Файл: Севбо П.И. Комплексная механизация и автоматизация сварочного производства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 190

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рельсам, с неповоротной колонной ПК-1 и ГТ-2 с поворотной ко­ лонной того же типа; портальные тележки ПТ-1 и ПТ-2 с колонна­ ми типа ПК-3.

Велосипедные

тележки

типа ВТ.

В е л о с и п е д н а я

т е ­

л е ж к а ВТ-1

(рис. 51)

состоит из

двух однорельсовых

шасси:

нижнего с двумя ходовыми бегунками и приводом 7 на один из них и верхнего с двумя опорными холостыми роликами 1, движущи­ мися по верхнему направляющему монорельсу (швеллеру) и удер­ живающими тележку от опрокидывания. Оба шасси жестко соеди­ нены между собой типовой колонной ПК-1 и образуют велоси­ педную тележку. По колонне 5 может передвигаться каретка 4 с выдвижной горизонтальной штангой 3, на конце которой закреп­ ляется сварочная головка типа АБ или ей подобная. На вер­ шине колонны закреплен подъемный механизм 2. Ход перемещения головки по вертикали равен 2000 мм и по горизонтали (передви­ жением штанги) — 900 мм. Высота уровня сварки от пола (при го­ ловке АБ) может изменяться от 800 до 2800 мм. Скорость подъема и опускания каретки со штангой — 2 м/мин. Скорость горизонталь­ ного перемещения штанги — 1 м/мин. Рабочая — сварочная — ско­ рость тележки может регулироваться бесступенчато в пределах

0,3—1,3 м/мин. В приводе тележки предусмотрено переключение на маршевую скорость 13 мімин.

В е л о с и п е д н а я т е л е ж к а ВТ-2 отличается от тележ­ ки ВТ-1 лишь тем, что вместо колонны ПК-1 на ней установлена колонна ПК-2. Отличие между ними заключается в том, что взамен выдвижной консоли с ее приводом к каретке прикрепляется кон­ сольная балка с рельсовым путем для самоходного сварочного ав­ томата типа АБС или ему подобного. Это позволяет производить сварку не только продольных швов неограниченной длины (дви­ жением тележки по рельсам), но и поперечных — протяжен­ ностью до 1,6 ж (движением сварочного автомата по консоли). Свар­ ка может производиться на уровнях 800—2400 мм от уровня пола.

Примером рационального использования велосипедной тележки ВТ-2 может служить автосварочная установка, изображенная на рис. 58, схема II.

В е л о с и п е д н а я т е л е ж к а ВТ-3 (рис. 52) построена также по принципу соединения двух однорельсовых шасси (нижнего приводного и верхнего холостого) какой-либо из типовых ко­ лонн ПК- В данном случае в велосипедной тележке ВТ-3 это соеди­ нение произведено колонной ПК-3 с балконом.

Эта велотележка позволяет производить сварку круговых швов диаметром от 1,5 до 4,0 м и продольных швов длиной до 2,5 м (в пре­ делах фасадной длины балкона). Велотележка не имеет рабочих

218


(сварочных) скоростей движения, а только маршевую 10 м/мин. Это позволяет передвигать ее от одной обечайки к другой для свар­ ки продольных швов. Так как обечайки котлов и цилиндрических сосудов редко бывают длиной больше 2,5 м (по ширине листовой стали), то такая система велотележки (без рабочих скоростей) впол­ не приемлема для большинства заводов котлостроения и нефте­

аппаратуры.

Отсутствие рабочих (сварочных) скоростей в тяжелых крупно­ габаритных тележках обусловлено еще и тем, что медленное движе­ ние тяжелых масс часто приобретает пульсирующий характер, совершенно неприемлемый для автоматической сварки. В целях борьбы с этим явлением приходится применять специальные устройства в приводе движения и ходовом механизме, усложняющие всю конструкцию. В частности, для устранения таких пульсаций при движении громоздкой тележки или при вращении на ролико­ вом стенде тяжелого котла приходится устанавливать паразитные фрикционные тормоза, гасящие эти пульсации. В приводе свароч­ ного движения на последних кинематических звеньях с этой же целью, т. е. для плавности хода, ставят малоэффективные червяч­ ные передачи с низким к. п. д. вместо цилиндрических зубчатых

передач и т. д.

