Файл: Вопросы для проверки знаний.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание


Перечень знаний и умений студентов..……………………………………….2

Определение терминов, основные законы роста детей……………………...3

Изменение основных антропометрических показателей в процессе

роста и развития детей……………………………………………..…………..4

Возрастные периоды и формирование возрастных групп…………………..7

Методика исследования физического развития………………….…………..9

Методика антропометрических измерений…………………………………10

Методы оценки физического развития……………………………………...15

- Оценка по таблицам стандартов центильного типа

(центильный метод)………………………………………………….16

- Оценка методом эмпирических формул (эмпирический метод).....20

- Оценка по таблицам стандартов сигмального типа

(сигмальный метод)…………………………………………………..26

- Оценка процентного соотношения антропометрических

показателей от средней величины………………………………...…27

Оценка состояния питания ………………….…………………………………...30

Оценка пропорциональности телосложения……...……………………...……..32

Понятие об индексах физического развития………………..……….…….........35

Возрастные типы телосложения у детей…………………………………..........37

Поверхность тела……………………………………………………….…….…. 39

Понятие о конституции………………………………………………..………... 40

Биологический возраст………………………………………………….…........ 41

Нарушения роста и массы тела у детей………………………………….……...43

Типовые ситуационные задачи (примеры решения)…………………………..48

Вопросы для проверки знаний ………………………….……………….……...54

Задачи для самоподготовки …………...………………………………………..55

Рекомендуемая литература ……………………………………………….…….59

Приложение (таблицы стандартов перцентильного типа)………………….…60

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ



Цель занятия – освоить методику оценки физического развития детей различного возраста.

Студент должен знать:

  1. Определение терминов «физическое развитие», «рост».

  2. Основные законы роста детей и подростков.

  3. Факторы, определяющие рост детей.

  4. Изменение длины и массы тела до и после рождения ребенка.

  5. Возрастные изменения пропорций тела детей и подростков.

  6. Методику исследования физического развития детей.

  7. Методику антропометрических измерений и оценки каждого показателя.

  8. Методы оценки физического развития.

  9. Методику оценки состояния питания.

  10. Методику оценки пропорциональности телосложения. Некоторые индексы физического развития (индекс Кетле-I, ИМТ Кетле-II, индекс Тура).

  11. Возрастные типы телосложения, основные морфотипы конституции.

  12. Площадь поверхности тела, ее возрастные изменения у детей, значение этого показателя.

  13. Изменения длины и массы тела при заболеваниях (низкорослость, высокорослость, недостаточность и избыточность массы).

  14. Понятие о биологическом возрасте и критериях его оценки в различных возрастных группах детей и подростков.



Студент должен уметь:

  1. Собрать анамнез жизни, отражающий этапы физического развития и выделить факторы риска, влияющие на физическое развитие.

  2. Определить возрастную группу ребёнка.

  3. Визуально оценить физическое развитие, учитывая длину тела, массу, пропорции телосложения, развитие костяка, мышц, состояние питания; у детей раннего возраста – психомоторные навыки, у более старших детей – физическую дееспособность.

  4. Провести антропометрические измерения длины и массы тела, окружностей головы и груди, верхнего и нижнего сегментов тела и их соотношение, средней точки тела и других показателей для оценки физического развития и пропорций телосложения.

  5. Оценить антропометрические показатели, пользуясь различными методами (по перцентильным таблицам стандартов, по расчету процентного соотношения показателя от среднего значения, по ориентировочным эмпирическим формулам).

  6. Дать оценку уровня физического развития ребенка и его гармоничности, определить возрастной тип телосложения, морфотип конституции.

  7. При выявлении отклонений физического развития предположить возможные причины. Рассчитать степени недостаточности и избыточности массы, степень отставания роста.

определение терминов, основные законы роста детей
Определение терминов

Физическое развитие – комплекс морфофункциональных свойств организма, который определяет запас его физических сил. Рост – это наследственно запрограммированный процесс увеличения линейных и объемных размеров тела и его частей при оптимальном поступлении ингредиентов питания и благоприятных условиях окружающей среды. Применительно к детям физическое развитиеэто динамический процесс роста, процесс обусловленного возрастом изменения размеров тела, типа телосложения, внешнего облика, мышечной силы, работоспособности детского организма.

