Файл: Прошков А.Ф. Машины для производства химических волокон. Конструкции, расчет и проектирование учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 262

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В сечении /— / прикладываем единичную силу Р г и единичный

момент

М

для

определения

коэффициентов влияния

соответ­

ственно аи ,

Ьп и ап ,

ßu ; находим прогибы и углы поворота

балки

 

 

 

 

 

в сечении

II.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При приложении единичной

 

 

 

 

 

силы в сечении

/— / для

сече­

 

 

 

 

 

ния II— II

можно записать

 

 

 

 

 

 

Ely" = Р хх — X.

 

 

 

 

 

 

 

Интегрируя дважды, полу­

 

 

 

 

 

чим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

E l y ' =

сл\

 

 

 

 

 

 

 

Ely

 

' С1Х “Ь С2>

 

 

 

 

 

где y' —

— угол

поворота

 

 

 

 

 

сечения балки

(.у — прогиб).

 

 

 

 

 

 

При X

= I

прогиб

у = у ' -

Рис. 29.

Схемы к определению коэф­

=

0. Следовательно, сх;

JL-

фициентов влияния:

 

 

 

Is

 

 

 

2 ’

а — весомая балка; 6 — рассчетная схема

q

 

 

 

 

= __#

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

При X = 0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

, _

_

р .

 

 

 

 

 

 

 

 

У — а п — 2ЕІ

 

 

 

 

 

 

 

 

__

_

Is

 

 

 

 

 

 

 

 

У — аи — ЗЕІ •

 

 

 

 

При приложении единичного момента в сечении /— I для се­

чения

II— II можно

записать:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ely" = Мх? = х°;

 

 

 

 

 

 

 

 

Ely' = X + Сі,

 

 

 

 

 

 

 

 

Ely = -7)-Jr c1x + c2.

 

 

 

 

Отсюда

при

X — I найдем

сг =

— I и c2 =

P

 

 

2

 

 

 

 

 

 

У — Ь-.11

P .

 

 

 

 

 

 

 

 

2 E l

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У = ßu =

~ßf •

 

 

 

 

48


Для схемы, приведенной на рис.

30, тем же способом найдем:

“ 11

l \ + k l \ _

3E I

 

«11 =

31?+ 2/^2

6£7

 

 

 

^ll

Ъі\ + 2k k

6E I

 

ßll =

3к +

/,

3E I

 

где Іх— длина консоли; /2 — длина пролета.

Как следует из расчета, гироскопические моменты вызывают колебания вращающегося вала в двух плоскостях. В результате сложения этих колебаний изогнутая ось вала вращается с угловой

скоростью, равной круговой ча­

 

 

 

и

стоте р собственных колебаний, при­

 

 

 

чем эта частота для прямого вращения

 

 

 

р=і

оси больше, а для обратного

враще­

ж

 

ния меньше частоты колебаний при

 

 

 

 

 

со = 0.

 

 

 

 

 

 

 

Если нельзя пренебрегать мас­

РисД^0' Схема к определению

сой вала, то при составлении урав-

 

нении деформации вала необходимо

 

 

 

 

привести распределенную массу вала

 

учесть составляющие

сил

к точке закрепления диска,

а

затем

(

тпр

d 2x\y

;

d 2T]2 \

 

инерции приведенной массы

(

 

 

тпр —ф- J .

 

Влияние податливости опор

на

 

критическую скорость

вала

(балки). Рассмотрим балку, свободно лежащую на двух опорах А и В, одна из которых — опора В — подпружинена (рис. 31). Как и выше, найдем коэффициенты влияния при приложении еди­ ничной силы и единичного момента в сечении I—/.

Предварительно следует определить поочередно реакции в опо­ рах А и В от единичной силы (Ra и Rb) и единичного момента

(Я ? и R$):

Rр к к . в —

к

Т)Р к .

г>м пм . 1

Ка -------- 7—у

АА AB -7-

‘2

 

Под действием реакции RBпружина дает осадку ув : при

= 1

 

 

кк~ к .

 

при Мі = 1

 

kk

 

пМ

1

 

 

 

 

 

Ув

А В

 

 

к

kk

 

49



здесь k — коэффициент податливости опоры {Hk — податливость

опоры);

/ х и / 2 — длина соответственно консоли

и пролета.

