Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 208
Скачиваний: 1
единицу продукции г-го материала (судового оборудования) по за- воду-поставщику; п — количество наименований материалов (судо вого оборудования), производство которых требует особых капитало вложений по заводам-поставщикам.
Если создание новых типов судов требует капитальных вложе ний в переоборудование судоремонтных баз, портов, каналов и т. д., то эти затраты рассчитываются на одно судно:
i s |
__ К обйл |
■^сопр |
дг > |
где Кобсл — сумма капитальных вложений в сопряженные объекты; N — число судов в серии.
Сумма капитальных затрат К, принимаемая в расчетах экономи ческой эффективности новой техники, определяется:
К = К 4 -ф л . ф |
4 . к |
ч - А О |
|
л ' |
-■‘'•нов I ^нсп 1 ^ЛИКВ |
1 ІЧСОПр -И |
|
где Кнов — новые |
капитальные затраты на разработку и внедрение |
новой техники; ФІ1СП•—• стоимость используемых основных фондов действующего производства по балансовой оценке; Фликв — оста точная стоимость ликвидируемых основных фондов за вычетом сумм от их реализации; ДО — прирост (-f) или высвобождение (—) обо ротных средств от внедрения новой техники.
При определении строительной стоимости судна, в сметную каль куляцию, кроме затрат на материалы, основной заработной платы производственных рабочих, цеховых и общезаводских накладных расходов, контрагентских поставок, прочих прямых специальных затрат, добавляются внепроизводственные расходы и плановая прибыль.
При создании и освоении новых типов судов ранее в строительную стоимость включали стоимость проектирования и расходы, идущие на подготовку производства. В настоящее время эти расходы относят к стоимости головного судна, даже в тех случаях, когда производится постройка судов серией. Правильнее, было бы их относить на счет фонда развития производства предприятия или отрасли. В этом случае оптовая цена на суда будет ближе к стоимости общественно необходимых затрат.
В капитальные затраты при внедрении новой техники непосред ственно на судостроительных предприятиях включают: а) стоимость нового оборудования с учетом транспортных расходов по его доставке и монтажу, а также стоимость новой технологической оснастки, новых и реконструкции существующих зданий, сооружений и слу жебных помещений с учетом расходов по укладке кабелей и по дру гим коммуникациям; б) затраты на проектно-конструкторские и опытные работы, непосредственно связанные с внедрением данного технического мероприятия.
Эксплуатационные затраты при определении экономической эффек тивности новой техники принимаются в расчете на год и учитываются только по изменяющимся видам затрат.
12* |
179 |
При создании и освоении новых типов судов или модернизации существующих принимаются следующие эксплуатационные расходы по судну: на содержание экипажа; на топливо и смазку; на аморти зацию, ремонт и снабжение; навигационные и прочие прямые рас ходы; накладные расходы.
Текущие затраты по новой технике, внедряемой непосредственно на судостроительных предприятиях, принимаются в расчете на год и учитываются только по изменяющимся видам затрат.
Сравнительную экономическую эффективность новой техники определяют путем сопоставления эффективности ее вариантов и последующего выбора оптимального из них, а затем сравнением эффективности выбранного варианта новой техники с эффектив ностью исходной базы, в качестве которой берут лучшие образцыпрототипы отечественного и зарубежного судостроения.
Величину капитальных вложений определяют отдельно по каж дому сравниваемому варианту судов. На предпроектной стадии при отсутствии разработанных проектов и смет стоимость новой техники можно определить на основе укрупненных нормативов, например по нормативам трудоемкости постройки, веса и средней стоимости 1 кг веса, путем расчета: а) чистого веса материалов, идущих на строительство объекта, и их стоимости на основе данных о средней стоимости единицы материалов; б) трудоемкости строительства каж дого из рассматриваемых объектов; в) среднеотраслевых процентов накладных расходов и плановой прибыли.
Изменения себестоимости продукции в результате внедрения но вой техники определяют на основе сравнения калькуляций себе стоимости единицы продукции по базовому и внедряемому вариантом. При этом берут плановую себестоимость единицы продукции или фактическую себестоимость, если она ниже плановой.
При осуществлении мероприятий по новой технике себестоимость продукции необходимо рассчитывать лишь по изменяющимся каль куляционным статьям себестоимости (например, только по мате риалам, заработной плате, накладным расходам, а также по расходу топлива и электроэнергии, амортизации), причем по возможности прямым путем, посредством выделения большей части цеховых и прочих прямых или специальных расходов. Расчеты надо основывать на действующих прейскурантных ценах, тарифах и других норматив ных измерителях.
Коэффициент сравнительной экономической эффективности до полнительных капиталовложений на внедрение новой техники и срок окупаемости, определяющие выгодность одного мероприятия
по сравнению с другими, могут |
определяться из сопоставлений: |
||
Г— |
Сл |
' Со |
Г- |
гр |
Kg |
К1 |
гр |
ок ~ ' |
Сг — С2 |
н’ |
где Е — коэффициент эффективности варианта 2 по сравнению с ва риантом 1; CJL и С2 — себестоимость продукции по вариантам 1 и 2
180
в пересчете на годовой выпуск продукции; |
и /С2 — капитальные |
|
вложения |
по вариантам 1 и 2 в пересчете на сопоставимый объем |
|
выпуска |
продукции; Еи — нормативный |
коэффициент эффектив |
ности; Т’к — срок окупаемости дополнительных капитальных вло жений при осуществлении варианта 2 по сравнению с вариантом 1
(^T0K = ~Y^j; Тц — нормативный срок окупаемости капитальных
вложений.
