ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Природа и типы мировоззрения
2.Мировоззрение, его структура и функции.
3.Философия как особый тип мировоззрения.
4.Предмет, структура и функции философии.
7.Античная философия, ее сущность, основные черты и этапы развития.
8.Основные школы ранней греческой философии.
10. Философия Платона и Аристотеля.
11. Философские школы эпохи эллинизма: эпикуреизм.
15. Основные принципы средневековой христианской философии.
17. Основные проблемы средневековой философии.
18. Общая характеристика философии Нового времени.
19. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени.
20. Философия Р. Декарта. (ОК2)
21. Рационалистическая философия Б. Спинозы и Г. В. Лейбница.
22. Британский эмпиризм 17–18 вв. (Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).
28. Развитие философии в России: общая характеристика и основные этапы становления.
31. Философские идеи русских врачей-естествоиспытателей. (ОК2)
33. Философское понятие материи. Материализм и идеализм.
35. Философские проблемы пространства и времени.
36. Человек как философская проблема. Основные философские концепции человека.
37. Проблема смысла человеческого существования
38. Природа и структура сознания.
40.Природа знания и обоснования.
41. Проблема обоснования и скептицизм.
42. Источники знания и убеждения
45. Эмпирический уровень научного познания, его специфика и методы.
46. Теоретический уровень научного познания, его специфика и методы.
47. Основные модели развития науки.
48. Природа и структура общества.
50. Понятие государства. Основные философские концепции государства.
51. Россия как особая историко-культурная ценность.
17. Основные проблемы средневековой философии.
Основными проблемами, которые рассматривали философы средневековья, были следующие:
Отношение к природе. В средневековье сформировалось новое восприятие природы, отличное от античного. Природа, как предмет Божественного творения, теперь не считалась самостоятельным предметом для изучения, как это было принято в античности. Человека ставили над природой, называли ее повелителем и Царем природы. Это отношение к природе мало способствовало ее научному изучению.
Человек – подобие Божие, образ Божий. Человек рассматривался двояко, с одной стороны, как подобие и образ Бога, с другой — как и у древнегреческих философов — как «разумное животное». Стоял вопрос, какой природы в человеке больше? Философы античности тоже высоко превозносили человека, но теперь он, как подобие Бога, вовсе выходит за пределы природы и становится над нею.
Проблема души и тела. Иисус Христос — это Бог, воплотившийся в человека и искупивший на кресте все грехи человечества для его спасения. Идея объединения божественного и человеческого была совершенно нова, как с точки зрения языческой философии Древней Греции, так и спозиций Иудаизма и Ислама.
Проблема самосознания. Человеку Бог дал свободную волю. Если в философии античности на первом месте был разум, то в философии средних веков воля выносится на первый план. Августин говорил, что все люди — это воли. Они знают добро, но воля не подчиняется им и они делают зло. Философия средних веков учила, что человек не может преодолеть зло без помощи Бога.
История и память. Сакральность истории бытия. В раннем средневековье проявился острый интерес к истории. Хотя в античности историю бытия больше связывали с космосом и природой, чем с историей собственно человечества.
Универсалии — это общие понятия (например, живое существо), а не конкретные предметы. Проблема универсалий возникла еще во времена Платона. Вопрос состоял в том
, существуют ли реально универсалии (общие понятия) сами по себе или проявляются только в конкретных вещах? Вопрос универсалий породил в средневековой философии направления реализма, номинализма и концептуализма.
18. Общая характеристика философии Нового времени.
17-18 вв — это период, к которому относится философия нового времени. Это было время, когда человеческая цивилизация совершила качественный скачок в развитии очень многих научных дисциплин, которые в свою очередь оказали огромное влияние на философию.
Новое время - это время веры в целесообразность, смысл общественного развития, исторического процесса, в объективный закономерный характер общественного развития, подчинённого логической схеме. Основа целесообразности и целенаправленности - это разум.
Основные проблемы философии Нового времени:
-
1. связь человеческого сознания с социокультурной средой -
2. соучастие человеческого сознания в изменениях исторического процесса -
3. автономизация философии истории как особой области знания
Философы этого периода отождествляли себя с просвещёнными классами просвещённой Европы. Социальные низы являлись пассивным объектом воздействия философов.
Задачи философии:
-
1. выяснение, а затем объяснение людям их естественной способности к познанию, а, следовательно, и к покорению природы -
2. выработка методов познания общих оснований познавательного процесса -
3. ликвидация невежества и обскурантизма (враждебного отношения к науке) -
4. ликвидация социальной несправедливости, нищеты и тирании
Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натурфилософии. В тот же период имеют место попытки философии заново обосновать естествознание, соединив эксперимент и размышления как основу теоретического метода. В 17 веке интерес философии был направлен на вопросы познания - Ф. Бекон развивал учение о индукции, Декарт понятие метода в философии.
