Файл: Теоретические основы эксплуатации средств автоматизированного управления учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 184
Скачиваний: 0
38
чаев окупают большую их стоимость по сравнению с комплектом неавтоматических приборов.
По американским данным, применение систем автоматического поиска вдвое снижает необходимое количество квалифицированных специалистов. Среднее же время ремонта уменьшается не менее чем в 3 - 5 раз,
К конструктивным факторам относятся: общее конструктивное решение аппаратуры, ее размещение в кузове или помещении, рас положение приборов, органов регулировки и контрольных гнезд, наличие маркировки элементов, удобство доступа к ним и ряд других.
Наиболее удобно производить контроль работоспособности и поиск отказавших элементов при делении аппаратуры на блоки со гласно функциональной схеме (приемник, передатчик и т . д . ). В этом случае время обнаружения неисправности сокращается пример но в два раза (рис.3 .2 ). Однако необходимо учитывать, что все необходимые при ремонте манипуляции с блоком должен выполнять один человек. Это накладывает определенные весовые ограничения на блоки. Расположение аппаратуры должно обеспечивать выдвиже ние блоков только вперед, где должно быть пространство не менее 0,88 м3 , минимально необходимое для работы оператора.
Рис,3 .2 . Зависимость вероятно |
Рис.3 .3 . Зависимость вероятно |
сти отыскания неисправности от |
сти отыскания неисправности as |
времени при стандартном и ло |
времени при отсутствии и нали |
гическом расположении блоков |
чии специальной цветной раз |
|
метки шасси и проводов |
Расположение приборов в сильной степени определяет ско рость контроля. Лучше, если они размещаются по горизонтали на уровне глаз оператора, поскольку в этом направлении движение
39
глаз более эффективно. Наиболее важные приборы должны распола гаться в центре панели.
Контрольные гнезда могут либо все выводиться на переднюю панель, либо располагаться покаскадно, вблизи каждого каскада, но в удобных, хорошо доступных местах.
Удобный доступ к элементам, установка их таким образом#чтобы хорошо были видны их номиналы, хорошо различимая маркировка элементов, а также проводов в кабелях, жгутах и на разъемах значительно облегчают процесс поиска неисправностей (рис.3 .3 ) .
К квалификационным факторам относятся: подготовленность личного состава, опыт работы на данной технике, моральное со стояние и заинтересованность личного состава, квалификация ко мандного состава.
Подготовленность личного состава включает в себя определен ный комплекс теоретических знаний и практических навыков, необ ходимых для работы на технике. Теоретическая и практическая под готовка личного состава тесно связаны между собой и взаимно до полняют друг друга. Благодаря большому опыту работы на данной аппаратуре оператор неизбежно приходит к оптимальным маршрутам проверок, обеспечивающим быстрое отыскание неисправности.
Срок, по истечении которого персонал можно считать доста точно опытным, в сильной степени зависит от его теоретической и практической подготовленности и организации процесса обуче ния. Например, оптимизация процесса поиска неисправностей на ступает через 2 - 3 года работы на данной системе, тогда как оператор, имеющий хорошую теоретическую подготовку, может са мостоятельно составить оптимальную программу действий при по иске неисправностей после того, как он досконально изучил прин ципиальную схему станции и особенности ее конструкции. На изу чение этих вопросов обычно уходит 2 - 3 месяца.
Показатели производительности труда у любого человека за
висят от его морального и физического |
состояния во время рабо |
|
ты, |
а также от его заинтересованности в результате своего тру |
|
да. |
При прочих равных условиях лучшие |
показатели будут в той |
части, где лучше поставлена воспитательная работа, где каждо му специалисту настойчиво и терпеливо разъясняют необходимость сокращения времени и стоимости выполнения всех операций, где каждый специалист будет понимать, к каким результатам приведет его качественный труд.
