Файл: Страхова Л.П. Организация и планирование производства по переработке пластических масс учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 168

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ленность работников и средняя заработная плата приво­ дятся по категориям. Все показатели планируемого года сопоставляются с отчетными данными предшествующего года, показывается рост или снижение их.

В табл. 40 приведен сводный план по труду пред­ приятия пластмассовых изделий. Среднесписочная чис­ ленность промышленно-производственного персонала увеличилась в плановом периоде на 0,7%, а объем про­ изводства валовой продукции — на 7,2%• Выработка на одного работника предприятия выросла на 6,5%. Сред­ няя заработная плата увеличилась на 3,3%.

ГЛАВА XI

ПЛАНИРОВАНИЕ ФОНДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ

1. НАЗНАЧЕНИЕ Ф ОНД ОВ ЭКОНОМ ИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ

Экономическая реформа, представляющая комплекс ме­ роприятий по совершенствованию системы хозяйствова­ ния, осуществляется в народном хозяйстве с 1965 г. Основные положения реформы связаны с совершенство­ ванием планирования и экономического стимулирования хозяйства страны. И то и другое имеет единую цель: по­ вышение эффективности производства.

Основным требованием, положенным в основу раз­ работки нового порядка экономического стимулирова­ ния промышленных предприятий, является правильное сочетание интересов общества, коллектива и каждого трудящегося.

Новая система экономического стимулирования осно­ вана на укреплении и развитии хозяйственного расчета. Она предполагает усиление роли таких показателей, как прибыль и рентабельность. Эти показатели не только характеризуют, уровень эффективности производства. Прибыль является основным источником хозрасчетных фондов предприятий и объединений, а также важнейшим источником доходов государственного бюджета. При этом основными путями увеличения прибыли на промышлен­ ных предприятиях являются рост производства продук­ ции, снижение себестоимости продукции и рост произво­ дительности труда.

В новых условиях предприятия формируют фонд ма­ териального поощрения, фонд социально-культурных ме­ роприятий и жилищного строительства и фонд развития производства. Плановую величину их определяют по

нормативам отчислений от прибыли, устанавливаемым министерством.

Фонды экономического стимулирования позволяют самостоятельно решать предприятиям вопросы совершен­ ствования производства, улучшения условий труда, ма­ териального поощрения работников

253



При этом размеры средств, отчисляемых в фонды, зависят от эффективности использования закрепленных за предприятием производственных фондов, увеличения объема реализуемой продукции, повышения рентабель­ ности производства и улучшения качества продукции.

Фонды экономического стимулирования рассчитыва­ ются в составе пятилетних и годовых планов.

Фонд материального поощрения создается и расхо­ дуется:

на премирование рабочих, служащих, руководящих, инженерно-технических и других категорий работников по премиальным системам, установленным в соответст­ вии с типовыми положениями, утвержденными Государ­ ственным комитетом Совета Министров СССР по вопро­ сам труда и заработной платы и ВЦСПС;

для единовременного поощрения рабочих, служащих, руководящих, инженерно-технических и других катего­ рий работников за общие годовые итоги работы пред­ приятия;

на выплату премий коллективам и отдельным работ­ никам — победителям во внутризаводском социалисти­ ческом соревновании; выполнение особо важных работ; на оказание единовременной материальной помощи

работникам предприятий.

Назначение фонда социально-культурных мероприя­ тий и жилищного строительства:

улучшение культурно-бытового и медицинского об­ служивания рабочих, инженерно-технических работни­ ков и служащих предприятия, приобретение медикамен­ тов для врачебно-санитарных учреждений предприятия, путевок в дома отдыха и санатории, строительство клу­ бов, детских учреждений и приобретение для них инвен­ таря на физкультурные мероприятия, усиление питания детям, находящимся в детских садах, яслях, пионерских лагерях, и другие культурно-бытовые нужды;

строительство, расширение и капитальный ремонт жилых домов, клубов, домов отдыха, санаториев, про­ филакториев, пионерских лагерей, детских садов, яслей, столовых и буфетов, спортивных сооружений и других объектов культурно-бытового назначения.

Фонд развития производства образуется для: финансирования капитальных вложений по внедрению

новой техники, механизации и автоматизации; модернизации оборудования;

254

обновления основных фондов; совершенствования организации производства и тру-

да;

прочих капитальных вложений, направленных на освоение новых видов изделий, рост производительности труда, снижение себестоимости и улучшение производ­ ства, а также на мероприятия по организации производ­ ства товаров народного потребления.