Динамическое наблюдение за физическим развитием ребенка позволяет не только выявить индивидуальные особенности роста и развития, но и быть в определенной степени критерием состояния здоровья ребенка. Относительная простота методов контроля происходящих процессов роста определяет их практическое значение. Нарушения темпов роста и развития ребенка свойственны многим заболеваниям детского возраста, а также могут возникать при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды. Они являются показанием для проведения углубленного обследования ребенка. Таким образом, контроль роста и развития детей является одним из основных разделов профессиональной работы врача-педиатра.


Характеристика физической дееспособности в значительной степени коррелирует с возрастом и степенью биологической зрелости, поэтому, оценивая физическое развитие, можно судить о качестве и темпах развития ребенка в целом. Таким образом, физическое развитие, отражая биологическое созревание ребенка, является одним из критериев оценки биологического возраста детей и подростков (см. раздел «Биологический возраст»).

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ РОСТА ДЕТЕЙ


  1. Рост – отражение системного процесса развития.

  2. Замедление скорости роста с возрастом.

  3. Рост ребенка – ступенчатый процесс: периоды ускорения сменяются периодами замедления.

  4. Рост подчинен аллометрическому правилу – непропорциональность роста отдельных частей тела.

  5. Половая специфичность темпов роста.

  6. Краниокаудальный градиент роста – дистальные сегменты тела растут с большей скоростью, чем проксимальные.

Рост определяется генетической программой, но есть факторы, которые могут изменять программу роста.

Факторы, влияющие на рост детей


  1. Генетические.

  2. Средовые:

  • питание;

  • двигательная активность;

  • достаточность сна;

  • климатогеографические условия;

  • социально-экономические условия;

  • эмоциональное состояние;

  • острые и хронические заболевания.

  1. Трудноклассифицируемые


Изменение основных антропометрических

показателей в процессе роста и развития детей

Рост (длина тела) один из главных показателей, отличающийся стабильностью и отражающий в определенной мере уровень биологической зрелости организма. Нарушения роста позволяют заподозрить наличие заболеваний или недостаточное питание ребенка. Рост ребенка – это ступенчатый процесс: периоды ускорения сменяются периодами замедления, а скорости линейного и объемного роста всего тела и его частей не совпадают по времени.

Длина тела при рождении колеблется (3-97 центили): у мальчиков – от 46,5 см до 55 см; у девочек – от 46 см до 54 см, составляя в среднем 50-52 см. У зрелого доношенного ребенка длина тела при рождении не должна быть ниже 45 см.

После рождения рост неуклонно нарастает, но скорость роста в различные возрастные периоды отличается. Наиболее интенсивно ребенок растет на 1-ом году жизни – прирост за год составляет около 25 см., а длина тела к концу 1-го года жизни достигает в среднем 75 см. У ребенка
1-го года жизни важно помнить ежемесячные приросты длины тела, которые составляют: в I-м квартале (0-3 мес.) по 3 см – всего 9 см; во II-м квартале (3-6 мес.) – по 2,5 см – всего 7,5 см; в III-м (6-9 мес.) – по 1,5-2 см всего 4,5-6 см; в IV-м (9-12 мес.) – по 1 см – всего 3 см. За 2-ой год рост увеличивается на 12-13 см, за 3-ий и 4-ый годы – на 7-8 см соответственно. Затем средние приросты составляют по 5-6 см за год. Однако наблюдаются периоды, когда годовые прибавки роста превышают средние величины. Такие периоды получили название «вытяжения» или «вытягивания».

Ранее считалось, что у растущих детей существует два периода вытяжения, когда ежегодный прирост может увеличиваться до 10-12 см. Первый – в возрасте 4-6 лет у мальчиков и в 6-7 лет у девочек, и второй – в пубертатном периоде: в 13-16 лет у мальчиков и в 10-12 лет у девочек (пубертатный скачок роста). Однако исследования последнего времени свидетельствуют о том, что в процессе нормального роста существуют несколько циклов «вытяжения» - «округления». Эти циклы чередуются с интервалом приблизительно 2 года. Ускорение роста в 6-7 лет и в пубертатном периоде особенно заметны. Но в отличие от других периодов ускорения роста, когда преобладает рост длины тела, в пубертатном периоде отмечается определенная согласованность «вытяжения» и «округления» тела, причем последняя выражена в гораздо большей степени у девочек, чем у мальчиков. Прекращение роста происходит у юношей к 18-19 годам, у девушек – к 16-17 годам.

