Файл: Севбо П.И. Комплексная механизация и автоматизация сварочного производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 3
9. У с т р а н е н и е п р о с т о е в р а б о ч и х . t Механизи рованные поточные линии, на которых тщательно выравнена дли тельность операций на всех позициях, как правило, обладают высоким коэффициентом загрузки установленного на них оборудо вания. Однако это вовсе не означает, что обслуживающие их рабо чие загружены с таким же высоким коэффициентом использования рабочего времени. Напротив, на хорошо механизированных и авто матизированных линиях простои рабочих могут оказаться весьма существенными, так как значительную часть операционного цикла машина может работать без людей. В результате, несмотря на вы сокий уровень механизации и автоматизации, такая линия мо жет оказаться неэкономичной из-за значительных простоев рабочих.
Для устранения этого недостатка весьма эффективен метод совмещения профессий и многостаночного обслуживания, приво дящий к уплотнению рабочего дня и к сокращению числа рабочих на линии. Эти мероприятия проектируются и осуществляются на основе составления графиков загрузки рабочих на поточной линии. Таким образом, при проектировании линии, кроме циклограммы ее рабо ты, необходимо также составлять график загрузки рабочих по по зициям.
В рассматриваемых случаях при конструировании линий и со ставляющих ее агрегатов необходимо заранее предусматривать воз можность и удобство многостаночного обслуживания путем уста новки объединенных пультов управления смежными агрегатами, сокращения переходов от позиции к позиции, автоблокировки со
седних машин и т. д. |
|
|
10. У м е н ь ш е н и е |
ч и с л а п е р е б а з и р о в о к |
и пе- |
р е з а к р е п л е н и й |
и з д е л и я . Технологический |
процесс |
изготовления сварных изделий на механизированных и автомати ческих линиях должен проектироваться таким, чтобы обеспечива лось минимально возможное число перебазировок и перезакреплений. Во многих случаях это позволяет существенно сократить длительность цикла, длину всей линии и число вспомогательных ■механизмов, особенно различных специальных манипуляторов, авто операторов, кантователей, перекладывателей, зажимных, крепежных
ицентрирующих устройств.
Внаибольшей степени это требование удовлетворяется при сов мещении транспортных и технологических движений, а также любых операций, например, при сварке труб, панельных радиа торов и пр., где сварка совмещена с транспортным движением из делия.
Одним из средств уменьшения числа перезакреплений изделия является система маршрутных приспособлений-спутников, сопро вождающих изделие в течение всего времени его движения по линии.
354
Спутники снабжаются соответствующими крепежными и центри рующими устройствами, кантователями, а иногда и сборочными приспособлениями. Существенным недостатком поточных линий, использующих приспособления-спутники, является необходимость возврата спутников в исходное положение и в связи с этим наличие специального транспортера или другого устройства для их возвра та, что усложняет всю транспортную систему линии. В общем слу чае такая] система имеет транспортер прямого перемещения, транс портер возвратного перемещения и два связывающих их транспорт ных устройства, которые передают объект перемещения — спутник с прямого транспортера на возвратный. Транспортеры прямого пе ремещения приспособлений-спутников, несущих на себе сваривае мое изделие, чаще всего выполняются шаговыми. Транспортеры же возвратных перемещений и пересаживающие устройства могут быть различного типа.
В отечественной практике проектирования автоматических ли ний применяют следующие системы обратного транспортирования спутников (к началу линии).
1.Транспортер возврата спутников располагается внутри ли нии, под транспортером их прямого — рабочего перемещения. Та кая компоновка линии имеет ряд преимуществ: сравнительно про ста общая схема транспортеров линии, не занимается дополнитель ная площадь цеха, удобен доступ к рабочему транспортеру с обеих сторон. Недостатком такой линии является необходимость в глубо ком котловане, если линия предназначена для изготовления крупно габаритных изделий и оснащена громоздкими приспособлениямиспутниками. Поэтому подобные системы рекомендуется применять лишь для малогабаритных изделий.
2.Транспортер возврата спутников расположен в одной гори зонтальной плоскости параллельно с рабочим транспортером, об разуя таким образом замкнутый транспортный прямоугольник. Такие компоновки линий не требуют заглубления ниже уровня пола
иудобны для монтажа и ремонта оборудования. Существенным их недостатком является увеличенная площадь под линию и затрудни тельный подход к тем механизмам линии, которые расположены внутри прямоугольной трассы транспортирования изделий и спут ников.
3.Транспортер возврата спутников расположен в одной верти кальной плоскости с основным транспортером, но не под рабочими зонами, а над ними. Этот вариант лишен недостатков первых двух, но, как и первый, нецелесообразен для линий производства гро моздких сварных изделий.
