Файл: Писчиков М.М. Организация и планирование производства в черной металлургии учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
ростей, ширины и толщины полосы, натяжения между клетями,
атакже для рационального раскроя заготовки.
Впрокатном производстве труднее всего поддаются автоматиза ции участки отделки, технологического контроля, сортировки, упаковки и отгрузки прокатной продукции, несмотря на то, что на
этих участках занято наибольшее количество обслуживающего персонала.
Впоследние годы в прокатных цехах находит все более широкое применение промышленное телевидение. Телевизионные установки помогают осуществлять контроль за производственным процессом, облегчают условия труда на отдельных участках, сокращают число постов управления и численность обслуживающего персонала.
Капитальные вложения в строительство прокатных цехов наи более значительны по сравнению с другими основными цехами ме таллургических заводов и связаны главным образом с затратами на технологическое, крановое и электрическое оборудование.
Внастоящее время из общих капитальных вложений в основное производство металлургического предприятия более 50% приходится на прокатные цехи.
Стоимость заданного в себестоимости проката составляет 90% и более.
Прокатное производство имеет также ряд организационно-тех нических особенностей, обусловливающих формы и методы органи зации и нормирования труда. Эти особенности следующие:
1)наличие физико-механических явлений, что определяет усло вия протекания процесса, особенности технологического оборудо вания и характер его использования;
2)непостоянство структуры производственного процесса, вызы ваемое многообразием исходного материала для прокатки, и конеч ных видов продукции (по размерам, массе, профилям и маркам стали), прокатываемых на одних и тех же станах;
3)значительная зависимость пропускной способности отдельных ступеней производства от изменений в структуре процесса прокатки, связанных с различиями в трудоемкости отдельных профилей, раз меров проката и марок стали;
4)большие скорости протекания процесса, обусловливающие исключительную важность фактора времени в вопросах производи тельного и экономичного использования оборудования и необходи мость синхронизации выполнения всех производственных опе раций;
5)кратковременность рабочих циклов и высокая частота их повторяемости. В связи с этим малейшие потери времени в каждом цикле вызывают значительное снижение производительности ста нов;
6)?возможность работы с большими перекрытиями циклов про катки и повышения на этой основе производительности прокатных станов.
233
§ 2. Классификация проката, станов и цехов
Сортаментом прокатной продукции называется совокупность профилей (форм поперечных сечений), размеров и марок сталей.
Весь сортамент проката может быть разделен на следующие шесть основных групп:
1) сортовая сталь, включающая простые профили (горячеката ную круглую диаметром 5— 250 мм и квадратную размером 5— 250 мм; полосовую шириной 12— 200 мм и толщиной 4—60 мм и др.), фасон ные профили (угловую равнобокую 2 0 x 2 0 x 3 — 2 5 0x2 5 0 x30 мм и неравнобокую 2 5 x 1 6 x 3 — 2 5 0 x1 6 x2 0 ; балки, швеллеры; рельсы и др.) и периодические профили (сталь горячекатаную периодического профиля для армирования железобетонных конструкций № 6— 90, сталь для лемехов и др.);
2)листовая сталь, включающая листы холоднокатаные толщи ной 0,2—3,9 мм и шириной 600— 1500 мм; листы горячекатаные тол щиной 0,5—3,9 мм и шириной 600—2000 мм; сталь толстолистовая толщиной 4— 160 мм и шириной 600—3800 мм; сталь широкополосная универсальная толщиной 4—60 мм и шириной 160— 1050 мм; сталь тонколистовая кровельная и декапированная и др.;
3)специальные виды проката: бандажи, кольца, колеса цельно катаные, центры цельнокатаные, оси;
4)болванка обжатая сечением 140x140—450x450 мм, слябы, заготовка (для переката, кузнечная, осевая и трубная) и сутуночная полоса;
5)трубы из слитков;
6)поковки из слитков.
Первые три группы, а также кузнечная, осевая и трубная заго товки составляют готовый прокат.
Современная номенклатура прокатной продукции отличается большой сложностью и насчитывает тысячи профилеразмеров. Так, круглый профиль имеет 77 размеров, угловой равнобокий 100, поло совая сталь 386 размеров и т. д.
