Файл: Логинов С.П. Экономика судостроительной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Применение такой установки повышает производительность труда и культуру производства, исключает применение тяжелого ручного труда слесарей на этих работах, улучшает условия безопасности тру­ довых процессов.

Внедрение ультразвуковой установки изменяет следующие основ­ ные элементы текущих затрат: 1) сумму заработной платы рабочих

сначислениями; 2) амортизационные отчисления.

Вминистерствах создается фонд освоения и внедрения новой тех­ ники за счет средств, отчисляемых от прибыли продукции подведом­ ственных предприятий и хозяйственных организаций. За счет средств этого фонда финансируются мероприятия по внедрению новой тех­

ники, механизации, автоматизации и модернизации оборудования.

§ 40 _

Планирование технического прогресса в судостроении

Планирование технического прогресса в промышленности непо­ средственно отражается в планах повышения эффективности произ­ водства технического развития предприятий и отрасли.

Исходными данными для разработки плана повышения эффектив­ ности производства предприятия и отрасли являются: а) задания вышестоящих организаций по освоению новых типов судов и других видов продукции, внедрению новых технологических процессов, ком­ плексной механизации и автоматизации производства, имеющих особо важное значение для развития отрасли; б) контрольные цифры и показатели плана производства й повышения эффективности на пятилетие и на год; в) прогнозы технического развития предприя­ тия и отрасли; г) различного рода информация об отечественных и зарубежных достижениях науки и техники; д) предложения изобре­ тателей и рационализаторов; е) результаты сравнительного анализа уровня технического состояния производства по предприятиям от­ расли и другим отраслям промышленности.

В этом плане определяют пути развития технической базы по основным направлениям технического прогресса, формулируют за­ дание по разработке, освоению и внедрению в производство новых машин и оборудования, сырья и материалов, прогрессивных техно­ логических процессов и передовых форм организации производства, а также разрабатывают прогрессивные нормы использования обору­ дования, расходования материалов и энергетических ресурсов и пере­ довые нормы производительности труда рабочих-судостроителей.

В последнее время значительно расширены права промышлен­ ного предприятия в части совершенствования техники и технологии производства. Теперь предприятие имеет право не только утвер­ ждать технологические процессы производства (если они не установ­ лены центральным органом, осуществляющим единую техническую политику в данной отрасли), но и изменять их, при условии, что эти изменения будут улучшать качество продукции или повышать ее надежность и долговечность без нарушения государственных стан­

183


дартов и технических условий, снижать себестоимость или давать иной положительный эффект.

Предприятию предоставлено право утверждать, по согласованию с заказчиком, технические условия на отдельные виды продукции, на которые отсутствуют государственные стандарты.

Всякое мероприятие в области новой техники и технологии произ­ водства должно способствовать экономии общественного труда и облегчать труд человека, содействовать выполнению стоящих перед отраслью промышленности задач по выпуску продукции в кратчай­ шие сроки, при высоком ее качестве, наибольшей экономической эффективности и максимальной народнохозяйственной целесооб­ разности.

При планировании развития новой техники выделить важнейшие направления, которые определяют техническое перевооружение всего процесса производства. Так, основными направлениями развития технического прогресса в ближайшей перспективе являются, как уже указывалось, комплексная механизация и автоматизация произ­ водства, более широкое использование электрической энергии, новых видов материалов и технологических процессов. Наконец, при со­ ставлении плана повышения эффективности производства должны также изучаться и использоваться передовые достижения зарубеж­ ной науки и техники.

Технический прогресс на предприятии планируют в несколько последовательных этапов, отвечающих стадиям создания и внедре­ ния новой техники: научные исследования, проектно-конструктор­ ские работы, изготовление и испытание опытных образцов, органи­ зация производства новой техники в заводском масштабе, широкое внедрение ее в производство. На каждом этапе работы определяется экономический эффект.

Мероприятия, проводимые по созданию и внедрению новой тех­ ники считаются целесообразными, если основные технические пока­ затели продукции получаются лучше, чем аналогичные показатели действующих оптимальных образцов; если необходимую продукцию или улучшение условий труда можно обеспечить только с помощью новой проектируемой техники; если дополнительные капиталовложе­ ния по ее разработке и внедрению окупаются в пределах норматив­ ного срока.

