ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 186
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Природа и типы мировоззрения
2.Мировоззрение, его структура и функции.
3.Философия как особый тип мировоззрения.
4.Предмет, структура и функции философии.
7.Античная философия, ее сущность, основные черты и этапы развития.
8.Основные школы ранней греческой философии.
10. Философия Платона и Аристотеля.
11. Философские школы эпохи эллинизма: эпикуреизм.
15. Основные принципы средневековой христианской философии.
17. Основные проблемы средневековой философии.
18. Общая характеристика философии Нового времени.
19. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени.
20. Философия Р. Декарта. (ОК2)
21. Рационалистическая философия Б. Спинозы и Г. В. Лейбница.
22. Британский эмпиризм 17–18 вв. (Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).
28. Развитие философии в России: общая характеристика и основные этапы становления.
31. Философские идеи русских врачей-естествоиспытателей. (ОК2)
33. Философское понятие материи. Материализм и идеализм.
35. Философские проблемы пространства и времени.
36. Человек как философская проблема. Основные философские концепции человека.
37. Проблема смысла человеческого существования
38. Природа и структура сознания.
40.Природа знания и обоснования.
41. Проблема обоснования и скептицизм.
42. Источники знания и убеждения
45. Эмпирический уровень научного познания, его специфика и методы.
46. Теоретический уровень научного познания, его специфика и методы.
47. Основные модели развития науки.
48. Природа и структура общества.
50. Понятие государства. Основные философские концепции государства.
51. Россия как особая историко-культурная ценность.
1.Природа и типы мировоззрения
Типы мировоззрения
-
Обыденное
Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.
-
Мифологическое
Мифологическое мировоззрение основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью.
Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира.
-
Религиозное
Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жёсткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы с её точки зрения правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.
-
Философское
Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.
-
Научное
Научное мировоззрение основано на стремлении к построению наиболее объективной картины мира. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.
-
Гуманистическое
Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, его праве на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя.
2.Мировоззрение, его структура и функции.
Мировоззрение – совокупность убеждений.
Убеждение – отношение субъекта к какой-либо мысли как к истинной.
У мировоззрения человека есть три функции:
-
Познавательная — мировоззрение не только формируется из наших знаний, но и само дает нам знания. -
Ценностно-ориентационная — формирование у человека жизненных ценностей. -
Практическая — влияние на действия человека.
3.Философия как особый тип мировоззрения.
Философия - особая форма познания мира, форма общественного сознания, форма духовной деятельности, вырабатывающая систему теоретических знаний о наиболее общих принципах бытия, познания, о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, об отношении человека к миру и его месте в этом мире.
Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к их разрешению. Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, т.е. всю совокупность вопросов о происхождении мира и другие, а также весь объем позитивного (положительного, полезного) знания, которое на протяжении тысячелетий накапливало человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума, а не веры или вымысла.
4.Предмет, структура и функции философии.
Предмет философии
Слово «философия» переводится с греческого как «любовь» или «стремление к мудрости». Первым его стал употреблять древнегреческий философ Пифагор.
Сегодня философия означает область знания, изучающую наиболее общие свойства и структуру реальности, способы познания реальности и правильное к ней отношение.
Таким образом, можно сказать, что предметом философии является реальность в целом
Структура философии
-
Онтология — учение о бытии. -
Гносеология – учение о познании (знании). -
Этика – учение о морали. -
Эстетика – учение о прекрасном. -
Аксиология – учение о ценностях. -
Философская антропология – учение о человеке. -
Социальная и политическая философия – учение о правильном устройстве общества и государства. -
Философская логика – учение о правильном мышлении.
Функции философии
-
Мировоззренческая -
Гносеологическая -
Методологическая -
Критическая -
Воспитательная -
Прогностическая -
Проектировочная
Функции философии
Функции философии принято разделять на мировоззренческие и методологические.
К мировоззренческим функциям относятся:
- гуманистическая, которая состоит в том, что философия, не обещая человеку бессмертие, помогает ему в обретении смысла жизни;
- социально-аксиологическая выражается в том, что философия создает представления о ценностях и формирует общественные идеалы;
- культурно-воспитательная обеспечивает формирование гармонично-развитой личности
- объяснительно-информационная состоит в том, что философия обеспечивает разработку мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.
Среди методологических функций философии выделяют:
- эвристическую, заключающуюся в содействии приросту научных знаний и создании предпосылок для научных открытий;
- координирующую, состоящую в согласовании методов в процессе научных исследований;
- интегрирующую, обеспечивающую устранение разграничительных рубежей между различными науками и укрепление их естественных связей;
- логико-гносеологическую, состоящую в выработке философией собственного метода исследований.
5.Философия и наука.
Наука — это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.
Философия является учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.
При рассмотрении вопроса о взаимоотношении науки и философии имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации:
— является ли философия наукой;
— взаимодействие философии и частных (конкретных) наук;
— соотношение философии и вненаучного знания. Научного характера философии нельзя отрицать, она — наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.
Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук — конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои методы и законы, свой уровень обобщения знания, у философии же предметом анализа являются обобщения частных наук, т. е. философия имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. При этом уровень первичный приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача уровня вторичного — выявление более общих закономерностей и тенденций.
Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть, как положительным, так и отрицательным.
Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует:
— на первоначальные позиции ученого;
— его отношение к миру и познанию;
— на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.).
Философия и вненаучное знание
Вненаучное знание можно разделить:
— на заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, в которую входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т. д.;
— отношение философии и паранауки, некоторые авторы призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, магии, суеверий, астрологии и т. д., лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное больное общество. Они выступают за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества, потому что паранаука действительно выполняет некоторую психотерапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности.
В науке различают:
— эмпирический уровень исследования — направляется на непосредственно изучаемый объект и реализуется посредством эксперимента и наблюдения;
— теоретический уровень исследования — сконцентрирован вокруг обобщающих идей, принципов, законов, гипотез.
Наука имеет стремление к вершинам человеческого знания, дороги, ведущие к этим вершинам, составляют идеалы науки.
Идеалы науки — это экспериментальные и теоретические методы в науке, которые позволяют достигнуть максимально обоснованного и доказательного знания.