втором — канальной. Примером бесканальной естествен ной вентиляции служит аэрация, а канальной —вентиля ция при помощи дефлектора.
При аэрации естественный обмен воздуха в помеще ниях осуществляется через иллюминаторы путем исполь зования направляющих вставок и ветрового напора. Вы-
Рис. 7. Схема распределения давлений.
двигая вставку в иллюминаторе, можно регулировать направление и скорость движения воздуха, а следова тельно, и воздухообмен в помещениях.
Движение воздуха в помещении происходит из-за не равенства давлений внутри помещения и снаружи.
Во-первых, естественная вентиляция обусловлена раз ностьютемператур воздуха снаружи и внутри помеще ния (различием между удельной плотностью воздуха снаружи и внутри), что вызывает перемещение воздуха, причем холодный воздух, поступающий в помещение, будет вытеснять теплый (рнс.'7).
Во-вторых, естественная вентиляция вызывается пе ремещением воздуха при ветре, в результате чего с под ветренной стороны создается' пониженное давление и происходит подсос загрязненного воздуха из поме щения.
4-224 |
49 |
Естественная вентиляция на судах осуществляется преимущественно при помощи дефлекторов. Дефлекторы представляют собой специальные насадки на приточных и вытяжных воздуховодах, создающие разрежение в по следних при обдувании их ветром.
Эффективность работы дефлекторов зависит от силы
ветра, высоты установки, |
а также от |
конструктивных |
|||||
особенностей дефлекторов и длины воздуховодов. |
|
||||||
|
|
На судах нашли ши |
|||||
|
|
рокое |
применение |
де |
|||
|
|
флекторы типа |
ЦАГИ, |
||||
|
|
сифонного типа с плав |
|||||
|
|
ным |
поворотным |
рас |
|||
|
|
трубом, шаровой, трех |
|||||
|
|
коленный, |
приточный |
||||
|
|
и т. п. |
|
дефлекторов |
|||
|
|
Среди |
|||||
|
|
различных |
конструк |
||||
|
|
ций наиболее простым |
|||||
|
|
по устройству и совер |
|||||
|
|
шенным в аэродинами |
|||||
|
|
ческом |
отношении |
яв |
|||
|
|
ляется |
|
получивший |
|||
|
|
широкое распростране |
|||||
Рис. 8. Дефлектор ЦАГИ: |
|
ние |
дефлектор |
ЦАГИ |
|||
1 — патрубок; 2 — раструб; 3 —• корпус |
де |
(рис. |
8). |
|
|
что |
|
флектора; 4 — зонт; 5 — лапка для крепле |
Установлено, |
|
|||||
ния зонта. |
|
скорость |
воздуха |
во |
|||
|
|
входном патрубке деф лектора равна половине скорости ветра.
При подборе дефлекторов по производительности на до исходить из скорости ветра, которая должна быть не менее 2 м/с. Следует помнить, что с возрастанием скоро сти ветра производительность дефлектора увеличивается.
Для ориентировочного определения диаметра патруб ка дефлектора можно пользоваться следующей фор мулой:
D = 0,0188
где Q — производительность дефлектора, м3/ч; V — скорость воздух? в патрубке, м/с.
50
Зная относительную скорость воздуха ѵ в шахте су довых дефлекторов и фактическую скорость' ветра ѵв ,
можно в первом приближении определить скорость воз духа в патрубке дефлектора
І'д = ѵѵв.
Значения относительной скорости ѵ, полученные
Н. А. Архангородским и Н. Н. Садовской для различных судовых дефлекторов экспериментальным путем, приве дены в табл. 2.