Планом предприятия по техническому развитию и повышению эффективности производства предусматривается: а) установление но­ вых видов и повышение качества выпускаемой продукции; б) внедре­ ние оборудования и универсальной оснастки для прогрессивной тех­ нологии, механизации и автоматизации производства; в) совершен­ ствование организации производства, переход на автоматическую систему управления; г) расширение научной организации труда (НОТ) рабочих, ИТР и служащих; д) усугубление научно-исследо­ вательских и опытно-конструкторских работ;

В соответствии с этим отраслевой план новой техники в судо­ строении включает в себя: план работы по проектированию новых судов и научных исследований и планы внедрения новой техноло-

184


Г и и Н а п р е д п р и я т и я х , В п е р в у ю о ч е р е д ь — п л а н ы м е х а н и з а ц и и т я ж е ­ л ы х , т р у д о е м к и х р а б о т .

В части проектирования новых судов план отрасли предусматри­ вает разработку мероприятий, обеспечивающих дальнейшее совер­ шенствование проектируемых и строящихся судов, а также повыше­ ние технического уровня комплектующих судовых механизмов, устройств, приборов и другой судовой техники. Кроме того, в план включаются мероприятия по химизации производственного процесса, обеспечению широкого внедрения средств комплексной механизации и автоматизации, теплотехнического и технологического контроля в судовых энергетических установках и т. д.

По научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам в план включают проблемную тематику, которая должна не только удовлетворять текущие потребности производства, но и опережать их, прокладывая новые пути в технике судостроения. В соответствии с этим ученые и конструкторы добиваются создания совершенных форм обводов корпуса морских судов с целью уменьшения сопротив­ ления воды движению судна, повышения их скорости хода при одно­ временном улучшении мореходных качеств,- особенно у судов на подводных крыльях и воздушной подушке, дальнейшего развития теории и расчетов гребных винтов и других видов движителей. Осо­ бое внимание придается разработке теории движения судна на мор­ ском волнении, создаются новые конструкции успокоителей качки и т. д. Не менее важными являются дальнейшие исследования вопро­ сов строительной механики корабля и разработка наиболее рациональ­ ных конструкций корпуса, позволяющих затрачивать на его изготов­ ление меньше металла без ущерба для прочности, с применением легких сплавов, пластических масс, бетонов и других современных высокопрочных материалов.

В плане научных исследований на ближайшие годы предусматри­ вается дальнейшее развитие комплексной механизации и автомати­ зации производственных процессов в судостроении и судоремонте, а также совершенствование техники, экономики и организация произ­ водства.

Основными проблемами научных исследований являются: техни­ ческое перевооружение и повышение эффективности работы водоизмещающих судов; изучение гидромеханики быстроходных транс­ портных судов, оборудованных энергетическими установками боль­ шой удельной мощности; создание скоростных морских судов, ис­ пользующих принцип движения на подводных крыльях и воздушной подушке, а также высокоэффективных морских промысловых судов для экспедиционного лова; обеспечение безопасности плавания мор­ ских транспортных и промысловых судов.

Освоение выпуска перспективных типов судов и другой продук­ ции сопровождается подготовкой изделий к государственной атте­ стации на категорию качества, снижением потерь от брака и рекла­ маций, внедрением новых прогрессивных стандартов с расширением унификации узлов и деталей.

185


Вплане предусматриваются далее вопросы по изучению и раз­ работке новых энергетических агрегатов с использованием совре­ менных видов энергии, средств автоматического управления, регу­ лирования и контроля энергетических процессов, и, наконец, по разработке научных проблем, касающихся организации производства

исовершенствования технологических процессов с использованием математических методов и применением ЭВМ.

Вцелях большой оперативности в разрешении технических вопро­ сов предприятию предоставлено право заключать с. научно-исследо­ вательскими, проектно-конструкторскими организациями и высшими учебными заведениями договоры на разработку новой техники и технологии производства, проектов реконструкции предприятия и его производственных звеньев, модернизации оборудования, меха­ низации и автоматизации производственных процессов, разработку вопросов научной организации труда и производства.

