Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 190

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чины y lt у 2, . . ., уп. считаются известными. В этой системе заложена матрица коэффициентов прямых затрат

 

/ ап

« 1 2

■ащ

А =

Й 2 І

й 2 2

■а2п

 

 

 

 

 

W

йп2 .

■@пп

Таким образом, чтобы составить плановый межотраслевой мате­ риальный баланс, прежде всего нужно разработать матрицу коэф­ фициентов, характеризующих зависимость между отраслями.

Переход от совокупности переменных х г, х 2, . . хп к совокуп­ ности переменных у ъ у 2, . . ., уп можно осуществить с помощью обратной матрицы, например:

х2

Л і Ах2 ■^13

• ■ •

А,

/

Ух

А21 А22 ■^23

. .

А.

 

Уг

 

 

\АН.Л Ann Ann . . .

An

\

Уп

/

Здесь каждый коэффициент каждой строки матрицы умножается на член столбца у, имеющий тот же порядковый номер. Сумма этих произведений по каждой строке приравнивается соответствующему объему производства:

хі Ап уу -)- А12у2 -j- . • • + А1пуп; х2 = А21уу -f- А22у2 -j-. • ■+ А2пуп\

хп = АцхУх “г Ап2у2-)- . • • Ч- ^ПпУп'

Новые коэффициенты потребления продукции А умноженные на продукцию у, идущую для накопления и потребле­

ния, дают весь объем производства продукции х соответствующей

отрасли. Например,

весь

объем производства металлопроката х х

получается

путем

суммирования

. произведений коэффициентов

Л = (Ли , А 12

■. .) на у-у, у 2,

. . ., т.

е. на ту часть проката, которая

идет в потребление, а не на весь объем производства, как это было в исходных уравнениях. Аналогичное положение будет и по другим видам продукции, поставляемой судостроению. Наличие коэффициен­ тов полных затрат имеет определенный практический смысл, так как позволяет в отраслевых и народнохозяйственных планах быстро определять значение того или иного изменения конечного выпуска продукции в данной отрасли для народного хозяйства в целом,

Подобная математическая модель межотраслевого баланса позво­ ляет не только рассчитывать потребность в материальном объеме производства, но и определить потребность в трудовых ресурсах и производственных фондах путем сбалансирования их с конечной продукцией (например, с помощью коэффициентов трудоемкости и фондоемкости продукции).

105


§ 23

Подсистема технико-экономического планирования

Применение математических методов ЭВМ в планировании зна­ чительно сокращает трудоемкость расчетных работ, повышает их значение и результативность.

ВДирективах XXIV съезда КПСС по развитию народного хозяй­ ства на девятую пятилетку указывается на необходимость разверты­ вания работы по созданию и внедрению автоматизированных систем планирования производства отраслей и предприятий и управле­ ния ими, чтобы создать в дальнейшем общегосударственную систему сбора, обработки и учета информации по планированию и управле­ нию народным хозяйством.

Всудостроении автоматизированная система управления про­ изводством (АСУП) подразделяется на функциональные подсистемы, например подсистемы технико-экономического планирования (ТЭП), технологической подготовки производства, оперативного планиро­ вания, материально-технического снабжения и др.

Вподсистему ТЭП включаются вопросы как перспективного,

так и текущего планирования, одни с меньшей детализацией,

дру­

гие — с большей. При разработке этой подсистемы широко

при­

меняются матричные модели, которые, как было показано, лежат в основе построения межотраслевых балансов производства и рас­ пределения продукции.

На предприятиях судостроительной промышленности подсистема ТЭП используется для составления техпромфинплана с доведением технико-экономических показателей до цехов в виде хозрасчетного задания. С помощью подсистемы выполняются различные функции управления, охватывающие все стороны хозяйственной деятельности предприятия: производство, труд, материальное снабжение, капи­ тальное строительство, заработную плату, себестоимость продукции и финансы. Она позволяет производить многовариантные много­ целевые расчеты для отбора оптимального варианта; применять математические методы для планирования и моделирования; осу­ ществлять анализ и прогнозирование экономических явлений с целью принятия обоснованных решений по устранению отклонений от утвержденного плана, а также контроль и анализ производственно­ хозяйственной деятельности предприятия и отдельных его служб

Проведение многовариантных расчетов позволяет обоснованно выбирать наиболее оптимальный экономический план, полно и целе­ направленно использовать преимущества новой системы планирова­ ния и экономического стимулирования и обеспечивать действенные средства для эффективного управления производством.1

1 Раздел написан по материалам кандидатской диссертации Л. С. Постновой на тему «Теоретические и методологические основы моделирования подсистемы ТЭП в составе АСУ судостроительным предприятием» (Автореферат диссертации. ЛКИ, 1971).