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 2 |
|
|
|
|
Значения ѵ (в м/с) при угле поворота к |
||||
|
Дефлектор |
|
направлению ветра (в град) |
|
|||
|
0 |
60 |
90 |
160 |
180 |
||
|
|
|
|||||
С плавным |
поворотным |
+0,95 |
|
—0,59 |
|
0,70 |
|
раструбом.................. |
+0,55 |
— |
|||||
Приточный ....................... |
+0,57 |
— |
— |
||||
Круглый ЦАГИ . . . . |
—0,50 |
— |
— |
— |
— |
||
Сифонного типа . . . . |
—0,64 |
— |
—0,56 |
0 |
—0,88 |
||
Типа |
«Глобус» . . . . |
—0,41 |
— |
—0,41 |
—0,41 |
—0,41 |
|
«Гусиная |
шейка» . . . |
—0,30 |
— |
—0,36 |
— |
—0,18 |
|
Ш аровой ....................... |
+0,93 |
— |
—0,58 |
— |
—0,58 |
||
Вытяжной с вращающей |
—0,25 |
— |
—0,25 |
—0,25 |
—0,25 |
||
ся |
головкой . . . . |
П р и м е ч а н и е. + приток, — вытяжка.
Во избежание чрезмерной вытяжки при превышении расчетных скоростей ветра, а также для предотвращения попадания воды во время шторма и охлаждения помеще ния зимой каналы дефлекторов должны быть снабжены запорными регулируемыми клапанами (заслонками).
Дефлекторы работают эффективнее, если они уста новлены на значительной высоте от палубы надстроек и доступ к ним свободен, поэтому надо следить за тем, чтобы дефлекторы на палубах не заваливали различны ми предметами или перед дефлекторами с наветренной стороны не размещали габаритные грузы, а также за си стематическим регулированием поворотных-головок от носительно движения воздушных потоков (ветра).
4* |
51 |
ВЕНТИЛЯЦИЯ С МЕХАНИЧЕСКИМ ПОБУЖДЕНИЕМ
Вентиляция с механической тягой нашла широкое распространение на судах. По конструктивному исполне нию вентиляцию разделяют на общеобменную и мест ную.
О б щ е о б м е и н а я в е н т и л я ц и я . Эффективность действия системы вентиляции, определяется выбором и расположением отдельных ее элементов. Места забора свежего воздуха располагают так, чтобы исключить по падание в них воздуха, выходящего из помещений судна. Шахту для забора свежего воздуха устанавливают на высоте не менее 1,5 м от верхней палубы п как можно дальше от вытяжных отверстий.
Общесудовая система вентиляции состоит из узлов с большей или меньшей степенью автономности, об служивающих отдельные помещения или группы помещений. Объединять в такие группы можно толь ко помещения, близкие по назначению; при этом не обходимо учитывать периодичность и продолжитель ность вентилирования, особенности воздушной среды и тепловлажностные условия каждого помещения. Для отдельных помещений предусматривают независимую вентиляцию.
Отверстия для входа свежего воздуха надо стремить ся располагать так, чтобы поступающий воздух улучшал воздушную среду в вентилируемом помещении, а не про текал бы в смежные помещения через открытые люки и двери или уносился бы течениями в сквозных проходах и коридорах (при установке вдувных патрубков в общих межпалубных пространствах).
Для предотвращения поступления в какое-либо поме щение загрязненного или горячего воздуха из смежных помещений в нем надо поддерживать избыточное давле ние, для этого следует подводить только отросток от на гнетательной магистрали вентиляции.
Для предотвращения распространения загрязненного воздуха из хозяйственных помещений и помещений сани тарного назначения в них поддерживают разрежение; такие помещения сообщаются только с вытяжной ма гистралью вентиляционной системы.
Редко посещаемые помещения (отсеки, шахты) такг же необходимо периодически вентилировать, так как
52
воздух в них может оказаться непригодным для дыха ния.
