Файл: Страхова Л.П. Организация и планирование производства по переработке пластических масс учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 170
Скачиваний: 0
На планово-убыточных и малорентабельных пред приятиях фонды поощрения образовывались таким об
разом:
фонд материального поощрения и фонд социально культурных мероприятий и жилищного строительства — за счет части экономии (против прошлого года) от сни жения затрат в пределах фактического снижения убыт ков (в пересчете на фактический объем реализованной продукции и услуг), а для предприятий малорентабель ных— также за счет части прироста прибыли;
фонд развития производства — за счет части аморти зационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов и выручки от реализа ции выбывшего и излишнего имущества.
Нормативы отчислений в фонды устанавливались: за каждый процент увеличения объема реализации
продукции (в сопоставимых ценах), предусмотренный в плане данного года по сравнению с предшествующим годом;
за каждый процент планового уровня общей или ус ловной рентабельности, определяемой как отношение суммы экономии от снижения себестоимости (затрат на рубль) реализуемой продукции к среднегодовой стоимо сти основных фондов и нормируемых оборотных средств.
При перевыполнении предприятием плана по реали зации продукции (или прибыли) и превышении плана по реализации продукции (или прибыли) и превышении планового уровня расчетной рентабельности в фонды по ощрения производились дополнительные отчисления от прибыли.
Сумма дополнительных отчислений от прибыли за каждый процент перевыполнения плановых, а по расчет ной рентабельности — за каждый процент превышения планового уровня, определялись по нормативам, пони женным не менее чем на 30% по сравнению с соответст вующими нормативами, предусмотренными в плане. До полнительные отчисления от прибыли за перевыполнение плановых показателей производились в пределах полу ченной сверхприбыли.
При недовыполнении плана реализации продукции (или прибыли), плана производства важнейших видов продукции, а также снижении планового уровня расчет ной рентабельности предусмотренные в финансовом пла не отчисления от прибыли в фонды поощрения уменьша
260
лись. Суммы уменьшения отчислений от прибыли в фон ды поощрения определяются за каждый процент недо выполнения плана по реализации продукции (или при были) и за каждый процент (пункт) снижения установ ленной в плане расчетной рентабельности по нормати вам, повышенным не менее чем на 30% по сравнению с соответствующими нормативами, принятыми при образо вании годовых фондов поощрения.
3. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ Ф ОНДОВ ЭКОНОМ ИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ, ПРИНЯТЫЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА НА 1971— 1975 гг.
В1971 г. в связи с выполнением решений XXIV съезда
осовершенствовании методов планирования и экономи
ческого стимулирования Госпланом СССР принят новый порядок разработки нормативов и расчета фондов на девятую пятилетку.
Основными задачами планирования фондов экономи ческого стимулирования в девятой пятилетке являются:
обеспечение роста поощрительных фондов с учетом соблюдений экономических пропорций роста заработной платы, прибыли, производительности труда и других показателей, предусмотренных пятилетним планом;
устранение в течение пятилетки необоснованных раз личий в поощрении работников отдельных отраслей про мышленности и отдельных предприятий;
увеличение доли средств, идущих на выплату премий и вознаграждений рабочим, с тем чтобы повысить их ма териальную заинтересованность в улучшении общих ито гов деятельности предприятий.
Наряду с этим поставлена задача усиления стимули рования роста объема продукции и повышения эффек тивности производства на базе его интенсификации.
Важнейшей особенностью новой методики разработ ки нормативов является введение порядка, согласно ко торому образование фондов стимулирования предприя тий и объединений осуществляется в пределах средств, исчисляемых по показателям работы министерства в целом на основе утвержденных ему нормативов.
Для обеспечения стабильности нормативов предприя тий министерствам разрешено создавать резервы по фон
дам экономического стимулирования. Резервные фонды
261
являются источником увеличения фондов поощрения предприятий, на которых повышается удельный вес но вых изделий в общем объеме реализации продукции. Часть сумм фондов министерства резервируется для но востроек, ввод в действие которых предусмотрен в 1972—
1975 гг.
Вторая особенность методики разработки нормативов отчислений от прибыли в фонды обусловлена их связью с пятилетним планом.
