Файл: Вопросы для проверки знаний.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Окружность грудной клетки является одним из основных антропометрических показателей для оценки изменений пропорций тела с возрастом, возрастного типа телосложения, типа конституции. Окружность грудной клетки тесно связана с развитием подкожно-жировой клетчатки, поэтому легко увеличивается или уменьшается при нарушениях питания ребенка, особенно у детей младших возрастных групп, а у старших – скорее отражает развитие дыхательной системы и мышц. Окружность грудной клетки при рождении на 1-2 см меньше, чем окружность головы и составляет 33-36 см. К 2-4 мес. эти показатели сравниваются и в дальнейшем нарастание окружности грудной клетки опережает темпы нарастания окружности головы. В 1 год окружность грудной клетки равна 47-50 см, в 5 лет – 55-56 см, в 10 лет – 65-67 см, в 15 лет – около 80 см, приближаясь к показателю взрослых.

Окружность живота величина крайне изменчивая и в значительной мере зависит от упитанности, тонуса мышц, конституции, двигательной активности ребенка. У здоровых детей до 6 месяцев жизни окружность живота несколько больше окружности грудной клетки, а у детей после 6 месяцев – меньше. Окружность живота приблизительно составляет: на 1-ом году жизни – 40-43 см; в 5 лет – 50-52см; в 15 лет – 65см.

Возрастные периоды и формирование возрастных групп
возрастные периоды

Различные возрастные периоды развития детей характеризуются различной скоростью роста. В соответствии с отечественными разработками и рекомендациями ВОЗ в педиатрии выделяют следующие возрастные периоды, отражающие этапы роста и развития.

  • Период новорожденности (неонатальный) – первые 4 нед жизни.

  • Период грудного возраста (младенческий) – от 1 мес до 1 года.

  • Период раннего возраста – от 1 до 3 лет.

  • Период дошкольный (первое детство) – от 3 до 7 лет.

  • Период младшего школьного возраста (второе детство) – от 7 до 12 лет.

  • Период подростковый: девочки – 12-15 лет; мальчики – 13-16 лет.

  • Период юношеский: девушки – 16-20 лет; юноши – 17-21 год.

Для оценки физического развития проводятся регулярные осмотры и измерения детей с частотой, определяющейся принадлежностью к возрастному периоду: в грудном возрасте – 1 раз в мес; в раннем возрасте – 1 раз в 3 мес; в дошкольном возрасте – 1 раз в 6 мес; в школьном и подростковом – 1 раз в год.
Возрастной интервал и возрастная группа

Возрастной интервал – временной промежуток
, за который в растущем организме ребенка происходят значимые изменения. Чем меньше возраст ребенка, тем меньше продолжительность возрастного интервала.

Возрастная группа – возраст, в отличие от календарного, включающий переходную зону от одного до другого возрастного интервала.

Формирование возрастных групп

Для оценки индивидуальных показателей физического развития необходимо определить календарный возраст ребенка (подсчитывается количество лет, месяцев, дней от даты рождения) и принадлежность его к возрастной группе. Дети первого года жизни группируются с возрастным интервалом в 1 месяц и переходной зоной ±15 дней. К 1 месяцу относятся дети от 16 дней до 1 мес.15дн.; к 2-м месяцам – от 1 мес.16дн. до 2 мес.15дн.; к 3-м мес. – от 2 мес.16дн. до 3 мес.15дн. и так далее. От 1 года (12 мес) до 3 лет (36 мес) возрастной интервал составляет 3 мес., а переходная зона ±1,5 мес.:

  • 1 год - от 11 мес.16дн. до 13мес.15дн.

  • 15 мес - от 13 мес.16дн. до 16мес.15дн.

  • 18 мес - от 16 мес.16дн. до 19мес.15дн.

  • 21 мес - от 19 мес.16дн. до 22мес.15дн.

  • 24 мес - от 22 мес.16дн. до 25мес.15дн.

  • 27 мес - от 25 мес.16дн. до 28мес.15дн.

