Файл: Теоретические основы эксплуатации средств автоматизированного управления учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 215

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

126

j _

W '% 2 + 0,36-1,0+0,11-1,5) ,

I 80-21,6

1326 сут.

XP =

2-7,9-0,7-Ж * -1,0

' ln

V & 7 - S 5

 

Умножив полученное значение

на поправочный коэффициент 0,8,

получим окончательное значение времени хранения радиостанции при данных условиях tXp= 1060 суток, или 2,9 года.

§ 7 . 4 . ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАНЕНИЯ СРЕДСТВ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ И СВЯЗИ

Обеспечение высокой надежности средств автоматизированного управления и связи в течение всего периода хранения зависит, по-видимому, от комплекса организационных мероприятий, прово­ димых как при подготовке к хранению, так и в его процессе.

Подготовка средств автоматизированного управления и связи к хранению. Подготовка к хранению начинается с детальной проверки комплектности аппаратуры, наличия и правильности запол-- нения технической документации и с пополнения ЗИП. Затем аппа­ ратура подвергается тщательному осмотру с целью установления всех дефектов. После их устранения, чистки, просушки и провер­ ки работоспособности контролируются основные электрические па­ раметры. Сведения о результатах контроля заносятся в формуляр. Переведена в режим хранения может быть только аппаратура, все электрические характеристики которой находятся в допустимых пределах. После выполнения всех перечисленных операций аппара­ тура считается подготовленной к хранению.

Подготовка к хранению средств связи, смонтированных в под­ вижных объектах, включает в себя подготовку кузова и ходовой части. Кузов и все деревянное оборудование внутри него должны быть тщательно просушены или выдержаны в течение нескольких дней в помещении с низкой относительной влажностью. Все щели и отверстия в кузове должны быть тщательно заклеены. Аккумуля­ торы и другие сосуды, содержащие жидкость, необходимо удалить. При консервации средств связи вместе с подвижным.объектом гер­ метизация объекта (автомобиля, бронетранспортера, КУНГ) произ­

водится на месте хранения. На пол (землю) кладутся доски толщи­ ной не менее 20 мм, покрытые битумированной бумагой или карто­ ном. На подготовленное место расстилается нижняя часть чехла, поверх которого под колеса (гусеницы) снова подкладывается кар­ тон. Объект вкатывается на место, из двигателя сливаются бензин,


127

масло, вода или антифриз, снимаются аккумуляторы. Все острые или выступающие части объекта обертываются пергаментной или промасленной бумагой.

Порядок хранения средств автоматизированного управления и связи. Аппаратура может храниться в отапливаемых или неотапли­ ваемых складских помещениях, под навесами или на открытых пло­ щадках. Условия хранения определяются восприимчивостью аппара­ туры к влиянию внешних климатических-факторов, а также объек­ тивными возможностями. Так, нацример, согласно [55] в неотапли­ ваемых складах может храниться законсервированная аппаратура, - антенно-мачтовое имущество, инструмент, часть ЗИП. Незаконсервированная аппаратура, контрольно-измерительные приборы,, элек­ тровакуумные и полупроводниковые приборы, ЗИП в виде отдельных узлов или блоков должны храниться в отапливаемых складских по­ мещениях. Под навесами разрешается хранение линейной арматуры, изоляторов, проволоки и т .п .

Переносная или ящичная аппаратура в складских помещениях

укладывается

для хранения на стеллажи, в специальные шкафы или

на поддоны -

деревянные щиты. При размещении имущества необхо­

димо обеспечивать наиболее экономичное использование площадей и кубатуры хранилища, доступ к аппаратуре для ее осмотра и про­ ведения такелажных работ. Аппаратура, законсервированная мето­ дом зачехления, должна быть обеспечена возможностью контроля относителвной влажности воздуха внутри оболочки.

Более детально вопросы оборудования и содержания хранилищ, порядка приема, хранения и выдачи имущества, соблюдения правил техники безопасности и другие вопросы изложены в работе [2 8 ].

Обслуживание средств автоматизированного уттявления и свя­ зи пои хранении. Обслуживание средств автоматизированного управ­

ления и связи при

хранении проводится с целью поддержания основ­

ных характеристик

оборудования в заданных цределах. При этом

проводятся следующие виды обслуживания:

-контроль за условиями хранения;

-контроль за состоянием техники;

-профилактические мероприятия, направленные на предупреж­

дение отказов аппаратуры в процессе хранения;

-замена влагопоглотителей;

-ремонтные мероприятия;

-переконсервация.

Контроль за условиями хранения проводится с целью подцер-


128

жалия заданных условий хранения. В основном контролируются тем­ пература и относительная влажность воздуха в хранилищах, при­ чем контролируется влажность как в самом помещении, так и внут­ ри герметичных упаковок. Для точной оценки относительной влаж­ ности используются гигрометры (волосной МВ-І или мембранный М-89). Гигрометры обычно используются для контроля влажности

в помещениях для

хранения, в кузовах подвижных средств связи

и т .п . Располагать их необходимо ближе к дверям и окнам.