Существовавший ранее порядок планирования фон дов исходил из двух фондообразующих показателей: темпа роста объема реализуемой продукции и уровня расчетной рентабельности. Оба эти показателя имеют недостатки. Использование первого показателя для пред приятий с неравномерным ростом реализации продукции по годам приводило к частому пересмотру нормативов. Этот фондообразующий показатель не заинтересовывал предприятия и в освоении новой продукции, так как оно связано с временным замедлением роста производства. Все это приводило- к снижению фондов стимулирования в отдельные годы.
При определении уровня расчетной рентабельности учитывались основные фонды, с которых взималась пла та и не учитывались вновь вводимые фонды в течение срока, на которые они освобождались от платы. Это приводило к тому, что в первый период освоения новых производственных фондов расчетная рентабельность уве личивалась, так как фонды давали продукцию и прибыль, но не участвовали в исчислении общей среднегодовой стоимости производственных фондов. предприятий. По истечении срока освоения новых фондов расчетная рен табельность резко падала по сравнению с ранее дости гнутым уровнем.
Новый порядок планирования фондов экономического стимулирования предусматривает использование в каче стве фондообразующих показателей прирост объема реализуемой продукции по сравнению с 1970 г. и уро вень общей рентабельности.
Третья особенность методики планирования фондов экономического стимулирования заключается в том, что она создает заинтересованность предприятий в росте производительности труда. Это достигается двумя путя
ми: во-первых, установлением нормативов |
отчислений |
в фонды в процентах к фонду заработной |
платы базо- |
ßoro (1970) года и, во-вторых, дополнительными отчие* лениями в фонды в зависимости от превышения (сниже ния) темпов роста производительности труда над зада ниями пятилетнего плана. За каждый процент (пункт) превышения (снижения) темпов роста производительно сти труда, исчисленных нарастающим итогом к базовому году, фонд материального поощрения увеличивается (снижается) на 0,3% фонда заработной платы 1970 г.
Ранее нормативы отчислений от прибыли в фонд ма териального поощрения и в фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства устанавлива лись в процентах к фонду заработной платы персонала предприятия текущего года. Это не стимулировало пред приятия повышать производительность труда, так как при уменьшении численности работников предприятия уменьшались соответственно и фонд заработной платы и поощрительные фонды.
4. ПОРЯДОК РАСЧЕТА Ф О НД О В И РАЗРАБОТКА НОРМАТИВОВ ОТЧИСЛЕНИЙ
ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОБЪЕДИНЕНИЙ В ДЕВЯТОМ ПЯТИЛЕТИИ
Основой для разработки фондов экономического стиму лирования и нормативов для предприятий и объединений являются плановые задания, утверждаемые министер ствами.
Фонд материального поощрения. Новой методикой рекомендуются два варианта расчетов плановых разме ров фондов поощрения и нормативов на девятую пяти летку. Первый вариант установлен для предприятий (объединений), в пятилетнем плане которых предусма тривается освоение значительных новых мощностей, вво димых за счет централизованных капвложений и других условий. Второй вариант — для предприятий (объедине ний), в плане которых предусматривается' рост произ водства и повышение его эффективности за счет лучшего использования производственных фондов, трудовых и материальных ресурсов.
Согласно принятому порядку прежде всего устанав ливается фонд материального поощрения по предприя тию (объединению) на 1975 г. При этом используют таблицу, в которой устанавливается фонд материально го поощрения на 1975 г. (в процентах к фонду заработ
263
ной платы 1975 г.) в зависимости от значения отрасли и удельного веса заработной платы по должностным окладам ИТР и служащих в общем фонде заработной платы персонала предприятия.
Допустим, что определенный таким образом фонд материально го поощрения составил на 1975 г. 10,5% от фонда заработной пла ты 1975 г.
Далее*устанавливается сумма фонда материального поощрения. При условии, что фонд заработной платы персонала предприятия в 1975 г. составит 8590 тыс. руб., фонд материального поощрения бу
дет равен:
8590-0,105 = 900 тыс. руб.
Для расчета фонда материального поощрения на каждый год пятилетки производится расчет прироста фонда материального поощрения на 1 руб. прироста то варной продукции за пятилетку.
