Файл: Севбо П.И. Комплексная механизация и автоматизация сварочного производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 191
Скачиваний: 3
возможность передвигать его с одной позиции на другую и этим со кратить общецеховые транспортно-подъемные операции на потоке.
Преимущество цепного кантователя по сравнению с центровым заключается в простоте и быстроте укладки изделия в кантова тель, так как не требуется закрепление его в центрах или на план
шайбах, а также в его многоопорности, исключающей возможность значительного прогиба свариваемой балки. В центровых кантова телях балка при большой ее длине и малой жесткости (опертая только по концам) значительно прогибается от собственного веса, что недопустимо при сварке ее продольных швов.
Недостаток цепных кантователей заключается в сравнительной неточности положения оси кантуемой балки и возможности ее сме щения или перекоса при каждом повороте. Кроме того, поворот балки в цепном кантователе не может происходить так плавно, как в центровом кантователе. Поэтому их не следует применять в массовом и крупносерийном производстве однотипных балок, например в вагоностроении, где более целесообразны специализи
2 0 0
рованные кантователи с точной осью поворота, в частности центро вые. Центровые кантователи удобны для автоматической сварки про дольных швов, осуществляемой движением сварочной тележки вдоль кантователя. Цепные кантователи можно рекомендовать для
применения главным образом в индивидуальном и мелкосерийном производстве длинных балок разнообразной номенклатуры.
Кольцевые кантователи. Для сборки и сварки громоздких кон струкций типа станин, объемных пространственных рам, дизельных блоков, овальных цистерн и других целесообразно применять коль цевые кантователи, которые одновременно являются и сборочными кондукторами. Такого типа кантователи-кондукторы обычно спе циализируются для какого-либо одного изделия в серийном произ водстве. Кантователь (рис. 39) обычно состоит из двух опорных
201
колец 3,соединенных между собою станиной сборочного кондуктора 1. Кольца опираются на роликоопоры 4 и снабжены цевочными или зубчатыми венцами 2, с которыми сцепляются ведущие шестерни 5, насаженные на общий приводной вал 6. Этот вал приводится во вра щение электроприводом кранового типа 7.
Иногда кольца делают разъемными с целью укладки сваривае мого изделия или его деталей в раскрытый кантователь.
Так как кольцевые кантователи-кондукторы, как правило, яв ляются специализированным оборудованием, то они не унифициро ваны и не выпускаются серийно в централизованном порядке. По этому их приходится проектировать и изготавливать в индивидуаль ном порядке, используя лишь нормализованные узлы привода и отдельные унифицированные сборочные устройства. Кольцевой кан тователь, изображенный на рис. 39, специализирован для сборки и сварки блоков тепловозных дизелей.
Кантователи с механизированными кондукторами, благодаря сво им расширенным функциям (сборка плюс сварка), обеспечивают бо лее высокий уровень комплексной механизации производства У2 по сравнению с обычными центровыми кантователями или позиционе рами, которые служат только для кантовки. Еще выше значения У2 имеют механизированные кантователи, выполняющие не только кантовочные и сборочные операции, но и сварочные операции движения изделия относительно электрода. Эти устройства имеют более вы сокий коэффициент т, чем и объясняется их высокий уровень ком плексной механизации.
Примером таких комбинированных устройств может служить кондуктор-кантователь, установленный на самоходной сварочной тележке и имеющий привод для вращения изделия не только с уста новочной, но и сварочной скоростью для сварки круговых швов.
Подобные агрегаты с расширенными функциями обычно входят
всостав комплексной автосварочной установки или сборочно-сва рочной машины.
Описанные выше кантователи в большинстве своем являются универсальными, типовыми. В отличие от них имеется обширный класс специализированных кантователей. Обычно они применяются
всерийном и массовом производстве. Такие кантователи не вклю чены в типаж и поэтому проектируются и изготавливаются в инди
видуальном порядке.
В качестве примера специализированного кантователя может служить рычажный кантователь с пневмоприводом для поворота двутавровых балок рамы вагона (рис. 40). Балка лежит плашмя в горизонтальном положении /. После наложения швов с одной сто роны балку надо повернуть на 180° в положение III, для сварки швов с обратной стороны. Поворот осуществляется рычагами 2,
2 0 2
приводимыми в движение поршнем пневмоцилиндра 1. При ходе поршня вверх рычаги поднимаются и, поворачиваясь вокруг не подвижного шарнира 3, захватывают балку и поднимают ее в поло жение II. После этого сжатый воздух выпускается из цилиндра и балка под действием собственного веса плавно опускается в
положение III. При опускании она поддерживается левым рычагом 2. Плавность опускания регулируется степенью открытия выпускно го воздушного крана; при этом нижняя полость цилиндра служит воздушным демпфером.
