Файл: Теоретические основы эксплуатации средств автоматизированного управления учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 200

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

359

цию затрачивается в среднем до 80% технического времени ремон­ та. Из этих хе составляющих времени ремонта также целесообраз­ но автоматизировать операции послеремонтннх регулировок и уст­

ранения неисправностей. В данном случае

мы считаем, что

время

на обеспечение

ЗИП не затрачивается, в противнем случае

эту

затрату относим к

непроизводительным затратам

времени.

 

В р е м я

п

р о ф и л а к т и к и .

При

обычных методах

контроля (без применения САК) обслуживающий персонал в большин­ стве случаев имеет возможность обнаружить лишь явные отказы. Статистические данные свидетельствуют о том, что в аппаратуре имеют место как постепенные, так и внезапные отказы, причем удельный вес постепенных отказов составляет примерно 90% об­ щего количества отказов. Постепенные изменения параметров мож­ но обнаружить только путем непрерывного или периодического кон­ троля с достаточно малыми интервалами, определяемыми скоростью изменения контролируемых параметров. Выполнение этой задачи воз­ можно лишь при наличии САК. При отклонениях контролируемых па­ раметров за пределы норм САК может обеспечить быстрое обнаруже­ ние неисправного элемента или узла.

Время, затрачиваемое на выполнение профилактических опера­ ций в случае выполнения их операторш, зависит от количества контролируемых параметров, уровня подготовки личного состава и др. Применение САК позволяет существенно уменьшить среднее время профилактики, а главное, его дисперсию.

Таким образом, затраты времени на выполнение ремонтных опе­ раций главным образом определяются затратами времени на выпол­ нение контрольных операций как при контроле выходных параметров техники, так и при контроле параметров элементов - при отыска­ нии неисправности.

В р е м я

у с т а н о в к и

з а д а н н ы х

р е ж н --

м о в .

При установке заданного режима работы техники все

опе­

рации можно разделить на две группы:

однократные операции

(вклю­

чение,

выключение и т .д .) и многократные (подстройка,

перестрой­

ка в процессе

работы и т .п .) . Затраты времени на установку

за­

данных режимов работы зависят от типа техники, уровня подготов­ ки личного состава и др. Применение САК для автоматического вы­ полнения многократно повторяемых операций позволит существенно уменьшить среднее время, затрачиваемое на установку заданных ре­ жимов, а также дисперсию этого времени.

Следует заметить, что одной из основных операций, выполняв-


360

мых при установке заданных режимов, также является

контроль па­

раметров

техники.

 

 

В р е м я

к о н т р о л я

к а ч е с т в а

п о д г о ­

т о в к и .

Затраты времени на

контроль качества подготовки

включают в себя главным образом контрольные операции (затраты, времени на заполнение документации не рассматриваем).

В р е м я к о н т р о л я . Затраты времени на выполне­ ние контрольных операций определяются количеством контролируем мых параметров (типом техники), уровнем подготовки личного со­ става и др. Применение систем автоматического контроля позво­ ляет сократить это время, его дисперсию и, главное, исключить субъективные ошибки личного состава.

В р е м я

в ы п о л н е н и я

в с п о м о г а т е л ь ­

н ы х

( п о д г о т о в и т е л ь н ы х

и

з а к л ю ч и ^

т е л ь н ы х )

о п е р а ц и й .

Затраты

этого времени опре­

деляются исходным состоянием техники: если техника развернута* то они невелики. Автоматизация этих операций вряд ли целесооб­ разна.

Рассмотрев составляющие времени подготовки техники, можно сделать вывод, что применение САК позволяет повысить готовностьтехники. Подтвердим это примером. Пусть средняя наработка неко­ торой аппаратуры на один отказ равна 25 час, а среднее время простоя на один отказ составляет 0,8 час, тогда коэффициент го­ товности этой аппаратуры будет равен 0,97 . Если.необходимо по­ высить коэффициент готовности до величины 0,997, при котором исправность аппаратуры в произвольный момент времени является практически достоверным событием,, то необходимо либо увеличить среднюю наработку на один отказ до 250 час (при неизменной ве­ личине среднего времени простоя на один отказ), либо уменьшить время простоя примерно до 0,1 час (при неизменной величине, сред­ ней наработки на один отказ). Сокращение времени простоя до та­ кой величины в сложной аппаратуре без применения САК вряд ли возможно. Для иллюстрации на ри с.17 .I изображена зависимость от­ носительного времени проверок, затрачиваемого при ручном и авто­ матическом их выполнении.

2. Повышение надежности.

Повышение надежности достигается, во-первых, за счет того, что при применении САК исключаются субъективные ошибки лично­ го состава, проводящего проверку, которые, как известно, состав­ ляют примерно 30% причин отказов аппаратуры в процессе эксплуа-


361

тации[Ц,во-вторых,за счет прогнозирования отказов с последую­ щим профилактическим воздействием. Используя результаты перио­ дических проверок, можно предсказать появление отказа и на основании этого заменить ненадежный элемент или блок.

0,5

1,0

1,5

2,0

2,5

3,0

3,5

Количество проверяемых параметров(тыс)

Рис.1 7 .I . Зависимость

относительного времени проверок

 

 

от их числа

 

 

3 . Повышение долговечности.

