Файл: Теоретические основы эксплуатации средств автоматизированного управления учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 233

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

179

Вычислив по формуле (9.75)

вероятности

выполнения задачи

объемом 6 = 0,1 час за заданное

время i s

0 ,2 часа,

можно убе­

диться, что для радиостанций с

характеристиками 7= j-

и В = ^ ,

представленными в табл.9 .1 , они

соответственно равны:

Pf { t / t )

=

0,999,

 

 

Pz ( t/ â)

=

0,990,

 

 

P3{ t / t )

=

0,900.

 

 

Таким образом, несмотря на одинаковые коэффициенты готов­ ности, первая радиостанция с точки зрения выполнения задачи за­ данного объема предпочтительней, чем вторая и особенно третья. Кроме того, анализ (9.75) показывает, что при выполнении усло­ вия (9.74) ремонтопригодность системы с сохранением информации, накопленной до момента возникновения отказа, практически не влияет на вероятность выполнения задачи. Поэтому предпочтение должно отдаваться средствам автоматизированного управления и связи с более высокой надежностью.


180

Г Л А В А 10

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СРЕДСТВ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ И СВЯЗИ

§ ІО .І. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Техническое обслуживание есть комплекс мероприятий, прово­ димых личным составом на средствах связи и управления с целью:

-обеспечения постоянной готовности к работе;

-обеспечения заданного уровня надежности в процессе экс­ плуатации;

-предупреждения отказов и неисправностей;

-поддержания основных характеристик средств автоматизиро­ ванного управления и связи в цределах, соответствующих техни­ ческим условиям;

-повышения межремонтных сроков эксплуатации.

Одной из основных форм технического обслуживания являются регламентные работы (регламенты), проводимые с целью поддержа­ ния эксплуатационно-технических и технических характеристик средств автоматизированного управления и связи на требуемом уровне в течение всего периода эксплуатации. Отличительной и наиболее важной особенностью данного вида технического обслу­ живания является то, что регламенты проводятся по вполне опре­ деленным правилам в установленные сроки с указанием конкретных мероприятий и порядка их выполнения (в соответствии с единым регламентом). При этом выполняются работы, связанные с провер­ кой работоспособности (контролем состояния) аппаратуры и уст­ ранением выявленных неисправностей, а также работы, направлен­ ные. на предупреждение отказов в процессе дальнейшей эксплуа­ тации.

181

Помимо регламентных работ в состав технического обслужива­ ния входит внеплановое обслуживание, проводимое, в отличие от регламентов, по мере возникновения необходимости.

Согласно классификации, приведенной в главе I , техническое обслуживание включает в себя:

1) вспомогательные мероприятия (предварительные и заключи­ тельные), имеющие целью подготовить'технику, инструмент, кон­ трольно-измерительную аппаратуру, ЗИП и рабочее место к обслу­ живанию, а также привести технику и вспомогательное имущество

висходное состояние после завершения всех работ;

2)контрольные мероприятия, имеющие целью проверить работо­ способность аппаратуры, выявить возникшие в процессе применения или хранения отказы и повреждения, установить характер и вели­ чину отклонения основных параметров от номинальных значений;

3)ремонтные мероприятия, направленные на устранение выяв­ ленных неисправностей;

4)профилактические мероприятия, призванные обеспечить за­ данную степень надежности техники за счет своевременного преду­ преждения потенциальных отказов.

Качественное техническое обслуживание достигается [55]:

-четкой организацией, планированием и своевременным тех­ нически грамотным выполнением регламентных работ в полном объ­ еме;

-твердым знанием личным составом объема и методики прове­ дения регламентов;

-своевременным материально-техническим обеспечением выпол­

няемых работ;

-систематическим анализом отказов и неисправностей и про­ ведением необходимых мероприятий по их предупреждению и уст­ ранению;

-контролем объема, качества и своевременности проведения

работ.

Рассмотрим критерии, с помощью которых может быть оценено качество технического обслуживания.

Основными количественными характеристиками, определяющими процесс организации и выполнения технического обслуживания,яв­ ляются:

-период проведения технического обслуживания;

-время, затраченное на проведение технического обслужи -

ванжя;


182

-стоимость проведения технического обслуживания;

-объем технического обслуживания.

Оптимизация указанных характеристик проводится с учетом ря­ да эксплуатационных и экономических показателей, наиболее общи­ ми из которых являются:

1)заданный уровень надежности средств автоматизированного управления и связи в интервале между очередными техническими обслуживаниями;

2)заданная готовность средств;

3)допустимые экономические или временные затраты на про­ ведение технического обслуживания.

Вкачестве критерия эффективности проведения технического обслуживания чаще всего используется коэффициент эффективности

К, позваляющий количественно оценить степень повышения без­ отказности техники за счет проведения технического обслуживания:

Н- Т'г.о ~ Т

 

3 70

Т

(1

0 .1)

где 7

- наработка средства на

один отказ в случае, если

тех­

 

ническое обслуживание

проводится;

 

 

Г- то же, для средства, на котором обслуживание не про­

водится.

