Файл: Севбо П.И. Комплексная механизация и автоматизация сварочного производства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9. У с т р а н е н и е п р о с т о е в р а б о ч и х . t Механизи­ рованные поточные линии, на которых тщательно выравнена дли­ тельность операций на всех позициях, как правило, обладают высоким коэффициентом загрузки установленного на них оборудо­ вания. Однако это вовсе не означает, что обслуживающие их рабо­ чие загружены с таким же высоким коэффициентом использования рабочего времени. Напротив, на хорошо механизированных и авто­ матизированных линиях простои рабочих могут оказаться весьма существенными, так как значительную часть операционного цикла машина может работать без людей. В результате, несмотря на вы­ сокий уровень механизации и автоматизации, такая линия мо­ жет оказаться неэкономичной из-за значительных простоев рабочих.

Для устранения этого недостатка весьма эффективен метод совмещения профессий и многостаночного обслуживания, приво­ дящий к уплотнению рабочего дня и к сокращению числа рабочих на линии. Эти мероприятия проектируются и осуществляются на основе составления графиков загрузки рабочих на поточной линии. Таким образом, при проектировании линии, кроме циклограммы ее рабо­ ты, необходимо также составлять график загрузки рабочих по по­ зициям.

В рассматриваемых случаях при конструировании линий и со­ ставляющих ее агрегатов необходимо заранее предусматривать воз­ можность и удобство многостаночного обслуживания путем уста­ новки объединенных пультов управления смежными агрегатами, сокращения переходов от позиции к позиции, автоблокировки со­

седних машин и т. д.

 

 

10. У м е н ь ш е н и е

ч и с л а п е р е б а з и р о в о к

и пе-

р е з а к р е п л е н и й

и з д е л и я . Технологический

процесс

изготовления сварных изделий на механизированных и автомати­ ческих линиях должен проектироваться таким, чтобы обеспечива­ лось минимально возможное число перебазировок и перезакреплений. Во многих случаях это позволяет существенно сократить длительность цикла, длину всей линии и число вспомогательных ■механизмов, особенно различных специальных манипуляторов, авто­ операторов, кантователей, перекладывателей, зажимных, крепежных

ицентрирующих устройств.

Внаибольшей степени это требование удовлетворяется при сов­ мещении транспортных и технологических движений, а также любых операций, например, при сварке труб, панельных радиа­ торов и пр., где сварка совмещена с транспортным движением из­ делия.

Одним из средств уменьшения числа перезакреплений изделия является система маршрутных приспособлений-спутников, сопро­ вождающих изделие в течение всего времени его движения по линии.

354


Спутники снабжаются соответствующими крепежными и центри­ рующими устройствами, кантователями, а иногда и сборочными приспособлениями. Существенным недостатком поточных линий, использующих приспособления-спутники, является необходимость возврата спутников в исходное положение и в связи с этим наличие специального транспортера или другого устройства для их возвра­ та, что усложняет всю транспортную систему линии. В общем слу­ чае такая] система имеет транспортер прямого перемещения, транс­ портер возвратного перемещения и два связывающих их транспорт­ ных устройства, которые передают объект перемещения — спутник с прямого транспортера на возвратный. Транспортеры прямого пе­ ремещения приспособлений-спутников, несущих на себе сваривае­ мое изделие, чаще всего выполняются шаговыми. Транспортеры же возвратных перемещений и пересаживающие устройства могут быть различного типа.

В отечественной практике проектирования автоматических ли­ ний применяют следующие системы обратного транспортирования спутников (к началу линии).

1.Транспортер возврата спутников располагается внутри ли­ нии, под транспортером их прямого — рабочего перемещения. Та­ кая компоновка линии имеет ряд преимуществ: сравнительно про­ ста общая схема транспортеров линии, не занимается дополнитель­ ная площадь цеха, удобен доступ к рабочему транспортеру с обеих сторон. Недостатком такой линии является необходимость в глубо­ ком котловане, если линия предназначена для изготовления крупно­ габаритных изделий и оснащена громоздкими приспособлениямиспутниками. Поэтому подобные системы рекомендуется применять лишь для малогабаритных изделий.

2.Транспортер возврата спутников расположен в одной гори­ зонтальной плоскости параллельно с рабочим транспортером, об­ разуя таким образом замкнутый транспортный прямоугольник. Такие компоновки линий не требуют заглубления ниже уровня пола

иудобны для монтажа и ремонта оборудования. Существенным их недостатком является увеличенная площадь под линию и затрудни­ тельный подход к тем механизмам линии, которые расположены внутри прямоугольной трассы транспортирования изделий и спут­ ников.

3.Транспортер возврата спутников расположен в одной верти­ кальной плоскости с основным транспортером, но не под рабочими зонами, а над ними. Этот вариант лишен недостатков первых двух, но, как и первый, нецелесообразен для линий производства гро­ моздких сварных изделий.

