Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 205
Скачиваний: 1
Применение такой установки повышает производительность труда и культуру производства, исключает применение тяжелого ручного труда слесарей на этих работах, улучшает условия безопасности тру довых процессов.
Внедрение ультразвуковой установки изменяет следующие основ ные элементы текущих затрат: 1) сумму заработной платы рабочих
сначислениями; 2) амортизационные отчисления.
Вминистерствах создается фонд освоения и внедрения новой тех ники за счет средств, отчисляемых от прибыли продукции подведом ственных предприятий и хозяйственных организаций. За счет средств этого фонда финансируются мероприятия по внедрению новой тех
ники, механизации, автоматизации и модернизации оборудования.
§ 40 _
Планирование технического прогресса в судостроении
Планирование технического прогресса в промышленности непо средственно отражается в планах повышения эффективности произ водства технического развития предприятий и отрасли.
Исходными данными для разработки плана повышения эффектив ности производства предприятия и отрасли являются: а) задания вышестоящих организаций по освоению новых типов судов и других видов продукции, внедрению новых технологических процессов, ком плексной механизации и автоматизации производства, имеющих особо важное значение для развития отрасли; б) контрольные цифры и показатели плана производства й повышения эффективности на пятилетие и на год; в) прогнозы технического развития предприя тия и отрасли; г) различного рода информация об отечественных и зарубежных достижениях науки и техники; д) предложения изобре тателей и рационализаторов; е) результаты сравнительного анализа уровня технического состояния производства по предприятиям от расли и другим отраслям промышленности.
В этом плане определяют пути развития технической базы по основным направлениям технического прогресса, формулируют за дание по разработке, освоению и внедрению в производство новых машин и оборудования, сырья и материалов, прогрессивных техно логических процессов и передовых форм организации производства, а также разрабатывают прогрессивные нормы использования обору дования, расходования материалов и энергетических ресурсов и пере довые нормы производительности труда рабочих-судостроителей.
В последнее время значительно расширены права промышлен ного предприятия в части совершенствования техники и технологии производства. Теперь предприятие имеет право не только утвер ждать технологические процессы производства (если они не установ лены центральным органом, осуществляющим единую техническую политику в данной отрасли), но и изменять их, при условии, что эти изменения будут улучшать качество продукции или повышать ее надежность и долговечность без нарушения государственных стан
183
дартов и технических условий, снижать себестоимость или давать иной положительный эффект.
Предприятию предоставлено право утверждать, по согласованию с заказчиком, технические условия на отдельные виды продукции, на которые отсутствуют государственные стандарты.
Всякое мероприятие в области новой техники и технологии произ водства должно способствовать экономии общественного труда и облегчать труд человека, содействовать выполнению стоящих перед отраслью промышленности задач по выпуску продукции в кратчай шие сроки, при высоком ее качестве, наибольшей экономической эффективности и максимальной народнохозяйственной целесооб разности.
При планировании развития новой техники выделить важнейшие направления, которые определяют техническое перевооружение всего процесса производства. Так, основными направлениями развития технического прогресса в ближайшей перспективе являются, как уже указывалось, комплексная механизация и автоматизация произ водства, более широкое использование электрической энергии, новых видов материалов и технологических процессов. Наконец, при со ставлении плана повышения эффективности производства должны также изучаться и использоваться передовые достижения зарубеж ной науки и техники.
Технический прогресс на предприятии планируют в несколько последовательных этапов, отвечающих стадиям создания и внедре ния новой техники: научные исследования, проектно-конструктор ские работы, изготовление и испытание опытных образцов, органи зация производства новой техники в заводском масштабе, широкое внедрение ее в производство. На каждом этапе работы определяется экономический эффект.
Мероприятия, проводимые по созданию и внедрению новой тех ники считаются целесообразными, если основные технические пока затели продукции получаются лучше, чем аналогичные показатели действующих оптимальных образцов; если необходимую продукцию или улучшение условий труда можно обеспечить только с помощью новой проектируемой техники; если дополнительные капиталовложе ния по ее разработке и внедрению окупаются в пределах норматив ного срока.
