Файл: Страхова Л.П. Организация и планирование производства по переработке пластических масс учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 168
Скачиваний: 0
ленность работников и средняя заработная плата приво дятся по категориям. Все показатели планируемого года сопоставляются с отчетными данными предшествующего года, показывается рост или снижение их.
В табл. 40 приведен сводный план по труду пред приятия пластмассовых изделий. Среднесписочная чис ленность промышленно-производственного персонала увеличилась в плановом периоде на 0,7%, а объем про изводства валовой продукции — на 7,2%• Выработка на одного работника предприятия выросла на 6,5%. Сред няя заработная плата увеличилась на 3,3%.
ГЛАВА XI
ПЛАНИРОВАНИЕ ФОНДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
1. НАЗНАЧЕНИЕ Ф ОНД ОВ ЭКОНОМ ИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
Экономическая реформа, представляющая комплекс ме роприятий по совершенствованию системы хозяйствова ния, осуществляется в народном хозяйстве с 1965 г. Основные положения реформы связаны с совершенство ванием планирования и экономического стимулирования хозяйства страны. И то и другое имеет единую цель: по вышение эффективности производства.
Основным требованием, положенным в основу раз работки нового порядка экономического стимулирова ния промышленных предприятий, является правильное сочетание интересов общества, коллектива и каждого трудящегося.
Новая система экономического стимулирования осно вана на укреплении и развитии хозяйственного расчета. Она предполагает усиление роли таких показателей, как прибыль и рентабельность. Эти показатели не только характеризуют, уровень эффективности производства. Прибыль является основным источником хозрасчетных фондов предприятий и объединений, а также важнейшим источником доходов государственного бюджета. При этом основными путями увеличения прибыли на промышлен ных предприятиях являются рост производства продук ции, снижение себестоимости продукции и рост произво дительности труда.
В новых условиях предприятия формируют фонд ма териального поощрения, фонд социально-культурных ме роприятий и жилищного строительства и фонд развития производства. Плановую величину их определяют по
нормативам отчислений от прибыли, устанавливаемым министерством.
Фонды экономического стимулирования позволяют самостоятельно решать предприятиям вопросы совершен ствования производства, улучшения условий труда, ма териального поощрения работников
253
При этом размеры средств, отчисляемых в фонды, зависят от эффективности использования закрепленных за предприятием производственных фондов, увеличения объема реализуемой продукции, повышения рентабель ности производства и улучшения качества продукции.
Фонды экономического стимулирования рассчитыва ются в составе пятилетних и годовых планов.
Фонд материального поощрения создается и расхо дуется:
на премирование рабочих, служащих, руководящих, инженерно-технических и других категорий работников по премиальным системам, установленным в соответст вии с типовыми положениями, утвержденными Государ ственным комитетом Совета Министров СССР по вопро сам труда и заработной платы и ВЦСПС;
для единовременного поощрения рабочих, служащих, руководящих, инженерно-технических и других катего рий работников за общие годовые итоги работы пред приятия;
на выплату премий коллективам и отдельным работ никам — победителям во внутризаводском социалисти ческом соревновании; выполнение особо важных работ; на оказание единовременной материальной помощи
работникам предприятий.
Назначение фонда социально-культурных мероприя тий и жилищного строительства:
улучшение культурно-бытового и медицинского об служивания рабочих, инженерно-технических работни ков и служащих предприятия, приобретение медикамен тов для врачебно-санитарных учреждений предприятия, путевок в дома отдыха и санатории, строительство клу бов, детских учреждений и приобретение для них инвен таря на физкультурные мероприятия, усиление питания детям, находящимся в детских садах, яслях, пионерских лагерях, и другие культурно-бытовые нужды;
строительство, расширение и капитальный ремонт жилых домов, клубов, домов отдыха, санаториев, про филакториев, пионерских лагерей, детских садов, яслей, столовых и буфетов, спортивных сооружений и других объектов культурно-бытового назначения.
Фонд развития производства образуется для: финансирования капитальных вложений по внедрению
новой техники, механизации и автоматизации; модернизации оборудования;
254
обновления основных фондов; совершенствования организации производства и тру-
да;
прочих капитальных вложений, направленных на освоение новых видов изделий, рост производительности труда, снижение себестоимости и улучшение производ ства, а также на мероприятия по организации производ ства товаров народного потребления.