На подобные пульсации накладываются иногда и колебания конца консольной балки или балкона во время движения тележки по рельсам, что также отрицательно влияет на качество сварных швов. Поэтому не рекомендуется осуществлять сварочное движение с помощью громоздких и тяжелых тележек, особенно когда их кон­ струкция недостаточно жесткая. Гораздо более плавное движение осуществляется самоходом сварочного аппарата типа АБС и др. Поэтому велотележка ВТ-3 снабжена приводом только маршевого хода. Сварка продольных швов производится самоходным аппара­ том АБС или сварочным трактором в пределах фасадной длины бал­ кона (до 2,5 м). Тем не менее в конструкции нижнего шасси тележ­ ки ВТ-3 предусмотрена возможность установки привода Р-994 (ИЭС) со сварочными скоростями взамен обычного, но эту возможность следует реализовать лишь при крайней необходимости.

Типичный образец рационального использования балконной

велотележки

ВТ-3 в автосварочных

установках представлен на

рис. 58, схема

IV.

ВТ-4 отличается от ВТ-3

В е л о с и п е д н а я т е л е ж к а

тем, что в ней вместо балкона к подъемной каретке прикреплена горизонтальная консольная балка с рельсовым путем для само­ ходного сварочного аппарата АБС, что позволяет сваривать по­ перечные прямолинейные швы протяженностью до 2,7 мм. В этой тележке в качестве несущей конструкции применена типовая ко­

2 2 0


лонна ПК-4 со всеми ее узлами, кроме поворотного основания. Велотележка ВТ-4 может быть изготовлена в двух исполнениях:

сприводом, обеспечивающим только маршевую скорость 10 м!мин\

сприводом, обеспечивающим рабочую и маршевую скорости.

Рабочая скорость сварки при втором исполнении может регули­ роваться бесступенчато в пределах 0,3—1,3 м/мин.

Сварка круговых швов цилиндрических изделий может произво­ диться в диапазоне диаметров 1,5—4,0 м. Уровень сварки может изменяться в пределах от 1,6 до 4,3 м от пола.

Существенное преимущество велосипедных тележек перед гла­ гольными и портальными заключается в минимальной занимаемой площади цеха, так как для велосипедных тележек требуется лишь один наземный рельс. Вторым их достоинством является удобство и надежность токоподвода к тележке, который легко можно осуще­ ствить в виде гирлянды проводов, подвешенной к кошкам воздуш­ ного монорельса. Этот монорельс (легкий двутавр) обычно закреп­ ляется рядом с верхним монорельсом тележки на тех же колоннах или на стене цеха.

Недостатком велосипедных тележек является необходимость располагать автосварочную установку у стены или колонн цеха, к которым можно было бы прикрепить верхний монорельс для те­ лежки. Это обстоятельство несколько ограничивает возможности оптимальной планировки цеха. Кроме того, благодаря жесткой связи верхнего монорельса с подкрановыми колоннами цеха, вело­ сипедные тележки склонны к упругим колебаниям консоли, а сле­ довательно, и сварочной головки при прохождении над ними мо­ стового крана. При большом вылете консоли такая «тектоническая» чувствительность велосипедных тележек к работе цеховых мостовых кранов в некоторых случаях может отрицательно влиять на каче­ ство и форму сварных швов.

Глагольные тележки. Название этих тележек — «глаголь­ ная» — объясняется их внешним сходством с буквой Г («глаголь»).

Глагольная тележка типа ГТ (рис. 53) представляет собой само­ ходную трехколесную платформу 3, на которой смонтирована ка­ кая-либо из типовых колонн ПК в поворотном или неповоротном исполнении. Наличие трех колес вместо обычных четырех обеспе­ чивает тележке устойчивое положение на рельсах.

Назначение глагольных тележек такое же, как и велосипедных: сварка круговых и прямолинейных швов в том же диапазоне диа­ метров и длин. Их отличие от велосипедных заключается лишь в том, что тележка передвигается по наземной двухрельсовой колее и не нуждается в верхнем монорельсе. Отсутствие верхних опорных роликов и верхнего рельса исключает вибрацию, которая может передаваться на тележку от цеховых кранов.

221


В зависимости от типа колонны различают четыре модели гла­ гольных тележек: ГТ-І, ГТ-2, ГТ-3 и ГТ-4, на которых установлены типовые колонны соответственно ПК-1, ПК-2, ПК-3 и ПК-4. Следо­ вательно, тележки ГТ скомпонованы из унифицированных узлов так же, как и велосипедные ВТ, которые имеют аналогичную индек­ сацию и так же собраны из шасси и типовых колонн. Кроме того,

 

 

в целях

унификации в те­

 

 

лежках

ГТ

использованы

 

 

типовые

приводы передви­

 

 

жения и узлы ходовой час­

 

 

ти,

применяемые в соответ­

 

 

ствующих велосипедных те­

 

 

лежках ВТ.