Масса тела в отличие от роста показатель более лабильный, сравнительно быстро меняющийся при воздействии экзо- и эндогенных факторов. При патологических состояниях, особенно при недостаточном питании, приросты массы тела изменяются раньше, чем приросты длины тела, окружности груди, а для детей раннего возраста и приросты окружности головы. Поэтому в обычной медицинской практике измерения массы тела проводятся гораздо чаще, чем других показателей, а при заболеваниях, особенно детей раннего возраста, проводится еженедельный или даже ежедневный контроль массы тела.

Масса тела при рождении колеблется (3-97 центили): у мальчиков – от 2700 г до 4200 г; у девочек – от 2600 г до 4100 г, составляя в среднем у мальчиков 3400 г, у девочек 3300 г. У зрелого доношенного ребёнка масса тела при рождении не должна быть ниже 2500 г.

После рождения масса тела начинает уменьшаться, достигая максимума потери на 3-4 день жизни. При благополучном течении беременности и родов, оптимальных условиях вскармливания (раннее прикладывание к груди матери после родов, режим «свободного» вскармливания) потеря массы не должна превышать 6% и у большинства детей составляет 3-6%. Допустимыми колебаниями считают 3-10%, потеря больше 10% свидетельствует о возможной патологии ребенка. Потерю массы в первые дни жизни называют «физиологической», так как она отмечается у всех детей и обусловлена адаптацией ребенка к внеутробной жизни. Основной ее причиной является дегидратация (70-75% от потери массы) – потеря воды с дыханием и через кожу в условиях недостаточного поступления жидкости с молоком матери в первые дни жизни. Кроме того, имеет значение выделение первичной мочи и мекония (15-20%), срыгивания выделениями родовых путей матери (3-5%), удаление остатка пуповины.


С 4-6 дня жизни масса начинает нарастать и достигает массы при рождении у большинства детей (80%) к 7-10 дню жизни, а у остальных к 10-14 дню. Более позднее восстановление массы считается патологическим и требует выяснения причины.

Далее масса тела детей неуклонно нарастает с наибольшими темпами на первом году жизни и в пубертатном периоде. Средняя ежемесячная прибавка массы в I-ом полугодии жизни составляет 800 г, во II-ом – 400 г. Исключением является только прибавка за 1-ый месяц жизни, которая может составить 600 г и даже меньше, что связано с адаптацией новорожденного ребенка. Нередко за 2-ой месяц ребенок прибавляет 1 кг. Ежедневная прибавка массы в I полугодии жизни в среднем составляет 25-30 г. К 6 месяцам масса достигает в среднем 8 кг, а к 1 году – 10-10,5 кг. В дальнейшем темпы нарастания массы уменьшаются: за 2-ой год жизни прибавка составляет 3-4 кг, а затем до 10 лет ребенок прибавляет по 2-3 кг в год. В препубертатном и пубертатном возрасте прибавка массы увеличивается до 4-5 кг, а иногда до 5-8 кг в год.

Наряду с периодами вытяжения выделяют периоды «округления» ребенка. Наиболее заметны период первого «округления» (первой полноты) в 1-3 года и период второго «округления» (второй полноты), который совпадает с торможением нарастания длины тела после первого вытяжения, то есть в 7-10 лет.

Наблюдение за изменением окружности головы является важной частью врачебного контроля развития ребенка, так как отражает рост головного мозга. Особенно важна оценка изменений на 1-ом году жизни с точки зрения диагностики таких заболеваний как микро- и гидроцефалия.

При рождении окружность головы в среднем равна 34 -36 см. Наиболее интенсивный прирост отмечается на 1-ом году жизни: в первую четверть года окружность головы увеличивается на 2 см за 1 мес., то есть всего на 6 см; во вторую четверть года – на 1 см за мес., то есть всего на 3 см; во втором полугодии – на 0,5 см за мес., то есть всего на 3 см. Таким образом, к концу 1-го года окружность головы составляет 46-47 см. Далее до 5 лет окружность головы увеличивается приблизительно на 0,75-1 см за год, достигая к 5 годам 50-52 см, а от 5 до 15 лет – приблизительно на 0,5 см за год. К 15-17 годам окружность головы достигает показателей взрослого человека – 55-58 см у мальчиков и 53-56 см у девочек. Окружность головы у девочек несколько меньше, чем у мальчиков во все возрастные периоды. Известна тесная взаимосвязь окружности головы у ребенка и родителей. Поэтому при обнаружении изменений окружности головы у ребенка следует измерить окружность головы у родителей.