Кроме того, предприятия могут производить строи тельно-монтажные работы, связанные с заменой и уста новкой оборудования и другими мероприятиями, осу ществляемыми за счет фонда развития производства.
Фонд материального поощрения и фонд социально культурных мероприятий и жилищного строительства образуются за счет отчислений от прибыли.
Фонд развития производства образуется за счет: части амортизационных отчислений, предназначенных
для полного восстановления основных фондов; отчислений от прибыли предприятий; выручки от реализации выбывшего и излишнего иму
щества, числящегося в составе основных фондов (за вычетом расходов, связанных с их ликвидацией).
Для образования фондов поощрения устанавливают ся групповые и индивидуальные нормативы отчислений.
2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ Ф ОНД ОВ ЭКОНОМ ИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМ ИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ
В основу порядка формирования фондов экономического стимулирования при переводе предприятий на новые ус ловия были приняты следующие основные положения.
Отчисления от прибыли в планируемые фонды эко номического стимулирования предприятия производи лись по нормативам, утвержденным министерством по двум плановым показателям: приросту объема реализа ции продукции (прибыли) по сравнению с предшествую щим годом и по уровню расчетной рентабельности.
Для предприятий производства и переработки пла стических масс устанавливались как групповые (для группы предприятий), так и индивидуальные (для каж дого предприятия) нормативы.
255
Нормативы устанавливались в процентах к годовому фонду заработной платы всего персонала:
за каждый процент увеличения объема реализации продукции, предусмотренный в плане данного года, по сравнению с предыдущим годом;
за каждый процент роста прибыли, предусмотренный в плане данного года, по сравнению с предыдущим
годом; за каждый процент рентабельности, предусмотрен
ный в годовом плане.
Вкачестве исходных данных для расчета нормативов
впериод перевода предприятий на новые условия при
нимались:
общий фонд заработной платы промышленно-произ водственного персонала предприятия без премий ин женерно-технических работников и служащих;
годовой фонд должностных окладов ИТР и служа щих, рассчитанный на 12 месяцев, т. е. включая отпуск
ной период; среднегодовая стоимость основных производствен
ных фондов; предельные нормы отчислений в фонд материального
поощрения в абсолютных суммах и в процентах к фонду заработной платы всего персонала.
Расчет нормативов отчислений в фонд материально го стимулирования производился, исходя из следующих размеров отчислений:
на премирование ИТР и служащих — 30% к фонду их должностных окладов;
на премирование рабочих и единовременное возна граждение отличившихся работников — 3% к общему фонду заработной платы всех работающих;
на выплату вознаграждений по итогам работы за год — 3,3% к общему фонду заработной платы всех работающих.
На основании этих исходных данных определялся фонд материального поощрения в тыс. руб. и в процен тах к фонду заработной платы персонала работников предприятия.
Соотношение средств, принимаемых для расчета нор мативов за рост реализации продукции (прибыли) и за уровень рентабельности, устанавливался с учетом значе ния каждого из показателей для развития группы пред приятий или данного предприятия. Для предприятия с
256
ограниченными возможностями по увеличению производ ственных мощностей и улучшению их использования больший удельный вес средств фондов поощрения отно сился на показатель уровня рентабельности. В 1969 г. принято решение об ограничении распределения средств, согласно которому размеры средств, направляемых на стимулирование роста объема реализации продукции, не должны быть меньше 40% всего фонда.
Был установлен следующий порядок расчета норма тивов отчислений в фонды экономического стимулиро вания.
Пример. Допустим, что группы предприятий пластмассовых
изделий приняты следующие исходные данные:
фонд заработной платы персонала, млн. руб. |
. . 20 |
|||||
годовой |
фонд должностных окладов |
ИТР, слу |
||||
жащих, млн. |
руб. |
...................................................3 |
||||
рост объема реализации продукции к предыдуще |
||||||
му году, |
% |
..................................................... |
рентабельности, |
% . . . . |
8 |
|
уровень |
расчетной |
12 |
||||
размер премий ИТР, служащих к годовому фон |
||||||
ду их должностных окладов, % ........................... |
|
|
30 - |
|||
на премирование и на другие денежные выплаты |
||||||
работникам в % к фонду заработной платы пер |
||||||
сонала ............................................ |
|
|
......................... |
|
|
6,3 |
соотношение средств за рост реализации про |
||||||
дукции и |
за |
уровень рентабельности |
. |
ä . . . |
1:2 |
Расчет нормативов осуществлялся следующим образом:
1. Определялся исходный фонд материального поощрения, млн.