 

 

 

 

 

 

Эти

унифицированные

 

 

приводы

рабочего

 

движе­

 

 

ния применяются

также в

 

 

роликовых стендах; разни­

 

 

ца лишь в том, что

вместо

 

 

вращения ведущего бегунка

 

 

тележки

они

приводят во

 

 

вращение ведущий

ролик

 

 

того же диаметра,

обеспе­

 

 

чивая таким образом тот же

 

 

диапазон

скоростей.

 

 

 

Глагольные

тележки

 

 

ГТ-1 и ГТ-2 (рис. 53) могут

 

 

передвигаться как с рабо­

 

 

чей скоростью, так и с мар­

Глагольная тележка ГТ-1:

 

шевой. Рабочая (сварочная)

 

скорость

может

 

плавно

1 — колонна; 2 — каретка; 3 — трехколесная са­

регулироваться в пределах

моходная тележка.

 

скорость — 13 мімин. Типичный

 

0,3— 1,3

мімин. Маршевая

образец

использования

глаголь­

ных тележек ГТ-1 в сварочных установках

представлен на рис. 58,

схема III.

 

 

 

 

 

 

 

Тележки ГТ-3 и ГТ-4, снабженные подъемным балконом для свар­ щика и сварочной аппаратуры, могут передвигаться только с мар­ шевой скоростью, так как при их громоздкости трудно обеспечить плавность их медленного рабочего движения во время сварки.

В остальном эксплуатационно-техническая характеристика гла­ гольных тележек ГТ такая же, как и велосипедных ВТ.

Портальные тележки типа ПТ. Применяются в автосварочных установках -универсального типа для сварки крупногабаритных изделий диаметром до 4—6 м. Их назначение аналогично назначе-

2 2 2


ниіо велосипедных и глагольных тележек типа ВТ-3 и ВТ-4, ГТ-3 и ГТ-4. Несущая конструкция тележек ПТ в отличие от велосипед­

3100(Ходбалкона)

ных и глагольных представляет собой бесконсольную систему с жест­ ким порталом, менее склонную к вибрациям, чем тележки ВТ и ГТ с консольными балконами. Передвижение портала происходит по

223

двум направляющим рельсам,

расположенным на уровне пола по

обе стороны обслуживаемого сварочного стенда.

Т и п о в а я т е л е ж к а

ПТ-1 (рис. 54) смонтирована из двух

однорельсовых шасси 6 с установленными на них колоннами 1 и 5. Обе колонны соединены между собой вверху жесткой траверсной балкой 3, образуя таким образом передвижной портал. По обеим колоннам портала, как по вертикальным направляющим, могут синхронно перемещаться каретки 2, несущие на себе рабочий бал­ кон тележки 4 со сварочной аппаратурой. В качестве сварочных аппаратов на портальных тележках применяются сварочные трак­ торы типа ТС или сварочные автоматы типа АБС и их более позд­ ние модели. В случае применения автоматов типа АБС на балконе необходимо закрепить специальный рельсовый путь, как на тележ­ ке ВТ-3.

Т е х н и ч е с к а я х а р а к т е р и с т и к а т е л е ж к и ПТ-1

Диаметр свариваемых изделий, м .................................

1,2—4,0

Скорость передвижения портала, м / м и н .....................

6

Скорость подъема и опускания балкона, м/мин . . .

1,6

Вертикальный ход балкона, м .........................................

3,0

Ширина рельсовой колеи портала и его пролет, м . .

5,0

Габаритная длина тележки, м .........................................

4,1

Высота, м ..............................................................................

7,75

Вес всей портальной тележки, т .....................................

13,5

П о р т а л ь н а я т е л е ж к а ПТ-2 предназначена для свар­ ки круговых и прямолинейных швов в изделиях особо крупного габарита. В связи с этим в этой тележке не применены колонны и каретки унифицированного типа. Однако узлы ходовой части и при­ водов перемещения портала и балкона использованы те же, что и в тележке ПТ-1.

Т е х н и ч е с к а я х а р а к т е р и с т и к а т е л е ж к и ПТ-2

Диаметр свариваемых изделий, м .................................

1,0—6,0

Скорость передвижения портала, м / м и н .....................

6

Скорость подъема попускания балкона,м/мин . . .

1,6

Вертикальный ход балкона, м .........................................

4,85

Ширина рельсовойколеи (пролет портала), м . . .

7,5

Габаритные размеры, м:

8,6

ширина ..........................................................................

д л и н а ..............................................................................

6,1

высота ..........................................................................

8,4

Общий вес, т ......................................................................

20,6

Сравнивая портальные тележки с велосипедными и глагольны­ ми такого же калибра, можно отметить следующие их преимущества и недостатки. Преимущество портальных тележек заключается, во-первых, в их большей жесткости и в связи с этим отсутствии виб­ раций при прохождении мостовых кранов, а, во-вторых, в меньшей

224