  • 30 мес - от 28 мес.16дн. до 31мес.15дн.

  • 33 мес - от 31 мес.16дн. до 34мес.15дн. (2 года 10 мес. 15 дней).

От 3 до 7 лет возрастной интервал составляет 6 мес., а переходная зона ±3 мес.:

- 3 года – от 2 лет 10мес.16дн. до 3 лет 3 мес.

  • 3½ года – от 3 лет 3мес. 1д. до 3 лет 9мес.

  • 4 года – от 3 лет 9мес. 1д. до 4 лет 3мес.

  • 4½ года – от 4 лет 3мес. 1д. до 4 лет 9мес.

  • 5 лет – от 4 лет 9мес. 1д. до 5 лет 3мес.

  • 5½ лет – от 5 лет 3мес. 1д. до 5 лет 9мес.

  • 6 лет – от 5 лет 9мес. 1д. до 6 лет 3мес.

  • 6½ лет – от 6 лет 3мес. 1д. до 6 лет 9мес.

От 7 до 17 лет возрастной интервал составляет 1 год, а переходная зона ±6 мес.:

- 7 лет – от 6 лет 9мес. 1дн. до 7 лет 6 мес.

- 8 лет – от 7 лет 6мес. 1дн. до 8 лет 6 мес.

- 9 лет – от 8 лет 6мес. 1дн. до 9 лет 6 мес.

- 10 лет – от 9 лет 6мес. 1дн. до 10 лет 6 мес.

- 11 лет – от 10 лет 6мес. 1дн. до 11 лет 6 мес.

- 12 лет – от 11 лет 6мес. 1дн. до 12 лет 6 мес.

- 13 лет – от 12 лет 6мес. 1дн. до 13 лет 6 мес.

- 14 лет – от 13 лет 6мес. 1дн. до 14 лет 6 мес.

- 15 лет – от 14 лет 6мес. 1дн. до 15 лет 6 мес.

- 16 лет – от 15 лет 6мес. 1дн. до 16 лет 6 мес.
Примеры:

1. Ребенку 2 года. Дата рождения 07.11.2001 г. Осмотрен врачом 12.01.2004 г. На момент осмотра календарный возраст составляет 2 года 2 мес. 5 дн. (или 26 мес. 5 дн). Возрастная группа 27 мес.

2. Ребенку 9 лет. Дата рождения 10.03.1994 г. Осмотрен врачом 12.01.2004 г. На момент осмотра календарный возраст составляет 9 лет 10 мес 2 дн. Возрастная группа 10 лет.

Методика исследования физического развития


Методика исследования физического развития включает следующие разделы.

  1. Расспрос (сбор анамнеза).

  2. Определение полного календарного возраста и возрастной группы ребенка.

  3. Осмотр (соматоскопия) – визуальная оценка физического развития.

  4. Антропометрия (соматометрия) – измерение антропометрических показателей.

  5. Оценка каждого показателя в отдельности. Оценка совокупности антропометрических показателей с определением уровня физического развития и его гармоничности.

  6. Оценка пропорциональности телосложения визуальная и с помощью антропометрических измерений. Расчет индексов физического развития.

  7. Определение возрастного типа телосложения, по возможности определение основного морфотипа (соматотипа) конституции.

  8. Измерение физиометрических показателей (спирометрия, динамометрия, экскурсия грудной клетки, АД, становая сила, функциональные пробы ССС и др.).

Примечание: в подростковом и юношеском периодах антропометрические характеристики дополняются признаками стадий полового созревания.

Собирая анамнез, следует обратить внимание на наследственность (высокорослость, низкорослость родителей и родственников), национальность, климатогеографические условия жизни семьи, условия внутриутробного развития (гипоксия, дефекты плаценты, многоплодная беременность, гестоз, внутриутробные инфекции и др.), родился ли ребенок в срок или недоношен, массо-ростовые показатели при рождении и их нарастание в дальнейшем, перенесенные заболевания, наличие хронических заболеваний, образ жизни и двигательная активность ребенка, состояние аппетита и др.