Важным требованием, предъявляемым к научным исследованиям, является сокращение сроков выполнения работ и изготовления опыт­

ных образцов при непременном обеспечении высокого их качества

имаксимальной экономической эффективности внедрения.

Вплан повышения эффективности производства отрасли вклю­ чаются вопросы внедрения новой технологии, новых прогрессивных технологических процессов и организационно-технических меро­ приятий, внедряемых в производство на каждом судостроительном заводе.

Кроме мероприятий, проводимых в масштабе отрасли, в плане указываются и такие, которые имеют заводское и цеховое значение. Однако в первую очередь в план должны включаться мероприятия, которые способствуют решению коренных вопросов улучшения про­ изводства и дают значительный технико-экономический эффект. Серьезное внимание должно быть уделено экономическому обосно­ ванию планов.

Планы технического развития обычно составляют сами предприя­

тия, исходя из заданий вышестоящих организаций. В среднем до 80—85% всего прироста производительности труда должно обеспе­ чиваться за счет мероприятий по новой технике, а остальные 10— 20% — за счет прочих организационно-технических мероприятий и повышения дисциплины труда.

Рабочие и инженерно-технический персонал судостроительных предприятий в соответствии с планом принимают социалистические обязательства на производственных совещаниях цехов завода и в об­ щественных бюро экономического анализа разрабатываются орга­ низационно-технические мероприятия, направленные на повышение производительности труда путем ликвидации «узких мест» произ­ водства, различных неполадок и потерь рабочего времени.

План технического развития завода составляется за шесть меся­ цев до начала планируемого периода и предварительно обсуждается на техническом совете предприятия. Все мероприятия плана должны быть обоснованны и по ним должен быть произведен расчет экономи­ ческой эффективности, главным образом по производству и реализа­

186


ции продукции, прибыли, рентабельности и финансированию, а также по образованию фондов экономического стимулирования.

Главное техническое управление Министерства составляет свод­ ный план важнейших мероприятий по техническому прогрессу в от­ расли на основе планов новой техники, разрабатываемых судострои­ тельными предприятиями или объединениями.

Наиболее важные мероприятия по техническому прогрессу вклю­ чаются в единый Государственный план технического прогресса, составляемый Государственным комитетом Совета Министров СССР

по науке и технике.

Примерно за полмесяца до начала планируемого года план новой техники рассматривается коллегией Министерства. Здесь намечаются и утверждаются первоочередные мероприятия по финансированию этого плана. До начала года составляется детальный план изготовле­ ния необходимого оборудования и средств механизации для оснаще­ ния производства новой техникой, а затем подготовляются поэтапные графики внедрения на предприятиях средств комплексной механи­ зации и автоматизации в текущем году.

В случае недостаточности средств фонда развития производства затраты по внедрению новой техники, улучшению технологических процессов и осуществлению других мероприятий по техническому прогрессу могут производиться за счет централизованных средств Министерства, а также кредитов банка с погашением их из средств фонда развития производства.

Выполнение плана новой техники рассматривается при подведении итогов по социалистическому соревнованию и хозяйственной дея­ тельности в качестве важнейшего показателя работы судостроитель­ ного предприятия и отрасли в целом.

§ 41

Система поощрения за развитие новой техники

Новаторы производства окружены у нас почетом: они награжаются орденами и медалями Советского Союза, грамотами Верховного Со­ вета, им присваиваются различные почетные звания, присуждаются Ленинская и Государственная премии.

Ленинские премии присуждаются один раз в два года за особо выдающиеся научные исследования, открывающие новые направле­ ния в науке и технике, результаты которых превышают мировые до­ стижения в данной области знанцй, за принципиальңо новые технщ ческие решения, вносящие крупный вклад в народное хозяйство и и в оборону и по своему уровню превосходящие достижения других стран.

Поощрения широко предусматриваются также правилами внут­ реннего распорядка предприятий. Но не только почестями и ңагра-

187