Файл: Севбо П.И. Комплексная механизация и автоматизация сварочного производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 143
Скачиваний: 3
ка и |
сварка, |
межпозиционный транспорт |
и кантовка |
изделия |
(см. рис. 100), |
вальцовка и сварка (рис. 95) |
и др. |
|
|
8. |
Р а с ч л е н е н и е л и н и и . В |
сварочном |
производстве |
механизированная или автоматическая линия может быть исполне на в трех вариантах:
1. Неразрывная цепь технологических, сборочно-сварочных ма шин, жестко связанных между собой единой системой линейного транспорта. Такие линии, как правило, строго синхронизированы и не имеют межпозиционных заделов и накопителей. Их называют сблокированными.
2. Система из гибко связанных технологических агрегатов, где каждая гибкая связь между агрегатами представляет собой уст ройство для приема, хранения и выдачи в соответствующее время изделий на следующую позицию. Эти устройства являются межпо зиционными буферными складами-накопителями. Линии второго типа называются расчлененными на агрегаты.
3. Система из гибко связанных групп технологических агрега тов, в каждой из которых агрегаты соединены между собой жесткой связью; гибкая же связь между группами (участками линии) пред ставляет собой буферный склад-накопитель, в функции которого входит прием, хранение и выдача в соответствующее время изделий на следующий участок линии. Такие линии называются расчленен ными на участки.
Основным недостатком сблокированных линий является их жест кая зависимость от случайных неполадок в любом звене линии и, как следствие, повышенное количество и время простоев всей линии по вине этих неполадок.
Расчет количества и длительности вынужденных простоев ли нии, определение коэффициента ее использования, нахождение максимально возможных отклонений операционного времени от заданной величины производятся известными методами теории ве роятности и математической статистики [8]. Следует, однако, отме тить, что по сварочному производству имеется настолько мало ис ходных данных для такого теоретического расчета, что представ ляется нецелесообразным приводить здесь достаточно сложную его методику, поскольку воспользоваться ею в большинстве случаев невозможно из-за отсутствия первичных данных и опытных коэф фициентов. Практически задача в этих случаях решается прибли женно, методом сравнения с аналогичными действующими линиями и агрегатами, а также нормативными расчетами по действующим для данного ведомства нормативам.
Современная организация поточных линий, в том числе механи зированных и автоматических, предусматривает два основных типа их осуществления: линии, сблокированные из отдельных агрегатов
349
с жесткой механической связью между ними, и линии, расчленен ные на отдельные агрегаты (либо на участки сблокированных агре гатов) с гибкой связью между ними.
В соответствии с данными, приведенными в литературных источ никах [8 и 16], наиболее экономичным и целесообразным типом автоматических линий являются линии второго типа, расчлененные на отдельные участки жестко сблокированных между собой автома тов, с устройством гибкой связи между этими участками. Такую гибкую связь осуществляют обычно в виде механизированных (либо автоматизированных) накопителей полуфабрикатов, потреб ляемых на последующих участках, включая последний. При этом ритм работы последнего участка, на котором выпускаются готовые изделия, принимают соответствующим заданному такту производ ства, а для предшествующих участков той же автоматической линии устанавливают несколько меньшие значения ритма потока, чтобы обеспечить возможность накопления полуфабрикатов в промежу точных накопителях (между участками). Вследствие этого началь ный и промежуточные участки линии имеют повышенную произво дительность по сравнению с последним участком. В процессе рабо ты линии каждый участок с повышенной производительностью выключается автоматически в том случае, когда последующий за ним накопитель окажется полностью загруженным. Включение в работу выключенных участков линии происходит также автомати чески, как только из загруженного накопителя начнется потребле ние имеющегося в нем запаса полуфабрикатов последующими агре гатами линии.
Такая работа линии позволяет обеспечить гарантированную бес перебойность выпуска продукции с последнего участка и стабиль ность заданного для него такта производства. Исключение состав ляют лишь случаи аварий оборудования на последнем участке ли нии. Таким образом, при отсутствии серьезных аварий оборудова ния на последнем участке, обеспечивается достаточно высокий коэф фициент использования этого участка, а следовательно, и всей линии в целом, поскольку отдельные простои выключенного оборудо вания начального и промежуточных участков линии компенсиру ются их повышенной производительностью и не снижают заданного выпуска продукции линии. Кроме того, простои выключенного обо рудования не влекут за собой простоев рабочих ввиду отсутствия последних на автоматизированных участках линии.
Описанная выше организация работы может быть рекомендова на лишь для автоматических линий, в которых автоматизированы не только все технологические и вспомогательные операции, но и операции управления производственным процессом. Поскольку, однако, в сварочном производстве таких автоматических линий по
350
ка еще сравнительно немного, то значительно большее применение получили линии со свободным ритмом, на которых выполняются не только автоматизированные операции, но и операции, выполняе мые вручную. Требования для осуществления таких поточных ли ний отличаются от указанных выше для полностью автоматизиро ванных линий и заключаются в следующем.
Фактическая длительность операций на любой позиции линии со свободным ритмом не может быть строго постоянной и обычно колеблется с более или менее значительными отклонениями А от своего среднего расчетного значения tn. Поэтому в сблокированных линиях первого типа ритм потока приходится задавать с учетом возможных отклонений операционного времени по верхнему пре делу (tn + А).
