Файл: Страхова Л.П. Организация и планирование производства по переработке пластических масс учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 170

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На планово-убыточных и малорентабельных пред­ приятиях фонды поощрения образовывались таким об­

разом:

фонд материального поощрения и фонд социально­ культурных мероприятий и жилищного строительства — за счет части экономии (против прошлого года) от сни­ жения затрат в пределах фактического снижения убыт­ ков (в пересчете на фактический объем реализованной продукции и услуг), а для предприятий малорентабель­ ных— также за счет части прироста прибыли;

фонд развития производства — за счет части аморти­ зационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов и выручки от реализа­ ции выбывшего и излишнего имущества.

Нормативы отчислений в фонды устанавливались: за каждый процент увеличения объема реализации

продукции (в сопоставимых ценах), предусмотренный в плане данного года по сравнению с предшествующим годом;

за каждый процент планового уровня общей или ус­ ловной рентабельности, определяемой как отношение суммы экономии от снижения себестоимости (затрат на рубль) реализуемой продукции к среднегодовой стоимо­ сти основных фондов и нормируемых оборотных средств.

При перевыполнении предприятием плана по реали­ зации продукции (или прибыли) и превышении плана по реализации продукции (или прибыли) и превышении планового уровня расчетной рентабельности в фонды по­ ощрения производились дополнительные отчисления от прибыли.

Сумма дополнительных отчислений от прибыли за каждый процент перевыполнения плановых, а по расчет­ ной рентабельности — за каждый процент превышения планового уровня, определялись по нормативам, пони­ женным не менее чем на 30% по сравнению с соответст­ вующими нормативами, предусмотренными в плане. До­ полнительные отчисления от прибыли за перевыполнение плановых показателей производились в пределах полу­ ченной сверхприбыли.

При недовыполнении плана реализации продукции (или прибыли), плана производства важнейших видов продукции, а также снижении планового уровня расчет­ ной рентабельности предусмотренные в финансовом пла­ не отчисления от прибыли в фонды поощрения уменьша­

260

лись. Суммы уменьшения отчислений от прибыли в фон­ ды поощрения определяются за каждый процент недо­ выполнения плана по реализации продукции (или при­ были) и за каждый процент (пункт) снижения установ­ ленной в плане расчетной рентабельности по нормати­ вам, повышенным не менее чем на 30% по сравнению с соответствующими нормативами, принятыми при образо­ вании годовых фондов поощрения.

3. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ Ф ОНДОВ ЭКОНОМ ИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ, ПРИНЯТЫЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА НА 1971— 1975 гг.

В1971 г. в связи с выполнением решений XXIV съезда

осовершенствовании методов планирования и экономи­

ческого стимулирования Госпланом СССР принят новый порядок разработки нормативов и расчета фондов на девятую пятилетку.

Основными задачами планирования фондов экономи­ ческого стимулирования в девятой пятилетке являются:

обеспечение роста поощрительных фондов с учетом соблюдений экономических пропорций роста заработной платы, прибыли, производительности труда и других показателей, предусмотренных пятилетним планом;

устранение в течение пятилетки необоснованных раз­ личий в поощрении работников отдельных отраслей про­ мышленности и отдельных предприятий;

увеличение доли средств, идущих на выплату премий и вознаграждений рабочим, с тем чтобы повысить их ма­ териальную заинтересованность в улучшении общих ито­ гов деятельности предприятий.

Наряду с этим поставлена задача усиления стимули­ рования роста объема продукции и повышения эффек­ тивности производства на базе его интенсификации.

Важнейшей особенностью новой методики разработ­ ки нормативов является введение порядка, согласно ко­ торому образование фондов стимулирования предприя­ тий и объединений осуществляется в пределах средств, исчисляемых по показателям работы министерства в целом на основе утвержденных ему нормативов.

Для обеспечения стабильности нормативов предприя­ тий министерствам разрешено создавать резервы по фон­

дам экономического стимулирования. Резервные фонды

261


являются источником увеличения фондов поощрения предприятий, на которых повышается удельный вес но­ вых изделий в общем объеме реализации продукции. Часть сумм фондов министерства резервируется для но­ востроек, ввод в действие которых предусмотрен в 1972—

1975 гг.

