Файл: 1. Природа и типы мировоззрения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 158

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Природа и типы мировоззрения

2.Мировоззрение, его структура и функции.

3.Философия как особый тип мировоззрения.

4.Предмет, структура и функции философии.

5.Философия и наука.

6.Философия и медицина.

7.Античная философия, ее сущность, основные черты и этапы развития.

8.Основные школы ранней греческой философии.

9.Софисты и Сократ.

10. Философия Платона и Аристотеля.

11. Философские школы эпохи эллинизма: эпикуреизм.

15. Основные принципы средневековой христианской философии.

16. Патристика и схоластика.

17. Основные проблемы средневековой философии.

18. Общая характеристика философии Нового времени.

19. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени.

Эмпиризм – философское направление, признающее чувственный опыт (совокупность ощущений) достоверным источником человеческого познания. Ф. Бэкон; Дж. Локк; Дж. Берлик; Д. Юм.

Рационализм – философское направление, признающее разум достоверным источником познания человека.Р. Декарт; Б. Спиноза; Г. Лейбниц.

20. Философия Р. Декарта. (ОК2)

21. Рационалистическая философия Б. Спинозы и Г. В. Лейбница.

22. Британский эмпиризм 17–18 вв. (Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).

23. Философия И. Канта.

25. Марксизм. (ОК2)

26. Иррационалистическая философия XIX–XX вв. (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Шопенгауер – «Воля к жизни»Ницше – «Воля к власти»

28. Развитие философии в России: общая характеристика и основные этапы становления.

31. Философские идеи русских врачей-естествоиспытателей. (ОК2)

32. Категория бытия.

33. Философское понятие материи. Материализм и идеализм.

35. Философские проблемы пространства и времени.

36. Человек как философская проблема. Основные философские концепции человека.

37. Проблема смысла человеческого существования

38. Природа и структура сознания.

39. Психофизическая проблема.

40.Природа знания и обоснования.

41. Проблема обоснования и скептицизм.

42. Источники знания и убеждения

43. Основные теории истины: корреспондентская теория истины, когерентная теория истины и прагматическая теория истины.

44.Научное познание, его сущность и специфика. Отличие научного знания от других форм познавательной деятельности.

45. Эмпирический уровень научного познания, его специфика и методы.

46. Теоретический уровень научного познания, его специфика и методы.

47. Основные модели развития науки.

48. Природа и структура общества.

50. Понятие государства. Основные философские концепции государства.

51. Россия как особая историко-культурная ценность.

52. Понятие личности в философии и культуре.

53. Проблема свободы воли.

55. Социально-политическое понятие свободы. Права и свободы человека. Свобода и ответственность в деятельности врача.



Этика права (правовая этика) изучает морально-правовые ценности и нормы, исповедуемые любым правоспособным гражданином[6]. Она предполагает изучение нравственной реакции граждан на нормативные правовые акты, государством закрепленное право. Проявляется эта реакция в индивидуальной позиции человека, в его общении, в поведении по отношению к гражданским и политическим институтам. Субъектом этики права является каждый правоспособный гражданин. Он и творит право, и демонстрирует свое нравственное отношение к сложившимся правовым нормам.

58-59. Основные теории морали. Утилитаризм и деонтология.

По пониманию источника морали в этике выделяются три основные теории происхождения морали:

  1. Божественная;

  2. Теория социального договора или договорная;

  3. Натуралистическая.

Божественная теория происхождения морали утверждает, что источником морали есть Бог, Абсолют, некоторое трансцендентное начало. Мораль воспринимается как форма сознания, санкционированная Богом. Следовательно, и сама мораль носит характер абсолютных, вечных, неизменных истин. Основы данной теории излагаются в Священных книгах религий мира, в трудах религиозных философов, то есть мы имеем дело с нормами религиозной морали. Например, в Декалоге изложены нормы христианской морали: 1) почитай единого Бога; 2) почитай родителей своих; 3) почитай субботний (воскресный) день; 4) не произноси имя Бога без надобности; 5) не сотвори себе кумира; 6) не убий; 7) не укради; 8) не прелюбодействуй; 9) не лжесвидетельствуй; 10) не завидуй.

Теория социального договора гласит о том, что нормы морали были санкционированы обществом в результате общего, общественного договора. Эта идея возникла еще в Древнем Риме. В дальнейшем теория общественного договора была сформулирована и развита в эпоху Просвещения (17-18 вв.) мыслителями Т. Гоббсом, Б. Спинозой, Дж. Локком, Ж.Ж. Руссо.

Согласно этой теории, человек первоначально пребывал в «естественном состоянии», на нем не лежало ответственности перед другими людьми, не было никаких обязательств и, каждый руководствовался только инстинктом самосохранения и личным интересом, удовлетворяя свои потребности, полагаясь на собственные силы. Это состояние неограниченной свободы имело следствием несогласованность действий людей или даже «войну всех против всех», что, в конце концов, приводило к ущемлению интересов каждого. Поэтому люди впоследствии заключили между собой молчаливый договор о том, что они
обязуются соблюдать определенные нормы морали, правила поведения и поступаться частью своей свободы в пользу общества, государства, которое в свою очередь гарантирует неприкосновенность жизни и собственности каждого.