На расчлененных поточных линиях второго типа, в отличие от сблокированных линий первого типа, ритм потока определяется средним значением операционного времени tn, без учета его откло нений А, так как благодаря запасам в буферных емкостях между участками линии компенсируются колебания величины tn и усред няется ее значение на выдаче изделия. Следовательно, для линий, расчлененных на отдельные участки (или агрегаты) с гибкой связью, г = tn. Расчленение линий на участки с гибкой связью ликвидиру ет также и другой недостаток жестко сблокированных линий, заключающийся в повышенном числе простоев из-за неполадок в любом ее звене. Поэтому коэффициент использования технологиче ского оборудования в расчлененных линиях выше, чем в сблокиро ванных. Указанное преимущество расчлененных линий тем сущест веннее, чем больше величина отклонений операционного времени от заданной средней величины tn.
В этом смысле для сварочного производства весьма характерны сборочные участки линии, на которых операционное время сильно зависит от качества и точности собираемых заготовок и колеблется в больших пределах. Заготовки, размеры которых близки к номи нальным, собираются быстрее заданного ритма и, наоборот, при зна чительных отклонениях размеров заготовок они собираются дольше.
Напомним, что отдельные автоматизированные участки или аг регаты расчлененной линии могут работать по рефлекторной систе ме последовательного управления, при которой ритм потока всегда подвержен некоторым колебаниям, зависящим не только от инди видуальных неточностей заготовок, но и от точности срабатывания командных и вспомогательных механизмов. Этот недостаток также ликвидируется при включении в линию буферных складов-накопи телей.
На расчлененных линиях при отказе предыдущего участка (или агрегата) запас в буферной емкости перед последующим участком
351
будет источником питания его, пока не иссякнет этот запас пли пока предыдущий участок снова не начнет работать. Аналогично при от казе последующего участка продукция предыдущего участка будет попадать в буферную емкость, установленную в конце его, до тех пор, пока указанная емкость не будет заполнена до отказа, либо по ка последующий участок не начнет снова работать и потреблять поступающие из этой емкости заготовки.
Следовательно, наличие буферных емкостей позволяет умень шить простои каждого из смежных участков по вине другого на все то время, в течение которого участок, оставшийся работоспособ ным из двух смежных, может работать на пополнение или за счет расхода буферного запаса. В остальной части времени простоя отказавшего участка (если она будет) вынужден простаивать и смеж ный участок. Таким образом, ко времени простоя поврежденного участка добавится еще часть времени простоя смежного участка. Однако добавится лишь часть, а не все время простоя полностью, как в линиях сблокированного исполнения (I типа). Доля просто ев одного из смежных участков из-за недостатка запаса в нако пителе или из-за отсутствия места в нем, добавляющаяся к соб
ственным простоям |
в настройке |
другого из смежных участков, |
|
т. е. доля совмещенных |
потерь, |
называется межучастковым коэф |
|
фициентом потерь. |
По |
А. П. Владзиевскому он определяется вы |
|
ражением |
|
|
|
где а — — средняя |
расчетная |
величина запаса в накопителе. |
Этот коэффициент имеет большое значение при определении опти мального количества участков расчлененной линии и емкости меж участковых накопителей.
Производительность линии существенно зависит от разделения ее на последовательные участки, соединенные между собою буфер ными складами-накопителями.
Условие равенства усредненной продолжительности операций на соседних участках линии (см. п. 1) равносильно условию устой чивости колебаний буферного запаса. Поэтому такой буферный за пас называют пульсирующим. Колебания пульсирующего запаса совершаются в определенных пределах, нижний из которых равен нулю, а верхний близок к емкости буферного склада-накопителя а.
Одними из основных параметров автоматической линии, расчле ненной на участки, являются число участков и емкость межучаст ковых складов-накопителей. Поскольку эффективность расчленения линии существенно уменьшается из-за усложнения ее механизмов и, следовательно, удорожания, чрезмерное дробление линии на участки нецелесообразно.
352
Если исходить из критерия наибольшей производительности ли нии, то оптимальным числом участков будет такое, которое удов летворяет требованию минимальных потерь времени на простои из-за настроек отдельных ее элементов и устройств (по Владзиевскому А. П.):
mQ= У ц ( 1 — 6), |
(49) |
В0 |
настройки |
где р. = д-2 — отношение удельной длительности |
(восстановления работоспособности) проектируемой линии при ее сблокированном исполнении (без расчленения) к удельной длитель ности настройки Вн одного накопителя; б — коэффициент междуучасткового наложения потерь.
Если исходить из критерия наименьшей стоимости выпускаемой продукции, то оптимальное число участков при расчленении линии
определится из выражения |
|
|
'Лс = і А ( 1 - в ) ------- — ^ ------ i > |
(50) |
|
V |
ф - 2 + ^ . б + — |
ѵ ' |
Е |
" |
ма- |
где ф = -гг----- отношение |
эксплуатационной себестоимости |
шино-минуты проектируемой линии при сблокированном ее испол нении к эксплуатационной себестоимости машино-минуты нако пителя.
Из приведенного выражения следует, что для расчлененных ав томатических линий, оборудованных очень недорогими накопитель ными устройствами, основная расчетная формула (50) (когда ф оо) переходит в формулу (49) и, следовательно, критерии производи тельности и экономичности в этом случае совпадают.
Исследование зависимости (48) между величинами б и а показы вает, что с увеличением емкости накопителя коэффициент наложе ния потерь б резко падает только при малых значениях а. Однако уже при а > 2 интенсивность уменьшения коэффициента б сущест
венно снижается, а при а > 10 дальнейшее увеличение емкости на копителя практически не оказывает влияния на уменьшение коэф фициента междуучасткового наложения потерь. Отсюда следует, что емкость накопителя а между участками расчлененной линии дол жна обеспечивать вместимость десятикратного числа изделий, накапливающихся или расходуемых на протяжении настройки сред ней длительности:
а = 10 -у- , |
(51) |
где t — заданный для проектируемой линии такт производства;
— средняя продолжительность настройки (простоя) линии.
12 4-853 |
353 |