Файл: 1. Природа и типы мировоззрения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Природа и типы мировоззрения

2.Мировоззрение, его структура и функции.

3.Философия как особый тип мировоззрения.

4.Предмет, структура и функции философии.

5.Философия и наука.

6.Философия и медицина.

7.Античная философия, ее сущность, основные черты и этапы развития.

8.Основные школы ранней греческой философии.

9.Софисты и Сократ.

10. Философия Платона и Аристотеля.

11. Философские школы эпохи эллинизма: эпикуреизм.

15. Основные принципы средневековой христианской философии.

16. Патристика и схоластика.

17. Основные проблемы средневековой философии.

18. Общая характеристика философии Нового времени.

19. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени.

Эмпиризм – философское направление, признающее чувственный опыт (совокупность ощущений) достоверным источником человеческого познания. Ф. Бэкон; Дж. Локк; Дж. Берлик; Д. Юм.

Рационализм – философское направление, признающее разум достоверным источником познания человека.Р. Декарт; Б. Спиноза; Г. Лейбниц.

20. Философия Р. Декарта. (ОК2)

21. Рационалистическая философия Б. Спинозы и Г. В. Лейбница.

22. Британский эмпиризм 17–18 вв. (Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).

23. Философия И. Канта.

25. Марксизм. (ОК2)

26. Иррационалистическая философия XIX–XX вв. (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Шопенгауер – «Воля к жизни»Ницше – «Воля к власти»

28. Развитие философии в России: общая характеристика и основные этапы становления.

31. Философские идеи русских врачей-естествоиспытателей. (ОК2)

32. Категория бытия.

33. Философское понятие материи. Материализм и идеализм.

35. Философские проблемы пространства и времени.

36. Человек как философская проблема. Основные философские концепции человека.

37. Проблема смысла человеческого существования

38. Природа и структура сознания.

39. Психофизическая проблема.

40.Природа знания и обоснования.

41. Проблема обоснования и скептицизм.

42. Источники знания и убеждения

43. Основные теории истины: корреспондентская теория истины, когерентная теория истины и прагматическая теория истины.

44.Научное познание, его сущность и специфика. Отличие научного знания от других форм познавательной деятельности.

45. Эмпирический уровень научного познания, его специфика и методы.

46. Теоретический уровень научного познания, его специфика и методы.

47. Основные модели развития науки.

48. Природа и структура общества.

50. Понятие государства. Основные философские концепции государства.

51. Россия как особая историко-культурная ценность.

52. Понятие личности в философии и культуре.

53. Проблема свободы воли.

55. Социально-политическое понятие свободы. Права и свободы человека. Свобода и ответственность в деятельности врача.



Наконец, для стоиков весь космос, управляемый судьбой, есть мировое государство, а все люди - его граждане, или космополиты. Неумолимый "закон" царит в природе, человеке, обществе и государстве. Стоический космополитизм, уравнивающий перед лицом этого мирового закона всех людей.

СКЕПТИЦИЗМ (от греч. «скепсис» — исследование, рассмотрение) - в античной философии течение, представители которого не выдвигали никакого положительного учения о мире и человеке и не утверждали возможность истинного познания, но воздерживались от окончательного суждения обо всем этом.

Скептики сформулировали три основных философских вопроса: Какова природа вещей? Как мы должны к ним относиться? Какую выгоду мы получаем из такого отношения? И дали на них ответ: природа вещей нами познана быть не может; поэтому следует воздержаться от суждений от вопросов истинности; следствием такого отношения должна стать невозмутимость духа («атараксия»). Вывод о непознаваемости природы вещей делается на основании равнодоказуемости противоположных суждений об этом мире и невозможности признать одно суждение более достоверным, чем другое. Воздержание от суждения («эпохе») представляет собой особое состояние ума, который ничего не утверждается, но и ничего не отрицается. Состояние «эпохе» противоположно состоянию сомнения и связанному с ним переживанию смятения и неуверенности — следствием эпохе как рая является спокойствие и внутренняя удовлетворенность. Таким образом, следствием из теоретического скептицизма по поводу вопросов устройства мира и его познания является содержательный этический вывод об идеале практического поведения. Тем самым, хотя скептики и не ставили в непосредственную связь достижения счастья от глубины теоретического познания, все-таки оставались в рамках традиционного античного рационализма: достижение этического идеала прямо соотнесено с пониманием границ теоретического познания.

12. Философия неоплатонизма.
Неоплатонизм получил распространение в период, когда античный способ философствования уступал место философии, основанной на христианской догматике. Это последняя попытка решить задачу создания целостного философского учения в рамках дохристианской философии.
В основе этого направления – идеи Платона. Его наиболее известный представитель – Плотин.

В основе учения неоплатонизма – 4 категории:

- Единое (Бог),

- Ум;

- Мировая Душа,

- Космос.