Из

подобных треугольников найдем коэффициенты влияния

 

с учетом

только осадки

 

упругой

опоры:

р,=1

*А~\г

d”=L j О ”;-'

\RH + ■

 

^1+^2

_

0 1 1 = у в- .

 

 

12

 

{к + к)2 .

 

 

Ы\

 

ац

^1+^2 .

klі2 ’

к + к

и• _ „

к + к

 

ші — Ув

— г —

 

 

*9

 

к + к klfl

Рис. 31. Схема к

определению коэффициентов

Ц1

kl^

влияния с учетом

податливости опор

 

Если к деформациям опор добавить упругие деформации вала, то получим общие коэффициенты влияния:

„общ _ „

, „ » _ * !

+ Ѵг ,

(к +

к)2 .

<Хц

й \ \

й \ \

— ----

7^-рГ-г------ -

 

kli

 

 

 

 

 

3El

 

Мбщ

_

I

*

а

 

к + к .

3ij + 2 к к

1

ац

 

— осц-f-ац — — ggrj------

 

^2— >

 

 

 

 

 

 

 

 

kl\

иобщ _ .

,. _ 3/1 + 2 І \ к

 

і г + /2 .

Оц = On -j- Оц = --------------

1-----— ,

 

 

 

Ы\

ßif14 =

ßii -f- ßii =

—Ь

Зная общие коэффициенты влияния и применяя метод сил, найдем зависимость деформации конца консоли от действующих сил, а затем и уравнение частот.

Из выражений для коэффициентов влияния следует, что по­ датливость опор существенно влияет на частоту колебаний, причем чем больше податливость, тем меньше частота колебаний системы.

50


Влияние подшипников на критическую скорость вала. Крити­ ческая скорость вала зависит от вида, количества и качества под­ шипников. От этих факторов зависит и расчетная схема упругой системы.

При определении критической скорости многоопорного вала на подшипниках скольжения можно принять следующие варианты расчетной схемы упругой системы: 1) вал свободно лежит на всех опорах; 2) на части опор вал лежит свободно, а в остальных зажат; 3) вал зажат во всех опорах.

При расчете критической скорости следует учитывать, что один и тот же вал при эксплуатации может работать по любому виду расчетной схемы, так как положение вала зависит от точности из­ готовления его и подшипников, качества сборки, величины зазо­ ров в подшипниках (которая увеличивается при износе), кон­ структивного исполнения опор и станин, и т. д. Поэтому, чтобы избежать возможных ошибок, необходимо определять критические скорости вала для так называемых крайних расчетных схем, даю­ щих наименьшую и наибольшую критические скорости. Эти ско­ рости ограничивают зону возможных критических скоростей. Такими крайними являются схемы первая и третья.

Под термином свободно лежащего вала следует понимать такое его расположение, при котором опоры (подшипники) практически не препятствуют повороту сечений вала, находящихся в пределах этих опор. В таких случаях деформация одного пролета вала пе­ редается на все остальные.

Если опоры (подшипники) препятствуют повороту сечений, находящихся в пределах этих опор, то вал считают зажатым в этих опорах. В таких случаях деформация любого пролета не пере­ дается на соседние.

Однорядные шарикоподшипники и сферические подшипники не препятствуют повороту сечений вала, поэтому вал, имеющий две опоры с такими подшипниками, можно рассматривать как свободно лежащий на двух опорах.

Срединные шарикоподшипниковые опоры могут соответство­ вать частичной заделке. Прочность заделки зависит от длины про­ летов, величины нагрузки, качества монтажа и т. д.

Подшипники скольжения в зависимости от их длины и величины кинематического зазора могут относиться как к свободным опорам, так и к заделке.

При нормальных кинематических зазорах и длине подшипника I ^ (3-н 4) d (где d — диаметр шейки вала) считают, что вал в таких опорах зажат. Если длина I подшипника меньше указанной ве­ личины, то при нормальных и увеличенных зазорах такие под­ шипники относят к свободным опорам.

Концевые опоры часто являются свободными, особенно при увеличенных зазорах.

При расчете на вибрацию многоопорных валов особое внима­ ние следует уделять пролетам, на которых закреплены большие

4*

51