Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 190
Скачиваний: 1
чины y lt у 2, . . ., уп. считаются известными. В этой системе заложена матрица коэффициентов прямых затрат
|
/ ап |
« 1 2 |
• |
■ащ |
А = |
Й 2 І |
й 2 2 |
• |
■а2п |
|
|
|
|
|
|
W |
йп2 . |
■@пп |
Таким образом, чтобы составить плановый межотраслевой мате риальный баланс, прежде всего нужно разработать матрицу коэф фициентов, характеризующих зависимость между отраслями.
Переход от совокупности переменных х г, х 2, . . хп к совокуп ности переменных у ъ у 2, . . ., уп можно осуществить с помощью обратной матрицы, например:
х2 |
Л і Ах2 ■^13 |
• ■ • |
А, |
/ |
Ух |
|
А21 А22 ■^23 |
• . . |
А. |
|
Уг |
|
|
|
\АН.Л Ann Ann . . . |
An |
\ |
Уп |
/ |
Здесь каждый коэффициент каждой строки матрицы умножается на член столбца у, имеющий тот же порядковый номер. Сумма этих произведений по каждой строке приравнивается соответствующему объему производства:
хі — Ап уу -)- А12у2 -j- . • • + А1пуп; х2 = А21уу -f- А22у2 -j-. • ■+ А2пуп\
хп = АцхУх “г Ап2у2-)- . • • Ч- ^ПпУп'
Новые коэффициенты потребления продукции А умноженные на продукцию у, идущую для накопления и потребле
ния, дают весь объем производства продукции х соответствующей
отрасли. Например, |
весь |
объем производства металлопроката х х |
||
получается |
путем |
суммирования |
. произведений коэффициентов |
|
Л = (Ли , А 12 |
■. .) на у-у, у 2, |
. . ., т. |
е. на ту часть проката, которая |
идет в потребление, а не на весь объем производства, как это было в исходных уравнениях. Аналогичное положение будет и по другим видам продукции, поставляемой судостроению. Наличие коэффициен тов полных затрат имеет определенный практический смысл, так как позволяет в отраслевых и народнохозяйственных планах быстро определять значение того или иного изменения конечного выпуска продукции в данной отрасли для народного хозяйства в целом,
Подобная математическая модель межотраслевого баланса позво ляет не только рассчитывать потребность в материальном объеме производства, но и определить потребность в трудовых ресурсах и производственных фондах путем сбалансирования их с конечной продукцией (например, с помощью коэффициентов трудоемкости и фондоемкости продукции).
105
§ 23
Подсистема технико-экономического планирования
Применение математических методов ЭВМ в планировании зна чительно сокращает трудоемкость расчетных работ, повышает их значение и результативность.
ВДирективах XXIV съезда КПСС по развитию народного хозяй ства на девятую пятилетку указывается на необходимость разверты вания работы по созданию и внедрению автоматизированных систем планирования производства отраслей и предприятий и управле ния ими, чтобы создать в дальнейшем общегосударственную систему сбора, обработки и учета информации по планированию и управле нию народным хозяйством.
Всудостроении автоматизированная система управления про изводством (АСУП) подразделяется на функциональные подсистемы, например подсистемы технико-экономического планирования (ТЭП), технологической подготовки производства, оперативного планиро вания, материально-технического снабжения и др.
Вподсистему ТЭП включаются вопросы как перспективного,
так и текущего планирования, одни с меньшей детализацией, |
дру |
гие — с большей. При разработке этой подсистемы широко |
при |
меняются матричные модели, которые, как было показано, лежат в основе построения межотраслевых балансов производства и рас пределения продукции.