руб.:
3-0,3 = 0,9 млн. руб.
20-0,063= 1,26 млн. руб.
Ит о г о . . .2,16 млн. руб.
2. Размер фонда материального поощрения выражался в про центах к фонду заработной платы персонала предприятия:
2,16-100
“ г о — |
10-896* |
3. Размер средств фонда материального поощрения, направлен ных на стимулирование за рост реализации продукции, принимался равным одной третьей общей суммы:
10,8
3,6%.
3
4. То же, за расчетный уровень рентабельности: 10,8 — 3,6 = - 7,2%.
9 З а к а з 2532 |
257 |
5. Далее определялись нормативы отчислений в фонд материал
ного поощрения (в % к фонду заработной платы всего персонала):
за каждый процент увеличения объема реализации продукции — 3,6 : 8 = 0,45%;
за каждый процент уровня рентабельности — 7,2: 12 = 0,6%.
Фонд социально-культурных мероприятий и жилищ ного строительства рассчитывался в абсолютных суммах и в процентах к фонду заработной платы всего персона ла. Размер его принимался равным 4%, а для отраслей с преобладающей численностью женщин — 5% от обще го фонда заработной платы всех работающих.
Допустим, что для нашего предприятия величина фонда соци ально-культурных мероприятий и жилищного строительства на год перехода принята в размере 5% к фонду заработной платы персо нала.
Расчет нормативов отчислений производится следующим об
разом:
1. Определяется размер фонда социально-культурных мероприя
тий, начисляемый за рост реализации продукции, в процентах к
фонду заработной платы персонала:
-|- = 1,66%.
2.Определяется размер фонда, начисляемый на уровень расчет
ной рентабельности, в процентах к фонду заработной платы персо
нала:
5 — 1,66 = 3,34%
3. Определяются нормативы отчислений в фонд в процентах от заработной платы работников предприятия:
за каждый процент увеличения объема реализации продукции: 1,66:8 = 0,208о/о,
за каждый процент уровня расчетной рентабельности:
3,34:12 = 0,278 о/0.
Для формирования фонда развития производства устанавливались нормативы отчислений от амортизации основных фондов и нормативы отчислений от прибыли.
Нормативы отчислений от амортизации, предназна ченной для полного восстановления основных фондов, устанавливались по министерствам и ведомствам Гос планом СССР и Министерством финансов СССР. Раз мер нормативов отчислений от амортизации, предназна ченной на полное восстановление основных фондов, по Министерству химической промышленности установлен в 40%.
При установлении нормативов отчислений от прибы
258
ли исходили из размера прибыли, направляемой в стар товый период по финансовым планам предприятий:
на осуществление мероприятий по новой технике, модернизации оборудования и расширения производства (из фондов предприятий);
на погашение ссуд банков, на внедрение новой тех ники, механизацию и улучшение технологии производ ства, расширение действующих и организацию новых производств товаров народного потребления.
Установленный таким образом фонд развития про изводства выражался в процентах к среднегодовой стои мости основных производственных фондов. Затем этот размер делился в установленном для данной группы предприятий сотношении на части: отчисления за рост реализации продукции (прибыли) и отчисления за уро вень расчетной рентабельности.
Покажем на нашем примере расчет нормативов отчислений от прибыли в фонд развития производства.
Дополнительные исходные данные:
Среднегодовая стоимость основных |
производст |
венных фондов, млн. р у б ........................................ |
270 |
Средства, направляемые в фонд развития про |
|
изводства в год перевода предприятия на новые |
|
условия, млн. руб................................................ |
.... 4,0 |
Порядок расчета нормативов:
1. Фонд развития производства устанавливается в процентах к
среднегодовой стоимости основных производственных фондов:
4-100
1,481 о/,.
270
2. Определялась часть фонда, создаваемого за счет отчислений от прибыли, за рост объема реализации продукции:
1,48: 3 = 0,493%.
3. То же, за уровень расчетной рентабельности:
1,48 — 0,493 = 0,987%.
4. Устанавливались нормативы отчислений от прибыли в фонд
развития производства:
а) За каждый процент увеличения объема реализации продук
ции:
0,493 : 8 = 0,061%.
б) За каждый процент уровня расчетной рентабельности:
0,987:12 = 0,082%.
2 5 9