Файл: Вопросы для проверки знаний.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При заболеваниях массу измеряют 1 раз в 3-7 дней, а у детей 1 года жизни – ежедневно, фиксируя показатели в виде графика (кривая «массы»). Эти кривые имеют большое значение для контроля за лечением ребенка.

Хронические расстройства питания носят название «дистрофия» и могут быть 2-х видов: избыточное питание – «ожирение», «паратрофия» и недостаточное питание – «гипотрофия», «истощение». Термины «гипотрофия» и «паратрофия» практически используются только для детей первых 1,5-2 лет жизни.
Недостаточность питания

Гипотрофия – хроническое расстройство питания с дефицитом массы тела. В англо-американской литературе и в Международной классификации болезней используется термин «белково-калорийная недостаточность» (БКН) или «энергетическая». В зависимости от тяжести выделяют гипотрофию I, II, III степени и БКН легкой (слабой), умеренной и тяжелой степени соответственно.

Приблизительно ориентироваться в степени недостаточности питания ребенка можно по процентному соотношению массы по возрасту (см. раздел «Оценка степени отклонений массы тела»). Однако более точно состояние питания отражает оценка массы по росту и степень дефицита массы по росту, а у детей старше 10 лет ИМТ – Кетле-II (см. соответствующие разделы).

Если показатель массы по росту у ребенка «низкий», то есть находится в коридоре от 3 до 10 центилей, но при этом дефицит массы еще не превышает 10%, ребенок включается в группу риска и требует медицинского контроля. Если же показатель массы по росту находится в коридоре от 3 до 10 центилей или ниже 3 центилей, а дефицит массы при этом больше 10%, то показатель считается патологически низким. Такие дети требуют обследования для выяснения причин задержки массы и при необходимости лечения.
Наиболее частые причины недостаточности питания

  1. Количественный и/или качественный недокорм, голодание.

  2. Инфекции внутриутробные и постнатальные, острые и хронические.

  3. Пороки развития, особенно органов пищеварения, сердца, мозга и др.

  4. Поражение центральной нервной системы (перинатальная патология, неврозы и др.).

  5. Тя­же­лые хро­ни­че­ские со­ма­ти­че­ские за­бо­ле­ва­ния (ор­га­нов ды­ха­ния, сер­деч­но-со­су­ди­стой сис­те­мы, мо­че­вы­де­ли­тель­ной сис­те­мы, же­лу­доч­но-ки­шеч­но­го трак­та и др.).

  6. Синдром малабсорбции.

  7. Наследственные аномалии обмена веществ.

  8. Гипертиреоз.

  9. Дефицит цинка, железа и других микроэлементов, гипо- и гипервитаминозы.

  10. Иммунодефициты, особенно Т-системы.

  11. Психосоциальная депривация.


Избыточное питание

Главной особенностью детского ожирения является риск сохранения последнего в подростковом и взрослом периодах жизни, что приводит к негативным последствиям.

Степень избыточности питания ориентировочно оценивается по возрастно-половым центильным или сигмальным таблицам, но более точно по массо-ростовым таблицам с расчетом процента избытка массы по росту (см. соответствующий раздел), а для детей старше 3-х лет – по центильным распределениям ИМТ Кетле-II (см. последнюю страницу Приложения).

Если показатель массы по росту «высокий», то есть находится в коридоре 90-97 центилей, а избыток массы составляет от 10 до 15%, ребенок включается в группу риска и требует медицинского контроля. Если же показатель массы по росту «очень высокий» (97 центилей и выше), а избыток массы больше 15-20%, ставится диагноз «ожирение». Такие дети требуют обследования для уточнения причины избыточности массы, постоянного медицинского контроля, коррекции питания, при необходимости – лечения. Выраженное (избыток массы больше 70-80%) и устойчивое ожирение формируется у детей с конституциональной предрасположенностью и, как правило, носит семейный характер. В зависимости от избытка массы выделяют IV cтепени ожирения (см. Раздел «Оценка степени отклонений массы тела»).
Наиболее частые причины избыточности массы

  1. Перекорм, переедание, несбалансированное питание (алиментарное ожирение).

  2. Семейно и/или конституционально-избыточное питание.

  3. Эндокринные заболевания (гипотиреоз, заболевание гипофиза, надпочечников, половых желез и др.).

  4. Поражения мозга и гипоталамо-гипофизарной зоны.

  5. Ятрогенное ожирение (псевдо-Кушинг) при лечении кортикостероидами.

  6. Некоторые генетические заболевания (хромосомные аномалии и синдромальная патология).

ТИПОВЫЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

(примеры решения)
Оценка физического развития детей старше года



ЗАДАЧА №1. Девочка родилась 5.03.2000 г. Осмотрена 14.09.2009 г., имеет рост 142 см, массу 30 кг, окружность головы 52,5 см, окружность груди 64 см.





  1. Определите возрастную группу.

  2. Оцените антропометрические показатели и их совокупность по стандартам центильного типа. Определите соматотип

  3. Оцените антропометрические показатели и их совокупность по эмпирическим формулам.

  4. Рассчитайте и оцените индекс Тура..


РЕШЕНИЕ:

1. Возрастная группа 10 лет, т.к. ребенку 9 лет 6 месяцев 9 дней.
2. Оценка по центильным таблицам.

