Файл: Севбо П.И. Комплексная механизация и автоматизация сварочного производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 3
Таким образом, высокая локальная автоматизация рабочих мест дает иногда возможность отступать от принципа равенства опера ционных времен. Нередко такое нарушение принципа позволяет применять более простое и надежное оборудование.
В приведенном выше примере автоматическую сборку можнобыло бы выполнять на следующей (сварочной) позиции, учиты вая краткосрочность сборочной операции. При этом можно было бы исключить одну позицию линии. Однако при таком совмещении операций появляется необходимость в существенном усложнении оборудования сборочно-сварочной позиции и снижается надежность его действия.
Рассмотренное выше требование равномерной загрузки линии (равенства либо кратности операционных времен) не обусловливает обязательной синхронности работы на всех ее позициях и совпаде ния их действия по фазе. Например, на расчлененных поточных, линиях, оборудованных межоперационными буферными складаминакопителями, нет никакой надобности в синхронности действиярабочих мест или их групп, разделенных складами-накопителями. В таких случаях допустимы любые сдвиги по фазе. Однако равно мерность загрузки рабочих мест должна соблюдаться и на этих ли ниях, как и принятый ритм потока, иначе межоперационные скла ды-накопители будут периодически перегружаться либо истощать ся, останавливая производство на данном участке линии на время восстановления нормального задела. Ритмичность работы такой ли
нии будет периодически нарушаться. |
|
2. |
С и н х р о н н о с т ь д е й с т в и я . Синхронность дейст |
вия поточной линии (там, где она необходима) должна обеспечивать совпадение всех операций по фазе, в частности, совпадение начала и окончания операций на всех позициях линии, если она не расчле нена. Синхронность операций обязательна для поточных линий, оборудованных общелинейным транспортным устройством жестко го типа, например конвейерным устройством непрерывного или пульсирующего действия, шаговым, цепным и т. п. Он обязателен, также для всех других поточных линий, не имеющих межоперацион ных буферных складов или магазинов-накопителей. Большинствоавтоматических сборочно-сварочных линий, оборудованных кон вейерной тягой, построены с соблюдением синхронного действия всех агрегатов линии (см. § 22) и не имеют межоперационных за делов. Такая линия представляет собой сблокированный из авто матов комплексный агрегат типа комбайна, обладающий весьма вы сокой производительностью и в то же время имеющий простую систе
му транспорта благодаря отсутствию перегрузочных |
операций в |
|
местах |
складирования и накопления изделий. |
Недостатком, |
таких |
синхронизированных линий является жесткая связь между |
345
отдельными |
автоматами. |
Поэтому |
отказ |
в работе |
какого-либо |
|
элемента линии при отсутствии межоперационных |
заделов влечет |
|||||
за собой остановку всей |
линии на |
все |
время |
устранения по |
||
вреждения. |
К подобным линиям предъявляются особо |
высокие тре |
бования надежности всех механизмов, а иногда и их дублирования. Жесткая синхронность действия является характерным свойст вом поточных линий, предназначенных для производства изделий из «бесконечно» подаваемого материала в виде стальной ленты, по лосы, проволок и т. д. К таким линиям относятся поточные линии для изготовления сварных труб (спиральношовных, прямошовных и плоскосворачиваемых) из рулонной стали, линии для производст ва панельных радиаторов из такой же стали (рис. 117), для изготов ления арматурных сеток из проволок (рис. 120) и др. Исключение составляют лишь начальные участки линии, имеющие компенса
ционную петлю.
В этих линиях транспортирующим элементом, обеспечивающим жесткий ритм потока и строгую синхронность действия всех агрега тов, служит само изделие (труба, сетка и проч.), протягиваемые сквозь сборочно-сварочный стан в виде бесконечной ленты, разре заемой в конце линии на мерные отрезки заданной длины, т. е. на готовые изделия в виде труб, радиаторов и т. д. В линиях подобно го типа создание буферных межоперационных заделов физически невозможно и поэтому строгая синхронность действия является их обязательным и естественным свойством. Исключение составля ет лишь аритмичная операция периодической стыковки ленты или проволок после израсходования очередного рулона или бухты.
Способы приведения всех позиций линии к одинаковой продол жительности операций, равной ритму, весьма разнообразны и мно гочисленны. Поэтому рассмотрим лишь главнейшие из них.
3. И з м е н е н и е ч и с л а р а б о ч и х на п о з и ц и я х . Самый простой способ выравнивания операционных времен заклю чается в увеличении или уменьшении числа рабочих на той или иной позиции с целью соответствующего уменьшения или увеличения продолжительности операций на данной позиции и приведения ее к ритму потока или величине, кратной ритму. Лимитирующим фактором при увеличении числа рабочих является ограниченность располагаемого фронта работы, который нельзя чрезмерно насы щать рабочими без ущерба для производительности труда.