Квалификация командного состава определяет квалификацию
40
обслуживающего персонала, поскольку в армейских условиях команд ный состав занимается обучением подчиненных. В наиболее сложных случаях личный состав обращается за консультацией к командиру, который должен уметь быстро принять наиболее целесообразное ре шение. Для этого командир должен обладать высокими теоретиче скими знаниями и хорошо знать свою технику. В практике эксплуа тации сложных систем при недостаточной квалификации обслуживаю щего персонала часто встречаются случаи, когда личный состав расчета не в состоянии обнаружить или устранить неисправность. В этих случаях командир должен выполнить эту работу, одновре менно обучая своих подчиненных.
К организационным факторам, влияющим на эксплуатационную технологичность, следует отнести общую организацию процесса экс плуатации, условия работы обслуживающего персонала, обеспечен ность контрольно-измерительными приборами, инструментом, каче ство технической документации и т .д .
В первую очередь можно сравнивать показатели процесса ре монта силами боевого расчета и силами специально выделенной группы или ремонтного органа. При этом можно показать, что при выполнении ремонта силами ремонтного органа время восстановле ния без учета длительности доставки аппаратуры в ремонтный орган будет меньше, а качество ремонта выше. Кроме того, в ремонтном органе гораздо эффективнее используется КИА и ЗИП, что делает процесс ремонта выгодным с экономической точки зрения.
Однако временные и стоимостные характеристики доставки ап паратуры в ремонт могут изменить указанные соотношения и сде лать ремонт силами боевого расчета более выгодным. Вообще же фактические организационные потери времени зависят от органи зации работы в части и, следовательно, от организаторских спо собностей командного состава.
Технические описания служат основным справочным материалом при отыскании неисправностей, регулировке, контроле качества. Поэтому необходимо, чтобы в них были приведены спецификация, электрокалибровочные карты напряжений и сопротивлений, инструк ции по поиску неисправностей, порядок проверки и регулировки и необходимые сведения по ремонту. Только некоторые из техниче ских описаний отвечают всем этим требованиям. Как правило, в технических описаниях сложных систем часть этих требований не выполнена.
41
Кроме того, технические описания, составляемые заводамиизготовителями, имеют очень много недостатков в глубине и сти ле изложения, часто встречаются случаи, когда в блоки и устрой ства системы вносится ряд изменений, а технические описания оста ются прежними. Все это сильно затрудняет процесс ремонта.
Ремонт значительно ускоряется при наличии специальных руко водств по ремонту с указанием оптимальных маршрутов при поиске неисправностей, правил замены элементов, схемы расположения ЗИП, рационального расположения инструмента, организации рабочего места, порядка регулировки и проверки работоспособности и дру гих сведений.
§ 3 .3 . РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ
При теоретическом определении характеристик ремонтопригод ности следует иметь в виду, что последние в сильной степени за висят от многих факторов. Поэтому рассчитать показатели ремон топригодности можно только для вполне конкретных условий, кото рые должны быть оговорены перед началом расчета.
Следовательно, перед началом расчета необходимо знать (вы брать ):
-квалификацию специалистов, производящих ремонт;
-комплект применяемой КПА;
-комплект инструмента и приспособлений;
-состав ЗИП и его размещение;
-метод поиска неисправностей;
-организацию ремонта.
Полученные в результате расчета характеристики будут отве чать поставленным условиям. При необходимости эти условия можно изменить, выполнить новый расчет показателей.и т .д . Таким обра зом, могут быть получены расчетные зависимости основных показа телей ремонтопригодности от внешних условий.
Большие трудности при теоретическом определении ремонто пригодности создают вопросы непроизводительных потерь времени. Чтобы в некоторой степени устранить эт.и трудности,в большинст ве случаев в технических условиях на разработку задают, а при расчете ремонтопригодности определяют только технические со ставляющие средних значений времени ремонта.
Рассмотрим методы решения этой задачи.
42
С т а т и с т и ч е с к и й м е т о д . В основу этого метода положены статистические сведения о времени, необходимом для устранения неисправностей, связанных с выходом из строя ти повых элементов радиоэлектронной аппаратуры (табл.3 .5) при раз личных ее конструктивных решениях 0 ), 53].
