Файл: Теоретические основы эксплуатации средств автоматизированного управления учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 202
Скачиваний: 0
99
Г Л А В А 6
ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ЭКСПЛУАТАШОШО-ТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
§ 6 .1 . ОРГАНИЗАЦИЯ СБОРА СВЕДЕНИИ ОБ ЭКСПЛУАТАЦИОННОТЕХНИЧЕСИИХ ХАРАКТЕРИСТЖАХ
Для получения достоверных сведений об эксплуатационно-тех нических характеристиках (ЭТХ) и фактическом состоянии техники осуществляется сбор статистики функционирования средств автома тизированного управления и связи.
Задачами системы сбора сведений являются:
1) определение фактических ЭТХ техники, необходимых для планирования ее боевого применения, для выдачи оператору данных о текущих значениях ЭТХ с целью поддержания у него уверенности
внадежности техники, для организации соревнования и т . п . ;
2)выявление типичных отказов с целью уточнения разработан ной системы профилактических мероприятий;
3)выявление конструктивных и схемных дефектов и разработ ка системы мероприятий по устранению этих дефектов;
4)анализ и обработка сведений об ЭТХ, которые могут быть использованы для оценки характеристик, родственных по назначе нию, конструкции, технологии изготовления и условиям эксплуа тации изделий.
К основным показателям ЭТХ относятся:
1) случайные величины:
- |
время безотказной работы Т*, |
- |
время ремонта Ѳ* |
- |
время подготовки Т*п , |
- технический ресурс Г* ;
2)математические ожидания;
г
100
3)Л -характеристика;
4)вероятностные характеристики.
Числовые значения показателей работы аппаратуры определя ются на основании статистических данных, источниками которых являются сведения из аппаратных, технических и экспедиционных журналов постоянного учета режимов работы. Часто для определе ния фактических значений ЭТХ проводится опытная эксплуатация средств.
Особое значение имеет сбор данных об отказах. Одним из основ ных способов получения данных о надежности средств является об работка информации об отказах, условиях и причинах их возникно вения, получаемой в процессе эксплуатации.
В настоящее время наиболее распространен метод сбора данных, требующий наименьших затрат. Этот метод заключается в составле нии отчетов о работе аппаратуры тем персоналом, который ее экс плуатирует. Основным недостатком этого метода является сомни тельная точность, так как обслуживающему персоналу затруднитель но делать беспристрастные выводы, а главные проблемы не всегда являются для него очевидными.
Вотчетах об отказах должны быть следующие сведения:
1)тип изделия (устройства, элемента) и его паспортные дан ные (номер изделия, год выпуска, дата начала эксплуатации);
2)длительность исправной работы до повреждения;
3)режимы работы изделия и внешние условия работы;
4)характер отказа (обрыв, выход параметров за пределы до пусков);
5)причины появления отказа;
6) потребный ремонт; |
ч |
7)сведения об отказавшем элементе;
8)подпись ответственного лица.
Другим методом получения данных об отказах является интер вьюирование обслуживающего персонала. Соответствующая работа может быть проведена либо путем бесед, либо с помощью опросных карт. Этот метод не нашел широкого распространения из-за зна чительных затрат. Еще меньшее распространение получил выбороч ный метод сбора, когда наблюдения за работой аппаратуры произ водятся в выборочные моменты времени, а не непрерывно.
Собранная одним из перечисленных способов информация посту пает в центр сбора, где опытные инженеры проверяют эти сведе ния и, если они верны, направляют их в картотеку, создавая тем
IOI
самым историю элемента. Весьма удобно использование ЭВМ
для |
классификации |
и хранения данных об отказах. Конструктор мо |
|
жет |
запросить данные |
о частоте и причинах отказов того или ино |
|
го |
элемента, и ЭВМ |
их |
выдаст. |
§ 6 .2 . ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ЭКСіШАТАЩОШО-ТЕШНЕСгМХ ХАРАКТЕРИСТИК
Выше были рассмотрены основные эксплуатационно-технические характеристики: надежность, эксплуатационная технологичность, готовность и долговечность.
Первые две характеристики в значительной степени являются независимыми, вторые две - существенным образом определяются двумя первыми.
