Файл: Севбо П.И. Комплексная механизация и автоматизация сварочного производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 3
автоматизированные), связанные между собой общей системой управ ления и блокировки, и транспортирующие изделия от одного рабо чего места к другому либо непосредственно, либо через накопите ли и питатели; распределительный конвейер, осуществляющий по дачу изделий, заготовок и деталей к рабочим местам через каждый ритм; рабочий конвейер (линейный, круговой или роторный), на котором непосредственно выполняются производственные опера ции и который одновременно служит средством поддержания на ли нии заданного ритма.
3. В массовом производстве весьма эффективны: автоматически поточные линии, рекомендуемые для выполнения большого ком плекса операций; автоматизированные агрегаты-комбайны (для ог раниченного комплекса операций); единичные машины-автоматы для выполнения небольшого комплекса операций (например, сборки и сварки малогабаритных изделий, состоящих из двух деталей и имею щих всего лишь один шов).
Особенно эффективно применение автоматизированных машинкомбайнов, в которых выполнение нескольких разнородных опера ций совмещено во времени и пространстве и, следовательно, пре вращено в одну комплексную операцию, например, в операцию «вальцовка — сборка — сварка», осуществляемую в производстве сварных труб, профильных балок, кузовов шахтных вагонеток, ото пительных радиаторов и др.
Синхронность работы отдельных элементов автоматической ли нии обеспечивается системой межоперационного транспорта, свя зывающего между собой входящие в линию автоматы. В зависи мости от системы транспортной связи следует различать:
1) линии, сблокированные из автоматов в единый агрегат. Связь между автоматами жесткая и поэтому отказ в работе какого-либо элемента линии влечет за собой ее остановку на все время устране ния неполадки. Такие линии-агрегаты рекомендуется применять для производства сравнительно простых массовых изделий, напри мер, сварных труб, цепей и пр.;
2) линии, расчлененные на отдельные автоматы, имеющие гиб кую связь между собой в виде буферных накопителей межопера ционных заделов, обеспечивающих бесперебойность работы линии во время устранения повреждения отказавшего элемента или во время его замены. Такая система межоперационной связи рекомен дуется для многооперационной и многоэлементной автоматической линии, вероятность неполадок в которой сравнительно велика (благодаря большому количеству взаимосвязанных элементов). Эти линии по сравнению с линиями, имеющими жесткую связь, несом ненно сложнее по конструкции и дороже по первоначальным затра там, так как, кроме транспортных устройств, они должны иметь си
22
стему накопителей и питателей у каждого автомата, входящего в состав линии;
3) линии с комбинированной связью, т. е. расчлененные на отдельные участки (секции или группы) жестко сблокированных между собой автоматов. Связь между автоматами данного участка же сткая, а между участками — гибкая, при помощи накопителей, обес печивающих бесперебойность работы линии, либо значительное со кращение ее простоев при отказе в работе какого-либо ее элемента. Эти линии рекомендуется применять для производства сложных изделий.
§ 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И АНАЛИЗ УРОВНЯ
КОМПЛЕКСНОЙ МЕХАНИЗАЦИИ
И АВТОМАТИЗАЦИИ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
С точки зрения функционального назначения механизации и сте пени его выполнения главным показателем, характеризующим ее в количественном и качественном аспектах, является так называе мый уровень механизации и автоматизации производственного про цесса.
Так как мы рассматриваем механизацию вдвух аспектах — коли чественном и качественном, то уровень механизации и автоматиза ции сварочного производства следует определять двумя показате лями: количественным У* и качественным У2 [33, 34]. Первый из них Ух характеризует степень охвата механизацией данного про изводственного процесса:
У і ~ ТмП + Тр 100
где Тм— трудоемкость работ, выполняемых механизированным способом; Тр — то же, ручным способом; П — коэффициент по вышения производительности труда на данном оборудовании, опре деляемый как отношение трудоемкостей изготовления деталей или трудоемкостей данной производственной операции до и после ее механизации.
Коэффициент П показывает во сколько раз производительность механизированной сварки (или сборки) выше ручной. Следователь но, он является показателем (индексом) роста производительности труда, вызванного механизацией и автоматизацией.
Если производительность механизированного труда повышается только за счет сокращения времени рабочего цикла машины, то коэффициент производительности Я можно определить как соотно шение между базовым временем рабочего цикла t0 и рассматривае-
23
мым ta:
(2)
Вформуле (1) и последующих коэффициент производительности
Песть в то же время коэффициент приведения трудоемкости меха
низированного способа производства к трудоемкости исходного,
•базового способа; в частности, для сварочных и сборочных работ — это коэффициент приведения механизированной сварки или сборки к ручной.
