Файл: Распределительная логистика торговой фирмы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Одной из основных особенностей логистики распределения торгового предприятия является зависимость процесса распределения от целей и задач маркетинга.

Распределение зависит от многих факторов, таких как:

- Местонахождение складов, их удалённость от магазинов;

- Степень развития системы транспорта;

- Типы распределяемых товаров.

Если товар не высокой цены и не подвержен устареванию, то можно создавать некоторые запасы в магазинах. Если же товар дорогой или есть риск его устаревания, то принципы распределения должны быть другими. Создание запасов таких товаров обойдётся фирме очень дорого. Кроме того, при распределении такого вида товаров обычно приходится сталкиваться с их дефицитом, например, когда на рынок выходит новинка, предугадать спрос на нее довольно сложно, к тому же новинки стоят дороже в первые дни появления на рынке.

Так же к особенностям распределительной логистики также можно отнести то, что предприятие не может существовать без распределительной логистики, так как тогда не будет товарооборота.

Как правило, процесс розничной продажи в логистике не рассматривается, так как эффективность этого процесса зависит в основном от факторов, лежащих за пределами логистики.

Общая единая операция "фактического распределения" состоит из элементарных операций, которые в свою очередь могут быть объединены в комплексные (групповые) операции.

Для практического выполнения операций по физическому распределению продукции могут быть привлечены как соответствующие подразделения фирмы-производителя, занимающиеся сбытом, так и специализированные фирмы-посредники, занимающиеся выполнением тех или иных физических операций. Из соображений организационного и эксплуатационного удобства эти фирмы чаще всего выполняют несколько приведенных функций.

В соответствии с этим под физическим распределением понимается деятельность по планированию, организации и контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий к местам использования с целью удовлетворения требований потребителей и получения прибыли[10,стр.18].

Распределительная логистика основывается на следующих принципах:

1. Координация всех процессов товарооборота, начиная с начальных операций товаропроизводителя и заканчивая сервисом потребителя.

2. Интеграция всех функций управления процессами распределения готовой продукции и услуг, начиная с определения целей и заканчивая контролем.


3. Адаптация коммерческого, канального и физического распределения к постоянно меняющимся требованиям рынка и в первую очередь к запросам покупателей.

4. Системность как управление распределением в его целостности и взаимозависимости всех элементов сбытовой деятельности.

5. Комплексность, т.е. решение совокупности проблем, связанных с удовлетворением платежеспособного спроса покупателей.

6. Оптимальность как в соотношении частей системы, так и в режиме ее функционирования.

7. Рациональность как в организационной структуре, так и в организации управления.

Организованная в соответствии с перечисленными принципами распределительная логистика обладает такими свойствами, как синергизм и конгруэнтность.

Синергизм заключается в наличии комплексных функций, полнота реализации которых и позволяет получить свойства системы, которыми не обладают ее элементы[8,стр.21].

Конгруэнтность – соответствие элементов распределительной логистики между собой и с целями системы.

Развитие современной экономики показывает нарастающий интерес к роли сферы обращения и сбыта, отсюда возрастает значение распределительной логистики.

Основными задачами распределительной логистики являются:

1. Максимизация прибыли предприятия при более полном удовлетворении спроса потребителей;

2. Эффективное использование торгового аппарата предприятия за счет оптимальной загрузки торговых мощностей заказами потребителей.;

3. Рациональное поведение на рынке с учетом его постоянно меняющейся конъюнктуры.

Для решения поставленных задач следует придерживаться следующих правил:

1. Результатом распределительной логистики является удовлетворение спроса покупателей и извлечение прибыли предприятием, которое зависит в первую очередь от покупателей. При этом повлиять на решение покупателя, равно как и заставить его в условиях рыночной экономики покупать товар или услугу, распределительная логистика не может. Следовательно, результаты и ресурсы существуют только вне распределительной логистики.

2. В процессе продвижения товаров и услуг на рынок необходимо проводить оценку рыночных возможностей предприятия и максимальное использование его потенциальных преимуществ.

3. Для получения результатов распределительной логистики необходимо принимать решение, на каких направлениях сбытовой политики сконцентрировать ресурсы предприятия. Следовательно, ресурсы следует направлять на использование возможностей предприятия и рынка.


Для применения рассмотренных правил необходима соответствующая внешняя среда и внутренняя организация, знание методов эффективной организации распределительной логистики. Эти методы можно разделить на две группы: методы моделирования и методы мотивации.

Методы моделирования в распределительной логистике получили широкое применение в связи со сложностью сбытовой деятельности и необходимостью ее логического моделирования.

Методы мотивации направлены на развитие заинтересованности исполнителей путем формирования побудительных мотивов. Мотивация в общем случае - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Все методы мотивации в распределительной логистике можно объединить в две группы: материальные и социально-нравственные.