4.Транспортная трасса линии выполнена в виде замкнутого контура — прямоугольника, окружности и пр. Причем технологи
12* |
355 |
ческие агрегаты и необходимые вспомогательные позиции распо ложены по всему периметру этого замкнутого контура, за исключе нием позиции загрузки и разгрузки, так что линии этого типа на поминают роторные. Достоинством подобных компоновок является отсутствие специальных транспортеров возврата или холостых вет вей конвейера и в связи с этим сравнительно малая длина линии и небольшая занимаемая ею площадь, недостатком — затрудненный подход к рабочим зонам линии.
В сборочно-сварочных линиях для изготовления громоздких конструкций нередко применяются спутники в виде конвейерных тележек, оснащенных кондукторами-кантователями, реже — в виде съемных приспособлений, возвращаемых с помощью специального транспорта.
11. Т р а н с п о р т . Одним из важнейших элементов’поточной линии, в значительной мере определяющим ее компоновку, ритмич ность действия и производительность, является транспортная си стема линии.
В общем случае транспортная система механизированной или автоматической линии состоит из загружающих, транспортирующих и разгружающих устройств. Кроме того, в транспортную систему линии часто включаются зажимные, фиксирующие и центрирующие устройства для установки свариваемых изделий, а иногда и кантовочные. В расчлененных линиях в эту же систему входят межучаст ковые буферные склады-накопители, а в разветвленных — меха нические распределители для параллельных ветвей и устройства для поперечного-траверсного перемещения изделий в местах раз ветвления и слияния потока.
Ниже приведена общая классификация транспортных устройств механизированных и автоматических линий, применяемых в свароч ном производстве.
По компоновке и расположению транспортной трассы относи тельно рабочей зоны следует различать следующие типы транспорт ных устройств:
1.Сквозной транспорт, при котором трасса транспортирования изделий проходит сквозь рабочую зону линии и рабочие операции производятся непосредственно на транспортном устройстве. Нахо дит наибольшее распространение в сварочном производстве.
2.Линейный транспорт, трасса которого проходит вне рабочей зоны, в частности параллельно ей. В этом случае, как правило, требуются передаточные механизмы для передачи изделий с тран спортера на рабочую позицию линии и обратно (в сварочном произ водстве применяется редко).
3.Линейный транспорт, трасса которого разветвлена на парал лельные ветви (см. стр. 360).
356
4. Линейный транспорт, трасса которого расчленена на после довательно расположенные участки (см. стр. 382).
По геометрическим параметрам транспортной трассы:
1.Прямолинейный продольный транспорт.
2.Продольно-поперечный, ступенчатый транспорт, например, для разветвленных и сливающихся потоков.
3.Круговой транспорт, например, в виде многоместных враща ющихся столов, планшайб, карусельных устройств и пр.
По характеру поточного движения:
1.Транспортная система с непрерывным движением изделий, иногда совмещенным с технологическим, например, со сварочным движением при дуговой или роликовой сварке труб. Применяется главным образом для синхронизированных потоков.
2.Система с прерывистым, циклическим движением изделия для подачи их на шаг поточной линии с позиции на позицию. Наи более часто применяется в линиях сварочного производства.
3.Смешанная система, применяемая, например, в расчленен ных и разветвленных потоках.
По характеру межоперационных (межагрегатных) связей:
1.Транспортная система с жесткой связью, применяемая, как правило, для строго синхронизированных потоков, не имеющих межоперационных буферных накопителей (см. стр. 394).
2.Транспортная система с гибкой связью между отдельными агрегатами или участками линии, разделенными между собой бу ферными складами-накопителями (см. стр. 382).
По конструктивным признакам:
1.Шаговый транспортер циклического действия: штанговый транспортер возвратно-поступательного действия с захватными собачками (привод такого транспортера может быть гидравличе ским, пневматическим, электромеханическим или электромагнит ным); цепной транспортер с захватами на цепи; поворотно-рычаж ные устройства, подающие изделие на шаг поточной линии (с пози ции на позицию) и одновременно (во многих случаях) кантующие его на 180° или 90°.
2.Конвейерная линейная система в виде бесконечного транс портера непрерывного или циклического действия: в виде цепно пластинчатого транспортера, в том числе с тележками-«спутни- ками» или с захватами; рольганга (приводного или гравитацион
ного); лоткового транспортера (самотечного или приводного) и др.
3.Круговой конвейер в виде многоместной планшайбы или вращающейся «звезды» непрерывного или циклического дей ствия.
4.Транспортная система «поезда» с центральной тягой (троссовой или цепной), осуществляемой при помощи приводного механиз
357