Суммарная трудоемкость работ на данном рабочем месте, трудо емкость изготовления данной детали или выполнения данной произ водственной операции Т0 = Тк -f Тр. Трудоемкость, приведен ная к базовому варианту, например, к ручной сварке или сбор ке, определяется по формуле Гопрнв = ТЫП + Тр.
При наличии нескольких разнородных машин в комплексном ■производственном потоке формула (1) приобретает следующий вид:
У і = 2 (ТиП + Тр) |
(3) |
Показатель Ух с достаточной точностью определяет долю м е х а н и з и р о в а н н ы х р а б о т е данном сварочном производстве, ■однако он недостаточно характеризует качественную сторону меха низации, ее техническое совершенство. Так, например, при увели чении производительности машин и, следовательно, при техниче ском совершенствовании их показатель уровня механизации Ух, вычисленный по формуле (1), остается неизменным.
Таким образом, показатель У1 в этом случае не реагирует на из менение главнейшего, принципиально важного фактора механиза ции — повышения производительности машин и труда. Поэтому
•он не может служить критерием качественной оценки уровня ком плексной механизации. Он дает лишь количественную характери стику: степень оснащения производства машинами, количественный -охват механизацией, иногда машиновооруженность рабочих.
Критерием к а ч е с т в е н н о й оценки |
уровня |
механизации |
должен служить показатель У2, определяющий д о л ю |
ж и в о г о |
|
т р у д а , з а м е н е н н о г о м а ш и н н о й |
р а б о т о й в дан |
ном производственном процессе, т. е. долю трудоемкости ручных работ, сэкономленных вследствие их механизации или автоматиза ции. Так как механизация по своей сущности и по общепринятой терминологии — это процесс замены рабочих машинами, то степень этой замены, т. е. мера вытеснения живого труда машиной, и долж на служить вторым и наиболее важным показателем уровня механи зации. Показатель У2 всегда реагирует на повышение производи-
24
тельности машин и труда; его можно определить из выражения
<4 >
Для к о м п л е к с н о г о производственного процесса, выпол няемого с помощью многих разнородных машин, выражение (4) при обретает следующий вид:
(5>
Этот же показатель может быть выражен формулой
У« = Е (т -т г )іо о %, |
(6> |
где т — коэффициент, оценивающий долю участия данного рабоче го места или данной операции в рассматриваемом производствен ном комплексе (потоке).
Коэффициент т равен отношению приведенной трудоемкости ра бот, выполняемых на данном рабочем месте, к общей'приведеннои трудоемкости всего комплекса (потока), включая и все ручные опе рации:
ТМП 4- Тр |
(7) |
2(7„Я + Гр) |
Подставив это выражение в формулу (6), после соответствующих преобразований получим формулу (5).
Результаты расчетов по формулам (5) и (6) будут идентичны, так. как каждая из них определяет удельный объем затрат труда, за мененного машинной работой.
Во всех приведенных формулах значения трудоемкостей Ти и Тр, можно заменить соответствующими числами, характеризующих количество рабочих, занятых в производстве Ры и Рр или иными величинами, пропорциональными трудоемкости. Результаты при этом не изменятся, если расчет вести по фактическим трудозатра там, а не по нормочасам.
Если известен численный состав занятых в производстве рабочих,, то уровень к о м п л е к с н о й механизации и автоматизации сва рочного производства может быть определен следующими выраже ниями:
£ (РЫП) |
100% 5 |
(8) |
2 (Р МП + Р р) |
||
У * 2(Р МЯ + Рр) |
100% ’ |
|
где Рыи Рр — соответственно численность рабочих, занятых меха низированным и ручным трудом.
25
Связь между показателями уровня комплексной механизации <Уа
иимеет весьма простой вид:
Уа _ |
/7ср — ' |
(10) |
|
У, |
Яср |
||
|
Средний коэффициент повышения производительности предусмо тренных в проекте механизированных способов работ по сравнению с ручным (или базовым) их выполнением
2 (ТЫП) |
2 (Рм Я) |
|
2 (Гн) |
2 (Р„) |
( И ) |
|
При определении трудоемкостей Гм и Тр необходимо учитывать, что трудоемкость механизированных работ Тм, выполняемых с по мощью машины, а следовательно, и рабочее время людей /ц, заня тых на этой машине (время станочников), как правило, состоит из двух компонентов: машинного времени th,аш, например, времени горения сварочной дуги, т. е. собственно времени сварки, и вспо могательного времени tB, например, времени вспомогательных ра бот автосварщика — закорачивания электрода, засыпки флюса, установки сварочной головки на начало шва и т. д. Соотношение между ними называется коэффициентом машинного времени и ха
рактеризует степень использования машины: К = І'!аш ■Для сва- ‘ц
рочного оборудования на машиностроительных предприятиях этот коэффициент в среднем равен 0,5.