Указанный способ наиболее распространен при организации работ на слабо механизированных поточных линиях, где преобла дает ручной труд. Значительно меньшее значение он имеет для хо рошо механизированных линий и вовсе не применим для автомати ческих линий. Поэтому в дальнейшем основное внимание будет уделено таким способам синхронизации и выравнивания операцион
3 4 6
ных времен, которые применимы ко всем поточным линиям незави симо от уровня их механизации и автоматизации.
4. Л о к а л ь н о е и з м е н е н и е у р о в н я м е х а н и з а ц и и и а в т о м а т и з а ц и и . Одним из средств сокращения, операционного времени на «отстающих», лимитирующих, позициях, и приведения его к ритму потока является локальное повышение уровня механизации и автоматизации работ, выполняемых на этих, позициях. Повышение их показателей Ух и У2 производится путем совершенствования установленных на этих позициях машин или. замены их более производительными, повышения скоростных ре жимов обработки, в частности сборки и сварки, а также дополни тельной механизации или автоматизации вспомогательных работ. Эти мероприятия в данном случае имеют своей целью не толькоснижение трудоемкости работ, но и необходимое уменьшение про должительности операций на этих лимитирующих позициях.
Такой способ выравнивания операционных времен весьма эф фективен, но не всегда возможен, особенно если выполняемые на данной позиции операции уже механизированы с высоким значе нием уровня механизации. Например, при автоматической сваркедлинных швов далеко не всегда можно сократить машинное время за счет повышения скорости сварки. В этом случае приходится идти, другими путями, например, путем установки многоголовочных, автоматов с разбивкой шва на участки, разветвления потока^
идр.
5.Р а с ч л е н е н и е о п е р а ц и й . Если длительность ка кой-либо операции значительно превосходит заданный ритм потока,
иэту операцию можно расчленить на несколько с тем, чтобы онивыполнялись последовательно на разных позициях линии, то такое расчленение может оказаться эффективным средством выравниванияоперационных времен. Недостатком такого способа является появ ление дополнительных операций межпозиционного транспорта и. повторной установки изделия, и, как следствие, общее увеличение трудоемкости операций. Вообще способ расчленения операций не соответствует современным тенденциям их совмещения и создания для этой цели машин-комбайнов. Поэтому способом расчленения, операций следует пользоваться лишь в тех случаях, когда другие способы невозможны.
6.Р а з в е т в л е н и е п о т о к а . Если расчленение опера ций невозможно или невыгодно, то его можно заменить способом, местного разветвления потока на несколько параллельных ветвей,, локальный ритм которых будет в і раз больше общего ритма линии, на данном участке (I — число ветвей).
Это позволяет выполнять длительные операции на одной и той. же позиции без перестановки изделия и не прерывая процессаі
347
выполнения операций, например, производить сварку длинного шва одной головкой за один проход.
Способ разветвления потока является незаменимым и даже не избежным во многих сборочно-сварочных линиях, где объектом про изводства является сварная конструкция, собираемая из несколь ких подузлов, которые, в свою очередь, состоят из нескольких де талей.
В таких случаях разветвление целесообразно в самом начале потока, для параллельной сборки и сварки подузлов, с последую щим слиянием ветвей в одну линию для сборки и сварки изделия в целом. Примером такого разветвления может служить сборочно сварочная линия для производства поперечных балок вагонных платформ (§ 21, рис. 113).
Недостатком этой системы является существенное усложнение транспортных устройств линии, так как в местах разветвления и слияния требуются специальные распределители с системой диспет черизации, обеспечивающей строгую очередность работы ветвей и
соответствующую |
автоблокировку. |
|
|
|
||
7. |
С о в м е щ е н и е |
о п е р а ц и й . |
Этот способ противо |
|||
положен принципу расчленения операций и применяется поэтому |
||||||
в противоположных ситуациях, т. е. |
в тех |
случаях, когда опе |
||||
рационное время на какой-либо позиции существенно меньше |
||||||
необходимого ритма, и эта позиция, |
следовательно, |
недогру |
||||
жена. |
|
|
|
|
|
|
Способ совмещения дает |
весьма |
положительные результаты |
||||
при |
построении |
механизированных |
и автоматических |
линий. |
Удачное его применение позволяет иногда превратить сборочно сварочную линию в комплексную машину-комбайн и избавиться таким образом от межоперационного транспорта с позиции на пози цию и от связанных с этим вспомогательных операций. Примером такого решения может служить сборочно-сварочный стан для про изводства многослойных сосудов (рис. 97), автоматическая машина для изготовления арматурных ферм (рис. 104) и др.
Приведенные примеры иллюстрируют целесообразность совме щения технологических операций (например, сборки и сварки) не только для целей выравнивания операционных времен и синхро низации операций, но также из соображений общей экономичности производственного процесса — снижения трудоемкости, повыше ния уровня механизации и др. Однако для большинства поточных линий полное совмещение всех выполняемых на ней операций обыч но невозможно либо нецелесообразно. В этих случаях следует про работать варианты группового совмещения'технологических опе раций и выполнения их на машинах-комбайнах.
Наиболее выгодно совмещение таких парных операций, как сбор
348