Для обеспечения высоких показателей эксплуатационно-техни ческих характеристик необходимо уделять им пристальное внима ние на этапах проектирования, производства и эксплуатации.
В настоящее время можно говорить о реальном успехе, кото рый достигнут в области повышения надежности. Это особенно за метно в повышении надежности элементов, количество отказов ко
торых уменьшилось во многих случаях |
в 10 - 20 |
раз, и тем не ме |
|
нее этот выигрыш не сопутствует вое |
растущей |
сложности |
си |
стем [ 71 ].
Когда были предприняты первые усилия повысить надежность, многие полагали, что это повышение будет столь существенным, что практически отпадет необходимость в техническом обслужи вании. Этот оптимизм был уменьшен возрастающей сложностью си- ■ стем и сейчас неразумно планировать разработку новых систем только на основе концепции абсолютной надежности. Столкнувшись с этой проблемой, ряд организаций вынужден уделять много внима ния сравнительно новому аспекту проектирования - обеспечению эксплуатационной технологичности. Сравнительно недавно эти во просы получили самостоятельное значение в технологии проекти рования.
Эксплуатационная технологичность имеет следующие характер ные черты:
1)ее можно рассматривать как средство для обеспечения не обходимого коэффициента готовности;
2)значительных достижений в эксплуатационной технологич ности можно достичь при незначительном увеличении затрат на об щую разработку системы;
102
3) эксплуатационная технологичность, предусмотренная при конструктивной разработке системы, позволит значительно сокра тить затраты на эксплуатацию системы.
Главное различие между надежностью и эксплуатационной тех нологичностью заключается в степени зависимости их от челове ческого фактора.
Надежность является неотъемлемым свойством самой системы. Она может быть снижена неправильной эксплуатацией. Но если си стема используется правильно и по назначению, то безотказность ее оборудования зависит прежде всего от достоинств конструкции.
Эксплуатационная технологичность по своей сущности зависит от человека, эксплуатирующего систему. Какими бы ни были высо кими характеристики эксплуатационной технологичности, обеспе чиваемые в процессе проектирования, они внутренне связаны с опытом, знаниями и квалификацией тех, кто эксплуатирует и под держивает систему, а также зависят от технических средств об служивания и снабжения.
В настоящее время основными путями улучшения эксплуатацион но-технических характеристик являются повышение надежности, ав томатизация процессов эксплуатации, всесторонний учет возможно стей операторов на всех этапах разработки, производства и экс плуатации техники. Статистика эксплуатации показывает, что ча стота отказов по вине человека составляет от 20 до 80$ всех слу чившихся отказов. Всесторонний учет возможностей оператора яв ляется содержанием инженерной психологии - науки о том, как сле дует конструировать аппаратуру, выбирать условия, при которых должен работать оператор, и методы работы операторов при опти мальном учете человеческих возможностей и ограничений. Специа листы инженерной психологии прежде всего интересуются конструк тивными характеристиками аппаратуры, процессами эксплуатации и обслуживания и характеристиками окружающих условий (шум, темпе ратура и т . п . ).
Вопросы автоматизации процессов эксплуатации составляют со держание специального раздела настоящего учебника. На учете фак торов инженерной психологии остановимся более подробно.
§ 6 .3 . РОЛЬ ФАКТОРОВ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Для понимания поведения оператора необходимо использовать три параметра: входной сигнал S , внутреннюю реакцию 0 и от клик на выходе R . Входной сигнал представляет собой лго-
ю з
бое изменение окружающих условий, например зажигание лампочки. Внутренняя реакция представляет собой восприятие и обработ ку оператором физического сигнала. Запоминание, процесс решения
и интерпретация факторов являются примерами внутренних реакций. Отклик на выходе представляет собой действие, обусловленное внут ренней реакцией на входной сигнал. Поведение человека характери зуется комбинацией этих элементов: S - 0 - R . Человек допускает ошибки, когда какой-либо элемент этой цепи оказывается неисправ ным.
Аппаратура должна быть приспособлена к оператору, т .е . сиг налы должны восприниматься оператором и требовать отклика, ко торый оператор способен произвести. Для четкой работы системы недостаточно оператору проявить реакцию, которую он считает пра вильной. Он должен получить подтверждение о последствиях его отклика по каналу обратной связи. В противном случае его реак ция будет характеризоваться большой изменчивостью.
