Файл: Прошков А.Ф. Машины для производства химических волокон. Конструкции, расчет и проектирование учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 262
Скачиваний: 3
В сечении /— / прикладываем единичную силу Р г и единичный
момент |
М |
для |
определения |
коэффициентов влияния |
соответ |
|||||
ственно аи , |
Ьп и ап , |
ßu ; находим прогибы и углы поворота |
балки |
|||||||
|
|
|
|
|
в сечении |
I— I. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При приложении единичной |
||||
|
|
|
|
|
силы в сечении |
/— / для |
сече |
|||
|
|
|
|
|
ния II— II |
можно записать |
||||
|
|
|
|
|
|
Ely" = Р хх — X. |
|
|||
|
|
|
|
|
|
Интегрируя дважды, полу |
||||
|
|
|
|
|
чим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
E l y ' = |
сл\ |
|
||
|
|
|
|
|
|
Ely |
|
' С1Х “Ь С2> |
||
|
|
|
|
|
где y' — |
— угол |
поворота |
|||
|
|
|
|
|
сечения балки |
(.у — прогиб). |
||||
|
|
|
|
|
|
При X |
= I |
прогиб |
у = у ' - |
|
Рис. 29. |
Схемы к определению коэф |
= |
0. Следовательно, сх; |
JL- |
||||||
фициентов влияния: |
|
|
|
Is |
|
|
|
2 ’ |
||
а — весомая балка; 6 — рассчетная схема |
q |
|
|
|
|
|||||
= __# |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
При X = 0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
, _ |
_ |
р . |
|
|
|
|
|
|
|
|
У — а п — 2ЕІ ’ |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
__ |
_ |
Is |
|
|
|
|
|
|
|
|
У — аи — ЗЕІ • |
|
|
|
|
||
При приложении единичного момента в сечении /— I для се |
||||||||||
чения |
II— II можно |
записать: |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
Ely" = Мх? = х°; |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
Ely' = X + Сі, |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
Ely = -7)-Jr c1x + c2. |
|
|
|
|
||
Отсюда |
при |
X — I найдем |
сг = |
— I и c2 = |
P |
|
|
|||
2 |
|
|
||||||||
|
|
|
|
У — Ь-.11 |
P . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 E l ’ |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
У = ßu = |
~ßf • |
|
|
|
|
48
Для схемы, приведенной на рис. |
30, тем же способом найдем: |
||
“ 11 |
l \ + k l \ _ |
||
3E I |
’ |
||
|
|||
«11 = |
31?+ 2/^2 |
||
6£7 |
|
||
|
|
||
^ll |
Ъі\ + 2k k |
||
6E I |
|
||
ßll = |
3к + |
/, |
|
3E I |
’ |
||
|
где Іх— длина консоли; /2 — длина пролета.
Как следует из расчета, гироскопические моменты вызывают колебания вращающегося вала в двух плоскостях. В результате сложения этих колебаний изогнутая ось вала вращается с угловой
скоростью, равной круговой ча |
|
|
|
и |
|||
стоте р собственных колебаний, при |
|
|
|
||||
чем эта частота для прямого вращения |
|
|
|
р=і |
|||
оси больше, а для обратного |
враще |
/К |
ж |
|
|||
ния меньше частоты колебаний при |
|
||||||
|
|
|
|
||||
со = 0. |
|
|
|
|
|
|
|
Если нельзя пренебрегать мас |
РисД^0' Схема к определению |
||||||
сой вала, то при составлении урав- |
|
||||||
нении деформации вала необходимо |
|
|
|
|
|||
привести распределенную массу вала |
|
учесть составляющие |
сил |
||||
к точке закрепления диска, |
а |
затем |
|||||
„ |
( |
тпр |
d 2x\y |
; |
d 2T]2 \ |
|
|
инерции приведенной массы |
( |
|
|
тпр —ф- J . |
|
||
Влияние податливости опор |
на |
|
критическую скорость |
вала |
(балки). Рассмотрим балку, свободно лежащую на двух опорах А и В, одна из которых — опора В — подпружинена (рис. 31). Как и выше, найдем коэффициенты влияния при приложении еди ничной силы и единичного момента в сечении I—/.