Визуальная оценка (соматоскопия) физического развития включает описание внешнего облика ребенка, оценку соответствия роста календарному возрасту ребенка, соответствия массы росту, оценку развития костяка, мышечной системы, подкожно-жировой клетчатки, оценку пропорций отдельных частей тела и пропорциональности телосложения в целом, описание возрастного типа телосложения.

Степень развития подкожно-жирового слоя оценивают по 3-х бальной системе по выраженности или слаженности костного рельефа:

1 балл
малое (сниженное) отложение жира, рельеф костей и сочленений ясно выражен;

2 балласреднее (умеренное) жироотложение – промежуточный вариант;

3 баллабольшое (выраженное) жироотложение, рельеф костей и сочленений сглажен, контуры мышц округлены.

Крайние варианты развития подкожного жира – истощение (гипотрофия) и ожирение (тучность).

Развитие костяка – узкий, средний, широкий.

Степень развития мышц – оценивают преимущественно у детей старше 6-7 лет по 3-х бальной системе на основании выраженности рельефа мускулатуры и по ее тонусу:

1 балл – мышцы развиты слабо, рельеф мышц конечностей едва заметен, изменение объёма мышц при напряжении определяется плохо, нередко углы лопаток отстают от грудной клетки («крыловидные» лопатки), тонус снижен;

2 балласреднее (умеренное) развитие мускулатуры с умеренным тонусом мышц, рельеф мышц конечностей выражен, при напряжении отчётливо изменяется их форма и объём;

3 балласильное развитие мускулатуры, выражен рельеф мышц, мышцы при ощупывании упругие, твердые, хороший тонус мышц.

Оценка пропорций телосложения и определение возрастного типа телосложения описаны в соответствующих разделах данного учебно-методического пособия.


Методика антропометрических измерений

Ме­то­ди­ка ан­тро­по­мет­ри­че­ских из­ме­ре­ний пре­ду­смат­ри­ва­ет из­ме­ре­ние те­ла стан­дарт­ны­ми из­ме­ри­тель­ны­ми ин­ст­ру­мен­та­ми.


Измерение длины тела у детей 1-го года жизни проводится в положении лежа с помощью горизонтального ростомера в виде доски длиной 80 см и шириной 40 см с неподвижной поперечной планкой в верхней части. Вдоль боковой стороны ростомера скользит подвижная поперечная планка. Ребенка укладывают на ростомер, покрытый пеленкой, так, чтобы его макушка плотно прикасалась к неподвижной поперечной планке ростомера. Помощник фиксирует голову ребенка в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находятся в одной вертикальной пло­скости. Ноги ребенка распрямляют легким надавливанием на колени. Подвижную планку ростомера плотно прижимают к пяткам, при этом стопы образуют с голенью прямой угол. Расстояние ме­жду подвижной и неподвижной планками соответствует длине тела ребенка. Она определяется с помощью сантиметровой шкалы, нанесенной на ростомер.

Рост ребенка старше 1 года измеряется в положении стоя с помощью вертикального ростомера с откидным табуретом. На вертикальной доске ростомера нанесены две шкалы: правая - для измерения роста стоя, левая - для измерения роста сидя. Ребенка ставят на площадку ростомера спиной к шкале. Его тело должно быть выпрямлено, руки свободно опущены, колени разогнуты, стопы плотно сдвинуты. Голова находится в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода расположены в одной горизонтальной плоскости. Измеряемый дол­жен касаться шкалы затылком, межлопаточной областью, крестцом и пятка­ми. Подвижная планка ростомера должна плотно соприкасаться с верхушечной точкой головы, после чего определяют рост. Измерение роста детей от 1 года до 3 лет можно проводить тем же ростомером и по тем же правилам, только ребенка ставят не на нижнюю площадку, а на откидную скамейку и отсчет роста проводят по левой шкале.

Р ост сидя грудно­го ребенка