Единое – вершина иерархии идей, это творческая сила, потенциал всех вещей. Приобретая форму, Единое превращается в Ум. Ум становится Душой, которая вносит в материю движение. Душа создает Космос как единство материального и духовного.

Главное отличие от философии Платона заключается в том, что мир идей Платона – это неподвижный, безличный образец мира, а в неоплатонизме появляется активное мыслящее начало – Ум.

15. Основные принципы средневековой христианской философии.


1. Основные принципы средневековой философии (отражают принципы средневекового мышления):

2. Принцип абсолютной личности — наиболее фундаментальная идея философского значения.

3. Теоцентризм — принцип, согласно которому Бог является центром, фокусом средневековых философских и религиозных представлений; конкретизирует принцип абсолютной личности.

4. Монотеизм — Бог един, а не множествен. В отличие от античных богов христианский Бог един и уникален.

5. Креационизм — учение о сотворении мира Богом из ничего. Тем самым дается новый ответ на уже в античности поставленный вопрос о том, как из единого рождается множественное.

6. Символизм — понимание земного как инобытия, мира Бога.

7. Средневековый антропоцентризм: человек — не просто микрокосмос, а созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного для него. Главная проблема философии (и религии) — не Космос, а человек. Человек обладает не двумя измерениями, а именно телом и душой, как считали гении античности, а тремя. К первым двум добавляется "дух" (духовность) — причастность к божественному посредством веры. Высочайшая добродетель — не разум, не интеллект, а добрая воля, повиновение заповедям Бога. Вслед за Богом человек причастен к добру. Суть человека — вера, надежда, любовь, "но любовь из них больше" (апостол Павел). Быть человеком — значит жить по этическим правилам, изложенным Христом в Нагорной проповеди.

8. Общество как "Град земной", как символ и подготовка к "Граду Божего".

9. Средневековая герменевтика — искусство интерпретации текстов.

10. Концепция линейного времени и множественности времен. Идея историзма.

11. Истолкование природы универсалий.(общих философских понятий)

16. Патристика и схоластика.


Патристика — в философии это сочинения отцов Церкви, то есть христианских наставников — писателей, поэтов и философов. Это одна из форм закрепления культуры христианства.

Изначальная цель патристики —прояснить христианство, оберечь его от язычества и сформулировать догмы (религиозные истины и правила, которые не поддаются сомнению).


Учения отцов Церкви о христианстве стали появляться во II в. н.э., а просуществовала патристика до середины VΙΙΙ в.

Основными задачами были:

  1. Упорядочить знания о христианстве и найти его проявления в язычестве.

  2. Сформулировать теоретические знания о христианстве.

  3. Создать непреложные церковные догмы (правила), которые сформируют фундамент для традиции христианства.

Главные проблемы патристики – это:
 проблема сущности Бога и его тройственности;
 соотношение веры и разума;
 понимание истории как движение к определенной конечной цели
– «Граду Божьему», «Царству Божьему»;
 отношение свободы человека через возможность спасения или гибели его души;
 проблема происхождения зла в мире, и почему его терпит Бог.

Схоластика— направление в средневековой философии, тесно связанное с религией, которое пыталось путём логических рассуждений и анализа объяснить правила церкви и доказать, что Бог существует.

Философы считали, что религия должна базироваться не только на слепой вере и чувствах, но и на разуме верующего.

Второе значение схоластики — познание, в основу которого не заложен жизненный опыт. То есть это философствование, размышление без опоры на жизненные ситуации.

Все многообразие проблем, решаемых схоластикой, можно свести к 2 основным:
• проблема отношения знания и веры;
• проблема общих понятий (универсалий).
В основе 1 проблемы лежит двойственная природа любой реальности: знание о мире, полученное посредством священного писания. Философ должен решить, как эти формы знания соотносятся между собой.

Схоластика оставила три решения этой проблемы:
1. знание и вера - антиподы, враги. Знание убивает веру.
2. теория двойственной истины. Суть: у теологии и философии – разные объекты познания, разные способы и способности. Поэтому они обладают двумя различными истинами: философией и теологией. Но вскоре представители церкви решили, что 2-х истин не бывает, а есть 1 теология.
3. союз знания и веры. Этот союз долго не просуществовал, потому что в данном союзе все религиозные догматы необходимо было объяснить посредством разума, а это не всегда возможно было сделать. Поэтому часть религиозных догматов, такие как «Воскрешение», «Вознесение», «Воздаяние», выводились из-под разумного обоснования, ссылаясь на их сверх разумную природу.

А вскоре и вовсе был сделан вывод, что конечным человеческим разумом нельзя познать бесконечную природу Бога.
В основе 2 проблемы – проблемы универсалий, лежит вопрос, что обладает истиной своего существования – вещи или понятие вещей. Представители реализма считали, что реально существуют понятия, а вещи есть лишь их проявление, в то время как представители номинализма считали, что реально существуют вещи, а понятие - не более, чем название вещей.