Метод можно использовать для ориентировочного расчета сред него времени ремонта в процессе проектирования аппаратуры. Для расчета определяется общее количество типовых элементов по группам: постоянных резисторов, переменных резисторов, конден саторов малой емкости,электролитических конденсаторов,трансфор маторов, разъемов и т .п . Необходимые величины для удобства рас
четов заносятся |
в таблицу, подобную табл.3 .4 [53] . |
|
|
|
|
- Т а б л и ц а 3. 4 |
|
Элемент |
Количество |
Интенсивность |
Условная |
в системе |
отказов |
вероятность |
|
|
пс |
Л - іо 6 |
отказов |
|
|
||
Радиолампы.................. |
79 |
23,5 |
0,885 |
Транзисторы.............. |
15 |
0,6 |
0,004 |
Резисторы.................... |
180 |
0,2" |
0,016 |
Конденсаторы............. |
91 |
0,16 |
0,0068 |
Трансформаторы... |
5 |
0,86 |
0,0018 |
Переключатели........... |
12 |
0,92 |
0,0001 |
Индуктивности........... |
45 |
0,57 |
0,012 |
Реле.............................. |
17 |
2,7 |
0,021 |
Разъемы........................ |
14 |
0,85 |
0,0055 |
Диоды............................ |
10 |
10,5 |
0,048 |
Далее последовательно определяется средняя величина интен сивности отказов элементов данного типа по формуле
Ь л
s=>
где т - число групп элементов.
Используя статистические данные, приведенные в табл.3 .5 , о среднем времени ремонта 0^ при отказе элементов L-й группы,по формуле
можно определить среднее время ремонта системы
43
Т а б л и ц а 3.5
Тип элемента |
Среднее |
время устране |
|
ния отказа |
элемента, |
||
|
|
час |
|
Радиолампы.......................................................... |
0,225 |
- |
0,956 |
Транзисторы....................................................... |
0,456 |
- |
1,685 |
Резисторы............................................................ |
0,3 |
- |
1,275 |
Переменные резисторы.................................... |
0,46 |
- |
2,11 |
Конденсаторы..................................................... |
0,4 |
- |
1,70 |
Электролитические конденсаторы.............. |
0,25 |
- |
0,396 |
Катушки индуктивности.................................. |
0,5 |
- |
2,125 |
Реле...................................................................... |
0,7 |
- |
2,975 |
Разъемы................................................................ |
0,75 |
- |
3,188 |
Переключатели.................................................. |
0,25 |
- |
1,063 |
Электродвигатели............................................. |
1,25 |
- |
5,313 |
Электроизмерительные приборы.................... |
0,4 |
- |
1,7 |
Кварцы.................................................................. |
0,175 |
- |
0,744 |
Сигнальные лампы................. ........................... |
0,03 |
|
0,128 |
Предохранители................................................. |
0,025 |
- |
0,106 |
Прочие детали................................................... |
0,575 |
- |
2,414 |
Как видно из изложенного, ориентировочный расчет среднего времени ремонта весьма прост, но требует большого объема ста тистических сведений. Однако ценность этого метода снижается прежде всего тем, что он действителен только для аппаратуры,в
которой будут |
использованы те же метода конструирования, что и |
в аппаратуре, |
по которой собирались сведения о величинах ф. . |
Применение новых методов конструирования или принципиально но вых измерительных приборов в процессе эксплуатации (автоматов контроля и поиска неисправностей) приводит к тому, что ста рые статистичэсню сведения становятся совершенно непригодными.
М е т о д о ц е н к и о п е р а ц и й . В основу этого метода расчета среднего времени ремонта положено выражение,свя зывающее среднее значение случайной величины со значением ее возможных реализаций и вероятностями появления этих реализаций. Для среднего времени ремонта это выражение может быть записано в виде
N