Основой для определения величин Тми Ры является п о л н о е
в р е м я р а б о ч е г о ц и к л а |
машины, равное сумме машин |
ного времени и вспомогательного: |
ta = /маш -f- tB. |
Машинное время tKаш зависит только от параметров машины и режима ее работы, например, от скорости сварки. Вспомогательное время tBмало зависит от скоростного режима машины и в большин стве случаев затрачивается на ручные операции управления и уста новки. Тем не менее, когда речь идет об определении трудоемкости механизированных работ Тыи соответственно численности рабочих Ры, то учитывается полное время рабочего цикла машины неза висимо от того, как выполнялись оператором или автосварщиком вспомогательные сварочные операции — вручную или с помощью специальных механизированных устройств. Практически почти не возможно и во всяком случае нецелесообразно учитывать труд авто сварщика или станочника отдельно по машинному времени и по вспомогательному, так как трудоемкость механизированной опера ции определяется общей затратой труда оператора (автосварщика или станочника).
Что касается трудоемкости работ Тр, выполняемых ручным спо собом, и соответствующей численности занятых рабочих Рр, то
26
здесь речь идет главным образом о тех работах, которые произво дятся вне машин и без помощи машин, например, о ручных подсоб ных и транспортных работах, о ручной сборке деталей под сварку и т. д. Типичным примером может служить процесс сварки какойлибо конструкции, часть швов которой выполняется с помощью машин, и трудоемкость их сварки вместе со вспомогательными*
Таблица 6
Примерный расчет коэффициента производительности и уровня механизации трубосварочного участка при разных машинных скоростях сварки
|
Время рабочего цикла маши |
Коэффициент производитель Лности |
||
Машин |
|
ны, мин |
'ц |
|
ная ско |
|
*в |
||
рость |
машинное |
вспо |
полное |
|
сварки, и, |
мога |
|
||
MfMUH |
*маш |
тельное |
|
|
|
|
|
||
0,29 |
42 |
3 |
45 |
1.0 |
0,5 |
24 |
3 |
27 |
1,7 |
1,0 |
12 |
3 |
15 |
3,0 |
2,0 |
6 |
3 |
9 |
5,0 |
3,0 |
4 |
3 |
7 |
6,4 |
4,0 |
3 |
3 |
6 |
7,5 |
Число рабочих |
Уровень механизации, |
||
на участке |
|
% |
|
Ли |
РР |
Уі |
У> |
90 |
10 |
90 |
0 |
54 |
10 |
90 |
36 |
30 |
10 |
90 |
60 |
18 |
10 |
90 |
72 |
14 |
10 |
90 |
76 |
12 |
10 |
90 |
78 |
П р и м е ч а н и я ; 1. Рабочий цикл трубосварочной машины равен циклу изготовления стандартной трубы длиной 12 м.
2.Машинное время цикла / мащ — — мин.
3.Коэффициент производительности определялся для каждой скорости сварки как соот
ношение между начальным (базовым) временем рабочего цикла (45 мин) и рассматриваемым
для данной скорости; П =
*ц ‘
сварочными операциями равна Ты, а часть швов сваривается вруч ную (трудоемкость Тр).
Таким образом, следует четко различать ручные, немеханизиро ванные работы Тр от ручных вспомогательных операций на машинах, которые, хотя и производятся вручную, но включаются в объем механизированных работ с трудоемкостью Тм.
Ниже приведен пример расчета уровня механизации трубосва рочного производства. Расчет произведен при различной произво дительности трубосварочных станов и скоростях сварки.
На производственном участке установлено несколько одинаковых станов, работающих параллельно. Трубосварочные станы периоди чески совершенствовались, и их производительность повышалась путем увеличения скорости сварки от ѵ = 0,3 м/мин, равной скорос
ти |
ручной |
сварки, до ѵ = |
4 м/мин и более. При этом вспомогатель |
ное |
время |
ів на каждый |
цикл машины оставалось неизменным. |
27