Планом предприятия по техническому развитию и повышению эффективности производства предусматривается: а) установление но вых видов и повышение качества выпускаемой продукции; б) внедре ние оборудования и универсальной оснастки для прогрессивной тех нологии, механизации и автоматизации производства; в) совершен ствование организации производства, переход на автоматическую систему управления; г) расширение научной организации труда (НОТ) рабочих, ИТР и служащих; д) усугубление научно-исследо вательских и опытно-конструкторских работ;
В соответствии с этим отраслевой план новой техники в судо строении включает в себя: план работы по проектированию новых судов и научных исследований и планы внедрения новой техноло-
184
Г и и Н а п р е д п р и я т и я х , В п е р в у ю о ч е р е д ь — п л а н ы м е х а н и з а ц и и т я ж е л ы х , т р у д о е м к и х р а б о т .
В части проектирования новых судов план отрасли предусматри вает разработку мероприятий, обеспечивающих дальнейшее совер шенствование проектируемых и строящихся судов, а также повыше ние технического уровня комплектующих судовых механизмов, устройств, приборов и другой судовой техники. Кроме того, в план включаются мероприятия по химизации производственного процесса, обеспечению широкого внедрения средств комплексной механизации и автоматизации, теплотехнического и технологического контроля в судовых энергетических установках и т. д.
По научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам в план включают проблемную тематику, которая должна не только удовлетворять текущие потребности производства, но и опережать их, прокладывая новые пути в технике судостроения. В соответствии с этим ученые и конструкторы добиваются создания совершенных форм обводов корпуса морских судов с целью уменьшения сопротив ления воды движению судна, повышения их скорости хода при одно временном улучшении мореходных качеств,- особенно у судов на подводных крыльях и воздушной подушке, дальнейшего развития теории и расчетов гребных винтов и других видов движителей. Осо бое внимание придается разработке теории движения судна на мор ском волнении, создаются новые конструкции успокоителей качки и т. д. Не менее важными являются дальнейшие исследования вопро сов строительной механики корабля и разработка наиболее рациональ ных конструкций корпуса, позволяющих затрачивать на его изготов ление меньше металла без ущерба для прочности, с применением легких сплавов, пластических масс, бетонов и других современных высокопрочных материалов.
В плане научных исследований на ближайшие годы предусматри вается дальнейшее развитие комплексной механизации и автомати зации производственных процессов в судостроении и судоремонте, а также совершенствование техники, экономики и организация произ водства.
Основными проблемами научных исследований являются: техни ческое перевооружение и повышение эффективности работы водоизмещающих судов; изучение гидромеханики быстроходных транс портных судов, оборудованных энергетическими установками боль шой удельной мощности; создание скоростных морских судов, ис пользующих принцип движения на подводных крыльях и воздушной подушке, а также высокоэффективных морских промысловых судов для экспедиционного лова; обеспечение безопасности плавания мор ских транспортных и промысловых судов.
Освоение выпуска перспективных типов судов и другой продук ции сопровождается подготовкой изделий к государственной атте стации на категорию качества, снижением потерь от брака и рекла маций, внедрением новых прогрессивных стандартов с расширением унификации узлов и деталей.
185
Вплане предусматриваются далее вопросы по изучению и раз работке новых энергетических агрегатов с использованием совре менных видов энергии, средств автоматического управления, регу лирования и контроля энергетических процессов, и, наконец, по разработке научных проблем, касающихся организации производства
исовершенствования технологических процессов с использованием математических методов и применением ЭВМ.
Вцелях большой оперативности в разрешении технических вопро сов предприятию предоставлено право заключать с. научно-исследо вательскими, проектно-конструкторскими организациями и высшими учебными заведениями договоры на разработку новой техники и технологии производства, проектов реконструкции предприятия и его производственных звеньев, модернизации оборудования, меха низации и автоматизации производственных процессов, разработку вопросов научной организации труда и производства.