Предварительно следует определить поочередно реакции в опо рах А и В от единичной силы (Ra и Rb) и единичного момента
(Я ? и R$):
Rр к ~Ь к . в —
к ’
Т)Р к . |
г>м пм . 1 |
Ка -------- 7—у |
АА — AB — -7- |
‘2 |
|
Под действием реакции RBпружина дает осадку ув : при |
= 1 |
|||
|
|
кк~ к . |
|
|
при Мі = 1 |
|
kk |
’ |
|
пМ |
1 |
|
|
|
|
|
|
||
Ув |
А В |
|
|
|
к |
kk |
’ |
|
49
здесь k — коэффициент податливости опоры {Hk — податливость
опоры); |
/ х и / 2 — длина соответственно консоли |
и пролета. |
Из |
подобных треугольников найдем коэффициенты влияния |
|
|
с учетом |
только осадки |
|
упругой |
опоры: |
р,=1
*А~\г
d”=L j О ”;-'
\RH + ■
|
^1+^2 |
_ |
|
0 1 1 = у в- . |
|
||
|
12 |
|
|
{к + к)2 . |
|
||
|
Ы\ |
|
|
ац |
^1+^2 . |
||
klі2 ’ |
|||
к + к |
|||
и• _ „ |
к + к |
|
|
ші — Ув |
— г — |
|
|
|
*9 |
|
к + к klfl ’
Рис. 31. Схема к |
определению коэффициентов |
Ц1 |
kl^ |
влияния с учетом |
податливости опор |
|
Если к деформациям опор добавить упругие деформации вала, то получим общие коэффициенты влияния:
„общ _ „ |
, „ » _ * ! |
+ Ѵг , |
(к + |
к)2 . |
||||
<Хц |
— й \ \ |
й \ \ |
— ---- |
7^-рГ-г------ - |
|
kli |
||
|
|
|
|
|
3El |
|
||
Мбщ |
_ |
I |
* |
а |
|
к + к . |
||
3ij + 2 к к |
1 |
|||||||
ац |
|
— осц-f-ац — — ggrj------ |
|
^2— > |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
kl\ |
иобщ _ . |
,. _ 3/1 + 2 І \ к |
|
і г + /2 . |
Оц = On -j- Оц = -------------- |
1-----— , |
||
|
|
|
Ы\ |
ßif14 = |
ßii -f- ßii = |
—Ь |
• |
Зная общие коэффициенты влияния и применяя метод сил, найдем зависимость деформации конца консоли от действующих сил, а затем и уравнение частот.
Из выражений для коэффициентов влияния следует, что по датливость опор существенно влияет на частоту колебаний, причем чем больше податливость, тем меньше частота колебаний системы.
50
Влияние подшипников на критическую скорость вала. Крити ческая скорость вала зависит от вида, количества и качества под шипников. От этих факторов зависит и расчетная схема упругой системы.
При определении критической скорости многоопорного вала на подшипниках скольжения можно принять следующие варианты расчетной схемы упругой системы: 1) вал свободно лежит на всех опорах; 2) на части опор вал лежит свободно, а в остальных зажат; 3) вал зажат во всех опорах.
При расчете критической скорости следует учитывать, что один и тот же вал при эксплуатации может работать по любому виду расчетной схемы, так как положение вала зависит от точности из готовления его и подшипников, качества сборки, величины зазо ров в подшипниках (которая увеличивается при износе), кон структивного исполнения опор и станин, и т. д. Поэтому, чтобы избежать возможных ошибок, необходимо определять критические скорости вала для так называемых крайних расчетных схем, даю щих наименьшую и наибольшую критические скорости. Эти ско рости ограничивают зону возможных критических скоростей. Такими крайними являются схемы первая и третья.
Под термином свободно лежащего вала следует понимать такое его расположение, при котором опоры (подшипники) практически не препятствуют повороту сечений вала, находящихся в пределах этих опор. В таких случаях деформация одного пролета вала пе редается на все остальные.
Если опоры (подшипники) препятствуют повороту сечений, находящихся в пределах этих опор, то вал считают зажатым в этих опорах. В таких случаях деформация любого пролета не пере дается на соседние.
Однорядные шарикоподшипники и сферические подшипники не препятствуют повороту сечений вала, поэтому вал, имеющий две опоры с такими подшипниками, можно рассматривать как свободно лежащий на двух опорах.
Срединные шарикоподшипниковые опоры могут соответство вать частичной заделке. Прочность заделки зависит от длины про летов, величины нагрузки, качества монтажа и т. д.
Подшипники скольжения в зависимости от их длины и величины кинематического зазора могут относиться как к свободным опорам, так и к заделке.
При нормальных кинематических зазорах и длине подшипника I ^ (3-н 4) d (где d — диаметр шейки вала) считают, что вал в таких опорах зажат. Если длина I подшипника меньше указанной ве личины, то при нормальных и увеличенных зазорах такие под шипники относят к свободным опорам.
Концевые опоры часто являются свободными, особенно при увеличенных зазорах.
При расчете на вибрацию многоопорных валов особое внима ние следует уделять пролетам, на которых закреплены большие
4* |
51 |