Файл: Вопросы для проверки знаний.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
измеряется на ростомере для грудных детей после прижатия подвижной планки к ягодицам ребен­ка.

Рост сидя ре­бенка старше двух лет измеряется, когда он сидит на табурете, выпрямив спину и прижавшись к шкале областью крестца, спиной в межлопаточном промежутке и затылком. Его голова находится в том же положении, что и при измерении роста стоя, ноги должны быть согнуты в коленных суставах под прямым углом. Рост определяют с помощью подвижной планки по шкале для измерения роста сидя.

Массу тела детей до двух лет определяют на специальных механических медицинских весах с максимально до­пустимой нагрузкой до 25 кг и точностью измерения до 10 г. На весах имеются две шкалы: нижняя с ценой делений 1 кг и верхняя с ценой делений 10 г. Перед началом взвешивания гири ставят на нулевую отметку, а весы уравновешивают.

Внача­ле взвешивают пеленку, ее массу записывают или запоминают. Затем при закрытом коромысле на лоток весов, покрытый пеленкой, укладывают в положении лежа полностью раздетого ребенка таким образом, чтобы его голова и плечевой пояс находились на широкой части лотка, а ноги – на узкой. Если ребенок уже хорошо сидит (после 6-7 мес.), его можно посадить на широ­кую часть весов, поместив ноги на узкой части. Взвешивающий стоит прямо перед коромыслом весов, правой рукой перемещает гири, а левой страхует ре­бенка от падения. Показания снимают на нижней шкале – с той стороны гири, где имеется вырез­ка, а на верхней шкале - с левой стороны от гири. После записи результатов коромысло закрывают, ре­бенка снимают с весов, гири ставят на ноль. Для определения массы тела ребенка из показаний ве­сов необходимо вычесть массу пеленки.

В последние годы все большее распространение в медицинской практике имеют электронные весы для взвешивания детей массой до 15 кг. Они значительно упрощают взвешивание. Весы состоят из взвешивающего устройства и съемной платформы, на которую кладется пеленка, а затем ребенок.

В начале следует приготовить весы к работе. На передней панели весов имеется шестиразрядный цифровой индикатор, кнопка «Т» и другие кнопки. На правой боковой стенке – сетевой переключатель. Сначала следует проверить включение в сеть сетевого шнура, затем надо нажать на сетевой переключатель – при этом на цифровом индикаторе высвечиваются цифры последовательно от «888888» до «000000». Через 15 сек. на табло устанавливается показатель «0.000» - весы готовы к работе.


Далее следует положить на платформу пеленку, дождаться прекращения мигания точек на индикаторе и нажать кнопку «Т» (масса пеленки записывается в память).

Теперь можно положить на платформу ребенка, через 15 сек. на цифровом индикаторе высветится масса ребенка. Ребенка снимают с весов, а показатель массы остается зафиксированным еще на 35-40 сек. До истечения этого времени убрать показатель массы (обнулить) можно нажатием кнопки «Т». При перегрузке весов на табло высвечивается символ «Н». Измерение массы тела детей старше двух лет проводят в положении стоя на электронных или механических медицинских весах. На последних имеются 2 шкалы: нижняя с ценой делений 10 кг и верхняя с ценой делений 50 г. Прежде чем взвешивать следует убедиться, что гири стоят на нулевой отметке, а весы уравновешены. Ребенка ставят на середину площадки весов при закрытом коромысле. Открывают коромысло, передвигают гири и снимают показатели с той стороны гири, где имеется вырезка. Желательно для взвешивания раздеть ребенка до трусов. При невозможности этого из показателя массы ребенка вычитают массу одежды.

Д ля определения точной массы ребенка измерение проводят утром натощак после выделения мочи и кала.

Для уточнения пропорций телосложения используют измерение длинников, поперечников и окружностей.

Окружности измеряют с по­мощью сантиметровой ленты. При измерении ребенок 1-го полугодия жизни лежит, а более старшие дети сидят или стоят. Необходимо следить, чтобы лента плотно прилегала к измеряемой поверхности, а считываемый результат находился перед глазами исследующего.