Этот кантователь входит в комплект специализированной авто сварочной установки для вагоностроительного завода.
203
РОЛИКОВЫ Е СТЕНДЫ
Для кантовки и вращения цилиндрических и конических изделий во время сборки и сварки широко применяются роликовые стенды, монтируемые из типовых роликоопор — приводных (ведущих) и хо лостых. Расположение роликоопор в зависимости от назначения
ипотребностей завода может быть самым разнообразным. Типичные схемы роликовых стендов представлены на рис. 41.
Сх е м а I. Стенд имеет два ряда роликов: один ведущий, а дру гой холостой. Ведущие ролики насажены на общий приводной вал
иснабжены резиновыми грузошинами для увеличения силы сцеп ления с вращаемым изделием (котлом, барабаном и др.).
Если центр тяжести изделия не совпадает с его продольной осью, т. е. с осью вращения, то сцепное усилие на ведущих роликах может оказаться недостаточным для вращения изделия, вследствие чего возможно буксование роликов. Поэтому для изделий с эксцент рично расположенными весами следует применять роликовые стен ды, показанные на схеме II.
С х е м а II. Все ролики стенда приводные, ведущие и снаб жены резиновыми грузошинами. Сцепное окружное усилие этого стенда вдвое больше, чем у стенда, изображенного на схеме I, но он сложнее; поэтому необходимость его применения в каждом отдель ном случае надо обосновать расчетом на буксование.
При значительной эксцентричности веса может оказаться, что сцепное усилие стенда будет недостаточно, даже если смонтировать роликоопоры по схеме II. В таком случае приходится балансиро вать изделие (хотя бы частично), либо устраивать сверху нажимные ролики для увеличения давления на ведущие ролики, либо, нако нец, вовсе отказаться от применения роликового стенда, заменив его другим вращателем с жестким захватом.
Для вращения конических барабанов или ступенчатых цилинд рических, набранных из обечаек разного диаметра, роликовые стен ды, выполненные по схемам I и II непригодны, так как они имеют одинаковую окружную скорость на всех ведущих роликах, между тем как окружная скорость барабана разная на разных диаметрах.
Для таких барабанов и изделий (конических или ступенчатых) следует применять роликовые стенды, монтируемые п о с х е м е І І І . Они имеют только два ведущих ролика, расположенных в одной по перечной плоскости. Остальные ролики — холостые.
Для сварки конических или ступенчатых барабанов одного типо размера стенды можно монтировать и по схемам I и II, но при этом ведущие ролики стенда должны иметь разный диаметр. Подбор этих диаметров производится из условия равенства окружных скорос тей ролика и барабана.
204
СхемаI |
Схема I |
|
Типовые |
ролнкоопоры |
роликовых |
стендов |
Таблица 22 |
|
|
||||
|
Модели роликоопор |
|
Радиальная |
Минимальный |
|
|
|
перекидной |
Диаметр ро |
||
приводной |
холостой |
нагрузка па |
диаметр из |
лика, М М |
|
холостой |
опору, Т |
делия, м |
|
||
РП-0,25 |
РХ-0,25 |
РХП-0,25 |
0,25 |
0,3 |
410 |
РП-0,5 |
РХ-0,5 |
РХП-0,5 |
0,5 |
||
РП-1 |
РХ-1 |
РХП-1 |
1,0 |
0,5 |
410 |
РП-2 |
РХ-2 |
РХП-2 |
2,0 |
0,8 |
522 |
РП-4 |
РХ-4 |
РХП-4 |
4,0 |
||
РП-8 |
РХ-8 |
РХП-8 |
8,0 |
0,8 |
522 |
РП-16 |
РХ-16 |
РХП-16 |
16,0 |
|
|
Стенды для конических барабанов должны снабжаться торцо вым упорным роликом 4, предохраняющим барабан от осевого сдви
га при вращении. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Типовые роликовые стенды, выполненные по схемам I, |
II |
и III, |
|||||||||
монтируются |
из унифицированных роликоопор, |
приводных |
и хо |
||||||||
|
|
|
|
|
лостых, |
выпускаемых |
в |
||||
|
|
|
Т а б л и ц а 23 |
централизованном порядке. |
|||||||
Типовые приводы роликовых стендов |
Типаж этих |
роликоопор |
|||||||||
|
Наибольшаясум марнаянагрузка стендна, Т |
|
Маршеваяско ,ростьMf M U H |