Кроме того, предприятия могут производить строи­ тельно-монтажные работы, связанные с заменой и уста­ новкой оборудования и другими мероприятиями, осу­ ществляемыми за счет фонда развития производства.

Фонд материального поощрения и фонд социально­ культурных мероприятий и жилищного строительства образуются за счет отчислений от прибыли.

Фонд развития производства образуется за счет: части амортизационных отчислений, предназначенных

для полного восстановления основных фондов; отчислений от прибыли предприятий; выручки от реализации выбывшего и излишнего иму­

щества, числящегося в составе основных фондов (за вычетом расходов, связанных с их ликвидацией).

Для образования фондов поощрения устанавливают­ ся групповые и индивидуальные нормативы отчислений.

2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ Ф ОНД ОВ ЭКОНОМ ИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМ ИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ

В основу порядка формирования фондов экономического стимулирования при переводе предприятий на новые ус­ ловия были приняты следующие основные положения.

Отчисления от прибыли в планируемые фонды эко­ номического стимулирования предприятия производи­ лись по нормативам, утвержденным министерством по двум плановым показателям: приросту объема реализа­ ции продукции (прибыли) по сравнению с предшествую­ щим годом и по уровню расчетной рентабельности.

Для предприятий производства и переработки пла­ стических масс устанавливались как групповые (для группы предприятий), так и индивидуальные (для каж­ дого предприятия) нормативы.

255


Нормативы устанавливались в процентах к годовому фонду заработной платы всего персонала:

за каждый процент увеличения объема реализации продукции, предусмотренный в плане данного года, по сравнению с предыдущим годом;

за каждый процент роста прибыли, предусмотренный в плане данного года, по сравнению с предыдущим

годом; за каждый процент рентабельности, предусмотрен­

ный в годовом плане.

Вкачестве исходных данных для расчета нормативов

впериод перевода предприятий на новые условия при­

нимались:

общий фонд заработной платы промышленно-произ­ водственного персонала предприятия без премий ин­ женерно-технических работников и служащих;

годовой фонд должностных окладов ИТР и служа­ щих, рассчитанный на 12 месяцев, т. е. включая отпуск­

ной период; среднегодовая стоимость основных производствен­

ных фондов; предельные нормы отчислений в фонд материального

поощрения в абсолютных суммах и в процентах к фонду заработной платы всего персонала.

Расчет нормативов отчислений в фонд материально­ го стимулирования производился, исходя из следующих размеров отчислений:

на премирование ИТР и служащих — 30% к фонду их должностных окладов;

на премирование рабочих и единовременное возна­ граждение отличившихся работников — 3% к общему фонду заработной платы всех работающих;

на выплату вознаграждений по итогам работы за год — 3,3% к общему фонду заработной платы всех работающих.

На основании этих исходных данных определялся фонд материального поощрения в тыс. руб. и в процен­ тах к фонду заработной платы персонала работников предприятия.

Соотношение средств, принимаемых для расчета нор­ мативов за рост реализации продукции (прибыли) и за уровень рентабельности, устанавливался с учетом значе­ ния каждого из показателей для развития группы пред­ приятий или данного предприятия. Для предприятия с

256

ограниченными возможностями по увеличению производ­ ственных мощностей и улучшению их использования больший удельный вес средств фондов поощрения отно­ сился на показатель уровня рентабельности. В 1969 г. принято решение об ограничении распределения средств, согласно которому размеры средств, направляемых на стимулирование роста объема реализации продукции, не должны быть меньше 40% всего фонда.

Был установлен следующий порядок расчета норма­ тивов отчислений в фонды экономического стимулиро­ вания.

Пример. Допустим, что группы предприятий пластмассовых

изделий приняты следующие исходные данные:

фонд заработной платы персонала, млн. руб.

. . 20

годовой

фонд должностных окладов

ИТР, слу­

жащих, млн.

руб.

...................................................3

рост объема реализации продукции к предыдуще­

му году,

%

.....................................................

рентабельности,

% . . . .

8

уровень

расчетной

12

размер премий ИТР, служащих к годовому фон­

ду их должностных окладов, % ...........................

 

 

30 -

на премирование и на другие денежные выплаты

работникам в % к фонду заработной платы пер­

сонала ............................................

 

 

.........................

 

 

6,3

соотношение средств за рост реализации про­

дукции и

за

уровень рентабельности

.

ä . . .