1 0 6


Подсистема ТЭП автоматизированной системы управления пред­ приятием связана с отраслевой автоматизированной системой управ­ ления ОАСУ, а внутри предприятия — с другими автоматизирован­ ными подсистемами, например с подсистемами оперативного плани­ рования производства, которое часто принимает форму сетевого планирования управления (СПУ), материально-технического обеспе­ чения, учета и планирования кадров и т. д.

Подсистема ТЭП дает возможность рассчитать оптимальную производственную программу предприятия, с учетом обеспечения его материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами в соответ­ ствии с основными разделами техпромфинплана. Подсистема обес­ печивает своевременный пересчет всех его показателей и получение необходимых данных для анализа выполнения этих показателей.

Расчеты в подсистеме

ТЭП могут варьироваться в зависимости

от поставленной цели: а)

оптимальной производственной программы

иповышения экономичности; б) снижения затрат на производство

иуправление; в) сокращения производственного цикла постройки судов или изготовления другой продукции; г) улучшения исполь­ зования производственных фондов и т. Д.

При разработке алгоритма расчетов полная модель может пред­ ставлять собой совокупность частных моделей, для чего необходимо

сохранять взаимосвязь плановых

показателей, а формы входной

и выходной информации сделать

унифицированными.

Важной задачей, решаемой с помощью подсистемы ТЭП, является разработка метода расчета оптимального производственного плана отрасли, состоящего из взаимосвязанных алгоритмов и включа­ ющего: определение производственной мощности предприятий, под­ отраслей и отрасли в целом, а также оптимального плана произ­ водства подотраслей; расчет основных технико-экономических пока­ зателей отрасли; распределение плана выпуска продукции подотрас­ лей между отдельными предприятиями; определение плановой себестоимости строящихся судов и выявление резервов снижения их себестоимости по сравнению1 с себестоимостью в предыдущем периоде; составление сметы затрат на производство по всей продук­ ции производственного плана, а также планового задания по сни­ жению себестоимости сравнимой и вновь осваиваемой продукции.

На основании этих данных определяют задания по проектирова­ нию, плановую потребность в рабочих кадрах, потребность в ма­ териалах, топливе и судовом оборудовании, объем капитального строительства и потребные размеры финансирования, план по труду и заработной плате, затраты на производство.

Особое значение при планировании объема судостроительного производства приобретает отыскание оптимального решения при ограниченности ресурсов; за критерий оптимальности в данном случае принимается не показатель прибыли или рентабельности заказа (хотя эти показатели и должны приниматься во внимание), а максимальное удовлетворение народного хозяйства в судострои­ тельной продукции. Критерии оптимальности в судостроительной промышленности еще не определены. Однако в литературе появ­

107


ляются суждения о выборе в качестве критериев оптимальности таких показателей, как, например, максимальное продвижение"тех­ нической готовности судна, равномерная загрузка рабочих ведущих судостроительных специальностей по месяцам планируемого пе­ риода н т. д.

При расчете оптимальной производственной программы судо­ строительного предприятия на стадии разработки контрольных цифр следует учитывать следующее:

количество судов каждого проекта как находящихся в постройке, так и предназначенных для сдачи в планируемом периоде не должно быть меньше заданного контрольными цифрами, а продолжительность постройки судов должна быть не более утвержденной;

трудоемкость производственной программы по цехам и по про­ фессиям не должна превышать имеющихся на предприятии трудовых ресурсов, а потребность в станко-часах по группам корпусообраба­ тывающего оборудования должна быть не .больше располагаемого фонда станочного времени;

требующиеся для выполнения программы сборочная площадь и причальная достроечная набережная по месяцам года не должны быть больше располагаемых.