На предприятиях судостроительной промышленности подсистема ТЭП используется для составления техпромфинплана с доведением технико-экономических показателей до цехов в виде хозрасчетного задания. С помощью подсистемы выполняются различные функции управления, охватывающие все стороны хозяйственной деятельности предприятия: производство, труд, материальное снабжение, капи тальное строительство, заработную плату, себестоимость продукции и финансы. Она позволяет производить многовариантные много целевые расчеты для отбора оптимального варианта; применять математические методы для планирования и моделирования; осу ществлять анализ и прогнозирование экономических явлений с целью принятия обоснованных решений по устранению отклонений от утвержденного плана, а также контроль и анализ производственно хозяйственной деятельности предприятия и отдельных его служб
Проведение многовариантных расчетов позволяет обоснованно выбирать наиболее оптимальный экономический план, полно и целе направленно использовать преимущества новой системы планирова ния и экономического стимулирования и обеспечивать действенные средства для эффективного управления производством.1
1 Раздел написан по материалам кандидатской диссертации Л. С. Постновой на тему «Теоретические и методологические основы моделирования подсистемы ТЭП в составе АСУ судостроительным предприятием» (Автореферат диссертации. ЛКИ, 1971).
1 0 6
Подсистема ТЭП автоматизированной системы управления пред приятием связана с отраслевой автоматизированной системой управ ления ОАСУ, а внутри предприятия — с другими автоматизирован ными подсистемами, например с подсистемами оперативного плани рования производства, которое часто принимает форму сетевого планирования управления (СПУ), материально-технического обеспе чения, учета и планирования кадров и т. д.
Подсистема ТЭП дает возможность рассчитать оптимальную производственную программу предприятия, с учетом обеспечения его материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами в соответ ствии с основными разделами техпромфинплана. Подсистема обес печивает своевременный пересчет всех его показателей и получение необходимых данных для анализа выполнения этих показателей.
Расчеты в подсистеме |
ТЭП могут варьироваться в зависимости |
от поставленной цели: а) |
оптимальной производственной программы |
иповышения экономичности; б) снижения затрат на производство
иуправление; в) сокращения производственного цикла постройки судов или изготовления другой продукции; г) улучшения исполь зования производственных фондов и т. Д.
При разработке алгоритма расчетов полная модель может пред ставлять собой совокупность частных моделей, для чего необходимо
сохранять взаимосвязь плановых |
показателей, а формы входной |
и выходной информации сделать |
унифицированными. |
Важной задачей, решаемой с помощью подсистемы ТЭП, является разработка метода расчета оптимального производственного плана отрасли, состоящего из взаимосвязанных алгоритмов и включа ющего: определение производственной мощности предприятий, под отраслей и отрасли в целом, а также оптимального плана произ водства подотраслей; расчет основных технико-экономических пока зателей отрасли; распределение плана выпуска продукции подотрас лей между отдельными предприятиями; определение плановой себестоимости строящихся судов и выявление резервов снижения их себестоимости по сравнению1 с себестоимостью в предыдущем периоде; составление сметы затрат на производство по всей продук ции производственного плана, а также планового задания по сни жению себестоимости сравнимой и вновь осваиваемой продукции.
На основании этих данных определяют задания по проектирова нию, плановую потребность в рабочих кадрах, потребность в ма териалах, топливе и судовом оборудовании, объем капитального строительства и потребные размеры финансирования, план по труду и заработной плате, затраты на производство.
Особое значение при планировании объема судостроительного производства приобретает отыскание оптимального решения при ограниченности ресурсов; за критерий оптимальности в данном случае принимается не показатель прибыли или рентабельности заказа (хотя эти показатели и должны приниматься во внимание), а максимальное удовлетворение народного хозяйства в судострои тельной продукции. Критерии оптимальности в судостроительной промышленности еще не определены. Однако в литературе появ
107
ляются суждения о выборе в качестве критериев оптимальности таких показателей, как, например, максимальное продвижение"тех нической готовности судна, равномерная загрузка рабочих ведущих судостроительных специальностей по месяцам планируемого пе риода н т. д.
При расчете оптимальной производственной программы судо строительного предприятия на стадии разработки контрольных цифр следует учитывать следующее:
количество судов каждого проекта как находящихся в постройке, так и предназначенных для сдачи в планируемом периоде не должно быть меньше заданного контрольными цифрами, а продолжительность постройки судов должна быть не более утвержденной;
трудоемкость производственной программы по цехам и по про фессиям не должна превышать имеющихся на предприятии трудовых ресурсов, а потребность в станко-часах по группам корпусообраба тывающего оборудования должна быть не .больше располагаемого фонда станочного времени;
требующиеся для выполнения программы сборочная площадь и причальная достроечная набережная по месяцам года не должны быть больше располагаемых.