Вторая особенность методики разработки нормативов отчислений от прибыли в фонды обусловлена их связью с пятилетним планом.

Существовавший ранее порядок планирования фон­ дов исходил из двух фондообразующих показателей: темпа роста объема реализуемой продукции и уровня расчетной рентабельности. Оба эти показателя имеют недостатки. Использование первого показателя для пред­ приятий с неравномерным ростом реализации продукции по годам приводило к частому пересмотру нормативов. Этот фондообразующий показатель не заинтересовывал предприятия и в освоении новой продукции, так как оно связано с временным замедлением роста производства. Все это приводило- к снижению фондов стимулирования в отдельные годы.

При определении уровня расчетной рентабельности учитывались основные фонды, с которых взималась пла­ та и не учитывались вновь вводимые фонды в течение срока, на которые они освобождались от платы. Это приводило к тому, что в первый период освоения новых производственных фондов расчетная рентабельность уве­ личивалась, так как фонды давали продукцию и прибыль, но не участвовали в исчислении общей среднегодовой стоимости производственных фондов. предприятий. По истечении срока освоения новых фондов расчетная рен­ табельность резко падала по сравнению с ранее дости­ гнутым уровнем.

Новый порядок планирования фондов экономического стимулирования предусматривает использование в каче­ стве фондообразующих показателей прирост объема реализуемой продукции по сравнению с 1970 г. и уро­ вень общей рентабельности.

Третья особенность методики планирования фондов экономического стимулирования заключается в том, что она создает заинтересованность предприятий в росте производительности труда. Это достигается двумя путя­

ми: во-первых, установлением нормативов

отчислений

в фонды в процентах к фонду заработной

платы базо-

ßoro (1970) года и, во-вторых, дополнительными отчие* лениями в фонды в зависимости от превышения (сниже­ ния) темпов роста производительности труда над зада­ ниями пятилетнего плана. За каждый процент (пункт) превышения (снижения) темпов роста производительно­ сти труда, исчисленных нарастающим итогом к базовому году, фонд материального поощрения увеличивается (снижается) на 0,3% фонда заработной платы 1970 г.

Ранее нормативы отчислений от прибыли в фонд ма­ териального поощрения и в фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства устанавлива­ лись в процентах к фонду заработной платы персонала предприятия текущего года. Это не стимулировало пред­ приятия повышать производительность труда, так как при уменьшении численности работников предприятия уменьшались соответственно и фонд заработной платы и поощрительные фонды.

4. ПОРЯДОК РАСЧЕТА Ф О НД О В И РАЗРАБОТКА НОРМАТИВОВ ОТЧИСЛЕНИЙ

ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОБЪЕДИНЕНИЙ В ДЕВЯТОМ ПЯТИЛЕТИИ

Основой для разработки фондов экономического стиму­ лирования и нормативов для предприятий и объединений являются плановые задания, утверждаемые министер­ ствами.

Фонд материального поощрения. Новой методикой рекомендуются два варианта расчетов плановых разме­ ров фондов поощрения и нормативов на девятую пяти­ летку. Первый вариант установлен для предприятий (объединений), в пятилетнем плане которых предусма­ тривается освоение значительных новых мощностей, вво­ димых за счет централизованных капвложений и других условий. Второй вариант — для предприятий (объедине­ ний), в плане которых предусматривается' рост произ­ водства и повышение его эффективности за счет лучшего использования производственных фондов, трудовых и материальных ресурсов.

Согласно принятому порядку прежде всего устанав­ ливается фонд материального поощрения по предприя­ тию (объединению) на 1975 г. При этом используют таблицу, в которой устанавливается фонд материально­ го поощрения на 1975 г. (в процентах к фонду заработ­

263



ной платы 1975 г.) в зависимости от значения отрасли и удельного веса заработной платы по должностным окладам ИТР и служащих в общем фонде заработной платы персонала предприятия.

Допустим, что определенный таким образом фонд материально­ го поощрения составил на 1975 г. 10,5% от фонда заработной пла­ ты 1975 г.

Далее*устанавливается сумма фонда материального поощрения. При условии, что фонд заработной платы персонала предприятия в 1975 г. составит 8590 тыс. руб., фонд материального поощрения бу­

дет равен:

8590-0,105 = 900 тыс. руб.

