Файл: Океанография и морская метеорология учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 215

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где ®R — угловая частота сигнала, принятого от от­ ражающей частицы, движущейся к преобра­ зователям.

Тогда

eR=

А sin о)Rt =

А sin«)T Ѵр+ У

.

(5.109)

 

 

Ѵ р - Ѵ

r>

 

где eR — принятый сигнал

как функция

полного эф­

фекта

движения

частицы.

 

 

На этом принципе был построен доплеровский изме­ ритель течения. Конструкция прибора в общих чертах следующая. Передатчик незатухающих колебаний ча­ стотой 10 МГц обеспечивает мощность в 1 Вт, необходи­ мую для приведения в действие электроакустического преобразователя, излучающего узкий луч акустической энергии в секторе 1° в морскую воду. Поскольку длина акустической волны составляет приблизительно 0,04 мм, то очень маленькие частицы отражают энергию, дей­ ствуя как точечные источники энергии для аналогичной картины луча приемного преобразователя. Пересечение лучей дает объем реверберации приблизительно в один круговой мил (единица площади, равная площади круга

диаметром в 1

мил; 1 круговой мил = 5,067 • ІО- 4 мм2)

на расстоянии

1 0 дюймов перед преобразователями,

обеспечивая тем самым точку измерения, которая изо­ лирована от возмущений течения, внесенных корпусом прибора, и поэтому является в действительности зондом для измерения скорости течений.

Рассмотрим изменение в доплеровском смещении ча­

стицы при изменениях угла

Ѳ между каждым преобра­

зователем и направлением

движения

частицы. Тогда

(рис.

52)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V' = Ѵ cos Ѳ,

 

(5.110)

где

V — вектор

скорости

течения.

 

что

При подстановке в

(5.108)

найдем,

 

 

 

 

Ѵр +

V cos Ѳт

(5.111)

 

 

“ Я ~

“ т

Ѵр —

V cos Ѳд

 

 

>

где

eR — угол

между

приемным

преобразователем и

 

направлением

движения

частицы;

284


— угол между излучателем преобразователя и направлением движения частицы.

Тогда принятый сигнал

eR= А sin о)т Ѵр + V cos Ѳх t.

(5.112)

Ѵр V cos dR

 

Принятый сигнал имеет доплеровское смещение ча­ стоты, которое пропорционально потоку течения, и эту разность частот можно легко измерить путем гетеро-

П е р е д а т ч ѵ к

Рис. 52. Картина пересечения акустических лучей

динирования переданного и принятого сигналов, чтобы получить частотно-модулированную поднесущую часто­ ту. С помощью такого прибора, опускаемого с борта судна на кабель-тросе, можно измерить очень малые скорости течений (менее чем 0 , 0 0 1 уз), так как частот­ ные измерения можно произвести очень точно. Кроме того, прибором можно измерить быстрые изменения ско­ рости течения, потому что отсутствие движущихся ча­ стей позволяет получить небольшие постоянные вре­ мени.

Принятый сигнал на выходе приемного преобразова­ теля находится в диапазоне уровней от 10 мкВ до 10 мВ при сопротивлении 50 Ом. Причиной широкого диапа­ зона уровней принятого сигнала является то, что за­ тухание и уровень отраженного сигнала изменяются как функция количества частиц в воде и их характеристик.

Измерительная аппаратура и регистрирующий по­ тенциометр находятся на борту судна.

285

Очевидно, что акустические измерители течений имеют большое будущее, так как по своим техническим характеристикам позволяют не только измерять сред­ нюю скорость потока, но и исследовать микротурбулент­ ные движения жидкости, носящие случайный характер. Причем в принципе возможно применение не однока­ нального измерителя, а многоканального, что позволит производить мгновенные и одновременные измерения те­ чения и запись трех ортогональных составляющих ско­ рости потока.

Рис. 53. Определение течений с помощью абсолютного лага

Навигационный метод. Идея этого метода сводится к тому, что течение определяется из сопоставления счис-

лимого и обсервованного мест корабля

Наличие тече­

ния и дрейфа корабля приводит к суммарному сносу S.

В этом случае вектор сноса на течении

S T — S S w.

Перемещение судна вследствие дрейфа

может быть

вычислено, если известен угол дрейфа а.

 

Ошибки в определении течения из разности счислимого и обсервованного мест корабля определяются точ­ ностью обсерваций, счисления и определения ветрового дрейфа.