Нормативный коэффициент эффективности по народному хозяй ству в целом установлен не ниже 0,12. Для судостроительной про мышленности нормативный коэффициент эффективности не должен быть ниже 0,15, а нормативный срок окупаемости капитальных вло жений — не более 6—8 лет.
При коротком сроке службы объекта значение срока окупаемости принимают:
1 (1 + Е)
где t — срок службы объекта.
При сравнении нескольких вариантов (более двух) хозяйственных и технических решений, размещения предприятий и их комплексов, внедрения новых видов техники, строительства или реконструкции действующих предприятий, показателем сравнительной эффектив ности капитальных вложений является минимум приведенных затрат
С{-}- ЕиКі —■*min
или
К і ТиСс—>min,
где Кі — капитальные вложения по каждому варианту; С - — теку щие затраты (себестоимость) по тому же варианту.
Показатели Ct и К[ могут применяться как в виде полной суммы капитальных вложений и себестоимости всей готовой продукции, так и в виде удельных вложений на единицу продукции.
Годовой экономический эффект от внедрения новой техники путем сравнения вариантов можно определить по формуле
5 = [Сі + E ttK1- (Ся + E HKoJ] Q,
где Clt С2 — текущие затраты (себестоимость); К 1г Къ — капиталь ные затраты; Еи— нормативный коэффициент эффективности, при нятый для данного предприятия; Q — годовой выпуск продукции по плану, предусмотренный на год, следующий за годом внедрения тех нического мероприятия.
Если внедрение новой техники сопровождается изменением объ ема, типовой номенклатуры и качества выпускаемой продукции, а в некоторых случаях затрагивает сопряженные отрасли народного хозяйства (например, судостроительная промышленность, машино строение, морской транспорт), то экономическую эффективность от совокупности мероприятий по новой технике следует рассчитывать
181
как в комплексе, так и для каждого мероприятия и отрасли в отдель ности.
Приведенная формула для определения экономической эффек тивности является обязательной при установлении размеров премии работникам предприятий промышленности, научно-исследователь ских и проектно-конструкторских организаций за выполнение работ по новой технике.
Пример определения годового экономического эффекта и срока окупаемости ультразвуковой установки, применяемой для очистки от защитной обмазки крупногабаритных узлов и изделий на судо
строительном предприятии, приведен в табл. |
12. |
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
12 |
|
Расчет годовой экономической эффективности |
|
|
|
||
ультразвуковой установки |
|
|
|
|
|
|
З н а ч е н и я |
показа |
|
|
|
|
Е д и н и ц а |
телей |
И з мене - |
||
П о к а з а т е л и |
|
|
|||
и з м е р е |
до |
после |
ния |
± |
|
|
ния |
|
|
||
|
в н едре виедре- |
|
|
||
|
|
ния |
пня |
|
|
Количество обрабатываемых узлов |
шт. |
1152 |
1152 |
_ |
|
Расход времени на очистку одного |
ч |
6,2 |
1,5 |
-4 ,7 |
|
узла |
чел-час |
7488 |
1728 |
—5760 |
|
Годовая трудоемкость обработки |
|||||
Среднечасовая заработная плата од |
руб. |
0,7 |
0,7 |
— |
|
ного рабочего, включая начисления |
% |
— |
14,1 |
+ 14,1 |
|
Норма амортизационных отчислении |
|||||
Затраты на приобретение ультразву- |
руб. |
— |
4286 |
+4286 |
|
кового генератора типа УЗМ-10 с ван |
|
|
|
|
|
ной и шестью излучателями К» |
|
|
|
|
|
Текущие затраты на годовой объем |
|
|
|
|
|
производства: |
руб. |
5242 |
1210 |
—4032 |
|
заработная плата |
|||||
амортизация установки |
» |
5242 |
604 |
+604 |
|
общие затраты за год (Сх и С2) |
» |
1814 |
—3428 |
||
Нормативный коэффициент экономя- |
» |
— |
0,15 |
— |
|
ческой эффективности (Еи) |
» |
5242 |
1852 |
—3390 |
|
Размер приведенных затрат (С + Е НК) |
|||||
Срок окупаемости капитальных затрат |
годы |
|
1,26 |
|
|
Годовая экономическая эффективность от внедрения ультразвуко вой установки определится:
Э = С1 + ЕнКг — (Са + E„Kt)= (7488-0,7) —
— (1728-0,7 + 0,15-4286) = 5242— 1852 = 3390.
Срок окупаемости капитальных затрат по приобретению ультра звуковой установки
Т |
ок |
Да~ К і _____4286 |
_ , „„ |
года. |
|
С1 — С2 ~ 5242— 1852 ~ ^ |
|
182