Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 208

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

единицу продукции г-го материала (судового оборудования) по за- воду-поставщику; п — количество наименований материалов (судо­ вого оборудования), производство которых требует особых капитало­ вложений по заводам-поставщикам.

Если создание новых типов судов требует капитальных вложе­ ний в переоборудование судоремонтных баз, портов, каналов и т. д., то эти затраты рассчитываются на одно судно:

i s

__ К обйл

■^сопр

дг >

где Кобсл — сумма капитальных вложений в сопряженные объекты; N — число судов в серии.

Сумма капитальных затрат К, принимаемая в расчетах экономи­ ческой эффективности новой техники, определяется:

К = К 4 л . ф

4 . к

ч - А О

л '

-■‘'•нов I ^нсп 1 ^ЛИКВ

1 ІЧСОПр -И

где Кнов — новые

капитальные затраты на разработку и внедрение

новой техники; ФІ1СП•—• стоимость используемых основных фондов действующего производства по балансовой оценке; Фликв — оста­ точная стоимость ликвидируемых основных фондов за вычетом сумм от их реализации; ДО — прирост (-f) или высвобождение (—) обо­ ротных средств от внедрения новой техники.

При определении строительной стоимости судна, в сметную каль­ куляцию, кроме затрат на материалы, основной заработной платы производственных рабочих, цеховых и общезаводских накладных расходов, контрагентских поставок, прочих прямых специальных затрат, добавляются внепроизводственные расходы и плановая прибыль.

При создании и освоении новых типов судов ранее в строительную стоимость включали стоимость проектирования и расходы, идущие на подготовку производства. В настоящее время эти расходы относят к стоимости головного судна, даже в тех случаях, когда производится постройка судов серией. Правильнее, было бы их относить на счет фонда развития производства предприятия или отрасли. В этом случае оптовая цена на суда будет ближе к стоимости общественно необходимых затрат.

В капитальные затраты при внедрении новой техники непосред­ ственно на судостроительных предприятиях включают: а) стоимость нового оборудования с учетом транспортных расходов по его доставке и монтажу, а также стоимость новой технологической оснастки, новых и реконструкции существующих зданий, сооружений и слу­ жебных помещений с учетом расходов по укладке кабелей и по дру­ гим коммуникациям; б) затраты на проектно-конструкторские и опытные работы, непосредственно связанные с внедрением данного технического мероприятия.

Эксплуатационные затраты при определении экономической эффек­ тивности новой техники принимаются в расчете на год и учитываются только по изменяющимся видам затрат.

12*

179


При создании и освоении новых типов судов или модернизации существующих принимаются следующие эксплуатационные расходы по судну: на содержание экипажа; на топливо и смазку; на аморти­ зацию, ремонт и снабжение; навигационные и прочие прямые рас­ ходы; накладные расходы.

Текущие затраты по новой технике, внедряемой непосредственно на судостроительных предприятиях, принимаются в расчете на год и учитываются только по изменяющимся видам затрат.

Сравнительную экономическую эффективность новой техники определяют путем сопоставления эффективности ее вариантов и последующего выбора оптимального из них, а затем сравнением эффективности выбранного варианта новой техники с эффектив­ ностью исходной базы, в качестве которой берут лучшие образцыпрототипы отечественного и зарубежного судостроения.

Величину капитальных вложений определяют отдельно по каж­ дому сравниваемому варианту судов. На предпроектной стадии при отсутствии разработанных проектов и смет стоимость новой техники можно определить на основе укрупненных нормативов, например по нормативам трудоемкости постройки, веса и средней стоимости 1 кг веса, путем расчета: а) чистого веса материалов, идущих на строительство объекта, и их стоимости на основе данных о средней стоимости единицы материалов; б) трудоемкости строительства каж­ дого из рассматриваемых объектов; в) среднеотраслевых процентов накладных расходов и плановой прибыли.

Изменения себестоимости продукции в результате внедрения но­ вой техники определяют на основе сравнения калькуляций себе­ стоимости единицы продукции по базовому и внедряемому вариантом. При этом берут плановую себестоимость единицы продукции или фактическую себестоимость, если она ниже плановой.

При осуществлении мероприятий по новой технике себестоимость продукции необходимо рассчитывать лишь по изменяющимся каль­ куляционным статьям себестоимости (например, только по мате­ риалам, заработной плате, накладным расходам, а также по расходу топлива и электроэнергии, амортизации), причем по возможности прямым путем, посредством выделения большей части цеховых и прочих прямых или специальных расходов. Расчеты надо основывать на действующих прейскурантных ценах, тарифах и других норматив­ ных измерителях.