Подсистема технико-экономического планирования в составе АСУ судостроительных предприятий, как указывалось, находится во взаимосвязи с другими подсистемами АСУП, а также с отраслевой автоматизированной системой управления.

Из других подсистем АСУП должны быть прежде всего названы: управления материально-техническим снабжением (УМТС), комплек­ тацией; руководящих и рабочих кадров, труда и заработной платы; управления проектированием и капитальным строительством, глав­ ного механика и главного энергетика; финансово-бухгалтерской деятельности; оперативного регулирования.

Дальнейшее развитие АСУП и ОАСУ должно идти в направле­ нии как определения характера связи и конкретных условий, влия­ ющих на распределение функций между подсистемами, так и прин­ ципов взаимодействия автоматизированных систем управления пред­

приятиями в отраслевой автоматизированной системе.

у п р а в ­

Основной целью при. разработке п о д с и с т е м ы

л е н и я м а т е р и а л ь н о - т е х н и ч е с к и м

с н а б ж е ­

н и е м является достижение бесперебойного обеспечения произ­

водства: предприятия материальными ресурсами.

 

Основными задачами, ‘решаемыми с помощью подсистемы, яв­ ляются: повышение качества и снижение трудоемкости расчетов по обеспечению производства материально-техническими ресурсами, установления связи между потребностями в материальных ресурсах программы снабжения с показателями плана прибыли, рентабель­ ности и общих издержек производства и др.

Расчеты по материально-техническому снабжению охватывают определение стоимости материальных ресурсов на одно судно каж­ дого проекта по всей номенклатуре потребляемых материалов, обо­ рудования и на каждое строящееся судно в планируемом периоде

108


с учетом его технической готовности, а также потребности и стои­ мости материальных ресурсов для выполнения всей программы планируемого периода.

Большая номенклатура материалов и комплектующих изделий, необходимость удовлетворения потребности предприятий и их цехов в соответствии с принятой системой разбивки судна на планово­ учетные единицы обусловливают значительную трудоемкость пере­ работки информации, связанной с материально-техническим снаб­ жением.

Основной целью создания п о д с и с т е м ы у п р а в л е н и е к о м п л е к т а ц и е й является создание рациональных методов комплектации на предприятиях отрасли в целом, обеспечивающих планомерные поставки потребного количества главных и вспомога­ тельных механизмов и других видов судового оборудования.

При разработке оптимальных планов обеспечения контрагент­ скими поставками судостроительной промышленности предусматри­ вается установление сроков поставки по каждому виду судового оборудования исходя из планов сдачи судов.

Основными задачами, решаемыми с помощью этой подсистемы, являются: определение потребности отрасли в комплектующем оборудовании для нужд основного производства, капитального строительства, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ и ремонтно-эксплуатационных нужд; распределение выделен­ ных фондов между предприятиями; контроль за комплектацией важнейших объектов производственной программы и за движением важнейших видов комплектующих изделий на складах предприятий.

При разработке п о д с и с т е м ы п л а н и р о в а н и я , у ч е т а и а н а л и з а т р у д а и з а р а б о т н о й п л а т ы ставится целью создание эффективного управления трудовыми ресурсами, под которым понимается: повышение качества и сокра­ щение сроков составления планово-экономической информации; осуществление действенного контроля за расходованием фонда заработной платы (эффективным применением системы оплаты труда и материального стимулирования работников промышлен­ ности); систематический анализ динамики трудоемкости изделий, производительности труда и выполнения норм выработки.

Основными задачами, решаемыми при использовании подсистемы, являются: анализ оперативных сведений о расходовании фонда заработной платы на 1 руб. товарной продукции; систематизация и анализ данных о выполнении норм выработки; сравнение факти­ чески начисленных сумм в фонд материального поощрения с плано­ выми и анализ выплат из фонда материального поощрения; опреде­ ление общего планового фонда заработной платы; установление соотношения темпов роста производительности труда и средней заработной платы; расчет нормативов отчислений в фонд, материаль­ ного поощрения и социально-культурных мероприятий.

Кроме того, производится анализ доплат за отклонения от нор­ мальных условий работы, влияния изменения производительности труда на изменение объема продукции; численности персонала по

109