На формирование натуралистической теории повлияли учения Ч. Дарвина и З. Фрейда. Согласно теории эволюции биологических видов Дарвина следует, что нравственные чувства человека произошли от примитивных нравственных чувств высших животных. По Фрейду, все поведение человека предопределяется областью его бессознательного, т.е. скрытой частью его психики. Нереализованная сексуальная энергия либо подавляется, либо трансформируется («сублимируется») в энергию социального творчества: науку, искусство, политику, право, религию, мораль.

Итак, мы видим, что в вопросе о происхождении морали, ее источнике существуют три варианта ответов: Бог, природа человека, общество. Выбор той или иной теории зависит от мировоззренческой позиции человека.

Деонтология или деонтологическая этика — раздел этики, учение о проблемах морали и нравственности.

Важным основанием для различения этических теорий является то, какая сторона действия или поступка оказывается в центре внимания при его оценке. По этому основанию выделяют два типа теорий – утилитаристские и деонтологические.

Деонтология или деонтологическая этика — учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. При вынесении оценки совершённому действию деонтология руководствуется его соответствием или несоответствием определённым правилам. Иногда её называют этикой долга или долженствования, либо этической системой, основанной на правилах поведения, поскольку именно они лежат в основе понятия долга. Поскольку суть деонтологической этики заключается в том, что действие важнее, чем последствия, то она обычно противопоставляется консеквенциализму, этике добродетели и прагматической этике. Отдельными ответвлениями выступают врачебная деонтология, смыкающаяся с понятием медицинской этики и биоэтики, и юридическая деонтология (этика). Сегодня деонтологии юридических профессий — в учебном и нормативно-правовом аспектах — уделяется особое внимание. Медицинская этика — дисциплина, раздел прикладной этики, изучающий медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом.


Термин «утилитаризм» происходит от латинского utilitas – польза, выгода.

Утилитаризм — направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Под полезностью поступка подразумевается интегральное удовольствие или счастье, полученное всеми затрагиваемыми сторонами за время действия последствий поступка. В основе утилитаризма лежат гедонизм или эвдемонизм — ценностные (аксиологические) учения, согласно которым, высшей ценностью является удовольствие или счастье. Строгие определения удовольствия и счастья на данный момент остаются проблемой.

Проблемным остаётся и вопрос, являются ли эти понятия тождественными. Современные западные утилитаристы, как правило, отождествляют их. Гедонизм — аксиологическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью (тогда как все остальные ценности являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия). Гедонизм как учение чисто аксиологическое: оно утверждает, что ценно, но не делает предписаний, как должны вести себя люди. Утилитаризм даёт конкретные предписания для поведения людей. Утилитаризм утверждает, что правильное общество должно быть организовано так, чтобы действия людей максимально приносили друг другу удовольствие и минимизировали страдание. Эвдемонизм — этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья.
60. Понятие моральной нормы. Условия морального выбора.

Нормы морали — это своеобразные первоначальные «клеточки» нравственности, из которых складывается здание нравственной системы общества. Нравственность проявляется в виде определен­ных, постоянно воспроизводящихся в обществе правил поведе­ния, или норм. Этика изучает нормы морали и как определен­ные образцы (стандарты) поведения людей в обществе, и как тре­бования (предписания), регулирующие поведение людей. В этом смысле этика рассматривает поведение человека как нормативно заданное, предписанное теми или иными нравственными нормами. Этика описывает моральные нормы, проясняет их регулятивную природу, специфику, структуру и содержание. Ее интересуют также отношения между нормами и правила (принципы) образования нормативных -суждений и умозаключений, законы нормативного мышления.


Моральный выбор — это осознанное предпочтение человеком того или иного варианта поведения в соответствии с личными или общественными моральными установками.

В структуру внутренней мотивации входят:

  • Элементы сознания, которые сами по себе не относятся к среде морального сознания, это прежде всего потребности и интересы;

  • Положительные и отрицательные нравственные чувства (стыд, совесть, любовь), являющиеся прямым побудителем добрых поступков; зловредные поступки (ненависть, зависть и пр.), побуждающие к аморальным действиям;

  • Материально-ценностные представления, установки и убеждения (моральные принципы, истинные ценности и т. д.);

  • Исторические нормы (моральные, правовые).

Необходимость морального выбора появляется тогда, когда обстоятельства вынуждают человека принять одно решение из нескольких, каждое из которых имеет нравственное содержание, т.е. может быть оценено с позиций добра и зла.

Моральный выбор характеризуется: наличием объективных условий, предоставляющих различные варианты поведения; возможностью оценки этих вариантов с позиций добра и зла; нравственной необходимостью, т.е. обусловленностью поведения человека действующими в обществе моральными нормами и ценностями.