Коэффициент сравнительной экономической эффективности до­ полнительных капиталовложений на внедрение новой техники и срок окупаемости, определяющие выгодность одного мероприятия

по сравнению с другими, могут

определяться из сопоставлений:

Г—

Сл

' Со

Г-

гр

Kg

К1

гр

ок ~ '

Сг — С2

н’

где Е — коэффициент эффективности варианта 2 по сравнению с ва­ риантом 1; CJL и С2 — себестоимость продукции по вариантам 1 и 2

180


в пересчете на годовой выпуск продукции;

и /С2 — капитальные

вложения

по вариантам 1 и 2 в пересчете на сопоставимый объем

выпуска

продукции; Еи — нормативный

коэффициент эффектив­

ности; Т’к — срок окупаемости дополнительных капитальных вло­ жений при осуществлении варианта 2 по сравнению с вариантом 1

(^T0K = ~Y^j; Тц — нормативный срок окупаемости капитальных

вложений.

Нормативный коэффициент эффективности по народному хозяй­ ству в целом установлен не ниже 0,12. Для судостроительной про­ мышленности нормативный коэффициент эффективности не должен быть ниже 0,15, а нормативный срок окупаемости капитальных вло­ жений — не более 6—8 лет.

При коротком сроке службы объекта значение срока окупаемости принимают:

1 (1 + Е)

где t — срок службы объекта.

При сравнении нескольких вариантов (более двух) хозяйственных и технических решений, размещения предприятий и их комплексов, внедрения новых видов техники, строительства или реконструкции действующих предприятий, показателем сравнительной эффектив­ ности капитальных вложений является минимум приведенных затрат

С{-}- ЕиКі —■*min

или

К і ТиСс—>min,

где Кі — капитальные вложения по каждому варианту; С - — теку­ щие затраты (себестоимость) по тому же варианту.

Показатели Ct и К[ могут применяться как в виде полной суммы капитальных вложений и себестоимости всей готовой продукции, так и в виде удельных вложений на единицу продукции.

Годовой экономический эффект от внедрения новой техники путем сравнения вариантов можно определить по формуле

5 = [Сі + E ttK1- (Ся + E HKoJ] Q,

где Clt С2 — текущие затраты (себестоимость); К 1г Къ — капиталь­ ные затраты; Еи— нормативный коэффициент эффективности, при­ нятый для данного предприятия; Q — годовой выпуск продукции по плану, предусмотренный на год, следующий за годом внедрения тех­ нического мероприятия.

Если внедрение новой техники сопровождается изменением объ­ ема, типовой номенклатуры и качества выпускаемой продукции, а в некоторых случаях затрагивает сопряженные отрасли народного хозяйства (например, судостроительная промышленность, машино­ строение, морской транспорт), то экономическую эффективность от совокупности мероприятий по новой технике следует рассчитывать

181


как в комплексе, так и для каждого мероприятия и отрасли в отдель­ ности.

Приведенная формула для определения экономической эффек­ тивности является обязательной при установлении размеров премии работникам предприятий промышленности, научно-исследователь­ ских и проектно-конструкторских организаций за выполнение работ по новой технике.

Пример определения годового экономического эффекта и срока окупаемости ультразвуковой установки, применяемой для очистки от защитной обмазки крупногабаритных узлов и изделий на судо­

строительном предприятии, приведен в табл.

12.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

12

Расчет годовой экономической эффективности

 

 

 

ультразвуковой установки

 

 

 

 

 

З н а ч е н и я

показа ­

 

 

 

Е д и н и ц а

телей

И з мене -

П о к а з а т е л и

 

 

и з м е р е ­

до

после

ния

±

 

ния

 

 

 

в н едре ­ виедре-

 

 

 

 

ния

пня

 

 

Количество обрабатываемых узлов

шт.

1152

1152

_

 

Расход времени на очистку одного

ч

6,2

1,5

-4 ,7

узла

чел-час

7488

1728

—5760

Годовая трудоемкость обработки

Среднечасовая заработная плата од­

руб.

0,7

0,7

 

ного рабочего, включая начисления

%

14,1

+ 14,1

Норма амортизационных отчислении

Затраты на приобретение ультразву-

руб.

4286

+4286

кового генератора типа УЗМ-10 с ван­

 

 

 

 

 

ной и шестью излучателями К»

 

 

 

 

 

Текущие затраты на годовой объем

 

 

 

 

 

производства:

руб.

5242

1210

—4032

заработная плата

амортизация установки

»

5242

604

+604

общие затраты за год (Сх и С2)

»

1814

—3428

Нормативный коэффициент экономя-

»

0,15

 

ческой эффективности (Еи)

»

5242

1852

—3390

Размер приведенных затрат + Е НК)

Срок окупаемости капитальных затрат

годы

 

1,26

 

 

Годовая экономическая эффективность от внедрения ультразвуко­ вой установки определится:

Э = С1 + ЕнКг — (Са + E„Kt)= (7488-0,7) —

— (1728-0,7 + 0,15-4286) = 5242— 1852 = 3390.

Срок окупаемости капитальных затрат по приобретению ультра­ звуковой установки

Т

ок

Да~ К і _____4286

_ , „„

года.

 

С1 — С2 ~ 5242— 1852 ~ ^

 

182