Определение течений с помощью абсолютного лага.

Приборы, измеряющие абсолютную (относительно дна моря) скорость корабля, называются измерителями пол­ ной скорости или абсолютными лагами. Наиболее рас­ пространенным измерителем полной скорости в настоя­ щее время является гидроакустический лаг, принцип действия которого основан на использовании эффекта Доплера. С помощью гидроакустического лага опреде-

2 8 6


ляют продольную Ѵх и поперечную Ѵу составляющие пу­ тевой скорости корабля, а также угол сноса ß (рис. 5 3 ).

Для определения элементов морского течения необ­ ходимо иметь данные о скорости корабля относительно воды Ѵв, которые могут быть получены с помощью от­ носительного лага. Тогда скорость Ѵт и направление те­ чения вычисляются как векторная разность полной ско­ рости Ѵп, измеренной гидроакустическим измерителем скорости корабля, и скорости хода корабля относитель­ но воды Ѵ'д, измеренной с помощью относительного лага:

Ѵ, = ѵ а- ѵ л.

(5.113)

§ 27. ВОЛНЫ В МИРОВОМ ОКЕАНЕ

Элементы волн. Морским волнением называется рас­ пространение в пространстве колебательных перемеще­ ний частиц воды, происходящих с большей или меньшей регулярностью по некоторым замкнутым или почти замкнутым орбитам.

Для определения количественных характеристик вол­ нения, называемых э л е м е н т а м и волн, рассмотрим план участка взволнованной поверхности моря, полу­ ченный в некоторый фиксированный момент времени. Этот участок в типичном случае очень напоминает рельеф сложной бугристой местности. Рассекая взвол­ нованную поверхность вертикальными плоскостями в различных направлениях Ѳ относительно направления ветра, получают волновые профили t)0 (x), где х — рас­ стояние вдоль профиля. Основные элементы волн опре­ деляют по волновым профилям г\о(х), проведенным в главном направлении распространения волн (рис. 54).

Для данного волнового профиля

находят

с р е д н и й

у р о в е н ь , который определяется

из того

условия, что

суммарные площади профиля, лежащие выше и ниже этой линии, равны между собой. Следует иметь в виду, что вследствие некоторой заостренности гребней волн средний уровень располагается несколько выше уровня

спокойной воды.

Вертикальное расстояние yj между средним уровнем и некоторой рассматриваемой точкой волнового про­ филя называется о р д и н а т о й волнового профиля.

287


Часть волнового профиля, расположенная выше

среднего уровня, именуется г р е б н е м

в олны, а

са­

мая высокая точка гребня — в е р ш и н о й

в о л н ы .

Ме­

жду двумя гребнями ниже среднего уровня распола­

гается

в п а д и н а ( л о ж б и н а ) волны. Самая

низкая

точка

впадины — п о д о ш в а .

уровней

В ы с о т о й в о л н ы h называется разность

подошвы предыдущей впадины и вершины последую­ щего гребня. Высота волны соответствует удвоенной ам­ плитуде волны, т. е. а =0,5 /г.

. Направление

ррСЛрОШРрНЛёШЯ

Средни

 

' Высот аР\

. Вершин<?

Средний

волновой уровень ѵ

т в т в в

Д л и н а волн ы

Рис. 54. Волновой профиль y)0 (х)

Д л и н о й в о л н ы X называется расстояние по гори­ зонтали между вершинами двух смежных гребней или между двумя смежными подошвами волн.

К р у т и з н о й

в о л н ы

Ь называется

отношение вы­

соты волны к ее длине

( 8

= Л/Х), иначе

говоря, наклон

волнового профиля в данной точке к горизонту.

Рассматривая

план

 

взволнованной

поверхности,

можно нанести ф р о н т

в о л н ы — линию, проходящую

по вершинам данного гребня волны перпендикулярно к направлению перемещения ее профиля, и луч в о л ­

ны — перпендикуляр к фронту в данной точке

(луч на­

правлен в сторону движения волны).

к о л е б а ­

Перейдем к рассмотрению в о л н о в ы х

ний ?](/) поверхности в фиксированной точке. Если за­ менить линейную координату х временем t, то элементы волновых колебаний определяются точно так же, как это сделано при рассмотрении волнового профиля. Тот же смысл имеют гребень волновых колебаний и его вер­ шина, а также и все другие элементы волновых коле­ баний.

2 8 8