Классификацию проката можно осуществлять по потребитель скому, производственному и смешанному принципам. Потребитель ский принцип, сочетающийся с определенными требованиями к ка честву металла, предусматривает выделение отдельных позиций в сортаменте проката в соответствии со спецификой спроса на него со стороны тех или иных групп потребителей. Производственный принцип предполагает разбивку металлопродукции на виды в соот ветствии с возможностью ее производства на станах определенного типа. Существующая номенклатура сортамента металлургической продукции, применяемая в планировании и отчетности, построена по смешанному принципу, сочетающему в себе потребительский (инструментальная, быстрорежущая, шарикоподшипниковая сталь и т. д.) и производственный (сталь крупно-, средне- и мелкосортная, катанка и др.) принципы.
В настоящее время предполагается при сохранении потребитель ского принципа усилить производственное начало в номенклатуре
234
проката и строить ее в более тесной увязке с классификацией про катных станов по выпуску продукции.
Прокатные станы классифицируют по назначению выпускаемой продукции, по конструкции рабочих клетей, по способу приведения валков во вращение и по расположению рабочих клетей. Наибольший интерес с точки зрения организации производства в прокатных цехах представляет классификация прокатных станов по расположению рабочих клетей.
В зависимости от степени дифференциации процессов горячей прокалки все прокатные станы могут быть разделены на следующие шесть групп (рис. 46):
I — одноклетевые станы (блюминги, слябинги, обжимные, заго товочные и листовые);
II — однолинейные сортовые станы;
III — станы ступенчатого типа (сортовые и проволочные);
IV — станы с двумя или тремя последовательно расположенными клетями, допускающие несколько проходов в отдельных клетях (блюминги, листовые станы);
V — полунепрерывные мелкосортные и проволочные станы (ста рой конструкции), имеющие одну или несколько линий, каждая из которых включает одну или несколько рабочих клетей. Полуне прерывные листовые станы состоят из двух групп — черновой (одна-три клети, прокатка в которых производится в несколько проходов) и чистовой непрерывной. Эти станы являются современ ными высокопроизводительными агрегатами с полной механизацией труда;
VI — непрерывные, станы с последовательным расположением клетей, в каждой из которых осуществляется только один проход.
Станы этой группы в свою очередь подразделяются на три под группы:
1) станы последовательно-возвратные, процесс прокатки в них осуществляется с интервалом, в течение которого полоса переме щается из одной клети к следующей;
2)полунепрерывные современные сортовые станы, прокатка осу ществляется в отдельных группах клетей, расположенных последо вательно и непрерывно;
3)непрерывные станы, полоса в которых одновременно нахо дится в нескольких рабочих клетях. Поэтому на этих станах значи тельно увеличивается производительность и можно прокатывать более длинные полосы, сокращая тем самым величину отходов. Длина здания цеха с этим станом существенно уменьшается по сравне
нию с другими.
К станам первой подгруппы относятся, например, шахматные станы, станы с зигзагообразным расположением клетей, ко второй подгруппе — среднесортные и крупносортные полунепрерывные станы, а к третьей — проволочные, мелкосортные, среднесортные, штрипсовые и широкополосные непрерывные станы.
В станах шестой группы (непрерывные станы) процесс прокатки максимально дифференцирован. Это дает возможность выбрать пара-
235
|
Рис. 46. Схема |
расположения рабочих клетей у различных, прокатных станов: |
а |
— одноклетевой; б |
— однолинейный; b — ступенчатый (трехлинейный); г — сдвоенный; |
д |
— полунепрерывный (старый); е — последовательно-возвратный; ж — полунепрерывный |
|
|
|
(современный); з — непрерывный |
236
метры отдельных клетей так, чтобы они наилучшим образом соот ветствовали бы процессу прокатки — в каждой клети свой диапазон скоростей. Поэтому эти станы отличаются высокой производитель ностью..
Абсолютные и относительные капитальные затраты на строитель ство непрерывных прокатных станов больше, чем на строительство станов других типов, но себестоимость проката на непрерывных ста нах за счет уменьшения расходных коэффициентов металла на 1 т годного и сокращения расходов по переделу значительно ниже, а следовательно, меньше и приведенные затраты.