Механическая общеобменная вентиляция осуществ ляется осевыми и центробежными вентиляторами, кото рые перемещают воздух по воздуховодам, снабженным насадками для регулирования притока и выброса возду-
77 Ю 9 |
8 |
7
Рис. 9. Схема общеобменной механической вентиляции:
а — приточная |
вентиляция и распределение давлений в |
вентиляционной |
уста |
|||||||||||||||
новке: |
/ — воздухопрнемиое |
устройство, |
2 — калорифер, |
3 — воздухоувлажни |
||||||||||||||
тель |
или |
осушитель, |
4 — вентилятор, |
|
5 — всасывающий |
воздуховод, |
6 — обвод |
|||||||||||
ная |
ветвь |
всасывающего |
воздуховода, |
7 — нагнетающий |
магистральный |
возду |
||||||||||||
ховод, |
8 — ответвления |
нагнетающего |
воздуховода, |
9 — насадки |
для ре |
|||||||||||||
гулирования |
притока |
воздуха; |
б — вытяжная |
вентиляция: |
|
/ — прием |
||||||||||||
ные |
|
воздуховоды, |
2 — магистально-вытяжной |
воздуховод; |
|
3 — вентиля |
||||||||||||
тор, |
|
4 — очиститель, |
5 — выпускной |
канал; |
в — приточно-вытяжная |
вен |
||||||||||||
тиляция: |
/ — воздухозаборное устройство, |
2 — вентилятор, |
3 — воздухонагрева |
|||||||||||||||
тель |
и увлажнитель, |
4 — приточный |
магистральный |
воздуховод, |
5 — приточные |
|||||||||||||
воздуховоды, |
6 — вытяжные |
воздуховоды, |
7 — вытяжной |
магистральный |
возду |
|||||||||||||
ховод, |
8 — вентилятор |
вытяжной |
системы, |
9 — пылеотделитель |
|
(циклон); |
||||||||||||
г — вентиляция с рециркуляцией: / — воздухозаборное устройство, |
2 — пылеот- |
|||||||||||||||||
делитель; |
3 — вентилятор |
приточной |
|
системы, |
4 — приточный |
магистральпый |
||||||||||||
воздуховод, 5 — приточные |
воздуховоды, |
6‘ — воздухоочиститель, |
7 — вытяжные |
|||||||||||||||
воздуховоды, |
8 — магистральный вытяжной воздуховод, 9 — вентилятор вытяж |
|||||||||||||||||
ной системы, /0 — задвижки, // — циклон. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ха. По назначению системы вентиляции разделяют на две группы — приточные и вытяжные.
На рис. 9, а представлена схема приточной вентиля
ции. Основными элементами этой системы являются уст ройства для забора наружного воздуха, вентиляционные, каналы (воздуховоды), вентилятор, фильтр, калорифер, увлажнитель и приточные насадки:
53
Воздуховоды чаще всего имеют квадратную форму и гладкую внутреннюю поверхность. Они должны иметь плавные изгибы, ответвления и переходы для уменьше ния сопротивления движению воздуха. Воздуховоды не обходимо периодически очищать, чтобы образующиеся в них парафиновые и пылевые наросты не оказывали со противления движению воздуха.
Сопротивление трения (в Н/м2) можно определить по формуле
где 'А.—коэффициент сопротивления трения (для стали X =0,02); I —длина воздуховода, м;
d —диаметр воздуховода, м; d=l,13
V— скорость воздуха, м/с (допустима ѵ = 5 - г 10 м/с); V — производительность, м3/ч;
у— плотность воздуха, кг/м3.
Ввентиляционных установках применяются вентиля
торы |
низкого (0,98кПа) (100 |
мм вод. ст.), среднего |
|
(2,94 |
кПа) |
(300 мм вод. ст.) и |
высокого (от 2,94 до |
11,67 кПа) |
(1200 мм вод. ст.) давления. |
В качестве воздухораспределительных насадок широ кое распространение на судах получили патрубок Бату рина и поворотный воздухораспределитель ЛИОТ, кото рые позволяют изменять направление потока не только в горизонтальном направлении, но и по высоте.
При работе общеобменной приточной системы венти ляции надо следить за тем, чтобы в воздухоприемники чистого воздуха не попадал загрязненный воздух.
Во время эксплуатации этой системы следует также обращать внимание на исправность работы калорифера, фильтров очистки воздуха и особенно на герметизацию воздуховодов и скорость выхода воздуха из воздухово дов, которая должна находиться в пределах 1,5—2,5 м/с в теплое время года и 0,3 м/с в холодное.
Во избежание простудных заболеваний в машинно котельных отделениях необходимо следить за тем, чтобы разность температур внутреннего и наружного (подавае
мого) воздуха в теплый |
период года была в пределах |
8° С, а в холодное время 16° С. |
|
Вытяжная система вентиляции (рис. 9, б) характери |
|
зуется тем, что удаление |
загрязненного и перегретого |
54