Окружность головы определя­ют наложением ленты, прово­дя ее сзади по затылочной точке (максимальное выпячивание затылочного бугра), а спереди – по надбров­ным дугам. Окружность груди измеря­ют при спокойном ды­хании. Измери­тельную ленту накладывают с зади под нижними углами лопаток при отведенных в сторону руках. Затем руки опускают и проводят ленту спереди по IV ребру. У девочек в пубертатном периоде с хорошо развитыми молочными железами ленту накладывают над грудной железой в месте пере­хода кожи с грудной клетки на железу.

Окружность живота измеряют на уровне пупка, а при значительном уве­личении его – в области максимального выпячивания.


Окружность плеча измеряют в месте наибольшего утолщения бицепса при расслабленной мускулатуре свободно опущенной руки.

Окружность бедра измеряют при горизонтальном наложении сантиметро­вой ленты под ягодичной складкой. Ребенок при этом должен стоять, расста­вив ноги на ширину плеч.

Окружность голени определяют в месте максималь­ного объема икроножной мышцы.

При измерении роста одновременно можно измерить длинники (рис.7): высоту головы, представляющую собой расстояние между верхушечной точ­кой (подвижной планкой, при­жатой к голове) и подбородоч­ной точкой; высоту верхней части лица - расстояние между верхушечной и нижненосовой точками; среднюю точку тела, для чего рост стоя делят пополам и по­лученную точку проецируют на тело ребенка; а также нижний сегмент – расстояние от площадки ростомера до лобковой точки и верхний сегмент – разницу между ростом и нижним сегментом.



Рис. 7. Точки для измерения длинников тела.
Длина туловища представ­ляет собой расстояние между верхнегрудинной и лобковой точками, длина руки – расстоя­ние между плечевой и пальце­вой точками, длина плеча – расстояние между плечевой и лучевой точками, длина пред­плечья – расстояние между лу­чевой и шиловидной радиаль­ной точками, длина кисти – расстояние между шиловидной и пальцевой точками, длина ноги равна высоте стояния вер­тельной точки над полом, длина бедра – расстояние между вертельной и верхнеберцовой внутренней точками, длина голени – расстояние между верх­неберцовой и нижнеберцовой внутренней точками, длина стопы – расстояние между пяточной и конечной точками.

Измерение поперечных размеров и диаметров осуществляется с помощью специальных циркулей.

Плечевой (биакромиальный) диаметр измеряют большим циркулем, уста­навливая

его ножки на плечевых точках.

Вертельный (битрохантериальный) диаметр представляет собой расстояние между вертельными точками.
методы Оценки физического развития


Наиболее важными и простыми для измерения антропометрическими показателями являются рост (длина тела), масса тела, окружности головы и грудной клетки. Для обычной оценки физического развития этих четырех параметров достаточно. В подростковом и юношеском периодах к ним добавляется оценка признаков полового созревания.

Индивидуальная оценка физического развития ребенка проводится путем сравнения величин его роста (длины тела), массы тела, окружностей головы и груди с величинами стандартов для соответствующего возраста и пола. Стандарты (нормативы) физического развития представляют собой результаты антропометрического обследования больших возрастно-половых групп детей с учётом географической зоны проживания.

В настоящее время сравнение со стандартами проводится следующими способами:

  1. по центильным таблицам;

  2. по сигмальным таблицам с последующим расчетом показателя Z-score;

  3. по ориентировочным эмпирическим формулам;

  4. по расчетам процентной доли (процентного соотношения) фактического показателя от средней величины, найденной по таблицам стандартов или по формулам.

Все перечисленные методы используются в мировой педиатрической практике, но самое широкое распространение получила оценка по таблицам стандартов центильного типа. Приблизительная оценка по эмпирическим формулам также не потеряла своего значения, особенно при исследовании детей раннего возраста.