Некоторые данные о возможностях операторов приведены в табл.6 .1 и 6 .2 .
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
6.1 |
|
|
Основные характеристики зрения |
|
|
|||
Уровень ярко |
Субъективное восприятие |
Основные |
|
|||
сти относитель- |
|
|||||
Q |
|
|
|
характеристики |
||
но 10 лв в дб |
|
|
|
|
|
|
0 |
Абсолютный порог |
зрения |
I . Динамический диа |
|||
60 |
|
|
|
пазон - |
250 |
дб |
Средняя яркость |
Земли |
2 . Разрешающая спо |
||||
|
при полной Луне |
собность |
при |
|||
120 |
Белая бумага на расстоя |
/?= 80см - 0,5 мм |
||||
3. Разрешающая |
спо |
|||||
|
нии 0 ,3 к |
от обычной |
собность |
по |
вре |
|
150 |
свечи |
|
|
мени - 0,05 |
сек |
|
Лист белой |
бумаги при |
4 . Разрешающая спо |
||||
|
хорошем для чтения |
собность |
по |
ин |
||
|
освещении |
|
|
тенсивности - |
||
|
|
|
|
5-7 |
|
|
200
250
Свежий снег в ясный день |
5 . |
Разрешающая |
спо |
||
|
|
собность |
по |
ча |
|
|
|
стоте |
- |
I I —13 |
|
Болевые ощущения |
6. |
Время |
удовлетво |
||
|
|
рительного рас |
познавания - 0,3 сек
|
|
|
104 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
6.2 |
|
|
|
Основные характеристики слуха |
|
|
|||
Уровень |
громко |
|
|
|
|
|
|
сти |
относитель |
Субъективное |
|
Основные |
|
||
но давления,, |
|
|
|||||
восприятие |
|
характеристики |
|||||
0,0002 |
дин/смг |
|
|||||
в дб на |
частоте |
|
|
|
|
|
|
|
800 гц |
|
|
|
|
|
|
|
0 |
Порог слышимости |
|
I . Динамический диа |
|||
|
60 |
|
|
|
пазон - |
140 |
дб |
|
Разговорная речь |
на |
2 . Разрешающая способ |
||||
|
|
расстоянии 1,5 |
м |
ность по интенсив |
|||
|
|
|
|
|
ности - 3-5 |
|
|
|
80 |
Проходящий грузовик |
3. Разрешающая способ |
||||
|
|
на расстоянии 6 м |
ность по частоте - |
||||
|
|
|
|
|
4-6 |
|
|
|
100 |
Проходящий поезд на |
4 . Время распознава |
||||
|
|
расстоянии 6 м |
|
ния - 0,1 сек |
|||
|
140 |
Реактивный самолет |
|
|
|
||
|
|
на расстоянии 6 м |
|
|
|
||
|
|
(болевое ощущение) |
|
|
|
||
|
Независимо от вида органов чувств человек способен переда |
||||||
вать |
(перерабатывать) |
информацию со |
скоростью 2 - 2 5 |
дв.ед /сек . |
В ряде случаев человек превосходит машину;
- по чувствительности в весьма узком диапазоне частот ( f = = 20 + 20000 гц - звуковые колебания; Л = 30 т 1050 ммк - види мый спектр);
- по пониманию и истолкованию принимаемой информации,в том числе: по различению сигналов в зоне помех; опознаванию одина ковых сигналов в разных ситуациях, извлечению информации из от рывочных сигналов; способности выборочного восприятия сигналов;
-для решения большинства задач он не нуждается в трудоем ком предварительном программировании;
-он более гибок и может ориентироваться в непредвиденных ситуациях;
-он может вырабатывать оценку, восстанавливая в памяти предыдущие факты и методы решения.
Поэтому использование оператора целесообразно:
1)когда необходимо различать сигналы на фоне шумов, узна вать их форму в изменяющемся поле;
2)когда способности человека необходимы для выработки ре шения в непредвиденных ситуациях, для решения проблемных во просов;