|
(табл. 22) предусматривает |
||||||
|
|
|
делах от 0,25 до 16 Г на ро |
||||||||
|
|
Диапазон |
|
Регулиро |
семь моделей для |
каждого |
|||||
Модель |
|
скоростей |
|
вание ра |
типа |
роликоопор. |
Модели |
||||
привода |
|
сварки, |
|
бочей ско |
отличаются |
между |
собой |
||||
|
|
м/мин |
|
рости |
грузоподъемностью |
в пре |
|||||
|
|
|
|
|
ликоопору. |
|
|
|
|
||
Пр-1 |
1,0 |
|
|
|
Рекомендуемый |
|
типаж |
||||
Пр-2 |
2,0 |
0,17-г—1,70 іб |
Плавное |
приводов |
роликовых |
стен |
|||||
Пр-4 |
4,0 |
|
12 |
» |
дов, |
представленный |
в |
||||
Пр-8 |
8,0 |
|
— |
» |
табл. |
23, |
предусматривает |
||||
Пр-16 |
16,0 |
|
— |
Х> |
|||||||
Пр-32 |
32 |
|
— |
|
восемь моделей для стендов, |
||||||
Пр-63 |
63 |
|
6 |
|
имеющих грузоподъемность |
||||||
Пр-125 |
125 |
|
— |
» |
от 1 до 125 Т (вес сваривае |
||||||
|
|
|
|
|
мого на стенде изделия). |
|
|||||
Различают три основных типа роликоопор: |
|
|
|
|
|
|
|||||
1. Приводные роликоопоры, которые могут выпускаться в двух |
|||||||||||
исполнениях: |
с выпущенными наружу |
хвостовиками |
вала |
и муф |
тами для соединения с главным приводным валом и соседними роли коопорами (рис. 42); со встроенным червячным редуктором (рис. 43) и валом, имеющим хвостовики для соединения с главным привод ным валом и соседними роликами.
206
2.Нормальные холостые роликоопоры на подшипниках каче ния, аналогичные роликоопорам, изображенным на рис. 42.
3.Перекидные холостые роликоопоры (рис. 44), позволяющие быстро изменять расстояние между рядами роликов, т. е. путем
Рис. 42. Приводная роликоопора нормальная:
/ — стойка с подшипниками; 2 — приводной вал; 3 — вал ролнкоопоры; 4 — резиновая грузошнна; 5 корпус ролика.
перекидки роликов перестраивать стенд на другой диапазон диа метров свариваемых изделий, как это предусмотрено на роликовом стенде Т-30 (рис. 45).
Рис. 43. Приводная роликоопора со встроенным червячным редуктором:
/ — корпус; 2 — вал; 3 — резиновая грузошнна; 4 — ролик; 5 — червяк.
Все ролики, как правило, снабжаются резиновыми грузошинами. В приводных роликах это необходимо для увеличения силы сцеп ления с вращаемым барабаном. Кроме того, резиновые грузошины
207
обеспечивают более плавное вращение барабана, особенно в момент перехода через ролики продольных швов барабана или выступаю щих кромок листов. Это обстоятельство обусловливает целесооб разность установки резиновых грузошин и на холостых роликоопорах, тем более, что при этом удовлетворяется и требование унификации холостых и приводных роликов.
Рис. 44. Холостая перекидная ролнкоопора:
/ — основание; 2 — ось ролика; 3 — резиновая грузошнна; 4 — ролик; 5— ось шарнира; 6 — фиксатор.
Из этих же соображений унификации ось холостой роликоопоры делается вращающейся, а не неподвижной, так как в приводных роликоопорах (соединенных общим валом) другая система невоз можна.
Типичным представителем стационарных роликовых стендов, смонтированных по наиболее распространенной схеме I, может слу жить стенд Т-30 (рис. 45), широко применяемый в промышленности при изготовлении барабанов и котлов, сваренных из отдельных ко ротких обечаек например на заводах котлостроения, химической аппаратуры, резервуаров различной емкости и др.
Стенд смонтирован из стандартных узлов, серийно изготавли ваемых в централизованном порядке за исключением фундаментной рамы, которую обычно изготавливает завод-потребитель в зависи мости от размеров и веса изделий. Таким образом, размеры А и L (рис. 45), как и количество роликоопор, не регламентируются.
Изображенный на рис. 45 стенд рассчитан на сварку изделий диаметром от 300 до 4000 мм. Такой широкий диапазон диаметров достигается благодаря наличию перекидных роликоопор. Грузо подъемность стенда Т-30 при десяти роликоопорах равна 10 Т.
208