Файл: Страхова Л.П. Организация и планирование производства по переработке пластических масс учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 210
Скачиваний: 0
же обширная номенклатура изготовляемых деталей и из делий, каждое из которых должно отвечать определен ным требованиям, ставит серьезные задачи перед орга низацией технического контроля на предприятии.
Служба технического контроля на предприятии пласт массовых изделий должна располагать хорошо оснащен ными лабораториями по анализу качества поступающе го на предприятия сырья, испытанию изделий, а также лабораториями, осуществляющими работы по подбору наиболее эффективных материалов для изготовления вновь осваиваемых изделий и разработки соответству ющей технологии производства.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ ПЛАСТМ АСС
XXIV съезд КПСС уделил большое внимание вопросу совершенствования системы управления экономикой как узловому вопросу политики партии. В 1973 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О не которых мероприятиях по дальнейшему совершенство ванию управления промышленностью». Согласно этому постановлению в 1973—1975 гг. должен быть осуществ лен переход в промышленности на двух- и трехзвенную системы управления. Предусматривается проведение мероприятий по концентрации и кооперированию произ водства и созданию крупных объединений и комбинатов.
В основе организационной системы управления со циалистическими промышленными предприятиями, как и народным хозяйством в целом, лежат ленинские прин ципы управления, вытекающие из особенностей и преи муществ социалистических производственных отношений.
В. И. Ленин придавал огромное значение управле нию производством в общегосударственном масштабе, указывал, что общественная собственность на средства, производства требует организационного и планомерного ведения хозяйства в масштабе всей страны, что «только то строительство может заслужить название социалисти ческого, которое будет производиться по крупному об щему плану, стремясь равномерно использовать эконо мические и хозяйственные ценности» ’.
1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 28, стргіЭ. |
<я*я |
|
,# «Г |
Благодаря централизации управления определяются основные направления развития и структура промыш ленности, устанавливаются государственные плановые задания применительно как к отрасли, так и к каждому промышленному предприятию, организуется контроль и учет за выполнением плана и рациональным использо ванием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
На основе принципа демократического централизма повышается роль местных органов управления, расши ряются права руководителей и коллективов предприя тий, совершенствуются методы социалистического хозяй ствования, вовлекаются в управление широкие массы трудящихся, повышается их ответственность за резуль таты производственно-хозяйственной деятельности.
Таким образом, принцип демократического центра лизма способствует сочетанию интересов общества в це лом с интересами каждого предприятия и трудящегося. Нарушение этого принципа порождает противоречия между интересами государства и интересами предприя тия или отдельного члена общества.
Для успешной деятельности предприятий необходи мо развитие и совершенствование хозрасчетных принци пов в организации всей работы промышленных пред приятий, позволяющих наилучшим образом сочетать совершенствование централизованного планирования с возрастающей ролью и оперативно-хозяйственной само стоятельностью предприятий, гармонично сочетать об щественные интересы с коллективными и личными инте ресами каждого работника в развитии производства.
Вместе с тем у промышленного предприятия в про цессе социалистического расширенного воспроизводства объективно возникают специфические интересы, которые должны гармонично сочетаться с общенародными и лич ными интересами каждого члена общества. В этих усло виях особое значение приобретает правильная организа ция экономического стимулирования предприятий и его работников, которая должна способствовать эффектив ному использованию внутренних резервов.
Для успешного претворения в жизнь социалистиче ских принципов руководства промышленным предприя тием необходимо не только правильное определение со отношения экономических и административных методов, но и правильный выбор показателей, через которые го сударство может наиболее эффективно воздействовать
па предприятие как на объект управления. При этом си стема экономических рычагов (прибыль, цена, кредит и др.), через которые государство воздействует на пред приятие, должна с наибольшей полнотой охватывать все основные стороны производственно-хозяйственной дея тельности предприятия, заинтересовать его в непрерыв ном повышении эффективности производства. Этим тре бованиям отвечает хозяйственная реформа, осуществля емая в СССР.