Показатель

Результаты измерения

Центильный интервал

Оценка показателя

Рост, см


142

50-75 центилей (5-й коридор)

средний

Масса, кг

30

25-50 центилей (4-й коридор)

средний

Окружность головы, см

52,5

50-75 центилей (5-й коридор)

средний

Окружность груди, см

64

25-50 центилей (4-й коридор)

средний


ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Физическое развитие среднее, т.к. рост средний; гармоничное, т.к. разница коридоров не превышает 1, т.е. масса соответствует росту. Оценочная группа основная, вариант нормы.
Определение соматотипа: 5 (рост) + 4 (масса) + 4 (окр. груди) = 13. Мезосоматотип.

Другим методом: оценки всех антропометрических показателей находятся в 4 и 5 коидорах, поэтому у девочки мезосоматотип, т.е. средние темпы роста.
3. Оценка по эмпирическим формулам

Показатель

Результаты измерения

Расчет

по формуле

Отклонение от среднего показателя

Оценка

отклонения

Оценка

показателя

Рост, см

142

130+5×(10-8) = 140

+2

В пределах 1 возр. интервала

Средний

Масса, кг

30

19+3×(10-5) = 34

-4

От 1 до 2 возр. интервалов

Ниже среднего

Окружность головы, см

52,5

50+0,6×(10-5) = 53

-0,5

В пределах 1 возр. интервала

Средний

Окружность груди, см

64

63+3×(10-10) = 63

+1

В пределах 1 возр. интервала

Средний



ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Физическое развитие среднее, т.к. рост средний, гармоничное, т.к. масса и рост находятся в одной оценочной категории (соответствуют возрасту). Оценочная группа основная – вариант нормы.
4. Индекс Тура (разность между окружностями груди и головы) - 64-52,5 = 11,5 см -

соответствует норме, т.к. укладывается в интервал от 10 до 20 см.

ЗАДАЧА №2. Девочка родилась 15.03.2004 г. Осмотрена 17.09.2009 г, имеет рост 110 см, массу 19 кг, окружность головы 50 см, окружность груди 55,5 см.
1. Определите возрастную группу.

2. Оцените антропометрические показатели и их совокупность по стандартам центильного типа.

3. Оцените антропометрические показатели и их совокупность по эмпирическим формулам.

4. Рассчитайте индекс Тура.

РЕШЕНИЕ:

1. Возрастная группа 5 ½ лет, т.к. ребенку 5 лет 6 месяцев 2 дня.
2. Оценка по центильным таблицам.

Показатель

Результаты измерений

Центильный интервал

Оценка показателя

Рост, см

110

25-50 центилей (4-й коридор)

средний

Масса, кг

19

25-50 центилей (4-й коридор)

средний

Окружность головы, см

50

25-50 центилей (4-й коридор)

средний

Окружность груди, см

55,5

25-50 центилей (4-й коридор)

средний


ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Физическое развитие среднее, т.к. рост средний, гармоничное, т.к. разница коридоров не превышает 1, т.е. масса соответствует росту. Оценочная группа основная, вариант нормы.
3. Оценка по эмпирическим формулам

Показатель

Результаты

измерений

Расчет

по формуле

Отклонение от среднего показателя

Оценка

отклонения

Оценка

покказателя

Рост, см

110

130-8×(8-5,5) = =110

0

В пределах 1 возр. интервала

Средний

Масса, кг

19

19+3×(5,5-5) = 20,5

-1,5

В пределах 1 возр. интервала

Средний

Окружность головы, см

50

50+0,6×(5,5-5) = 50,3

-0,3

В пределах 1 возр. интервала

Средний

Окружность груди, см

55,5

63-1,5×(10-5,5) = 56,2

-0,7

В пределах 1 возр. интервала

Средний



ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Физическое развитие среднее, т.к. рост средний, гармоничное, т.к. масса и рост находятся в одной оценочной категории. Оценочная группа основная (вариант нормы).
4. Индекс Тура (разность между окружностями груди и головы) составляет: 55,5-50 = 5,5см - соответствует норме, т.к. укладывается в интервал от 5,5 до 11 см.
ЗАДАЧА №3. Мальчик родился 10.09.1997 г. Осмотрен 10.04.2009 г, имеет рост 132 см, массу 37 кг, окружность головы 54 см, окружность груди 75 см.


  1. Определите возрастную группу.

2. Оцените антропометрические показатели и их совокупность по стандартам центильного типа.

3. Оцените антропометрические показатели и их совокупность по эмпирическим формулам.

4. Оцените массу по росту по центильным таблицам.

5. При выявлении выраженных отклонений роста и/или массы оцените их степень в процентах.
РЕШЕНИЕ:

1. Возрастная группа 12 лет, т.к. ребенку 11 лет 7 месяцев.

  1. Оценка по центильным таблицам

Показатель

Результаты измерений

Центильный интервал

Оценка показателя

Рост, см

132

0-3 центилей (1-й коридор)

очень низкий

Масса, кг

37

25-50 центилей (4-й коридор)

средний

Окружность головы, см

54

50-75 центилей (5-й коридор)

средний

Окружность груди, см

75

75-90 центилей (6-й коридор)

выше среднего


ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Физическое развитие очень низкое, т.к. рост очень низкий. Для оценки гармоничности требуется проведение дополнительного анализа.

Оценка массы тела по росту по центильным таблицам.

Фактическая масса 37 кг (8-ой коридор) – очень высокая, т.е. имеется избыток массы на рост.

Таким образом, ребенок по росту (1-ый коридор) и массе (8-ой коридор) относится к группе высокого риска по патологии. Оценочная группа высокого риска по патологии, необходимо углубленное обследование.