1:2

Расчет нормативов осуществлялся следующим образом:

1. Определялся исходный фонд материального поощрения, млн.

руб.:

3-0,3 = 0,9 млн. руб.

20-0,063= 1,26 млн. руб.

Ит о г о . . .2,16 млн. руб.

2. Размер фонда материального поощрения выражался в про­ центах к фонду заработной платы персонала предприятия:

2,16-100

“ г о —

10-896*

3. Размер средств фонда материального поощрения, направлен­ ных на стимулирование за рост реализации продукции, принимался равным одной третьей общей суммы:

10,8

3,6%.

3

4. То же, за расчетный уровень рентабельности: 10,8 — 3,6 = - 7,2%.

9 З а к а з 2532

257


5. Далее определялись нормативы отчислений в фонд материал

ного поощрения (в % к фонду заработной платы всего персонала):

за каждый процент увеличения объема реализации продукции — 3,6 : 8 = 0,45%;

за каждый процент уровня рентабельности — 7,2: 12 = 0,6%.

Фонд социально-культурных мероприятий и жилищ­ ного строительства рассчитывался в абсолютных суммах и в процентах к фонду заработной платы всего персона­ ла. Размер его принимался равным 4%, а для отраслей с преобладающей численностью женщин — 5% от обще­ го фонда заработной платы всех работающих.

Допустим, что для нашего предприятия величина фонда соци­ ально-культурных мероприятий и жилищного строительства на год перехода принята в размере 5% к фонду заработной платы персо­ нала.

Расчет нормативов отчислений производится следующим об­

разом:

1. Определяется размер фонда социально-культурных мероприя­

тий, начисляемый за рост реализации продукции, в процентах к

фонду заработной платы персонала:

-|- = 1,66%.

2.Определяется размер фонда, начисляемый на уровень расчет­

ной рентабельности, в процентах к фонду заработной платы персо­

нала:

5 — 1,66 = 3,34%

3. Определяются нормативы отчислений в фонд в процентах от заработной платы работников предприятия:

за каждый процент увеличения объема реализации продукции: 1,66:8 = 0,208о/о,

за каждый процент уровня расчетной рентабельности:

3,34:12 = 0,278 о/0.

Для формирования фонда развития производства устанавливались нормативы отчислений от амортизации основных фондов и нормативы отчислений от прибыли.

Нормативы отчислений от амортизации, предназна­ ченной для полного восстановления основных фондов, устанавливались по министерствам и ведомствам Гос­ планом СССР и Министерством финансов СССР. Раз­ мер нормативов отчислений от амортизации, предназна­ ченной на полное восстановление основных фондов, по Министерству химической промышленности установлен в 40%.

При установлении нормативов отчислений от прибы­

258

ли исходили из размера прибыли, направляемой в стар­ товый период по финансовым планам предприятий:

на осуществление мероприятий по новой технике, модернизации оборудования и расширения производства (из фондов предприятий);

на погашение ссуд банков, на внедрение новой тех­ ники, механизацию и улучшение технологии производ­ ства, расширение действующих и организацию новых производств товаров народного потребления.

Установленный таким образом фонд развития про­ изводства выражался в процентах к среднегодовой стои­ мости основных производственных фондов. Затем этот размер делился в установленном для данной группы предприятий сотношении на части: отчисления за рост реализации продукции (прибыли) и отчисления за уро­ вень расчетной рентабельности.

Покажем на нашем примере расчет нормативов отчислений от прибыли в фонд развития производства.

Дополнительные исходные данные:

Среднегодовая стоимость основных

производст­

венных фондов, млн. р у б ........................................

270

Средства, направляемые в фонд развития про­

изводства в год перевода предприятия на новые

условия, млн. руб................................................

.... 4,0

Порядок расчета нормативов:

1. Фонд развития производства устанавливается в процентах к

среднегодовой стоимости основных производственных фондов:

4-100

1,481 о/,.

270

2. Определялась часть фонда, создаваемого за счет отчислений от прибыли, за рост объема реализации продукции:

1,48: 3 = 0,493%.

3. То же, за уровень расчетной рентабельности:

1,48 — 0,493 = 0,987%.

4. Устанавливались нормативы отчислений от прибыли в фонд

развития производства:

а) За каждый процент увеличения объема реализации продук­

ции:

0,493 : 8 = 0,061%.

б) За каждый процент уровня расчетной рентабельности:

0,987:12 = 0,082%.

2 5 9