Важным условием эффективности управления являет ся правильная организация и планирование научно-тех нического прогресса; особенно перспективное планиро вание, осуществляемое в комплексной увязке со всеми разделами плана развития экономики. В настоящее вре мя уже невозможно ограничивать техническое совершен ствование производства рамками отдельного предприя тия. Выпуск отдельных видов изделий без учета необхо димого соотношения между структурой их производства и потребностями народного хозяйства в этих изделиях является одной из причин, порождающих количествен ные диспропорции в производстве переработки пласт масс в изделия, и в ряде случаев приводит к увеличению парка неустановленного оборудования. Эффективность управления предприятием во многом зависит от того, на сколько правильно оно реализует свои функции.
В новых условиях предприятия самостоятельно реша ют вопросы производственно-хозяйственной деятельно сти, и в частности: •* планируют объем производства, детальную номенкла туру и ассортимент продукции на основе заданий, утверждаемых предприятиям вышестоящими организа
циями; планируют и осуществляют за счет нецентрализован
ных капитальных вложений мероприятия по совершен ствованию производства, в частности, по замене устарев шего и малопроизводительного оборудования, внедре нию новых технологических процессов, методов и средств контроля, устранению «узких мест» производства и др.;
устанавливают и расширяют, где это целесообразно, хозяйственные связи с потребителями продукции и по ставщиками сырья, материалов, комплектующих изде лий, оборудования и других изделий на основе планов материально-технического снабжения;
планируют производительность труда, численность
19
работников и среднюю заработную плату, устанавлива ют наиболее рациональную структуру управления;
расходуют часть прибыли и другие средства, остав ляемые в распоряжении предприятий, на материальное поощрение работников, социально-культурные меропри ятия и жилищное строительство, на техническое совер шенствование производства;
устанавливают показатели и условия премирования на основе типовых положений.
При разработке планов предприятия должны преду сматривать, а в процессе их выполнения обеспечивать систематическое увеличение выпуска продукции, посто янное повышение технического уровня производства, улучшение качества, надежности и долговечности про дукции, снижение издержек производства, увеличение прибыли и рентабельности производства.
Промышленное предприятие регулирует в определен ных пределах производство продукции по отношению к потребностям общества. Так, предприятие обязано вно сить в соответствующие органы предложения о снятии с производства изделий, не отвечающих запросам потре бителя, а по товарам народного потребления — самосто ятельно снимать с производства устаревшую продукцию и заменять ее новой, пользующейся спросом у населе ния, на основании заказов торгующих организаций. Сверх установленного плана предприятие может изго товлять продукцию только при условии обеспечения ее сбыта.
Несмотря на то что все социалистические промыш ленные предприятия по своей социально-экономической природе однотипны и решают в основном одинаковые за дачи, в различных отраслях промышленности имеются свои особенности и специфические условия в организа ции производства и управления, в том числе и в про мышленности по переработке пластмасс в изделия.
Так, для предприятия по переработке пластмасс ха рактерным является его расчлененность в пространстве и во времени на ряд более или менее сложных процес сов: подготовку производства, основное и вспомогатель ное производства, обслуживание производства. В свою очередь каждый процесс расчленяется на операции. На пример, основной процесс включает технологические, транспортные и контрольные операции; процесс подго товки производства проходит также ряд этапов: проек-
20
тироваіше новых изделии и оснастки, осуществление расчетов, связанных с проектированием, а также нор мативных расчетов и других операций; процесс обслу живания производства распадается на ряд транспорт ных (транспортировка заготовок, сырья, инструмента, вспомогательных материалов между складами, кладо-' выми и рабочими местами), ремонтных и других опера ций.
Одной из задач предприятия по переработке пласт масс является координация во времени выполняемых в производстве операций, т. е. определение момента их на чала и продолжительности.
Структура аппарата управления предприятия пере работки пластических масс строится в соответствии с типовыми структурами, рекомендованными для предпри ятий химической промышленности с учетом особенно стей производства пластмассовых изделий. Типовые структуры аппарата управления разработаны для трех категорий предприятий. Отнесение предприятий к той или другой категории производится в соответствии с чис ленностью работающих и номенклатурой выпускаемой продукции. На рис. 1 представлена структура аппарата управления предприятием по переработке пластических масс, отнесенного к первой категории.