При сравнении со стандартами каждый из 4-х антропометрических показателей оценивается вначале в отдельности, а затем дается оценка их совокупности и формулируется итоговое заключение. Последнее включает определение уровня физического развития, при этом за основу берется оценка роста. Затем определяется гармоничность развития (в узком понимании этого термина) по соответствию массы тела росту (длине). При выявлении отклонений в росте и/или массе проводится оценка степени отклонений по расчету процентного соотношения фактического показателя от средней величины. Далее определяется врачебная тактика.
Оценка по таблицам стандартов центильного типа

(центильный метод)

Таблицы центильного (или правильнее перцентильного – от англ. percent - процент, центиль) типа (смотри таблицы в Приложении) наиболее объективно отражают диапазон процентного распределения антропометрических показателей среди здоровых детей. В 1-ом столбце таблиц приведены возрастные группы детей и подростков, которые формируются с уже упоминавшимися возрастными интервалами: на 1-ом году - 1 месяц, от 1 года до 3-х лет – 3 месяца, от 3-х до 7 лет – 6 месяцев, от 7 до 17 лет – 1 год. В следующих столбцах представлены результаты измерений одного из антропометрических показателей (рост, масса тела, окружности головы или груди). Показатели каждой возрастной группы располагаются в восходящем порядке в горизонтальных строках таблиц и разделены на 7 колонок (шкала Стюарт - 3; 10; 25; 50; 75; 90; 97 центилей) соответственно диапазону распределения (варьирования) признака в данной возрастной группе. Числа в колонках отражают ту границу признака, ниже которой он может встретиться только у 3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97 % детей данной возрастно-половой группы. Между колонками образуются 8 промежутков - коридоров, которые соответствуют 8 центильным интервалами. Они отражают частотную или процентную долю встречаемости признака у детей данной возрастно-половой группы из общего количества в 100%.




Колонки

(всего 7)

…. 3% …. 10% …. 25% …. 50% …. 75% …. 90% …. 97%

Центильные коридоры

1 2 3 4 5 6 7 8

Центильные интервалы

(всего 8)

От 0 от 3% от 10% от 25% от 50% от 75% от 90% от 97 %

до 3% до 10% до 25% до 50% до 75% до 90% до 97% до 100%


1-й коридор – интервал от 0 до 3 центилей – такой показатель имеют не более 3% детей из общего количества (100%) данной возрастной группы;

2-й коридор – интервал от 3 до 10 центилей – такой показатель имеют 7% (10 минус 3) детей;

3-й коридор – интервал от 10 до 25 центилей – такой показатель имеют 15% (25 минус 10) детей;

4-й коридор – интервал от 25 до 50 центилей – такой показатель имеют 25% (50 минус 25) детей;

5-й коридор – интервал от 50 до 75 центилей – такой показатель имеют еще 25% (75 минус 50) детей;

6-й коридор – интервал от 75 до 90 центилей - такой показатель имеют 15% (90 минус 75) детей;

7-й коридор – интервал от 90 до 97 центилей - такой показатель имеют 7% (97 минус 90) детей;

8-й коридор – интервал от 97 до 100 центилей - такой показатель имеют 3% (100 минус 97) детей.

В зависимости от того, в какой центильный коридор (колонку) попадает измеренный у ребенка показатель, формулируется его оценка. Выделяют 7 градаций оценок.


Коридор

1

2

3

4

5

6

7

8

Оценка

(всего 7)

очень низкая

низкая

ниже средней

средняя

выше средней

высокая

очень высокая


Величину признака считают средней, если она находится в пределах 25-75 центилей (4 и 5 коридоры). Такие показатели наблюдается у половины (75 минус 25 - 50%) здоровых детей данной возрастно-половой группы.

Область величин выше средней (75-90 центилей – 6 коридор) и ниже средней (10-25 центилей – 3 коридор) имеют соответственно по 15% детей данного пола и возраста.

Зоны от 3 до 10 центилей (2 коридор) и от 90 до 97 (7 коридор) включают низкие и высокие показатели. Их имеют соответственно по 7% детей.