Подсистема технико-экономического планирования в составе АСУ судостроительных предприятий, как указывалось, находится во взаимосвязи с другими подсистемами АСУП, а также с отраслевой автоматизированной системой управления.
Из других подсистем АСУП должны быть прежде всего названы: управления материально-техническим снабжением (УМТС), комплек тацией; руководящих и рабочих кадров, труда и заработной платы; управления проектированием и капитальным строительством, глав ного механика и главного энергетика; финансово-бухгалтерской деятельности; оперативного регулирования.
Дальнейшее развитие АСУП и ОАСУ должно идти в направле нии как определения характера связи и конкретных условий, влия ющих на распределение функций между подсистемами, так и прин ципов взаимодействия автоматизированных систем управления пред
приятиями в отраслевой автоматизированной системе. |
у п р а в |
Основной целью при. разработке п о д с и с т е м ы |
|
л е н и я м а т е р и а л ь н о - т е х н и ч е с к и м |
с н а б ж е |
н и е м является достижение бесперебойного обеспечения произ |
|
водства: предприятия материальными ресурсами. |
|
Основными задачами, ‘решаемыми с помощью подсистемы, яв ляются: повышение качества и снижение трудоемкости расчетов по обеспечению производства материально-техническими ресурсами, установления связи между потребностями в материальных ресурсах программы снабжения с показателями плана прибыли, рентабель ности и общих издержек производства и др.
Расчеты по материально-техническому снабжению охватывают определение стоимости материальных ресурсов на одно судно каж дого проекта по всей номенклатуре потребляемых материалов, обо рудования и на каждое строящееся судно в планируемом периоде
108
с учетом его технической готовности, а также потребности и стои мости материальных ресурсов для выполнения всей программы планируемого периода.
Большая номенклатура материалов и комплектующих изделий, необходимость удовлетворения потребности предприятий и их цехов в соответствии с принятой системой разбивки судна на планово учетные единицы обусловливают значительную трудоемкость пере работки информации, связанной с материально-техническим снаб жением.
Основной целью создания п о д с и с т е м ы у п р а в л е н и е к о м п л е к т а ц и е й является создание рациональных методов комплектации на предприятиях отрасли в целом, обеспечивающих планомерные поставки потребного количества главных и вспомога тельных механизмов и других видов судового оборудования.
При разработке оптимальных планов обеспечения контрагент скими поставками судостроительной промышленности предусматри вается установление сроков поставки по каждому виду судового оборудования исходя из планов сдачи судов.
Основными задачами, решаемыми с помощью этой подсистемы, являются: определение потребности отрасли в комплектующем оборудовании для нужд основного производства, капитального строительства, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ и ремонтно-эксплуатационных нужд; распределение выделен ных фондов между предприятиями; контроль за комплектацией важнейших объектов производственной программы и за движением важнейших видов комплектующих изделий на складах предприятий.
При разработке п о д с и с т е м ы п л а н и р о в а н и я , у ч е т а и а н а л и з а т р у д а и з а р а б о т н о й п л а т ы ставится целью создание эффективного управления трудовыми ресурсами, под которым понимается: повышение качества и сокра щение сроков составления планово-экономической информации; осуществление действенного контроля за расходованием фонда заработной платы (эффективным применением системы оплаты труда и материального стимулирования работников промышлен ности); систематический анализ динамики трудоемкости изделий, производительности труда и выполнения норм выработки.
Основными задачами, решаемыми при использовании подсистемы, являются: анализ оперативных сведений о расходовании фонда заработной платы на 1 руб. товарной продукции; систематизация и анализ данных о выполнении норм выработки; сравнение факти чески начисленных сумм в фонд материального поощрения с плано выми и анализ выплат из фонда материального поощрения; опреде ление общего планового фонда заработной платы; установление соотношения темпов роста производительности труда и средней заработной платы; расчет нормативов отчислений в фонд, материаль ного поощрения и социально-культурных мероприятий.
Кроме того, производится анализ доплат за отклонения от нор мальных условий работы, влияния изменения производительности труда на изменение объема продукции; численности персонала по
109