Руководителем предприятия является директор, ко торый несет ответственность за выполнение установлен ного для предприятия плана по количеству продукции и качественным показателям, за соблюдение финансовой дисциплины, за охрану социалистической собственности, за организацию производства.
Для обеспечения всестороннего, конкретного и опера тивного руководства предприятием директор имеет непо средственно ему подчиненный функциональный аппарат и заместителей, каждый из которых руководит опреде ленной частью вопросов и имеет в своем подчинении со ответствующие функциональные органы.
Первый заместитель директора — главный инженер. Основные области его деятельности —освоение новой и улучшение выпускаемой продукции, внедрение передо вой техники и прогрессивных технологических процес сов. В функции главного инженера входит организация ремонта оборудования, контроль работы энергетического хозяйства, обеспечение безопасности труда. В связи с этим главному инженеру непосредственно подчиняются
21
Рис. 1. Типовая структура аппарата управления крупных
службы технического обеспечения предприятия. Главный инженер наравне с директором несет ответственность за работу предприятия.
Важное место в управлении предприятием занимает
Гладкий |
Финан- |
Отдел |
|
|
■собый |
кадроб |
|
|
|
бухгалтер |
|
|
||
|
отдел |
|
|
|
Г-с духгал-і |
Отдел |
Отдел |
|
|
т.ерия I |
матери- |
техни |
|
|
|
- ально-т- |
ческого |
|
|
|
нич. снаб |
обуче |
|
|
|
жения |
ния |
|
|
|
Отдел |
Общий |
Отдел |
| |
|
сбыта |
отдел |
||
|
Юриди |
|
оборудованиям— |
|
|
ВОХР |
|
|
|
|
ческое |
Детские |
|
|
|
бюро |
|
|
|
|
|
|
учреждения |
|
Адм.-хоз отдел
предприятий химической промышленности
экономическая служба, деятельность которой направ ляется и координируется заместителем директора по экономическим вопросам (главным экономистом). Эта служба осуществляет планирование, учет и анализ про-
22
изводства, методическую работу и инструктаж работни ков всех подразделений предприятия, связанных с эко номической работой и участвующих в разработке техни ко-экономических показателей.
Заместитель директора по общим вопросам органи зует коммерческую деятельность, материально-техниче ское снабжение, сбыт готовой продукции, работу транс портного и складского хозяйства.
На предприятиях с большим объемом капитальных работ имеется заместитель директора по капитальному строительству.
На крупных предприятиях предусмотрена должность
помощника директора по кадрам и быту.
Все заместители и помощники директора, за исклю чением главного инженера, руководят лишь функцио нальными органами и некоторыми обслуживающими це хами.
Ряд отделов заводоуправления подчинен непосредст венно директору: главная бухгалтерия, отдел техниче ского контроля, производственно-диспетчерский отдел.
Изображенная на рис. 1 структура управления харак терна только для крупных предприятий и предприятий широкого профиля. На заводах среднего масштаба и уз коспециализированных предприятиях вместо планово экономического и производственно-диспетчерского отде ла целесообразно организовать единый планово-произ водственный отдел, функции финансового отдела могут быть переданы главной бухгалтерии и т. д.
Цех возглавляется начальником, который подчинен непосредственно директору. Начальник цеха отвечает за все стороны работы цеха и осуществляет функции управ ления с помощью подчиненного ему аппарата управле ния. На рис. 2 представлена структура управления ос новным цехом, выпускающим широкую номенклатуру деталей и изделий.
Во главе смен стоят начальники смен. Начальник смены организует работу коллектива смены, он являет ся ответственным административным и техническим ру ководителем цеха в период своей смены, отвечает за со стояние трудовой дисциплины в смене, выполнение смен ного задания по всем показателям, соблюдение техники безопасности и противопожарных мероприятий.
За работу отдельных участков в цехе отвечает смен ный мастер. Мастер является непосредственным оргаци-
24