4.Транспортная трасса линии выполнена в виде замкнутого контура — прямоугольника, окружности и пр. Причем технологи­

12*

355


ческие агрегаты и необходимые вспомогательные позиции распо­ ложены по всему периметру этого замкнутого контура, за исключе­ нием позиции загрузки и разгрузки, так что линии этого типа на­ поминают роторные. Достоинством подобных компоновок является отсутствие специальных транспортеров возврата или холостых вет­ вей конвейера и в связи с этим сравнительно малая длина линии и небольшая занимаемая ею площадь, недостатком — затрудненный подход к рабочим зонам линии.

В сборочно-сварочных линиях для изготовления громоздких конструкций нередко применяются спутники в виде конвейерных тележек, оснащенных кондукторами-кантователями, реже — в виде съемных приспособлений, возвращаемых с помощью специального транспорта.

11. Т р а н с п о р т . Одним из важнейших элементов’поточной линии, в значительной мере определяющим ее компоновку, ритмич­ ность действия и производительность, является транспортная си­ стема линии.

В общем случае транспортная система механизированной или автоматической линии состоит из загружающих, транспортирующих и разгружающих устройств. Кроме того, в транспортную систему линии часто включаются зажимные, фиксирующие и центрирующие устройства для установки свариваемых изделий, а иногда и кантовочные. В расчлененных линиях в эту же систему входят межучаст­ ковые буферные склады-накопители, а в разветвленных — меха­ нические распределители для параллельных ветвей и устройства для поперечного-траверсного перемещения изделий в местах раз­ ветвления и слияния потока.

Ниже приведена общая классификация транспортных устройств механизированных и автоматических линий, применяемых в свароч­ ном производстве.

По компоновке и расположению транспортной трассы относи­ тельно рабочей зоны следует различать следующие типы транспорт­ ных устройств:

1.Сквозной транспорт, при котором трасса транспортирования изделий проходит сквозь рабочую зону линии и рабочие операции производятся непосредственно на транспортном устройстве. Нахо­ дит наибольшее распространение в сварочном производстве.

2.Линейный транспорт, трасса которого проходит вне рабочей зоны, в частности параллельно ей. В этом случае, как правило, требуются передаточные механизмы для передачи изделий с тран­ спортера на рабочую позицию линии и обратно (в сварочном произ­ водстве применяется редко).

3.Линейный транспорт, трасса которого разветвлена на парал­ лельные ветви (см. стр. 360).

356



4. Линейный транспорт, трасса которого расчленена на после­ довательно расположенные участки (см. стр. 382).

По геометрическим параметрам транспортной трассы:

1.Прямолинейный продольный транспорт.

2.Продольно-поперечный, ступенчатый транспорт, например, для разветвленных и сливающихся потоков.

3.Круговой транспорт, например, в виде многоместных враща­ ющихся столов, планшайб, карусельных устройств и пр.

По характеру поточного движения:

1.Транспортная система с непрерывным движением изделий, иногда совмещенным с технологическим, например, со сварочным движением при дуговой или роликовой сварке труб. Применяется главным образом для синхронизированных потоков.

2.Система с прерывистым, циклическим движением изделия для подачи их на шаг поточной линии с позиции на позицию. Наи­ более часто применяется в линиях сварочного производства.

3.Смешанная система, применяемая, например, в расчленен­ ных и разветвленных потоках.

По характеру межоперационных (межагрегатных) связей:

1.Транспортная система с жесткой связью, применяемая, как правило, для строго синхронизированных потоков, не имеющих межоперационных буферных накопителей (см. стр. 394).

2.Транспортная система с гибкой связью между отдельными агрегатами или участками линии, разделенными между собой бу­ ферными складами-накопителями (см. стр. 382).

По конструктивным признакам:

1.Шаговый транспортер циклического действия: штанговый транспортер возвратно-поступательного действия с захватными собачками (привод такого транспортера может быть гидравличе­ ским, пневматическим, электромеханическим или электромагнит­ ным); цепной транспортер с захватами на цепи; поворотно-рычаж­ ные устройства, подающие изделие на шаг поточной линии (с пози­ ции на позицию) и одновременно (во многих случаях) кантующие его на 180° или 90°.

2.Конвейерная линейная система в виде бесконечного транс­ портера непрерывного или циклического действия: в виде цепно­ пластинчатого транспортера, в том числе с тележками-«спутни- ками» или с захватами; рольганга (приводного или гравитацион­

ного); лоткового транспортера (самотечного или приводного) и др.

3.Круговой конвейер в виде многоместной планшайбы или вращающейся «звезды» непрерывного или циклического дей­ ствия.

4.Транспортная система «поезда» с центральной тягой (троссовой или цепной), осуществляемой при помощи приводного механиз­

357