Главный показатель успешной деятельности предприятия – полученная прибыль. Основным направлением деятельности для увеличения прибыли считаются мероприятия, связанные с:

- созданием единой транспортно-складской системы (быстрая доставка до потребителя);

- выработкой оптимальных схем складирования и пополнения запаса.

При выборе оптимальной схемы товародвижения, предприниматель должен учитывать всю цепь прохождения до конечного потребителя. То есть должен учитывать минимальные сроки поставки, максимальный уровень сервиса, минимальные издержки, максимальный уровень получения прибыли[6,стр.39].

Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке поставщик - потребитель, начиная от момента постановки задачи реализации и заканчивая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. При этом основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками, решаемые в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю.

Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных методов сбыта и продажи заключается в следующем:

- подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга;

- системная взаимосвязь процесса распределения с процессами закупок (в плане управления материальными потоками);

- системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения.

1.3 Методики оценки эффективности распределительной логистики
Сбытовая деятельность предприятия неизменно сопровождается тем или иным уровнем затрат. Это и управленческие расходы, и заработная плата персонала службы сбыта, и стоимость ресурсов, необходимых для нормального функционирования службы сбыта.

Доходом от сбытовой деятельности предприятия, как и от маркетинговой деятельности в целом, выступает цена. Она является единственным элементом маркетинга-микс, приносящим доход, все остальные являются затратными. Но для определения эффективности сбытовой деятельности наиболее важными критериями являются выручка от продаж, прибыль от продаж, а также величина объема продаж.

Снижение постоянных затрат путем пересмотра процента производственных накладных расходов, административных и коммерческих расходов, отнесенных на каждый товар, приводит не только к простому перераспределению прибыли между различными товарами, но и к гибельным последствиям, так как на основании такого учета могут быть приняты решения о снятии с производства прибыльных товаров и, напротив, оказана поддержка нерентабельной продукции.

Таким образом, основная проблема оценки эффективности сбытовой деятельности заключается в сложности идентификации дохода, полученного от реализации конкретного мероприятия или группы мероприятий.

Оценка эффективности сбытовой деятельности определяется как отношение дополнительной прибыли от реализации маркетинговых мероприятий к затратам на эти мероприятия.

Главная проблема состоит в выделении той самой дополнительной прибыли и определение того, действительно ли она получена благодаря мероприятиям, а не каким-то другим факторам. Таким фактором может являться распределительная логистика.

Эффективность сбытовой деятельности часто также ассоциируется с ростом объемов прибыли или с ростом рентабельности. Но более высокая прибыль может быть получена только за счет повышения цены, а это грозит предприятию значительной потерей доли рынка.

Основными принципами организации эффективного сбыта являются:

– Обеспечение высокой гарантии сбыта;

– Ориентация производства на удовлетворение потребностей рынка;

– Рациональное использование собственных, заёмных, арендных ресурсов;


– Максимизация прибыли.

Таким образом, чтобы правильно организовывать, регулировать и контролировать сбытовую деятельность предприятия, необходимо постоянно проводить анализ результатов работы предприятия по реализации продукции.

Фирмы стремятся различными средствами и путями повысить эффективность управления логистикой, например, ориентированием на достижение намеченных целей, повышением заинтересованности сотрудников, использованием аналитических средств.

Ориентирование на достижение намеченных целей предполагает использование технических систем инжиниринга для проектного планирования и контроля результатов принятых решений. Такие системы существуют в виде пакетов и компьютерных программ. В настоящее время разработаны системы по конкретным направлениям деятельности отдельных служб предприятия: «рабочее место бухгалтера», «рабочее место менеджера».

Повышение заинтересованности сотрудников предполагает мотивацию к наилучшему выполнению доверенной работы. Важно создать нормальный жизненный и рабочий микроклимат в коллективах, чему способствует удовлетворение работой, поощрение за оригинальность принятых решений, за добросовестный труд и преданность фирме.

Использование аналитических средств позволяет моделировать процессы - экономические (происходившие ранее на фирме, а также опыт других компаний), имитационные (ситуации, которые возможно возникнут в будущем, и варианты выхода из этих ситуаций). Экономические и имитационные модели должны быть легко доступны сотрудником фирмы и разработаны в виде компьютерных программ.

В повышении эффективности управления службой логистики на фирме значительную роль играет и соблюдение перечисленных ранее стандартов. Путем сопоставления их с полученными результатами в количественном выражении, сравнением с планируемыми оценивается деятельность сотрудников службы логистики.

Методические подходы к повышению эффективности логистической деятельности предприятия. В современных условиях можно выделить три подхода к повышению эффективности логистической деятельности предприятия.

Первый - усиление взаимодействия между различными функциональными звеньями за счет улучшения различных экономических механизмов, использование которых выступает как один из основных путей обеспечения координации между различными функциональными областями в пределах предприятия.

Второй - достижение необходимого уровня координации через организационные преобразования в структуре управления предприятием.