Важным требованием, предъявляемым к научным исследованиям, является сокращение сроков выполнения работ и изготовления опыт
ных образцов при непременном обеспечении высокого их качества
имаксимальной экономической эффективности внедрения.
Вплан повышения эффективности производства отрасли вклю чаются вопросы внедрения новой технологии, новых прогрессивных технологических процессов и организационно-технических меро приятий, внедряемых в производство на каждом судостроительном заводе.
Кроме мероприятий, проводимых в масштабе отрасли, в плане указываются и такие, которые имеют заводское и цеховое значение. Однако в первую очередь в план должны включаться мероприятия, которые способствуют решению коренных вопросов улучшения про изводства и дают значительный технико-экономический эффект. Серьезное внимание должно быть уделено экономическому обосно ванию планов.
Планы технического развития обычно составляют сами предприя
тия, исходя из заданий вышестоящих организаций. В среднем до 80—85% всего прироста производительности труда должно обеспе чиваться за счет мероприятий по новой технике, а остальные 10— 20% — за счет прочих организационно-технических мероприятий и повышения дисциплины труда.
Рабочие и инженерно-технический персонал судостроительных предприятий в соответствии с планом принимают социалистические обязательства на производственных совещаниях цехов завода и в об щественных бюро экономического анализа разрабатываются орга низационно-технические мероприятия, направленные на повышение производительности труда путем ликвидации «узких мест» произ водства, различных неполадок и потерь рабочего времени.
План технического развития завода составляется за шесть меся цев до начала планируемого периода и предварительно обсуждается на техническом совете предприятия. Все мероприятия плана должны быть обоснованны и по ним должен быть произведен расчет экономи ческой эффективности, главным образом по производству и реализа
186
ции продукции, прибыли, рентабельности и финансированию, а также по образованию фондов экономического стимулирования.
Главное техническое управление Министерства составляет свод ный план важнейших мероприятий по техническому прогрессу в от расли на основе планов новой техники, разрабатываемых судострои тельными предприятиями или объединениями.
Наиболее важные мероприятия по техническому прогрессу вклю чаются в единый Государственный план технического прогресса, составляемый Государственным комитетом Совета Министров СССР
по науке и технике.
Примерно за полмесяца до начала планируемого года план новой техники рассматривается коллегией Министерства. Здесь намечаются и утверждаются первоочередные мероприятия по финансированию этого плана. До начала года составляется детальный план изготовле ния необходимого оборудования и средств механизации для оснаще ния производства новой техникой, а затем подготовляются поэтапные графики внедрения на предприятиях средств комплексной механи зации и автоматизации в текущем году.
В случае недостаточности средств фонда развития производства затраты по внедрению новой техники, улучшению технологических процессов и осуществлению других мероприятий по техническому прогрессу могут производиться за счет централизованных средств Министерства, а также кредитов банка с погашением их из средств фонда развития производства.
Выполнение плана новой техники рассматривается при подведении итогов по социалистическому соревнованию и хозяйственной дея тельности в качестве важнейшего показателя работы судостроитель ного предприятия и отрасли в целом.
§ 41
Система поощрения за развитие новой техники
Новаторы производства окружены у нас почетом: они награжаются орденами и медалями Советского Союза, грамотами Верховного Со вета, им присваиваются различные почетные звания, присуждаются Ленинская и Государственная премии.
Ленинские премии присуждаются один раз в два года за особо выдающиеся научные исследования, открывающие новые направле ния в науке и технике, результаты которых превышают мировые до стижения в данной области знанцй, за принципиальңо новые технщ ческие решения, вносящие крупный вклад в народное хозяйство и и в оборону и по своему уровню превосходящие достижения других стран.
Поощрения широко предусматриваются также правилами внут реннего распорядка предприятий. Но не только почестями и ңагра-
187