Для расчета фонда материального поощрения на каждый год пятилетки производится расчет прироста фонда материального поощрения на 1 руб. прироста то­ варной продукции за пятилетку.

Допустим, что фонд материального

поощрения

в

1970

г. —

660 тыс. руб., что составит

10,3% к фонду заработной

платы всего

персонала в 1970 г. (в 410 тыс. руб.).

г. — 24 680

тыс. руб.,

а в

Объем товарной продукции в 1970

1975 г. — 43 480 тыс. руб.

фонда материального

поощрения

на

В этом случае прирост

1 руб. роста товарной продукции за пятилетие составит:

900 — 660

0,0126 руб.

43 480 — 24 680

Далее производят расчет плановых сумм фонда ма­ териального поощрения по годам пятилетки. Годовые фонды складываются из двух величин: суммы фонда базового года и прироста фонда по годам пятилетки.

Прирост фонда рассчитывается путем умножения до­ ли прироста фонда материального поощрения на 1 руб. прироста товарной продукции (или прибыли) на прирост товарной продукции (прибыли) к базовому (1970) году.

Допустим, что в нашем примере выпуск товарной продукции и прирост ее по годам пятилетки составят тыс. руб.:

 

 

 

1970 г.

1971 г.

1972 г.

1973 г.

1974 г.

1975 г.

Объем

товарной

24 680

28 130

33 760

38 800

40 740

43 480

продукции

. .

.

Прирост

товар­

 

 

 

 

 

 

ной продукции

к

3 450

9 080

14 120

16 060

18 800

базовому

году .

.

В таком случае плановые фонды материального поощрения по годам пятилетки будут равны:

264


1971 г. — 660 -I-3450-0,0126 == 660 + 43,5 = 703,5 тыс. руб.;

!972 г .-660 + 9080-0,0126 = 660 + 114,4 = 774,4 тыс. руб.;

1973 г. — 660 + 14120-0,0126 = 660 + 178,2 = 838,3 тыс. руб.;

1974 г . _ 660 + 16060-0,0126 = 660 + 202,4 = 862,4 тыс. руб.;

1975 г. _ 660 + 18800-0,0126 = 660 + 238 = 898 тыс. руб.

Плановая сумма фонда материального поощрения в процентах к фонду заработной платы персонала предприятия 1970 г. составит.

1970 г, — 10,3%;

1971 г. — 11%;

1972 г,— 12,1%;

1973 г,— 13,1%;

1974 г, — 13,5%;

1975 г.— 14%.

При этом распределение средств на поощрение роста товарной продукции и уровня общей рентабельности производится в соотно­

шении 4 : 6.

В нашем примере это распределение будет следующим:

 

 

1970 г.

1971 г.

1972 г.

1973 г.

1974 г.

1975 г.

За

рост реализа­

4,1

4,4

4,8

5,2

5,4

5,6

ции продукции . .

За

уровень об­

 

 

 

 

 

 

щей

рентабельно­

6,2

6,6

7,3

7,9

8,1

8,4

сти

......................

Далее производится расчет нормативов отчислений. При этом

нормативы определяются стабильными для всех лет пятилетки.

Норматив отчислений в фонд материального поощрения рассчи­

тывается путем деления средств (выраженных в %), направляемых

в 1970 г. на поощрение за рост реализации продукции, на среднего­ довой темп роста товарной продукции и путем деления средств (вы­ раженных в %), направляемых на стимулирование второго показа­

теля, на уровень общей рентабельности 1970 г.

В нашем примере норматив отчислений за 1% роста реализации продукции и уровня общей рентабельности составит;

4,1:12 = 0,341% от фонда заработной платы 1970 г.;

6,2:20 = 0,310% от фонда заработной платы 1970 г.

Поощрение роста производительности труда прово­ дится по единому нормативу для предприятий всех от­ раслей промышленности, установленному в размере 0.3% от фонда заработной платы 1970 г. за каждый процент превышения (снижения) темпов роста показа­

теля по сравнению с заданиями пятилетнего плана.

Фонд социально-культурных мероприятий и жилищ­ ного строительства. Согласно новому порядку фонд со­ циально-культурных мероприятий и жилищного строи­ тельства определяется исходя из размеров фонда мате­ риального поощрения по плану на 1970 г. и проектируе­ мых темпов роста фонда материального поощрения.

265