Помимо этого критерия используются частные коэффициенты г о -, товности и простоя средств автоматизированного управления и связи.

Коэффициент простоя Я го показывает относительное время простоя средств и з-за проведения технического обслуживания:

 

к ,,.,.,

-

-

<І0 - 2>

где

Т3 - рассматриваемый период эксплуатации;

Т

д - суммарное время,

затраченное на цроведение техниче­

 

ского обслуживания за этот же период.

Частный коэффициент готовности средств автоматизированного

управления и связи при наличии технического

обслуживания

 

Кг.т.о

 

1 - Я.пр.т.о

(10.3)

 

 

 

В последнее время получают широкое распространение стоимост­ ные критерии, позволяющие свести все процессы к стоимости их вы­


183

полнения и минимизировать суммарную стоимость при заданных условиях эксплуатации. Например, стоимость выполнения боевой задачи в общем случае равна

 

 

С, * « > „ * 0 ,‘ ) N ,

‘ 10-4>

где С'р ц

-

относительная стоимость разработки и изготовления

С'э

 

системы;

 

-

относительная стоимость эксплуатации

системы;

N- количество, систем, необходимое для выполнения за­ дачи с заданной вероятностью.

Относительную стоимость эксплуатации С'3 можно представить в виде суммы постоянной и переменной стоимости (р(Р) . В пере­ менную стоимость, помимо прочего, входят затраты-на проведение -

технического обслуживания.

Очевидно, что период, продолжитель­

ность и объем обслуживания,

обеспечивающие величину <р[Р)ті„ ,

и являются оптимальными для

выбранного критерия

. Здесь Р -

надежность аппаратуры, которая должна быть обеспечена за счет технического обслуживания в заданием интервале эксплуатации.

Решение задачи минимизации функции ф (Р) в общем виде еще не найдено.-Тем не менее, задаваясь величинами отдельных ха­ рактеристик, можно в определенной степени оптимизировать цро~ цесс технического обслуживания при заданных условиях эксплуа*- тации техники. Обычно решается задача определения оптимального периода проведения регламентных работ при минимальных затратах на обслуживание аппаратуры исходя из требуемой надежности при заданном объеме и времени проведения обслуживания.

Рассмотрим вопрос целесообразности проведения технического обслуживания. Для решения этой задачи воспользуемся стоимост­ ным критерием.

Если отказаться от проведения технического обслуживания, то часть аппаратуры вследствие конечной надежности может отка­ зать и задача может оказаться невыполненной. Этим будет нане­ сен определенный ущерб, величина стоимости которого СуЩзави­ сит от характера выполняемой задачи. С другой стороны, отказ от проведения технического обслуживания уменьшает стоимость эксплуатации Сэ , а также может увеличить боеготовность аппа­ ратуры вследствие уменьшения времени простоя. Предположим,что проведение технического обслуживания увеличивает боеготовность

аппаратуры за счет своевременного предупреждения отказов на та -

\


184

кую же величину, что и при отказ.е от обслуживания за счет со­ кращения времени простоя. Очевидно, что стоимость эксплуатации в первом случае увеличится на величину Д Сэ .

Целесообразность проведения технического обслуживания мо­ жет быть выражена коэффициентом целесообразности

 

г

 

 

иущ

(10.5)

 

Иц.т.о

 

с ; + д с 3 ’

 

где

С'3 - стоимость эксплуатации аппаратуры без

учета затрат

на

техническое обслуживание.

 

 

Анализ выражение (10.5) показывает, что при выполнении

условия

 

ИНТО I

ущерб, нанесенный отказом от обслуживания, не окупается умень­ шением стоимости эксплуатации и коэффициента простоя техники и проведение регламентных работ экономически целесообразно. Есте­ ственно, что при Кщт0 < I более выгодно отказаться от обслу­ живания техники.

Рассчитать величину ущерба, нанесенного невыполнением за­ дачи, обычно, трудно, поэтому при оценке целесообразности про­ ведения технического обслуживания можно использовать другой

показатель

- коэффициент Нц т0

, характеризуемый отношением

стоимости

выполнения

задачи

С3 при проведении

обслуживания к

стоимости

выполнения

задачи

 

при отказе от

обслуживания.

Рассмотрим в качестве примера целесообразность проведения регламентных работ, на технике, находящейся в режиме хранения. Предположим, что для решения задачи требуется N средств,при­ чем число N является функцией вероятности их безотказной ра­ боты за время выполнения задачи P3ad(t) . Это означает, что при проведении регламентов на хранящейся технике все отказы

выявляются и устраняются, т .е .

к началу работы все N

средств

исправны. Стоимость выполнения

задачи в этом случае

 

 

 

C3 =(C,+ Cp ) N,

СІ0*6)

где С;

-

стоимость хранения одного образца техники;

 

Ср

-

суммарная стоимость проведения регламентных работ.

При отказе от регламентов

часть систем может отказать в

процессе

хранения и для выполнения задачи с той же вероятно­