Повышение долговечности достигается за счет сокращения рас­ хода ресурса техники, так как при применении САК благодаря их быстродействию сокращаются затраты времени на выполнение опера­ ций подготовки техники к применению.

4 . Повышение эксплуатационной технологичности.

Обычно САК и проверяемая ею аппаратура разрабатываются ком«' пдексно, поэтому операции по подготовке техники могут быть вы­ полнены более рационально, так как при разработке техники учи­ тываются такие вопросы, как удобство подключения, замены эле­ ментов и т .п .

Таким образом, применение САК улучшает все эксплуатационно­ технические характеристики техники, если, разумеется, она по­ зволяет решать все или большинство задач, перечисленных в пре­ дыдущем параграфе.

5 . Уменьшение стоимости эксплуатации.

Применение САК позволяет снизить стоимость эксплуатации тех­ ники за счет.уменьшения количества личного состава, обслуживаю­ щего технику, а главное, за счет снижения требования к его ква­ лификации, что очень важно при ограниченном сроке службы в ар­ мии рядового и сержантского состава. Кроме того, уменьшение стоимости эксплуатации техники при применении САК достигается


362

за счет уменьшения ее износа при проведении подготовок к при­ менению. На ри с.17.2 показан график относительной стоимости проверок аппаратуры при ручном и автоматическом способах про­ верок [20].

Наряду с существенными достоинствами, указанными выше,при­ менение САК имеет некоторые недостатки. Перечислим основные из

них.

 

 

Н е в ы с о к а я

н а д е ж н о с т ь

С А К . Этот не­

достаток обусловлен тем, что в большинстве современных САК од­ ним из основных элементов является специализированная ЭШ или

0,5

1,0

1,5

2,0

2,5

3,0

3,5

Количество проверяемых параметров(тыс)

Рис.17 .2 . Зависимость относительной стоимости проверок

 

от

их числа

 

 

части ее . В связи с этим САК получаются достаточно сложными и содержат значительное количество элементов. Поэтому при совре­ менном уровне развития техники одной из основных задач являет­ ся задача упрощения САК. Эта задача должна решаться таким об­ разом, чтобы САК обеспечивала удовлетворительное выполнение либо всех операций контроля, поиска неисправностей и прогно­ зирования отказов, либо отдельных из перечисленных операций. Кроме того, при оценке надежности необходимо упитывать время работы САК. При сравнительно малом времени работы надежность САК может быть достаточно высокой.

 

С л о ж н о с т ь

с о с т а в л е н и я

п р о г р а м м .

Этот

недостаток несущественен, так как для данного образца

тех­

ники

программа составляется один р аз. Наиболее

рационально

со­

ставление программы при разработке аппаратуры, предназначенной для совместной работы с САК.


363

Н е о б х о д и м о с т ь

в н е с е н и я

и з м е ­

н е н и й

в к о н с т р у к ц и ю

а п п а р а т у р ы ,

п р е д н а з н а ч е н н о й

д. л я

р а б о т ы

с о в ­

м е с т н о

с С А К

(выводы, разъемы, датчики и т .п .) .

Внесение изменений в конструкцию аппаратуры в общем случае не­ желательно, так как это может ухудшить ее параметры. Но если рационально выбрать типы и количество контролируемых парамет­ ров, а также способы их измерения, то влияние этих изменений может быть сведено до минимума. Кроме того, внесение измене­ ний приводит к ухудшению технических характеристик аппаратуры, которое может быть уменьшено за счет применения оптимальных принципов работы САК в различных режимах, например, если кон­ тролировать исправность работающей аппаратуры по минимально не­ обходимому количеству выходных параметров, а поиск неисправно­ го элемента осуществлять при неработающей аппаратуре (в выклю­ ченном состоянии), когда влияние соединительных элементов на результат контроля может быть учтено. Могут быть использованы и другие принципы, например, когда контроль исправности осу­ ществляется также по минимально необходимому количеству выход­ ных параметров, а при поиске неисправного элемента (блока,узла, каскада) дополнительно подключается необходимое количество со­ единительных элементов. Такие системы можно назвать системами с переменной глубиной контроля. В отличие от первого примера в таких системах поиск неисправности производится в аппарату­ ре, которая включена, но не используется по прямому назначению.

Важно отметить, что при необходимости осуществлять непре­ рывный контроль иди контроль с небольшими интервалами времени использование САК для нескольких образцов техники исключается или затрудняется. В этом случае применение САК усложняет аппа­ ратуру. В таких случаях рационально проектировать встроенную САК только для контроля исправности техники и прогнозирования

отказов по выходным параметрам,

а поиск неисправных элементов

и прогнозирование их отказов следует осуществлять с

помощью

автономных САК, предназначенных

для обслуживания нескольких об­

разцов техники.

 

 

 

 

 

Н е о б х о д и м о с т ь

п о д г о т о в к и

л и ч ­

н о г о

с о с т а в а ,

о б с л у ж и в а ю щ е г о

С А К .

Этот недостаток также несуществен, если

данная САК

является

универсальной, т .е . способной выполнять

основные операции

по

контролю,

поиску неисправностей и прогнозированию отказов

всех

(или, во

всяком случае,

большинства) образцов техники, находя­