Прокатные цехи на металлургических заводах классифицируют по технологическому процессу, установленному прокатному обору дованию, сортаменту выпускаемого проката.
Отсутствие единого критерия классификации прокатных цехов затрудняет анализ технико-экономических показателей их работы и в первую очередь производительности труда, себестоимости про ката и показателей использования основных и оборотных средств.
Состав прокатного цеха определяется многими факторами, основ ные из которых следующие: число станов, их производительность, сортамент проката, территориальное расположение прокатных ста нов, поточность, занимаемая площадь.
Сортовые и листовые станы при большой годовой производитель ности (1 млн. т и выше) и разнообразном сортаменте проката вклю чаются в состав цеха по одному, например рельсобалочный, или крупносортный, или широкополосный (1700/200Q; 2500), или толсто листовой 2800 и др.
Всостав одного прокатного цеха включается и несколько станов, непосредственно связанных потоками горячего металла, т. е. терри ториально смежных станов. Например, если в составе прокатных станов имеется блюминг (слябинг), то он вместе со складом заготовок включается в обжимной цех. Если за блюмингом установлен непре рывный заготовочный стан, то и он тоже включается в состав единого обжимно-заготовочного цеха.
Впрактике применяют следующие наименования прокатных цехов: обжимной (блюминг или слябинг); рельсо-балочный; крупно
сортный (стан 650 или 600); сортопрокатный (блюминг и рельсо балочный стан); сортовой (станы 500, 300-1 и 300-3); тонколистовой; листопрокатный; холодной прокатки; жести; гнутых профилей.
§ 3. Исчисление норм времени по элементам процесса прокатки
Подразделяя производственный процесс в прокатных цехах на стадии, отдельные технологические операции, а затем на элементы, следует выделить те из них, которые непосредственно связаны с са мой прокаткой, и те, которые связаны с действиями вспомогатель ных механизмов.
Стадия процесса—группа операций, технологически взаимосвя занных между собой и выполняемых на одном и том же агрегате
237
(группе однотипных агрегатов) или на одном и том же производствен
ном участке.
Основным машинным временем в прокатке называют время,
втечение которого металл находится в валках.
Квспомогательному времени относят: 1) время движения про катываемой полосы по рольгангу к стану до начала процесса про катки или от стана при выбросе полосы из валков, а затем к стану для захвата ее валками в следующем проходе; 2) время работы вспо могательных механизмов —• нажимного устройства по перемещению верхнего валка, кантователя и манипулятора по кантованию и пере мещению полосы от калибра к калибру, подъемного стола по подъему
или опусканию полосы; 3) время операций, выполненных вручную. В прокатных цехах в зависимости от конкретных условий и целей исследования применяют следующие методы определения машинного
времени прокатки:
расчетный, основанный на технической и кинематической харак теристике стана, принятой технологии прокатки и данных о качестве и размерах прокатываемого металла;
экспериментальный, основанный на результатах хронометражных наблюдений.
Расчетный метод эффективно применять для анализа фактических режимов прокатки, проектирования новых режимов для действу ющих и сооружаемых прокатных станов. Основным его недостатком является неточность исходной информации, что связано с трудно стями учета всех возникающих в процессе прокатки явлений: изме нения диаметра валка, скольжения металла, несоответствия факти ческого числа оборотов валков заданному и т. д.
Определение вспомогательного времени прокатки производится главным образом проведением хронометражных наблюдений и реже
расчетом. |
исчисление машинного времени для нереверсивного |
Различают |
|
и реверсивного |
станов. |
При расчете машинного времени прокатки на нереверсивном стане скорость прокатки принимается величиной постоянной, и машинное время рассчитывается по формуле
где тг |
— основное машинное время прокатки за отдельный проход, с; |
|
L(- |
— длина прокатываемой полосы данного |
прохода, м; |
vt |
— скорость прокатки в данном проходе, |
м/с. |
При нормировании скорость прокатки принимается равной окруж ной скорости и определяется по формуле
где D — катающий диаметр валков, м;
щ — число оборотов валков в минуту.
238