На первом плане проблемы гносеологии. Два основных направления философии:
-
1. Эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний. -
а) идеалистический (Беркин, Юм) Эмпирический опыт - совокупность ощущений и представлений, величина мира величине опыта. -
б) материалистический (Бекон, Гобсс) - источник чувственного опыта сущ. внешний мир. -
2. Рационализм (лат. разумный) выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности. Рационализм сформировался во главе с Декартом (1596-1650), Лейбницем, Спинозой.
Философия Нового времени охватывает период XVII-первой половины XIX века и делится на несколько этапов:
-
1. Просвещение XVII-начало XVIII веков, Эпоха Просвещения началась в Англии под влиянием научной революции 17 века, распространилась на Францию, Германию и Россию. Ее представители Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо. -
2. Немецкую классическую философию XVIII-первая половина XIX века. -
(или французский материализм я хз) это направление в философии, возродившее эпикуреизм, интерес к философии античности. Сформировался во Франции 17-18 вв. Его представители Ламетра, Гольбах, Гельвеций.
Новаторство -- важнейшая отличительная черта философии Нового времени по сравнению со схоластикой. Но следует особо подчеркнуть, что первые философы Нового времени были учениками неосхоластов. Однако они со всей силой своего ума, и души стремились пересмотреть, проверить на истинность и прочность, унаследованные знания.
19. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени.
Эмпиризм – философское направление, признающее чувственный опыт (совокупность ощущений) достоверным источником человеческого познания. Ф. Бэкон; Дж. Локк; Дж. Берлик; Д. Юм.
Рационализм – философское направление, признающее разум достоверным источником познания человека.
Р. Декарт; Б. Спиноза; Г. Лейбниц.
20. Философия Р. Декарта. (ОК2)
Основные идеи:
1. Обосновал ведущую роль разума в познании;
2. Выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;
3. Стал автором теории дуализма, пытаясь примирить материализм и идеализм;
4. Выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях».
Поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только РАЗУМ. Отсюда его знаменитый тезис:
«МЫСЛЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЮТ», предполагает превосходство умопостигаемого над чувственным.
Основополагающим понятием характеризующим сущность бытия является субстанция.
СУБСТАНЦИЯ – это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя.
Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:
1. Материальные (вещи); 2. Духовные (идеи).
Коренными свойствами (атрибутами) субстанций является:
1. Протяжение – для материальных;
2. Мышление – для духовных.
21. Рационалистическая философия Б. Спинозы и Г. В. Лейбница.
-
Главный источник знаний – разум -
Связь со средневековым реализмом -
Основа познаний – уяснение «врожденных идей» -
«Субстанция» - одна из основных категорий -
Дедуктивный метод, теоретическое познание -
Дедукция – выведения частного из общего
22. Британский эмпиризм 17–18 вв. (Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).
-
Знание – сила -
Развитие науки – залог будущего благоденствия человечества -
Достоверное знание невозможно и не нужно -
Стремление к нему порой даже вредно
23. Философия И. Канта.
Иммануил Кант – основоположник немецкой классической философии.Пытается примирить материализм и идеализм: признавал независимое существование объективного мира и внутреннего мира познающего субъекта.
Первый период – докритический: занятие естественными науками (гипотезы о возникновении Солнечной системы из газовой туманности, о существовании Большой Вселенной, т.е. галактик вне нашей Галактики, учение о замедлении – в результате приливов – суточного вращения Земли, об относительности движения и покоя).
Второй период – критический: изложена гносеологическая концепция, а именно анализ процесса познания с позиций агностицизма.
(Агностицизм – течение в философии, согласно которому мир – непознаваем)
Важнейшие произведения: «Критика чистого разума», «Критика практического разума»
24. Немецкий идеализм (Г. Фихте, Шеллинг, Г. Ф. В. Гегель).
-
Генетически-конструктивный диалектический метод; -
Системно-органическая целостность научного знания -
Энциклопедия философских наук, философия как абсолютная наука, принцип триадического развития -
Исследовалось проблема диалектического тождества мышления и бытия, субъекта и объекта -
Диалектика – учение о развитии, философы внесли вклад в разработку нравственных проблем, особенно проблем свободы человека.
25. Марксизм. (ОК2)
- интеллектуально-сконструированная политическая идеология, основанная на следующем:
-
Исторический материализм -
Диалектический характер развития мира -
Неприятие капитализма вследствие отчуждения рабочего от продукта труда; -
Классовая борьба ради искоренения частной собственности -
Пролетарская революция как разрешение противоречия между трудом и капиталом -
Достижение коммунизма в качестве идеала и цели развития общества.
26. Иррационалистическая философия XIX–XX вв. (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Шопенгауер – «Воля к жизни»
Ницше – «Воля к власти»
Неклассические, идеалистические течения в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму, внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю, созерцание, чувство, интуицию, мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное».