Файл: Теоретические основы эксплуатации средств автоматизированного управления учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 233
Скачиваний: 0
179
Вычислив по формуле (9.75) |
вероятности |
выполнения задачи |
||
объемом 6 = 0,1 час за заданное |
время i s |
0 ,2 часа, |
можно убе |
|
диться, что для радиостанций с |
характеристиками 7= j- |
и В = ^ , |
||
представленными в табл.9 .1 , они |
соответственно равны: |
|||
Pf { t / t ) |
= |
0,999, |
|
|
Pz ( t/ â) |
= |
0,990, |
|
|
P3{ t / t ) |
= |
0,900. |
|
|
Таким образом, несмотря на одинаковые коэффициенты готов ности, первая радиостанция с точки зрения выполнения задачи за данного объема предпочтительней, чем вторая и особенно третья. Кроме того, анализ (9.75) показывает, что при выполнении усло вия (9.74) ремонтопригодность системы с сохранением информации, накопленной до момента возникновения отказа, практически не влияет на вероятность выполнения задачи. Поэтому предпочтение должно отдаваться средствам автоматизированного управления и связи с более высокой надежностью.
180
Г Л А В А 10
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СРЕДСТВ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ И СВЯЗИ
§ ІО .І. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Техническое обслуживание есть комплекс мероприятий, прово димых личным составом на средствах связи и управления с целью:
-обеспечения постоянной готовности к работе;
-обеспечения заданного уровня надежности в процессе экс плуатации;
-предупреждения отказов и неисправностей;
-поддержания основных характеристик средств автоматизиро ванного управления и связи в цределах, соответствующих техни ческим условиям;
-повышения межремонтных сроков эксплуатации.
Одной из основных форм технического обслуживания являются регламентные работы (регламенты), проводимые с целью поддержа ния эксплуатационно-технических и технических характеристик средств автоматизированного управления и связи на требуемом уровне в течение всего периода эксплуатации. Отличительной и наиболее важной особенностью данного вида технического обслу живания является то, что регламенты проводятся по вполне опре деленным правилам в установленные сроки с указанием конкретных мероприятий и порядка их выполнения (в соответствии с единым регламентом). При этом выполняются работы, связанные с провер кой работоспособности (контролем состояния) аппаратуры и уст ранением выявленных неисправностей, а также работы, направлен ные. на предупреждение отказов в процессе дальнейшей эксплуа тации.
181
Помимо регламентных работ в состав технического обслужива ния входит внеплановое обслуживание, проводимое, в отличие от регламентов, по мере возникновения необходимости.
Согласно классификации, приведенной в главе I , техническое обслуживание включает в себя:
1) вспомогательные мероприятия (предварительные и заключи тельные), имеющие целью подготовить'технику, инструмент, кон трольно-измерительную аппаратуру, ЗИП и рабочее место к обслу живанию, а также привести технику и вспомогательное имущество
висходное состояние после завершения всех работ;
2)контрольные мероприятия, имеющие целью проверить работо способность аппаратуры, выявить возникшие в процессе применения или хранения отказы и повреждения, установить характер и вели чину отклонения основных параметров от номинальных значений;
3)ремонтные мероприятия, направленные на устранение выяв ленных неисправностей;
4)профилактические мероприятия, призванные обеспечить за данную степень надежности техники за счет своевременного преду преждения потенциальных отказов.
Качественное техническое обслуживание достигается [55]:
-четкой организацией, планированием и своевременным тех нически грамотным выполнением регламентных работ в полном объ еме;
-твердым знанием личным составом объема и методики прове дения регламентов;
-своевременным материально-техническим обеспечением выпол
няемых работ;
-систематическим анализом отказов и неисправностей и про ведением необходимых мероприятий по их предупреждению и уст ранению;
-контролем объема, качества и своевременности проведения
работ.
Рассмотрим критерии, с помощью которых может быть оценено качество технического обслуживания.
Основными количественными характеристиками, определяющими процесс организации и выполнения технического обслуживания,яв ляются:
-период проведения технического обслуживания;
-время, затраченное на проведение технического обслужи -
ванжя;
182
-стоимость проведения технического обслуживания;
-объем технического обслуживания.
Оптимизация указанных характеристик проводится с учетом ря да эксплуатационных и экономических показателей, наиболее общи ми из которых являются:
1)заданный уровень надежности средств автоматизированного управления и связи в интервале между очередными техническими обслуживаниями;
2)заданная готовность средств;
3)допустимые экономические или временные затраты на про ведение технического обслуживания.
Вкачестве критерия эффективности проведения технического обслуживания чаще всего используется коэффициент эффективности
К, позваляющий количественно оценить степень повышения без отказности техники за счет проведения технического обслуживания:
Н- Т'г.о ~ Т
|
3 70 |
Т |
’ |
(1 |
0 .1) |
где 7 |
- наработка средства на |
один отказ в случае, если |
тех |
||
|
ническое обслуживание |
проводится; |
|
|
Г- то же, для средства, на котором обслуживание не про
водится.
Помимо этого критерия используются частные коэффициенты г о -, товности и простоя средств автоматизированного управления и связи.
Коэффициент простоя Я го показывает относительное время простоя средств и з-за проведения технического обслуживания:
|
к ,,.,., |
- |
- |
<І0 - 2> |
где |
Т3 - рассматриваемый период эксплуатации; |
|||
Т |
д - суммарное время, |
затраченное на цроведение техниче |
||
|
ского обслуживания за этот же период. |
|||
Частный коэффициент готовности средств автоматизированного |
||||
управления и связи при наличии технического |
обслуживания |
|||
|
Кг.т.о |
|
1 - Я.пр.т.о |
(10.3) |
|
|
|
В последнее время получают широкое распространение стоимост ные критерии, позволяющие свести все процессы к стоимости их вы
183
полнения и минимизировать суммарную стоимость при заданных условиях эксплуатации. Например, стоимость выполнения боевой задачи в общем случае равна
|
|
С, * « > „ * 0 ,‘ ) N , |
‘ 10-4> |
где С'р ц |
- |
относительная стоимость разработки и изготовления |
|
С'э |
|
системы; |
|
- |
относительная стоимость эксплуатации |
системы; |
N- количество, систем, необходимое для выполнения за дачи с заданной вероятностью.
Относительную стоимость эксплуатации С'3 можно представить в виде суммы постоянной и переменной стоимости (р(Р) . В пере менную стоимость, помимо прочего, входят затраты-на проведение -
технического обслуживания. |
Очевидно, что период, продолжитель |
|
ность и объем обслуживания, |
обеспечивающие величину <р[Р)ті„ , |
|
и являются оптимальными для |
выбранного критерия |
. Здесь Р - |
надежность аппаратуры, которая должна быть обеспечена за счет технического обслуживания в заданием интервале эксплуатации.
Решение задачи минимизации функции ф (Р) в общем виде еще не найдено.-Тем не менее, задаваясь величинами отдельных ха рактеристик, можно в определенной степени оптимизировать цро~ цесс технического обслуживания при заданных условиях эксплуа*- тации техники. Обычно решается задача определения оптимального периода проведения регламентных работ при минимальных затратах на обслуживание аппаратуры исходя из требуемой надежности при заданном объеме и времени проведения обслуживания.
Рассмотрим вопрос целесообразности проведения технического обслуживания. Для решения этой задачи воспользуемся стоимост ным критерием.
Если отказаться от проведения технического обслуживания, то часть аппаратуры вследствие конечной надежности может отка зать и задача может оказаться невыполненной. Этим будет нане сен определенный ущерб, величина стоимости которого СуЩзави сит от характера выполняемой задачи. С другой стороны, отказ от проведения технического обслуживания уменьшает стоимость эксплуатации Сэ , а также может увеличить боеготовность аппа ратуры вследствие уменьшения времени простоя. Предположим,что проведение технического обслуживания увеличивает боеготовность
аппаратуры за счет своевременного предупреждения отказов на та -
\
184
кую же величину, что и при отказ.е от обслуживания за счет со кращения времени простоя. Очевидно, что стоимость эксплуатации в первом случае увеличится на величину Д Сэ .
Целесообразность проведения технического обслуживания мо жет быть выражена коэффициентом целесообразности
|
г |
|
|
иущ |
(10.5) |
|
Иц.т.о |
|
|
с ; + д с 3 ’ |
|
где |
С'3 - стоимость эксплуатации аппаратуры без |
учета затрат |
на |
техническое обслуживание. |
|
|
Анализ выражение (10.5) показывает, что при выполнении |
|
условия |
|
ИНТО I
ущерб, нанесенный отказом от обслуживания, не окупается умень шением стоимости эксплуатации и коэффициента простоя техники и проведение регламентных работ экономически целесообразно. Есте ственно, что при Кщт0 < I более выгодно отказаться от обслу живания техники.
Рассчитать величину ущерба, нанесенного невыполнением за дачи, обычно, трудно, поэтому при оценке целесообразности про ведения технического обслуживания можно использовать другой
показатель |
- коэффициент Нц т0 |
, характеризуемый отношением |
|||
стоимости |
выполнения |
задачи |
С3 при проведении |
обслуживания к |
|
стоимости |
выполнения |
задачи |
|
при отказе от |
обслуживания. |
Рассмотрим в качестве примера целесообразность проведения регламентных работ, на технике, находящейся в режиме хранения. Предположим, что для решения задачи требуется N средств,при чем число N является функцией вероятности их безотказной ра боты за время выполнения задачи P3ad(t) . Это означает, что при проведении регламентов на хранящейся технике все отказы
выявляются и устраняются, т .е . |
к началу работы все N |
средств |
||
исправны. Стоимость выполнения |
задачи в этом случае |
|
||
|
|
C3 =(C,+ Cp ) N, |
СІ0*6) |
|
где С; |
- |
стоимость хранения одного образца техники; |
|
|
Ср |
- |
суммарная стоимость проведения регламентных работ. |
||
При отказе от регламентов |
часть систем может отказать в |
|||
процессе |
хранения и для выполнения задачи с той же вероятно |