Для контроля

влажности внутри чехла используется, как пра­

вило, силикагель,

по степени увлажненности которого можно су­

дить о состоянии атмосферы. Для определения увлажненности сили­ кагеля в каждую герметичную оболочку помещаются контрольные ме­ шочки с сухим силикагелем, предварительно взвешенные с точно­ стью до I г . Содержание влаги в силикагеле рассчитывается по формуле (7 .3 ), а относительная влажность воздуха В - по адсорб­ ционной кривой. На рис.7 .3 приведены адсорбционные кривые для некоторых типов силикагеля.

Нередко используется также так называемый индикаторный си­ ликагель, изменяющий цвет под воздействием влаги от ярко-сине­ го (сухой) до розового (при В = 60$).

' Контроль остальных параметров в хранилищах не требует осо­ бых пояснений.

Контроль состояния аппаратуры осуществляется путем прове­ дения периодических осмотров и проверок. Техническому осмотру подвергаются все хранящиеся средства связи, а также техника, прибывающая с заводов-изготовителей или со складов (баз) с не­ истекшим гарантийным сроком. При этом проверяются укомплекто-. ванность и внешнее состояние аппаратуры, ее работоспособность, правильность заполнения технической документации.

С целью предупреждения возникновения постепенных отказов, наиболее характерных для хранящейся техники, проводится инстру­ ментальный контроль основных параметров с последующим профилак­ тическим воздействием. При необходимости могут осуществляться и ремонтные мероприятия. Объем, содержание, периодичность про­ ведения контрольных и профилактических мероприятий достаточно подробно освещены в последующих главах учебника, специально по­ священных этим вопросам.


129

Г Л А В А 8

ПОДГОТОВКА СРЕДСТВ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ И СВЯЗИ

Перевод средств автоматизированного управления и связи из некоторого исходного состояния в заданное сопряжен, как прави­ ло, с необходимостью, выполнения определенного комплекса подго­ товительных операций, которые и обеспечивают изменение состоя­ ния данного средства. Объем и содержание подготовительных опе­ раций зависит от исходного и заданного состояний, а требования к процессу подготовки определяются важностью заданного состоя­ ния.

Наличие этапа подготовки характерно как для средств одно­ кратного, так и многократного применения, восстанавливаемых и невосстанавливаемых.

Процесс подготовки средств автоматизированного управления и связи к работе включает в себя большое количество различных операций, время на выполнение которых является случайным. По­ этому количественный анализ процесса подготовки проводится на базе математического аппарата общей теории вероятностей и тео­ рии массового обслуживания.

§ 8 .1 . ВЫБОР МОМЕНТА НАЧАЛА ПОДГОТОВКИ СРЕДСТВ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ И СВЯЗИ К ЗАПЛАНИРОВАННОЙ РАБОТЕ

Подготовка средств автоматизированного управления и связи к применению может включать в себя контроль их работоспособно­

сти, изменение исходных рабочих режимов, настройку

и т .д . Опе­

рации подготовки проводятся в большинстве своем на

включенной

и работоспособной аппаратуре средств управления и

связи. Выпол­


130

нение каждой из операций подготовки является необходимым усло­ вием выполнения задач, стоящих перед данным средством.

Если момент начала работы спланирован, заранее, то естественно, что к этому моменту необходимые средства автоматизиро­ ванного управления и связи должны быть подготовлены и работо­ способны. Требования подготовленности и работоспособности в значительной степени противоречивы. Действительно, слишком ран­ нее начало подготовки приведет к тому, что подготовленная и ра­

ботоспособная аппаратура будет

ожидать момента

начала

 

рабо­

ты. Это

вызовет перерасход ее

ресурса и увеличит

вероятность

 

 

 

 

отказа к моменту на­

 

 

 

 

чала

работы. Слишком

же

1

I—

т

 

позднее

начало подготов­

 

ки сопряжено с

опасностью

Ч,

Ч

Ч г *

невыполнения всех необхо­

Рис.8 .1 . Реализация моментов вре­

димых подготовительных

операций.

 

 

 

 

мени поступления команды и начала

 

 

 

 

 

подготовки

 

Таким образом, сущест­

 

 

 

 

вует, очевидно, оптималь--

ный момент начала подготовки средств к запланированной

их. ра­

бота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Будем полагать,

что до момента

, когда становится из­

вестным момент начала будущего применения

і=2

(р и с .8 .1 ),

 

необ­

ходимые средства находятся в выключенном состоянии. После

за­

вершения подготовки

средства ожидают начала

работы

во

вклю­

ченном состоянии. Необходимо так выбрать момент начала подго­

товки § , чтобы в момент

обеспечивалась максимальная веро­

ятность того, что необходимые

средства подготовлены и работо­

способны. Естественно, что

< $= < $ 2 .

Для упрощения задачи будем полагать, что время безотказной

работы, время подготовки и время ремонта средств имеют экспо­

ненциальные. распределения с параметрами Л ,

>)

и ju

соответст­

венно. Введем также новую переменную

t = $

2

, t

^ Q .

В условиях задачи рассматриваемые

средства управления и

связи могут находиться в трех возможных состояниях:

быть рабо­

тоспособными и подготавливаться, находиться в состоянии отказа и ремонтироваться и быть подготовленными и работоспособными. Вероятности пребывания в этих состояниях в момент времени і будем обозначать соответственно Uf(t), U2(t) и U3(t) .