Допустим, что фонд материального |
поощрения |
в |
1970 |
г. — |
|
660 тыс. руб., что составит |
10,3% к фонду заработной |
платы всего |
|||
персонала в 1970 г. (в 410 тыс. руб.). |
г. — 24 680 |
тыс. руб., |
а в |
||
Объем товарной продукции в 1970 |
|||||
1975 г. — 43 480 тыс. руб. |
фонда материального |
поощрения |
на |
||
В этом случае прирост |
1 руб. роста товарной продукции за пятилетие составит:
900 — 660
0,0126 руб.
43 480 — 24 680
Далее производят расчет плановых сумм фонда ма териального поощрения по годам пятилетки. Годовые фонды складываются из двух величин: суммы фонда базового года и прироста фонда по годам пятилетки.
Прирост фонда рассчитывается путем умножения до ли прироста фонда материального поощрения на 1 руб. прироста товарной продукции (или прибыли) на прирост товарной продукции (прибыли) к базовому (1970) году.
Допустим, что в нашем примере выпуск товарной продукции и прирост ее по годам пятилетки составят тыс. руб.:
|
|
|
1970 г. |
1971 г. |
1972 г. |
1973 г. |
1974 г. |
1975 г. |
Объем |
товарной |
24 680 |
28 130 |
33 760 |
38 800 |
40 740 |
43 480 |
|
продукции |
. . |
. |
||||||
Прирост |
товар |
|
|
|
|
|
|
|
ной продукции |
к |
— |
3 450 |
9 080 |
14 120 |
16 060 |
18 800 |
|
базовому |
году . |
. |
В таком случае плановые фонды материального поощрения по годам пятилетки будут равны:
264
1971 г. — 660 -I-3450-0,0126 == 660 + 43,5 = 703,5 тыс. руб.;
!972 г .-660 + 9080-0,0126 = 660 + 114,4 = 774,4 тыс. руб.;
1973 г. — 660 + 14120-0,0126 = 660 + 178,2 = 838,3 тыс. руб.;
1974 г . _ 660 + 16060-0,0126 = 660 + 202,4 = 862,4 тыс. руб.;
1975 г. _ 660 + 18800-0,0126 = 660 + 238 = 898 тыс. руб.
Плановая сумма фонда материального поощрения в процентах к фонду заработной платы персонала предприятия 1970 г. составит.
1970 г, — 10,3%; |
1971 г. — 11%; |
1972 г,— 12,1%; |
1973 г,— 13,1%; |
1974 г, — 13,5%; |
1975 г.— 14%. |
При этом распределение средств на поощрение роста товарной продукции и уровня общей рентабельности производится в соотно
шении 4 : 6.
В нашем примере это распределение будет следующим:
|
|
1970 г. |
1971 г. |
1972 г. |
1973 г. |
1974 г. |
1975 г. |
За |
рост реализа |
4,1 |
4,4 |
4,8 |
5,2 |
5,4 |
5,6 |
ции продукции . . |
|||||||
За |
уровень об |
|
|
|
|
|
|
щей |
рентабельно |
6,2 |
6,6 |
7,3 |
7,9 |
8,1 |
8,4 |
сти |
...................... |
Далее производится расчет нормативов отчислений. При этом
нормативы определяются стабильными для всех лет пятилетки.
Норматив отчислений в фонд материального поощрения рассчи
тывается путем деления средств (выраженных в %), направляемых
в 1970 г. на поощрение за рост реализации продукции, на среднего довой темп роста товарной продукции и путем деления средств (вы раженных в %), направляемых на стимулирование второго показа
теля, на уровень общей рентабельности 1970 г.
В нашем примере норматив отчислений за 1% роста реализации продукции и уровня общей рентабельности составит;
4,1:12 = 0,341% от фонда заработной платы 1970 г.;
6,2:20 = 0,310% от фонда заработной платы 1970 г.
Поощрение роста производительности труда прово дится по единому нормативу для предприятий всех от раслей промышленности, установленному в размере 0.3% от фонда заработной платы 1970 г. за каждый процент превышения (снижения) темпов роста показа
теля по сравнению с заданиями пятилетнего плана.
Фонд социально-культурных мероприятий и жилищ ного строительства. Согласно новому порядку фонд со циально-культурных мероприятий и жилищного строи тельства определяется исходя из размеров фонда мате риального поощрения по плану на 1970 г. и проектируе мых темпов роста фонда материального поощрения.
265